Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесное происшествие»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Царёва Наталья Николаевна

Цель: На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Задачи:

1. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;

2. Формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, физические качества, самостоятельность и ответственность ребёнка;

3. Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).

Подготовка к игре:

 -Изготовление макетов деревьев

- Изготовление макета автомобиля

- Приготовление спортивного оборудования: дуга, имитация кочек и пр.

- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Больница»: носилки, инструменты, бинты и т. д.

- Приготовление средств тушения пожара: ведра огнетушители пр.

- Приготовление атрибутов для журналистов: микрофон, видеокамера, бейджики и т. д. - Чтение рассказов В. Бианки «Лесные путешествия»

- Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей»«Лиса и рак»«Лисичка-сестричка и серый волк» и др.

- Рассматривание иллюстраций из «Энциклопедии о животных»

- Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях

- Рассказ воспитателя о профессиях пожарных, спасателей, журналистов, ветеринаров.

- Беседа о правилах поведения людей в природе.

- Дидактические игры: домино «Мы из красной книги России»

- Подвижные игры с элементами имитации:

«Птицы»«Лес. Сад. Огород»«Где спрятался зайчик» Научить пользоваться микрофоном, брать интервью, снимать на видеокамеру, бинтовать пострадавшего, нести носилки, оказывать первую помощь, применять элементы тушения пожара.


Перспективный план подготовки к игре «Лесное происшествие»


Сюжеты. Роли. Атрибуты. Игровые действия. Речевые обороты.

Почтальон, письмо.  Сообщает тревожную весть. Вам письмо!

В лесу Жители леса – животные.  Животные – игрушки. Сидят, лежат около деревьев. «Помогите! Спасите!»

Сопутствующие сюжеты:

Ветеринарная клиника. Ветеринар.

Пинцет, вата, бинты, зеленка, йод. Осматривает животных, оказывает им помощь. Сейчас мы тебя полечим. Посмотрим.

Водители.

Руль, макет автомобиля. Перевозят пострадавших из леса в больницу. Держитесь, скоро приедем!

Спасатели.

Носилки. Расчищают завалы. Переносят пострадавших зверей на носилках. Скорее, скорее! Сейчас мы вам поможем.

В лесу Пожарные Ведра, огнетушитель, каска, защитная одежда, лопата. Тушат пожар«наливают» воду в ведра, разворачивают шланги, направляют их на огонь. Давай, давай! Быстрее!

Сильнее напор!

На месте происшествия Журналисты Микрофон, бейджики, видеокамера. Снимают на видеокамеру события с места происшествия, берут интервью у спасателей и пожарных. Мы снимаем репортаж из леса с места событий! По нашим данным кто-то развел костер и из-за неаккуратного с ним обращения в лесу разгорелся пожар…

В больнице: санитары, пинцет, вата, бинты, зеленка, йод, ложечки, баночки с лекарствами, стаканчики с водой. Выполняют указания ветеринара, оказывают животным медицинскую помощь и уход. Потерпите, будет не больно, сейчас мы вас подлечим, скоро все заживет.

Обогащение и активизация словаря:

Ветеринар, бедствие, происшествие, эвакуация, милосердие.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на гостей, приветствуют их и строятся вокруг воспитателя.

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь:

- Ребята, нам срочная телеграмма. Открывает конверт и читает: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка – Весточка. Помогите! Спасите! В лесу пожар! Мальчики Федя и Витя разожгли костёр. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и убежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться. В опасности жители леса. Помогите! Спасите!»

Воспитатель:

- Ребята, мы можем помочь жителям леса? А как? (варианты ответов детей) Кто может потушить пожар? (пожарные) Оказать первую помощь животным? (спасатели, санитары) Как называется врач, который лечит животных? (ветеринар) А кто может рассказать другим людям о том, что произошло(журналисты)

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Лесное происшествие». Давайте распределим роли. Кто хочет быть пожарным? (2 человека). Что вам нужно для игры, чтоб потушить пожар? (огнетушитель, ведро, лопата, одежда) Берите все необходимое. Лес у нас будет здесь. Вот деревья, пострадавшие животные, пожар будем тушить здесь.

Совместное распределение ролей, раздача атрибутов, определение расположения игрового пространства, проговаривание примерных игровых действий, речевых оборотов, правил поведения в природе.

Воспитатель исполняет роль «начальника спасательной операции». Остальные роли обыгрывают дети. Педагог стимулирует детей на диалог в процессе игры. На тушение пожара отправляются пожарные, спасатели, девочки – санитарки, а так же журналисты.

Воспитатель:

- Я буду начальником спасательной операции.

- Но, чтобы попасть в лес, нам нужно пройти следующие препятствия:

1) пройти сквозь поваленные деревья (ходьба с высоким подниманием ног);

2) проползти под дугой, имитируя препятствия пожара в лесу;

3) перепрыгнуть с кочки на кочку на двух ногах.

Воспитатель:

- Пожарные, тушите скорее огонь. Спасатели переносите пострадавших зверей в машину и везите их в больницу. В больнице девочки – ветеринары лечат зверей. Санитары оказывают им помощь. Журналисты ведут репортаж с места событий.

Окончание игры.

Воспитатель собирает детей вокруг себя:

- Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как мы сегодня дружно играли и сумели помочь лесным жителям. Жаль, что бывают такие люди, которые не умеют обращаться с огнем. Давайте подведем итог:

- Можно ли разводить огонь в лесу? (не желательно) Но, если все-таки пришлось его развести то, что нужно сделать? (потушить) Чем? (залить водой или засыпать землей, песком)

Оценка игры.

Воспитатель:

- Ребята, что вам больше всего понравилось во время игры(Ответы детей.)

После того как пожар потушен, и животные спасены, воспитатель дает оценку взаимоотношений детей, например: «Ребята, я заметила, что во время игры вы старались помогать друг другу, но были недостаточно внимательными, торопились и не всегда уступали друг к другу. Нести носилки нужно было медленно и аккуратно»; и беседует о причинах пожара, закрепляя правила поведения людей в природе.

- А давайте вспомним, люди какой профессии могут рассказать другим людям о том, что произошло в лесу(журналисты) Теперь я буду журналистом и возьму у вас интервью:

- Скажите, /имена детей/, вам понравилось быть пожарными? Почему?

- А вам понравилось быть спасателями? Как вы считаете, вы справились со своей задачей?

- Почему ты захотел быть ветеринаром? Ты был хорошим врачом? Как ты играл?

- В следующий раз мы с вами снова поиграем в такую игру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно–ролевой игры Тема: «Лесные забавы» (экскурсия в лес) в младшей группе

План – конспект сюжетно ролевой игры по теме: «Лесные забавы»(младшая группа)...

Конспект сюжетно-ролевой игры для средней группы «Варенье для Лесного Мишки»

МАДОУ №218 «Детский сад общеразвивающего вида»Конспект сюжетно-ролевой игры для средней группы «Варенье для Лесного Мишки»Открытое занятие  01.03.2014...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно – ролевой игры «Поможем лесным зверюшкам».

Игра может использоваться во всех возрастных группах. С помощью этой игры закрепляются профессии, названия диких зверей. В эту игру можно играть целый день. развивая ситуации, добавляя что - то новое....

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе «В» Тема: Сюжетно-ролевой игры «Лесная больница»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группеЦель: формирование игровых умений, создание условий для сюжетно-ролевой игры.Задачи:1. Формировать умение прини...