Консультация для воспитателей "Личность воспитателя в контексте взаимодействия детского сада с семьёй"
консультация на тему
В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet_vystuplenie.zip | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Личность воспитателя в контексте взаимодействия детского сада с семьёй»
Воспитатель старшей компенсирующей группы «Почемучки»:
Кислова О.В.
Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:
- Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.
- Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
- Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
- Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.
- Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
- Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.
- Педагогический такт.
Но при общении с родителями у воспитателя может возникнуть ряд трудностей, поэтому существуют особенности данного общения.
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям. Но, как показывают научные и эмпирические данные, данное направление остается для современного воспитателя наиболее сложным.
Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательном потенциале, специфике взаимодействия, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.
Личностные качества и установки
(личностный компонент)
- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
- Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
- Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
- Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
Знания
(содержательный компонент)
- о семье
- об особенностях семейного воспитания
- о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
- о методах изучения семьи
- о современных формах организации общения
- о методах активизации родителей.
Умения и навыки
(деятельностный компонент)
- Умение преодолевать психологические барьеры общения
- Владение методами изучения семьи
- Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
- Умение ориентироваться в информации
- Умение конструировать программу деятельности с родителями
- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
- Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Поскольку в процессе общения педагога с родителями решаются познавательные и личностно-развивающие задачи, данный процесс правильно будет называть педагогическим общением. В общении педагога с родителями можно выделить два вида общения:
- групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
- дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с 2-мя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т.д.).
С задачами фронтального общения воспитатель справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может дать практически любой педагог.
Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.
Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:
- психолого-педагогической подготовленностью;
- коммуникативной культурой педагога;
- личностной психологической готовностью.
В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить.
Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет: большинство из них отмечают достаточный уровень психолого-педагогической подготовленности воспитателей наряду с низким уровнем коммуникативной культуры и неготовностью к эффективному педагогическому общению.
Основу коммуникативной культуры составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие: коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения; эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.
Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка.
Портрет педагога
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
- Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Правила установления хорошего личностного контакта.
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию.
В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия является создание единого пространства “Семья – детский сад”, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
- Улыбка,
- Имя собеседника
- Комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником :
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
- Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Примерный кодекс общения:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Упражнение «Искусство общения»
Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.
Тезисы.
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
- Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.
Перспективный план разработан с опорой на примерный план работы по экспериментальной региональной программе«Воспитание маленького волжанина»,задачи которой решаются во взаимодействии в диа...
Взаимодействие детского сада с семьёй
Взаимодействие детского сада с семьёй в соответствии с ФГОС...
анкета "О взаимодействии детского сада с семьёй"
в помощь воспитателям...
Презентация "Взаимодействие детского сада с семьёй"
Установление партнёрских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада...
консультация для педагогов "«Годовой круг встреч с родителями.Новый взгляд на взаимодействие детского сада с семьёй»
Традиционные и перспективные формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада....
"Взаимодействие детского сада с семьёй" (консультация для родителей)
Консультация для родитетей...
Формирование интереса дошкольника к семейной истории посредством метода проектов в контексте взаимодействия детского сада с семьёй
В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для формирования личности ребёнка....