Рабочая программа 2016г.
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая программа для детей раннего возраста группы «Капелька»
возраст 2-3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma_2016.docx | 165.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ушьинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
Для детей раннего возраста группы «Капелька»
возраст 2-3 года
Срок реализации 2016-2017учебный год.
Разработчики:
Черкашина Марина Леонидовна, воспитатель первой квалификационной категории; Могутова Валентина Григорьевна, воспитатель.
д. Ушья, 2016г.
Оглавление
сведения о программе, учебных пособиях на основе которых разработана программа 4
Сведения о детском коллективе 7
Количество организованной образовательной деятельности 8
Особенности реализации программы 8
2. Комплексно тематическое планирование содержания образовательной деятельности 10
«Социально- коммуникативное развитие» 11
«Речевое развитие» включает: 15
«Художественно- эстетическое развитие» 18
3.Перспективное планирование по образовательным областям 21
4. Коррекционная (индивидуальная работа) 22
7. Результаты освоения программы 23
8. Учебно методическое сопровождение 24
Приложения
Паспорт программы
Название | Рабочая программа для детей раннего возраста от 2до 3 лет на 2016-2017 учебный год. |
Информация об учреждении | Дошкольное отделение (далее детский сад) расположен по адресу: Россия , Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, Кондинский район, д. Ушья, ул. Юбилейная, д.9 Детский сад расположен в 26 километрах от г.Урай. До 2006 года находился в структуре г. Урай. С 2006 года в структуре управления образования администрации Кондинского района. В 2010 года путем реорганизации стало структурным подразделением МБОУ « Ушьинская СОШ» |
Нормативные документы | 1 Федеральные
2. Региональные
3. Нормативные документы МБОУ «Ушьинская СОШ»:
|
Пояснительная записка.
Наименование группы: группа раннего возраста «Капелька» для детей от 2 до 3 лет.
Название | Рабочая программа для детей раннего возраста группы «Капелька» от 2 до 3 лет |
Участники образовательного процесса | Дети 2-3лет, их родители (законные представители) и педагогические работники. |
разработчики | Черкашина Марина Леонидовна, воспитатель 1 квалификационной категории; Могутова Валентина Григорьевна, воспитатель. |
Срок реализации | 2016-2017 учебный год |
сведения о программе, учебных пособиях на основе которых разработана программа | Примерная образовательная программа для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги», Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. , Мещерякова С.Ю., Москва 2014г |
Цель | Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком раннего возраста, развитие целостной личности ребѐнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. |
Задачи |
Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.
Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
|
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников | Установление партнерских отношений с родителями, налаживание доверительных отношений между педагогами и членами семьи, организация обратной связи между ними |
принципы и подходы к формированию программы |
|
В группе работают воспитатели:
ФИО | образование | стаж | квалификационная категория |
Черкашина Марина Леонидовна | Высшее, педагог психолог | 22 | первая |
Могутова Валентина Григорьевна | Среднее специальное, учитель нач. классов | 8 | нет |
Информация об организации возрастной группы
Особенности организации образовательного процесса в группе определяются возрастом, составом и характеристикой детей.
Возрастные психофизические особенности детей раннего возраста (от 2 до 3 лет).
