Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесное происшествие»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.
Задачи:
1. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;
2. Формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, физические качества, самостоятельность и ответственность ребёнка;
3. Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).
Подготовка к игре:
-Изготовление макетов деревьев
- Изготовление макета автомобиля
- Приготовление спортивного оборудования: дуга, имитация кочек и пр.
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Больница»: носилки, инструменты, бинты и т. д.
- Приготовление средств тушения пожара: ведра огнетушители пр.
- Приготовление атрибутов для журналистов: микрофон, видеокамера, бейджики и т. д. - Чтение рассказов В. Бианки «Лесные путешествия»
- Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей», «Лиса и рак», «Лисичка-сестричка и серый волк» и др.
- Рассматривание иллюстраций из «Энциклопедии о животных»
- Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях
- Рассказ воспитателя о профессиях пожарных, спасателей, журналистов, ветеринаров.
- Беседа о правилах поведения людей в природе.
- Дидактические игры: домино «Мы из красной книги России»
- Подвижные игры с элементами имитации:
«Птицы», «Лес. Сад. Огород», «Где спрятался зайчик» Научить пользоваться микрофоном, брать интервью, снимать на видеокамеру, бинтовать пострадавшего, нести носилки, оказывать первую помощь, применять элементы тушения пожара.
Перспективный план подготовки к игре «Лесное происшествие»
Сюжеты. Роли. Атрибуты. Игровые действия. Речевые обороты.
Почтальон, письмо. Сообщает тревожную весть. Вам письмо!
В лесу Жители леса – животные. Животные – игрушки. Сидят, лежат около деревьев. «Помогите! Спасите!»
Сопутствующие сюжеты:
Ветеринарная клиника. Ветеринар.
Пинцет, вата, бинты, зеленка, йод. Осматривает животных, оказывает им помощь. Сейчас мы тебя полечим. Посмотрим.
Водители.
Руль, макет автомобиля. Перевозят пострадавших из леса в больницу. Держитесь, скоро приедем!
Спасатели.
Носилки. Расчищают завалы. Переносят пострадавших зверей на носилках. Скорее, скорее! Сейчас мы вам поможем.
В лесу Пожарные Ведра, огнетушитель, каска, защитная одежда, лопата. Тушат пожар: «наливают» воду в ведра, разворачивают шланги, направляют их на огонь. Давай, давай! Быстрее!
Сильнее напор!
На месте происшествия Журналисты Микрофон, бейджики, видеокамера. Снимают на видеокамеру события с места происшествия, берут интервью у спасателей и пожарных. Мы снимаем репортаж из леса с места событий! По нашим данным кто-то развел костер и из-за неаккуратного с ним обращения в лесу разгорелся пожар…
В больнице: санитары, пинцет, вата, бинты, зеленка, йод, ложечки, баночки с лекарствами, стаканчики с водой. Выполняют указания ветеринара, оказывают животным медицинскую помощь и уход. Потерпите, будет не больно, сейчас мы вас подлечим, скоро все заживет.
Обогащение и активизация словаря:
Ветеринар, бедствие, происшествие, эвакуация, милосердие.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на гостей, приветствуют их и строятся вокруг воспитателя.
Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь:
- Ребята, нам срочная телеграмма. Открывает конверт и читает: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка – Весточка. Помогите! Спасите! В лесу пожар! Мальчики Федя и Витя разожгли костёр. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и убежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться. В опасности жители леса. Помогите! Спасите!»
Воспитатель:
- Ребята, мы можем помочь жителям леса? А как? (варианты ответов детей) Кто может потушить пожар? (пожарные) Оказать первую помощь животным? (спасатели, санитары) Как называется врач, который лечит животных? (ветеринар) А кто может рассказать другим людям о том, что произошло? (журналисты)
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Лесное происшествие». Давайте распределим роли. Кто хочет быть пожарным? (2 человека). Что вам нужно для игры, чтоб потушить пожар? (огнетушитель, ведро, лопата, одежда) Берите все необходимое. Лес у нас будет здесь. Вот деревья, пострадавшие животные, пожар будем тушить здесь.
Совместное распределение ролей, раздача атрибутов, определение расположения игрового пространства, проговаривание примерных игровых действий, речевых оборотов, правил поведения в природе.
Воспитатель исполняет роль «начальника спасательной операции». Остальные роли обыгрывают дети. Педагог стимулирует детей на диалог в процессе игры. На тушение пожара отправляются пожарные, спасатели, девочки – санитарки, а так же журналисты.
Воспитатель:
- Я буду начальником спасательной операции.
- Но, чтобы попасть в лес, нам нужно пройти следующие препятствия:
1) пройти сквозь поваленные деревья (ходьба с высоким подниманием ног);
2) проползти под дугой, имитируя препятствия пожара в лесу;
3) перепрыгнуть с кочки на кочку на двух ногах.
Воспитатель:
- Пожарные, тушите скорее огонь. Спасатели переносите пострадавших зверей в машину и везите их в больницу. В больнице девочки – ветеринары лечат зверей. Санитары оказывают им помощь. Журналисты ведут репортаж с места событий.
Окончание игры.
Воспитатель собирает детей вокруг себя:
- Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как мы сегодня дружно играли и сумели помочь лесным жителям. Жаль, что бывают такие люди, которые не умеют обращаться с огнем. Давайте подведем итог:
- Можно ли разводить огонь в лесу? (не желательно) Но, если все-таки пришлось его развести то, что нужно сделать? (потушить) Чем? (залить водой или засыпать землей, песком)
Оценка игры.
Воспитатель:
- Ребята, что вам больше всего понравилось во время игры? (Ответы детей.)
После того как пожар потушен, и животные спасены, воспитатель дает оценку взаимоотношений детей, например: «Ребята, я заметила, что во время игры вы старались помогать друг другу, но были недостаточно внимательными, торопились и не всегда уступали друг к другу. Нести носилки нужно было медленно и аккуратно»; и беседует о причинах пожара, закрепляя правила поведения людей в природе.
- А давайте вспомним, люди какой профессии могут рассказать другим людям о том, что произошло в лесу? (журналисты) Теперь я буду журналистом и возьму у вас интервью:
- Скажите, /имена детей/, вам понравилось быть пожарными? Почему?
- А вам понравилось быть спасателями? Как вы считаете, вы справились со своей задачей?
- Почему ты захотел быть ветеринаром? Ты был хорошим врачом? Как ты играл?
- В следующий раз мы с вами снова поиграем в такую игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно–ролевой игры Тема: «Лесные забавы» (экскурсия в лес) в младшей группе
План – конспект сюжетно ролевой игры по теме: «Лесные забавы»(младшая группа)...
Конспект сюжетно-ролевой игры для средней группы «Варенье для Лесного Мишки»
МАДОУ №218 «Детский сад общеразвивающего вида»Конспект сюжетно-ролевой игры для средней группы «Варенье для Лесного Мишки»Открытое занятие 01.03.2014...
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Конспект сюжетно – ролевой игры «Поможем лесным зверюшкам».
Игра может использоваться во всех возрастных группах. С помощью этой игры закрепляются профессии, названия диких зверей. В эту игру можно играть целый день. развивая ситуации, добавляя что - то новое....
Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе «В» Тема: Сюжетно-ролевой игры «Лесная больница»
Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группеЦель: формирование игровых умений, создание условий для сюжетно-ролевой игры.Задачи:1. Формировать умение прини...