Мастер- класс по экспериментированию "Удивительные приключения Смешариков"
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме
Данный материал направлен на формирование познавательных интересов и действий ребёнка. Он раскрывает использование опытов для познавательного развития детей старшего возраста. Данный мастер класс будет интересен для всех педагогов, заинтересованных в результатах своей работы по данному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty.docx | 25.38 КБ |
master-klass.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт 1 «Цветы распускаются»
Нам понадобится:
Ёмкость с водой, бумажные цветы.
Выполнение:
Давайте мы покажем Крошу и Ёжику как распускаются кувшинки. Возьмите по одному чудесному цветку. Закрутите или загните лепестки к центру и опустите в воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: Происходит это потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт 2 «Загадочные рыбки»
Нам понадобится:
Клей БФ – 6, формочки, зубочистки, акриловые краски, ёмкость с водой.
Выполнение:
Разлить клей БФ по маленьким порциям, добавить акриловые краски, размешать зубочисткой, выливать каплями в воду.
Вывод: Опыт показывает, как притягиваются жидкости одной плотности, отталкиваясь от жидкости другой плотности.
Опыт 3 «Дождь из облака».
Нам понадобится:
Пена для бритья, краситель пищевой синий, ёмкость с водой, пипетка.
Выполнение:
В воду добавить пену для бритья (облако), и из пипетки добавлять пищевой краситель (дождь).
Вывод: Капли красителя проходят сквозь пену и падают вниз потоком в виде дождя.
С помощью этого опыта легче объяснить детям, что вода может проходить сквозь другие материалы.
Опыт 4 «Извержение вулкана»
Нам понадобится:
Банка на подносе, сода, пищевой краситель красный, жидкость для мытья посуды, уксус.
Выполнение:
Облепить банку пластилином. Разводим краситель или гуашь в воде. Насыпаем в «кратер» соду, наливаем жидкость для мытья посуды, уксус. Наблюдаем извержение вулкана.
Вывод: Для детей старшего возраста. При соединении соды и уксуса происходит химическая реакция, в ходе которой образуется масса похожая на вулканическую лаву. Вот так в игровой форме мы показываем и объясняем детям как возникает вулкан на Земле.
Опыт 5 «Волшебные цветы».
Нам понадобится:
Белые тюльпаны (гвоздики), ёмкость с водой, пищевые красители (красный, синий, жёлтый), нож.
Выполнение:
Наполнить ёмкость водой, добавить пищевой краситель определённого цвета. Обрезать стебель наискось на 2 см под углом 45 гр в тёплой воде. Быстро переместить цветок из воды в ёмкость с красителем, зажав срез пальцем, так как при контакте с воздухом в стебле образуется воздушная пробка, мешающая воде свободно проходить по стеблю. Ожидание, пока окрашенная вода поднялась по стебелькам в вверх и окрасила их лепестки в другой цвет. В конце
эксперимента обследовали каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки), чтобы увидеть путь воды.
Вывод: Цветы, которые мы используем в эксперименте лишены корней. Но этот опыт доказывает, что растение не теряет возможность поглощать воду. Вода поступает в растение по стеблю.
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование»
Авторы: В.В. Русанова, А.В. Шамгина
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вологодского муниципального района «Ермаковский детский сад общеразвивающего вида»
Слайд 1.
Китайская пословица гласит «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»
Слайд 2
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментирование.
Задачи:
-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментирование;
-Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
-Для развития познавательной активности дошкольников сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности.
- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Слайд 3.
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, что такое детское экспериментирование. Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Профессор Академии творческой педагогики и Российской академии образования Николай Николаевич Поддьяков определяет детское экспериментирование как особую форму поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников. Цитата «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Он сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. При формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло.
В процессе организации детского экспериментирования мы придерживаемся определенной структуры.
Слайд 4.
Структура детского экспериментирования:
1.Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
3.Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
4.Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
6.Формулирование выводов.
Слайд 5, 6.
Детство, это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Познавательная активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Основная задача педагога поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, создать необходимые для этого условия. В нашей группе силами педагогов и родителей создан исследовательский центр «Мини-лаборатория Смешариков», где главными участниками, как вы уже догадались, являются герои популярного мультфильма. По итогам учрежденческого смотра-конкурса «Детский центр экспериментирования» мы получили грамоту за 1 место.