На третьем году жизни довольно интенсивно продолжается физическое развитие ребёнка, хотя и медленнее по сравнению с предшествующим годом. В этот период у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6—6,5 ч). В этом возрасте у ребёнка легче сформировать навыки правильного поведения, так как он уже может на короткое время сдержать свои действия, желания. Однако надо помнить, что и в 3 года ребёнок легко возбуждается и легко утомляется от однообразных действий. На третьем году жизни происходит интенсивное развитие ребёнка. Самые большие изменения в его психике касаются дальнейшего формирования речи и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под её влиянием. Словарь ребёнка в этом возрасте увеличивается в три-четыре раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Почти исчезают облегчённые формы слов, а также неправильно произносимые слова; дети начинают употреблять все части речи. Сложившееся мышление ребёнка отражается в грамматическом строе его речи, он уже употребляет распространённые и сложные предложения. Он задаёт множество вопросов: почему? Где? Когда? Зачем? Эти вопросы отражают развивающуюся познавательную потребность. Употребление детьми различных частей речи и появление придаточных предложений, вопросов характеризует дальнейший этап развития мыслительной деятельности, говорит о том, что дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, они пытаются установить между ними связи, улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают, сопоставляют; развитие речи и мыслительного процесса идёт одновременно. Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребёнок понимает смысл слов, относящихся к тому, что повседневно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями. С ребёнком можно говорить уже не только о данном моменте, но и о прошлом, и в какой-то мере о будущем, например о том, куда он пойдёт; что будет делать на прогулке; что произошло вчера на прогулке; какими игрушками украшали ёлку; что собирали летом в лесу. Появляются более сложные обобщения, например словами «игрушки», «одежда»; ребёнок обобщает разнородные, но сходные по функции предметы. Обобщённые значения приобретают и слова, обозначающие качество предметов. Ребёнок может понять рассказ взрослого о таких явлениях и событиях, которые сам он непосредственно не видел, но, чтобы малыш воспринял то, о чём ему говорят, смысл слов, употребляемых в рассказе, должен быть ему понятен. На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Хотя при обучении ведущее место ещё занимает показ, удельный вес речи как средства обучения и воспитания значительно возрастает. Словом можно прекратить то или иное действие ребёнка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие. Но несмотря на большие достижения в развитии речи, дети ещё не имеют достаточного опыта и не владеют грамматическим строем языка, поэтому их речь остаётся несколько своеобразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся ещё смягчённо, одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом — неправильно. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие, встречается замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки собственной речи не мешают ребёнку замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребёнка. На протяжении третьего года у ребёнка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем его мире. Он узнаёт свойства и назначение многих предметов повседневного обихода; не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. У ребёнка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один). Представления и понятия детей пока ещё не совершенны, и поэтому нередки неправильные заключения. Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность. Одним из видов деятельности ребёнка можно назвать наблюдение, которому следует уделять особое внимание, так как оно является важным средством сенсорного развития. Если взрослый принимает активное участие в наблюдениях ребёнка, то, как правило, ребёнок задаёт много вопросов, к которым также нужно относиться очень внимательно. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребёнок пытается познать окружающий мир. Деятельность ребёнка на третьем году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами: предметная деятельность (занятия с пирамидками, матрёшками, мозаикой); сюжетные игры (игра с куклой); наблюдения; рассматривание картинок, книг; элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек); игры со строительным материалом; начала изобразительной деятельности (лепка и рисование). Все эти виды деятельности имеют значение для интеллектуального развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребёнка быть не может. Особое место среди различных видов деятельности занимают сюжетные игры, которые по своему характеру становятся более сложными по сравнению с игрой ребёнка второго года. Ребёнок, играя, отображает уже многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь действий, но и начинает отражать человеческие отношения. Например, бережно, ласково обращается с куклой или сердится на неё, делает ей замечания, наказывает. Появляются элементы ролевой игры. Новым в развитии деятельности ребёнка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать то или иное действие, заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу». Появление элементов планирования — важное качество в деятельности ребёнка. В этом возрасте ребёнок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может делать уже довольно сложные постройки (например, гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними. Появляются новые виды деятельности: рисование, лепка. Ребёнок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу третьего года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепёшки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек. В процессе деятельности и общения у ребёнка рано начинает складываться определённое отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение. Все положительные формы поведения уже вполне доступны детям этого возраста, и их надо формировать. Довольно разнообразны на данном этапе и чувства детей. Они проявляют удовольствие, радость и огорчение, страх, смущение, чувство привязанности, обиды. Третий год жизни — период интенсивного развития у ребёнка самостоятельности. Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребёнка: совершенствуются навыки самообслуживания, игры, организованной учебной деятельности, простейшей трудовой деятельности. У ребёнка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: приласкать, помочь, вместе что-то сделать, наблюдать за чем-то интересным. Под влиянием возрастающей практической самостоятельности малыш начинает осознавать своё «я» и хочет быть похожим на взрослых, обладать такой же независимостью, самостоятельностью. При излишней опеке, несвоевременном усложнении воспитательных подходов может возникнуть кризис поведения, сопровождающийся проявлениями негативизма, упрямства, капризами.
