"Сказкотерапия для дошкольников"
консультация (средняя группа) на тему

Калинина Галина Михайловна

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu_skazkoterapiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

    В настоящее время, сказка все чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношение между сверстниками, родителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой  сферы, развитие речи и др.

Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

В старшем дошкольном возрасте проявляются две важнейшие функции и линии развития воображения. Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребенком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением. Вторая функция воображения, связанная с ориентировочно исследовательской эффективно-познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и для других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. Это связано с формированием определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему, что составляет нравственную сферу ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет -апогей сказочного мышления.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии

Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста)         Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.

Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям.

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства,  собственное рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, бессомненно, принесут пользу. Если бы у маленького Саши Пушкина не было бы такой замечательной няни, мир мог бы не увидеть впоследствии великого поэта.

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

На «сказочных» занятиях дети учатся:

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

И как мы понимаем, именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Правильность и выразительность речи зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

 «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников

·  Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

·  Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

·  Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликтов в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке.

·  Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказкотерапия для дошкольников

методические рекомендации для воспитателей по использованию сказкотерапии в ДОУ...

"Сказкотерапия для дошкольников".

Статья с практическими упражнениями....

Презентация для воспитателей "Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широкоиспользуемое в педагогике и психологии для решения различных задач"

Презентация поможет педагогу грамотно использовать авторские и народные сказки в совместной деятельности для развития высоких нравственных и этических  качеств ребенк. А так же поможет научить ре...

Почему так популярна и необходима сказкотерапия для дошкольников?

Вряд ли есть хоть один человек, который не любит сказки. Нежный голос мамы, красивые описания природы, яркие персонажи и, конечно же, добро, которое всегда побеждает зло, – все это мы вспоминаем с л...

«Сказкотерапия для дошкольников»

Консультация для родителей....

"Сказкотерапия для дошкольников"

О влиянии сказок на детей...