Выступление на педагогическом совете 29.03.17
материал на тему

Маковецкая Наталья Юрьевна

 

Доклад на тему: Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makovetskaya_doklad_na_29.03.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение № 6

Выступление на педагогическом совете

Тема: Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ

Составил: Воспитатель первой квалификационной категории Маковецкая Н.Ю.

 Москва 2017г.

Доклад

Современное общество неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Сегодня осуществляется реализация Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому одним из приоритетных аспектов современной системы образования является использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). В связи с информатизацией системы образования к педагогу предъявляются новые требования, к его профессиональной компетентности. Одна из важнейших компетентностей – коммуникативная, которая подразумевает  способность педагога выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Теперь в компетенции педагога входит не только умелое пользование компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и способность создавать свои образовательные ресурсы, широко их применять в своей педагогической деятельности.

На самом деле, компьютеры и их программное обеспечение являются информационными технологиями в меньшей степени. Понятие ИКТ подразумевает использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Давайте же разберемся с основными направлениями развития ИКТ?

1. Использование компьютера для приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые компьютерные игры. В работе с дошкольниками педагогами используются чаще всего развивающие игры, реже обучающие и диагностические. На сегодняшний день имеется  достаточно широкий выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников. Но нельзя не сказать о том, что большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому их использование может быть частичным, в основном с целью развития психических процессов: памяти, внимания, мышления.

2. ИКТ как средство интерактивного обучения. В таком аспекте ИКТ способствует стимулированию познавательной активности детей и их участию в процессе освоения новых знаний. Здесь имеются в виду игры, созданные педагогами в соответствии с программными требованиями, которые можно использовать на занятиях с детьми.

3. Разработка технологии с включением ИКТ, основанная на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание).

4. ИКТ как средство АСУ (автоматизированная система управления). Реализация данной технологии в учреждении проводится с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. С помощью данной технологии осуществляется планирование, мониторинг, контроль, координация работы педагогов, специалистов, медиков. Речь об использовании ИКТ как средстве оптимизации деятельности ДОУ.

Но, несмотря на все плюсы использование ИКТ в условиях ДОУ рождает ряд проблем. Остановимся на них поподробнее:

– внедрение ИКТ в качестве «игрушки» ставит ряд волнующих вопросов, таких как: количество времени нахождения ребенка за компьютером, влияние игры на  его психическое и физическое состояние здоровья, влияние коммуникативные отношения, возникновение компьютерной зависимости;

– внедрение ИКТ в детские сады несет собой ряд трудностей экономического характера: нехватка средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств;

– проблема профессиональной компетенции педагогов тоже весьма актуальна, так как новые технологии требует от педагога не только умения  использовать современную технику, но и умения создавать собственные образовательные ресурсы, грамотно пользоваться сетью Интернет.  

Периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр помогает формированию волевых качеств у детей, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Здесь важно не допустить зацикливание ребенка на компьютерной игре. Участие в игре коллективом помогает избежать данной зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером. Ученые отмечают развивающую роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет.

 Основной задачей развития информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении является создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ. Данные образовательные комплексы средств для образования, воспитания и развития детей, позволяют эффективно проводить мониторинг усвоения образовательной программы, что является несомненным плюсом.

Использования образовательных комплексов в ДОУ требует  соответствующего технического оснащения:

– во-первых, создание в ДОУ компьютерно-игрового комплекса. В этом случае каждый ребенок играет один на один с компьютерным персонажем. Педагог только сторонний наблюдатель и помощник. Дети могут взаимодействовать между собой при наличии локальной сети и присоединения к скоростному Интернету. Так становится возможным проводить мониторинговые срезы и индивидуальные диагностики.

– во-вторых, применение ноутбука с подгруппой детей. Побуждать детей к деятельности помогают педагогу анимация, видео, аудиоряд. Дети, высказав свои предположения, проверяют их при помощи мышки, по очереди или созданным определенным правилам внутри группы. Такая деятельность формирует у дошкольников привычку соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты. В данном случае педагог не оценивает детей, а является их полноправным партнером по игре, лишь направляя их;

– в-третьих, использование компьютера и монитора большого размера, либо ноутбука и ЖК- телевизора. При наличии данных средств можно  демонстрировать на экране монитора тематические презентации или  игровые средства.

– в-четвертых, использование ноутбука или компьютера, проектора и экрана. Самый удачный вариант – потолочное крепление проектора. Такое крепление делает удобным и эффективным использование проектора в музыкальном зале для демонстрации картинного ряда;

– еще одним требованием является наличие в ДОУ виртуальной студии. Виртуальная студия – это помещение с аудиовизуальной техникой: ноутбук (компьютер), проектор, интерактивная доска. Интерактивная доска для дошкольников должна действовать по нажатию пальцем, а не маркером. Сегодня созданы доски, реагирующие одновременно на два или три нажатия, что дает возможность работать одновременно трем детям. Виртуальная студия имеет потолочное крепление проектора, так как провода должны быть недоступны детям. Интерактивная доска в ДОУ открывает новые возможности для организации совместной деятельности детей и педагога. При коллективном участии детей в игре развиваются одновременно коммуникативные и социальные навыки, которые помогают детям в преодолении собственного эгоцентризма, они учатся действовать по правилам, выслушивать и принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения. Интерактивная доска по своему прямому назначению может использоваться только с подгруппой детей, как визуальное средство – со всей группой дошкольников. Современные проекторы позволяют поддерживать очень хорошее качество изображения. Благодаря красочной анимации, динамичности сюжета, интересным заданиям игра позволяет включить в мыслительную деятельность всю подгруппу детей, действовать же на доске дети выходят по очереди или согласно другому принятому в группе правилу.

– также необходимо наличие единого информационно-развивающего пространства. Это значит, что все компьютеры ДОУ, предназначенные для работы с детьми, соединены в локальную сеть. В таком случае, все электронные образовательные средства доступны любому педагогу ДОУ и систематически могут им использоваться в повседневной работе. Решение проблемы технического оснащения ДОУ позволяет не только оптимально решать воспитательно-образовательные задачи, но и отработать систему мониторинга за развитием ребенка и освоением им образовательной программы, осуществить индивидуальный маршрут развития. Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей позволяет создать условия для активного взаимодействия с ребенком. В настоящее время, пока не решена проблема связи всех ПК в локальную сеть, поддерживать активное взаимодействие с внешним миром позволяет сайт ДОУ. Но есть необходимость в создании сайтов для групп.

Групповой сайт имеет преимущества для родителей:

1) Это дает возможность следить за жизнью группы;

2) Получение информации в форме педагогических советов;

3) Сайт позволяет лучше узнать воспитателей (их увлечения, интересы, педагогические взгляды). Это очень актуально в настоящее время: родители не всегда могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. Придя, совместно с ребенком всегда интересно зайти на сайт группы, вместе посмотреть новые фотографии, послушать рассказ ребенка о прошедших событиях.

Таким образом, использование ИКТ – это, в первую очередь, повышение качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, будут с большим уважением относиться к воспитателям, прислушиваться к их советам, активно участвовать в групповых проектах.

Список  литературы

1. Новицкая Н. В. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008. – 202с.

2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2008. – 156с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...