Сведения о детском коллективе
Количество детей (Состав) на 1.09.2016
Возраст | количество | Девочек | мальчиков |
2-3 года | 17 | 7 | 10 |
Состав группы (приложение 1)
Фамилия, имя ребёнка | Дата рождения | Возраст на 01.09.10 г. | Примечание |
На начало года формируется паспорт группы (сведения и детях и их родителях(законных представителях) (приложение 2)
Социальный паспорт группы (Приложение 3)
Здоровье детей
В начале года медсестрой формируется паспорт здоровья группы (см. приложение 4 Лист здоровья группы)
Режим работы группы
(Режим дня)
Включение ребенка в режим дня представляет особую проблему в организации жизни детей в яслях. Маленькие дети обычно с трудом привыкают к новой для них пище, плохо засыпают в новых условиях, часто не умеют самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться горшком.
Важное значение для здоровья и благополучного развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования, прогулок, проведения гигиенических процедур.
Приложение 5
Расписание Организованной образовательной деятельности приложение 6
Работа с детьми организуется в следующих направлениях:
- Образовательная деятельность:
- Организованная образовательная деятельность(ООД). Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе специально организованной деятельности педагога с детьми и организации различных видов детской деятельности
- Совместная деятельность. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения.
- Самостоятельная деятельность детей. Педагоги создают условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по интересам и желанию детей.
- Взаимодействие с родителями
- Создание развивающей предметно пространственной среды
Домашние задания воспитанникам дошкольного учреждения не предусмотрены(п.2.12.11).
Физкультурные минутки проводятся с целью смены деятельности физической нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением.
Количество организованной образовательной деятельности(ООД).
ОО | вид деятельности | неделя | месяц | год | |||
количество | время | количество | время | количество | время | ||
Художественно – эстетическое развитие | музыкальная деятельность | 2 | 20 | 8 | 80 | 72 | 720 |
изобразительная деятельность | 2 | 20 | 8 | 80 | 72 | 720 | |
Познавательное развитие | предметная деятельность | 1 | 10 | 4 | 40 | 36 | 360 |
Физическое развитие | двигательная активность | 2 | 20 | 8 | 80 | 72 | 720 |
Речевое развитие | общение | 1 | 10 | 4 | 40 | 36 | 360 |
«Социально- коммуникативное развитие» | игровая деятельность | 1 | 10 | 4 | 40 | 36 | 360 |
итого | 9 | 90 | 36 | 360 | 324 | 3240 |
Место проведения
Физкультурные занятия проводятся воспитателем 2 раза в неделю в групповом помещении.
Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю музыкальным руководителем в музыкальном зале.
Особенности реализации программы
Игра - основная формы организации детской деятельности (предметной, изобразительной, музыкальной, театрализованной, физкультурных занятий и др.)
Содержание образовательных областей строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности в раннем возрасте (1 год - 3 года):
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
- двигательная активность;
виды детских игр: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.
Элементы игры включаются также в наблюдение, детское экспериментирование, бытовые занятия (сервировка стола, поддержание порядка в групповых помещениях и на участке и т.п.).
Организация игр и занятий в раннем возрасте
- этап – необходима индивидуальная обращенность проводятся в парах, только с 2 детьми, постепенно подключаются 3-5 детей
- этап – эмоционально – практическое взаимодействие
- этап - принятие роли и ролевое общение, содержательное игровое взаимодействие
Игры и занятия реализуются в различных ситуациях:
- Режимных моментах,
- Свободной игре
- Групповых занятиях
- Специально организованные игры
Комплексно тематическое планирование содержания образовательной деятельности
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы является примерный календарь праздников, событий, мероприятий, а также учет регионального компонента: знакомство с природными особенностями региона, коренными жителями округа.