Слайд 7,8,9,10,11.
Для методического объединения воспитателей творческой группы по программе «Радуга» Вологодского муниципального района мы провели занятие- экспериментирование с элементами развлечения по теме «Воздух». В гости к ребятам прилетел пошалить Карлсон и посетив нашу лабораторию очень много узнал про свойства воздуха. В роли лаборантов выступили родители наших воспитанников. Педагоги высоко оценили нашу работу.
Слайд 12.
«Познание начинается с удивления.» Аристотель
«Удивление - это состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-нибудь, поражающего неожиданностью, необычностью, странностью или непонятностью.» Толковый словарь Ушакова.
Слайд 13.
Мы хотим сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили в группе. Предлагаем вам отправиться в удивительное путешествие вместе со Смешариками.
Сегодня забавные герои Смешарики приглашают к себе в гости и хотят поделиться с вами удивительными открытиями, событиями, которые произошли с ними летом.
Слайд 14
Однажды прекрасным летним утром Крош и Ёжик торопились к пруду, они давно приметили, что в пруду плавает много загадочных цветов. Солнце уже начало всходить и им захотелось увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт 1 « Цветы распускаются».
Слайд 15
Наши друзья полюбовались цветами и отправились поделиться своим впечатлением с Лосяшем, который в это время удил рыбку.
Закинули они удочки в воду, сидят любуются на природу. Но вдруг в воде они увидели интересную картину.
Опыт 2 «Загадочные рыбки».
Слайд 16
Рыбку друзья наловили и решили устроить пикник на природе, но вид у Смешариков грустный, что же их расстроило?
Оказывается, погода сменилась, подул ветер, и появились тяжёлые облака, скоро начнётся дождь.
Опыт 3 «Дождь из облака».
Слайд 17
На длительное время погода оставалась дождливой, и наши друзья отправились в путешествие вокруг острова Бали. Красота и разнообразие местной природы не переставало их удивлять. Они спускались к серному озеру, встречали рассвет солнца с дельфинами в океане, прыгали с водопадов, что затаились в глубине джунглей, наслаждались красотой гор.
Но увидев это явление, они были заворожены. Оно оставило самое яркое впечатление от путешествия. Давайте узнаем о нём.
Опыт 4 «Извержение вулкана».
Слайд 18
Вернувшись из путешествия, наши герои отдыхали от ярких впечатлений, а прекрасная Нюша решила порадовать своих друзей и отправилась на чудесную поляну, где растут самые нежные, белые тюльпаны.
Она хотела сделать сюрприз и сама нарисовать красками цветы в вазе, но так была увлечена, что нечаянно уронила в воду краски.
А как были удивлены друзья Смешарики, увидев волшебный букет Нюши.
Опыт 5 «Волшебные цветы».
Слайд 19.
Смешарики прощаются с вами до следующей встречи.
Слайд 20.
На память о нашем путешествии Нюша дарит вам эти чудесные цветы.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, давайте проанализируем нашу деятельность. Если вы считаете тему мастер-класса актуальной, вам всё было интересно и понятно - поднимите вверх солнышки. Если информация оказалась для вас не нужной, скучной, было что-то непонятно – поднимите тучку. Нам очень важно знать ваше мнение, пожалуйста, на обратной стороне солнышка напишите, что было положительного, а на тучках- замечания.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Невероятное приключение смешариков
Развлечение в 1младшей группес использованием здоровье сберегающих технологий...
Игра по ПДД "Приключения смешариков".
Знакомство детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения....
«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»
В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...
Конспект итогового мероприятия "Дорожная азбука или приключения Смешариков"
На данном занятии дети закрепляют знания правил дорожного движения, безопасного поведения в транспорте, через игру угадывают детали автомобиля....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста тема: «Приключения Смешариков продолжаются»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастатема: «Приключения Смешариков продолжаются»Цель: создание условий для развития у детей старшего...
Мастер- класс по изготовлению смешарика Кроша.
В мастер-классе показано, как сделать смешарика Кроша из бумаги вместе с детьми....
Мастер - класс по оформлению участка "Смешарики"
Мастер - класс...