Тема: Особенности субъективного благополучия детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Коламыцина Ирина Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности субъективного благополучия детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-04.18.17-kolamytsina_sa.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности субъективного благополучия детей старшего дошкольного возраста

Авторы: И.Е. Коламыцина, С.А. Коламыцина

Summary: В статье рассматриваются особенности субъективного благополучия детей старшего дошкольного возраста.

Summary: The aim of this review is to study the features of senior preschool age children subjective well-being.

Keywords: Субъективное благополучие, возрастные особенности старшего дошкольника, особенности субъективного благополучия старших дошкольников.

Keywords: Subjective well-being, senior preschool age children.

Дошкольное детство – это период, когда формируется адекватная «Я-концепция» ребенка, его мировоззрение, самооценка, развивается способность к рефлексии, саморегуляции поведенческих проявлений, усвоению моральных, а главное – формируется ощущение благополучия. Субъективное благополучие дошкольников является необходимым условием успешного развития и обучения ребенка в школе, что доказывается в ряде психолого-педагогических исследованиий [2, С. 115-119.].

Основными элементами субъективного благополучия старших дошкольников являются физическое, социальное, эмоциональное и  дошкольное благополучие. Социальное благополучие связано с соответствием роли дошкольника в группе и его желаемой роли. Физическое благополучие зависит от физического состояния ребенка. Эмоциональное благополучие зависит от положительного состояния ребенка, которое характеризуется ощущением комфорта, защищенности, успеваемости, которое возникает на основе удовлетворения его базовых потребностей (безопасность, любовь, самовыражение и общение). Благополучие дошкольное характеризуется качеством жизни ребенка, комфортными условиями существования [1, С. 113-119].

Уровень субъективного благополучия дошкольников зависит от ряда факторов. В их число входят как внутренние факторы, так и внешние. К внешним факторам можно отнести следующие: отношения внутри семьи; воспитательный процесс в ДОУ; успешность ребенка;  его отношения со сверстниками; содержание питания; уровень технического обеспечения вокруг ребенка; наличие физических нагрузок. К внутренним факторам можно отнести состояние мыслительной деятельности; наличие здорового сна; наследственные факторы [4, С. 17]. Субъективное благополучие зависит и от оптимальности систем «мать-дитя», т.к. на благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, методы и приемы воздействия на ребенка в семье.

В нашем исследовании в качестве диагностического инструментария для выявления субъективного благополучия у детей старшего дошкольного возраста был использован «Опросник для детей от 5 до 7 лет» Pediatric Quality of Life Inventory – PedsQL™4.0.

Опросник качества жизни детей старшего дошкольного возраста позволил выявить, что выше всего дети оценили уровень своего физического и социального благополучия. Наименьшие показатели были выявлены по шкале эмоционального благополучия. Родители также выше всего оценили уровень физического и социального благополучия своих детей. Наименьшие показатели, по мнению родителей, были получены по шкале жизнь в детском саду.

Сравнивая ответы детей и взрослых, мы заметили, что они не всегда совпадают. Так, оценка родителями физического благополучия своих детей оказалась на 6,72 балла ниже,  чем отметили дошкольники. Еще ниже (на 7,40 балла)  родители оценили социальное благополучие своего ребенка. В связи с результатами исследования нами были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей, направленные на повышение уровня субъективного благополучия детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ.

Библиографический список

  1. Бонивелл, И. Ключи к благополучию. Что может позитивная психология [Текст] / И. Бонивелл / Пер. с англ. М. Бабичевой. – М.:Время, 2009. – С.51-56.Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
  2. Волчегорская, Е.Ю. Качество жизни и раннее музыкальное развитие дошкольников [Текст] /Е.Ю. Волчегорская, О.А.Ногина Дошкольное воспитание. 2012. № 4. С. 115-119.
  3. Волчегорская, Е.Ю.  Индивидуальные достоинства как предикторы качества жизни младших школьников / Е.Ю. Волчегорская
    Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 113-119.
  4. Пучкова, ГЛ. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности [Текст] / Г.Л. Пучкова.-Хабаровск, 2003. – 17с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с заиканием".

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка.Проблема формирования словарного...

Презентация "Развитие эмоционального благополучия детй старшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды"

Эмоции детей развиты слабо, они маловыразительны и однообразны. Степень выраженности тех или инных нарушений может быть различна,но в любом случае это сказывается на поведении ребенка. В своей работе ...

Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.

В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий  для эмоционального благополучия ребенка и его позит...

Хороводная игра как средство обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - период становления личности ребёнка, и в связи с этим главной задачей педагога становится развитие разносторонне развитого человека....

Беседа с родителями на тему: «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью. Дети среднего дошкольного возраста начинают активно осваивать способы словообразования....