1 полугодие | 2 полугодие | летние каникулы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С 01.09.2016 г. по 31.12.2017 г. 17 недель | С 14.01.2017 г. по 31.05.2015 г. 19 недель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во в месяце | 4 нед 2 дня 22 раб дня | 4 нед. 1 день 21 раб день | 4нед. 1 день 21 раб день | 4 недели 2 дня 22 раб дня | 2нед. 4 дня 14 раб дней | 3 нед 4 дня 19 раб дней | 4 нед. 2 д 22 раб дня | 4недели | 3недели 4дня | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 64 дня | ||||||||||||||
Тема | Наша группа | Да здравствует вода! | Осень разноцветная | День воспитателя | Моя семья | В мире животных (домашние) | День врача | В гостях у сказки | День друзей | Русское народное творчество | Мы едем, едем | Всемирный день приветствий | День матери | Мир животных (дикие) | Мы на Севере живем | Новогодние игры | Чудесные снежинки | Новый год | Зима белоснежная | Мой дом | День доброты | На бабушкином дворе | Аскорбинка и ее друзья | Я и мой папа | Моя Семья | Я и моя мама | Город, в котором мы живем | Театр - мой дом | Книжкины друзья | Птицы мира | Зеленый огонек | День здоровья | Искорка | Какие краски у весны | Волшебница-вода | Мир насекомых | Да здравствует лето | Проводятся занятия только эстетического и оздоровительного циклов |
Образовательная деятельность в специально организованной деятельности в пяти образовательных областях:
«Социально- коммуникативное развитие» приложение7
Направлено, согласно ФГОС ДО на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Направления педагогической работы по развитию общения со сверстниками:
Задачи
- Создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса к сверстникам;
- Стимулирование эмоциональных контактов между детьми
- Организация разных форм взаимодействия с детьми
направление работы | задачи |
общение со взрослым |
|
общения со сверстниками | понимание собственных действий и действия других людей в плане их влияния на других, овладение социальными компетентностями. |
развития игры, |
Организация игровой среды; знакомств детей с различными игровыми сюжетами, помощь в освоении простых игровых действий (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми. |
Специальная организации разнообразных детских игр.
Специальная задача - Развитие у детей процессуальной игры
Задачи воспитателя - создавать определенные психолого-педагогические условия:
- Организация предметной среды для сюжетных игр.
- Обогащение жизненного опыта детей.
- Личностно-ориентированное общение воспитателя с детьми.
- Поддержка игровой инициативы ребенка.
- Обогащение игровых сюжетов.
- Выстраивание последовательности игровых действий.
- Введение в игру предметов-заместителей.
- Подготовка к принятию роли.
Виды игры – занятий, направленные на развития общения детей и сверстников:
- Игры в парах
- Совместные игры нескольких детей
- Пальчиковые игры
- Хороводные игры
- Игры с правилами
- Совместные игры с предметами
«Познавательное развитие» приложение 8
В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности п ФГОС ДО являются создание условий для:
- организовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребенком, создавать условия для самостоятельной деятельности ребенка с предметами.
- ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, обогащения детей впечатлениями и для детского экспериментирования.
- развитие культурно нормированных, практических и орудийных действий.
- овладения предметными действиями, обогащения и развития разнообразных действий с предметами; (назначение и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.)).
- развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей
- овладение бытовыми навыками и навыками самообслуживания.
Задачи
- создавать условия для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями
- стимулировать познавательную активность детей , организовывать детское экспериментирование
- организовывать игры и занятия направленные на развитие у детей познавательных процессов
- создавать условия для развития самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности
направление работы | задачи | предполагаемый результат |
Развитие культурно-нормированных, специфических и орудийных действий. | приучать детей к самообслуживанию развивать чувство компетентности, самостоятельности и уверенности в себе. | должен научиться пользоваться различными предметами: правильно есть ложкой и пить из чашки, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, причесываться расческой, копать совочком, и пр. организовывать игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками, специально созданными для детей раннего возраста. |
Развитие познавательной активности и познавательных способностей | вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересованность малыша к предмету побудить к самостоятельному экспериментированию | любознательность , стремление к получению новых впечатлений , инициативный поиск новой информации об окружающем мире |
развитие у детей восприятия и мышления | развивать у детей психические процессы | должен научиться учитывать свойства предметов, различать и соотносить предметы по их форме величине, цвету. |
Формирование самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности | Помочь ребенку «удерживать» цель, направлять его на достижение результата. использовать конструктивные игры и игрушки (пирамидки, мозаики, пазлы и т.д). | «удерживать» цель для достижения результата. |
Развитие предметной деятельности и познавательных способностей включает 4 раздела:
- Игры и занятия, направленные на развитие практических и орудийных действий
- Игры и занятия, направленные на развитие познавательной активности
- Игры и занятия, направленные на развитие восприятия и мышления
- Игры и занятия, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
направление игр и занятий | виды игр | цель | материал и его расположение |
развитие практических и орудийных действий | игры с мячами | научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объёма осуществлять броски разной дальности и точности (забрасывать в корзину, передавать его пользоваться орудием(палочкой, клюшкой молотком)для толкания и закатывания мяча в ворота | уголок физкультуры мячи разного размера и разных материалов(воздушный шарик ,большой надувной, теннисные, для пинг – понга, резиновые, тряпичные и др) |
каталки тележки | учить захватывать ручки тележки , каталки за веревочку управлять движение предмета , меняя его скорость и направление , координировать свои движения и движения предмета | игрушки на колесиках, тележках | |
сачки удочки черпачки | овладение действиями зачерпывания , захватывания, цепляния | уголок экспериментирования емкости разного размера (аквариум, надувной бассейн, пластмассовые тазики и баночки с широким горлышком , корзинки, ведерки | |
молоточки, колышки, палочки | учить забивать , делать отверстия, проталкивать в них предметы, расплющивать и резать пластичные материалы | специальные наборы | |
лопатки и совочки | учить с помощью разных инструментов насыпать , засыпать высыпать, копать, перемешивать сыпучие материалы | уголок экспериментирования сыпучие материалы(песок, крупа,, промытая речная галька и пр.) | |
конструкторы | экспериментирование и исследование детьми конструкторов различного вида построек | конструкторы различных видов | |
кнопки застежки замочки | манипулирование разнообразными кнопками и выключателями , креплениями, застежками шнурками и пр. развитие координации движений глаз и рук , точности движений и результативности действий | тренажеры по системе Марии Монтессори | |
развитие познавательной активности | секреты и сюрпризы | установление связей между своими действиями и и появлением новых впечатлений познает скрытые от наблюдения свойства предметов. | экспериментирование звуковые игрушки шумелки коробочки с сюрпризом магниты |
игры с красками | создание условий для развития познавательной активности познание различных свойств красок (смешивание, цвета и оттенки | акварель, гуашь, кисточки, клеенчатые фартучки для детей, стаканчики для воды, настольные клеенки | |
игры с водой | пластиковые баночки и бутылочки разного размера, формы цвета и непрозрачные миски тазики кружечки воронки леечки ситечки, фартучки для детей, губки салфетки | ||
игры с песком | учить с помощью разных инструментов насыпать, засыпать высыпать, копать, перемешивать сыпучие материалы | центр воды и песка | |
восприятия и мышления | игры со вкладышами | учить соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза | специальные игрушки – вкладыши плоские и объемные вкладыши |
игры с кубиками | учить детей сравнивать кубики по величине, цвету, материалу рассматривать и называть нарисованные на них картинки, знаки, сооружать различные постройки | кубики из дерева пластмассы, поролона и пр. кубики предметные и сюжетные, с изображением букв и цифр. | |
игры с пирамидкой | овладение ребенком определенными практическими навыками , учить сравнивать и классифицировать элементы по цвету размеру выстраивать их в порядке убывания или возрастания величины | разнообразные пластмассовые и деревянные пирамидки от 3-4 колец и более одноцветные и многоцветные прямые и конусообразные, фигурные, с круглыми и конусообразными стержнями | |
игры с матрешками | научить детей выделять признаки предметов , сравнивать их по высоте, ширине, цвету, объему и пр. | в достаточном количестве с вкладышами от3 и более | |
игры с картинками | формировать наглядно-образное мышление, развивать мыслительные операции- классификация, сериация, обобщение развивать способность узнавать предметы по их изображению, восстанавливать образ целого по его частям, сравнивать изображения по различным признакам | ||
целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности | заинтересовать ребенка в деятельности , требующей получения определенного результата | фигурные пирамидки мозаики, пазлы, разборные игрушки материалы для художественного конструирования и аппликации |
«Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.(приложение 9)
Задачи:
- Создание условий для:
- развития речи у детей в повседневной жизни;
- развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях
2 образовательные
- развитие понимания речи (пассивной речи)
- развитие активной речи
- приобщение детей к художественной литературе
направление | раздел | задачи |
развитие коммуникативной функции речи | в диалоге со взрослым. | создавать потребность у ребенка в собственных высказываниях, поощряя речевую активность малыша. |
общения ребенка со сверстниками.
| создавать благоприятный эмоциональный климат в группе малышей, помогать детям налаживать взаимодействие друг с другом. | |
развитие регулятивной функции речи | развитие речи как средства управления своим поведением (т.е. планирующей и регулятивной функций речи). развитие регуляции поведения ребенка посредством речевых инструкций взрослого. возможность развития саморегуляции и самоконтроля. следует использовать поручения, постепенно наращивая их сложность | |
развитие мелкой моторики | развитие физиологической основы овладения ребенка речью и развитию двигательного центра мозга | |
приобщение детей к художественной литературе | пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого Этому способствует чтение произведений художественной литературы, которое сопровождается выразительной деятельностью педагога (жесты, интонации, демонстрация игрушек). |
раздел | От 2до 3 лет задачи |
Понимание речи | Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица. Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года). Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету. Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т. п.), способы питания (клюет, лакает и т. п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т. п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т. п.). Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на. Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т. п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т. п.). Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту. |
Активная речь. | Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав— собака и т. п.). Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию. Продолжать расширять и обогащать словарный запас: • существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; • глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т. п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать и т. п.); • прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов; • наречиями (высоко, низко, тихо). Формировать умение детей составлять фразы из трех и более слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; использовать предлоги (в, на). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где). Способствовать формированию интонационной выразительности речи. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т. д.). |
Приобщение детей к художественной литературе
Проводится | Задачи | перечень для чтения и рассказывания детям |
в режимных моментах утром и вечером по 10 мин | Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения. Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей. | Русский фольклор Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...». Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»(обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). Произведения поэтов и писателей России Поэзия. З. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки». Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок». |
- Виды специально организованных игр и занятий
- игры-потешки («Ладушки», «Сорока-ворона», «По кочкам»), хороводные игры («Каравай», «Раздувайся пузырь»),
- хороводы,
- игры с сюжетными игрушками,
- игры-инсценировки, звукоподражательные игры, и др.
- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, побуждение детей пересказывать услышанное;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
- демонстрация диафильмов;
- игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
- разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на наглядность;
- игры, направленные на развитие мелкой моторики.
- Педагогические приемы в повседневной жизни
- в процессе игры
- на прогулке
- перед сном
- в процессе одевания
- при умывании, купании
- во время кормления
- при неудачах, огорчениях и других событиях
- при наблюдении за делами взрослых
- выполнении речевой инструкции взрослого
- речевое общение ребенка с окружающими взрослыми и детьми
- культура речевого общения
«Художественно- эстетическое развитие» согласно ФГОС ДО предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
задачи образовательной деятельности являются создание условий для:
раздел | задачи | формы | предполагаемый результат | |
1 | развития у детей эстетического отношения к окружающему миру | привлечение внимания детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлечение их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка | в повседневном общении взрослых с детьми, так и в специальных играх-занятиях. | в конце младенческого возраста ребенок экспериментирует с бумагой, карандашами, красками, погремушкой, колокольчиками. При этом он делает «открытия», узнает, что краска оставляет след на бумаге, игрушки издают разнообразные звуки. |
приобщения к изобразительным видам деятельности | Задача– вовремя заметить и поддержать интерес ребенка, создать условия для развития изобразительной деятельности. Создать в группе соответствующую развивающую среду, подобрать материалы для разных видов художественно-эстетической деятельности. экспериментирования с материалами – красками, карандашами, фломастерами, мелками, но и пальцами, кусочками губки, щеточками, «печатками пластилином, глиной, бумагой и др.; знакомство с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности Желательно также знакомить детей с элементарными способами изготовления аппликаций, коллажей, панно из нескольких элементов, используя разноцветную бумагу, природный и бросовый материал (листья, веточки, семена, кусочки бумаги, ткани, ваты и пр.). | в специальных играх-занятиях. | ребенок проявляет инициативу, стремление что-либо изобразить, предоставлять право выбора материала, средств, замысла. | |
приобщения к музыкальной культуре | создание музыкальной среды, органично включать музыку в повседневную жизнь, прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Пение вместе с детьми, ритмично двигаться под музыку; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка на музыку
Неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее ППРсреда: музыкальный уголок, ( детские музыкальные инструменты, такие как бубен, барабан, трещотки, ложки, колокольчики, дудочки, металлофон и музыкальные игрушки). | При организации режимных моментов | участие детей в праздниках, которые организуются вместе с родителями и старшими детьми. Малыши могут не только смотреть, как поют и танцуют взрослые и старшие дети, но и сами участвовать в выступлениях и общих мероприятиях (хороводах, танцах, играх). | |
приобщение к театрализованной деятельности | знакомство детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценировка знакомых детям сказок, стихов, просмотры театрализованных представлений. Побуждение детей принимать посильное участие в инсценировках, беседы с ними по поводу увиденного | в повседневнойжизни | освоение ребенком мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. |
Вид деятельности | раздел | Примерный музыкальный репертуар |
Музыкальная культура Проводится музыкальным руководителем 2 раза в неделю | Слушание. | «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Курочки и цыплята», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс собачек», муз. А. Артоболевской; Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа (фрагмент); «Три подружки», муз. Д. Кабалевского; «Весело — грустно», муз. Л. Бетховена; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Спортивный марш», муз. И. Дунаевского; «Наша Таня», «Уронили мишку», «Идет бычок», муз. Э. Елисеевой-Шмидт, стихи А. Барто; «Материнские ласки», «Жалоба», «Грустная песенка», «Вальс», муз. А. Гречанинова. |
Пение и подпевание. | «Водичка», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой; «Колыбельная», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Машенька-Маша»,рус. нар. мелодия, обр. В. Герчик, сл. М. Невельштейн; «Воробей», рус. нар. мелодия; «Гули», «Баю-бай», «Едет паровоз», «Лиса», «Петушок», «Сорока», муз. С. Железнова. | |
Образные упражнения | «Медведь», «Зайка», муз. Е. Тиличеевой; «Идет мишка», муз. В. Ребикова; «Скачет зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова; «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой; «Зайчики и лисичка», муз. Б. Финоровского, сл. В. Антоновой; «Птичка летает», «Птичка клюет», муз. Г. Фрида; «Цыплята и курочка», муз. А. Филиппенко. | |
Музыкально-ритмические движения. | «Марш и бег», муз. Р. Рустамова; «Да, да, да!», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского; «Юрочка», белорус. пляска, обр. Ан. Александрова; «Постучим палочками», рус. нар. мелодия; «Бубен», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Барабан», муз. Г. Фрида; «Петрушки», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского; «Мишка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Зайка», рус.нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан, И. Плакиды; пляска «Вот как хорошо», муз. Т. Попатенко, сл. О. Высотской; «Вот как пляшем», белорус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Солнышко сияет», сл. и муз. М. Чарной. | |
изобразительная деятельность 2 раза в неделю | игры с красками, карандашами, фломастерами, печатками | рисование пальчиками, печатками |
создание первых рисунков | ||
создание простых узоров с помощью кисти и красок | ||
игры с использованием разнообразных изобразительных материалов | ||
игры с бумагой и клеем | ||
игры с пластическими материалами | ||
игры с использованием природного и бросового материалами | ||
театральная деятельность | инсценировка знакомых сказок «Репка», «Теремок» , «Курочка ряба» и др. |
См приложение
«Физическое развитие»
В сфере физического развития основными педагогическими задачами в раннем возрасте являются:
- развитие у детей разных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания и др.);
- развитие координации движений.
Для развития двигательной активности детей необходимо создавать специальные условия:
- обеспечить необходимое оснащение - спортивное оборудование и инвентарь,
- проводить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры.
- создавать условия для развития у детей основных движений - ходьбы, бега, лазанья, бросания и др.; координации движений; формирования правильной осанки.
Продолжительность физкультурного занятия с детьми от 2 до 3 лет — 8–12 минут. Занятия следует проводить не менее трех раз в неделю.
Проводится в группе воспитателями во 2 половине дня и включает:
- приобретение опыта в двигательной деятельности детей,
- правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
источник Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова «Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста» см приложение 11
3.Перспективное планирование по образовательным областям
Приложение
Коррекционная (индивидуальная работа)
Данная работа строится на основании педагогической диагностики (наблюдении) отмечается в «журнале учета ООП»
Работа с родителями.
ОО | Содержание работы с семьей |
«Физическое развитие» | - информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение). - стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками. |
«Социально – коммуникативное развитие» | - знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них; - привлекать родителей к активному отдыху с детьми. - заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения; - сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. - изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников; - проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы. |
«Познавательное развитие» | - ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками; |
«Речевое развитие» | - развивать у родителей навыки общения с ребенком; - показывать значение доброго, теплого общения с ребенком. - доказывать родителям ценность домашнего чтения; - показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой. |
«Художественно – эстетическое развитие» | - поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; - привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения. - раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. |
План работы с родителями (Приложение)
Система мониторинга
Система мониторинга достижения планируемых результатов
Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности, и как они изменяются со временем. Программа, ориентированная на ребёнка, нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребёнка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития.
Форма фиксации данных | Назначение исследования | Ответственные | Периодичность Сроки проведения |
адаптация детей | методика Пантюхиной, Печоры Л.В. выход лист адаптации анализ адаптации | воспитатели | сентябрь и по мере поступления детей |
Карта развития | Мониторинг достижения детьми планируемых результатов Становление инициативности в разных видах деятельности | Воспитатели, педагоги | 2 раза в год Сентябрь, май |
Портфолио воспитанников | Коллекция работ и достижений ребенка | Воспитатели групп родители | В течение года |
Основные методы сбора информации о ребёнке
• Систематическое структурированное наблюдение;
• Описание случаев и регистрация эпизодов – короткие описания конкретных случаев;
• Повествовательные или дневниковые записи (записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности), которые фиксируются в конце каждого дня;
• Фотографии;
• Аудиозаписи (образцы речи и т.д.) и видеозаписи, транскрипция речи;
• Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, цифры, детские каракули работы ребёнка;
• Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности); • Беседы с родителями, анкеты, опросники;
• Общение со специалистами (психолог, предметник, врач, логопед);
• Записи с родительских конференций;
• Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
• Рассказы детей;
• Портфолио, или «Папки достижений»
• Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать
• разные методы сбора и источники информации;
Наблюдение. Наблюдение - основа целенаправленного планирования и индивидуализации программы в соответствии с потребностями и интересами отдельных детей и группы
Карта наблюдений. Карта является наиболее формализованным методом наблюдения. В карте определены и описаны все параметры, подлежащие отслеживанию. список знаний, умений личностных качеств, которыми овладевают дети по мере их развития. Полученная в результате информация используется педагогом для постановки педагогических целей, коррекции собственной деятельности и обеспечения эффективной поддержки развития каждого ребёнка и группы в целом.
Портфолио.
• коллекцию работ ребёнка, всесторонне демонстрирующую не только результаты его деятельности, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в компетентностях ребёнка по сравнению с его предыдущими результатами.
• выставку достижений ребёнка за тот или иной период (полугодие, год):
• форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов ребёнка;
• демонстрацию продуктов деятельности ребёнка, предполагающую его непосредственное участие в выборе лучших и наиболее интересных, по мнению ребёнка, работ, для всеобщего обозрения, а также их самоанализ и самооценку. «Портфoлио» – коллекция работ, которые ребенок выполнил в течение некоторого времени. Она может включать рисунки, рассказы, продиктованные ребенком воспитателю или записанные родителями, результаты попыток писать слова и числа.
Результаты освоения программы
Целевые ориентиры к трем годам ребенок:
- интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
- стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
- владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
- в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
- проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
- любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
- с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Учебно методическое сопровождение
Средства обучения
Библиотечный фонд Учебно - методическое обеспечение |
|
печатные пособия Список литературы и методических материалов |
|
ИКТ средства (цифровые образовательные ресурсы, электронные образовательные ресурсы) |
|
оборудование группы | приложение Организация развивающей предметно-пространственной среды |
Организация предметно развивающей среды группы раннего возраста
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Задача создание РППС для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям
Принципы формирования развивающей предметно-пространственной среды.
- содержательно-насыщенная – включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемость( изменяемость в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей);
- полифункциональная (разнообразного использование составляющих РППС в разных видах детской активности;
- доступность ( свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности);
- безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (СанПин, ОТ, ПБ))
- Целостность
В группе раннего возраста создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы»;
Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка»,
«Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности»;
Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры»
См приложение 13
Центр развития | Оборудование и материалы, которые должны быть в группе |
Спортивный центр двигательной активности |
|
«Центр познания» |
Материал по познавательному развитию:
|
«Центр книги», Центр речевого развития |
|
Центр творчества | Материалы для конструирования:
|
«Центр природы» |
|
«Центр игры» «Центр ряженья» |
|
Музыкальный центр |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа старшей группы на 2015-2016г.
Рабочая программа старшей группы на 2015-2016 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...
Рабочая программа подготовительной к школе группы "Смешарики" 2015-2016г.
Содержание.Целевой раздел:I. Пояснительная записка1.1. Цели и задачи реализации Программы1.2. Принципы и подходы к формированию Программы1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошко...
Рабочая программа для старшей группы 2015-2016г.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии ФГОС дошкольного образования. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной основной общ...
Приказ от 01. 09. 2016г. "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных рабочих программ дошкольного образования
Участие в разработке образовательной программы...
Приказ от 01. 09. 2016г. "О назначении ответственных лиц за разработку образовательной программы и учебных рабочих программ дошкольного образования
Участие в разработке образовательной программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур
Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...