Формы ознакомления с национальными традициями детей 5-6 лет в ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Елизарова Ольга Борисовна

Обращение к традиционным ценностям в работе дошкольных учреждений (как и многих других) выражается в разных формах. Для одних специалистов или коллективов это работа с детьми на материале конкретной местной традиции, ее возрождение «бережное воссоздание. Так обстоят дела, например, на юге страны с казачьими традициями, или на Русском Севере - возрождение определенных художественных промыслов. Для других - интенсивное знакомство с наиболее яркими образ нами разных традиций, промыслов в игровой, концертной, экскурсионной форме. Для третьих - создание национального или конфессионально определенного учреждения, например: русская, грузинская и т.п. национальная школа, православный класс, гимназия, группа в детском саду.

Ознакомление с национальными традициями детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игру, устное народное творчество, календарные праздники, художественное творчество, через ознакомление с обрядами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы ознакомления с национальными традициями
детей 5-6 лет в ДОУ

Обращение к традиционным ценностям в работе дошкольных учреждений (как и многих других) выражается в разных формах. Для одних специалистов или коллективов это работа с детьми на материале конкретной местной традиции, ее возрождение «бережное воссоздание. Так обстоят дела, например, на юге страны с казачьими традициями, или на Русском Севере - возрождение определенных художественных промыслов. Для других - интенсивное знакомство с наиболее яркими образ нами разных традиций, промыслов в игровой, концертной, экскурсионной форме. Для третьих - создание национального или конфессионально определенного учреждения, например: русская, грузинская и т.п. национальная школа, православный класс, гимназия, группа в детском саду.

Как показывает практика, любые из названных форм обращения к отечественным традициям рано или поздно ставит задачу создания в дошкольном учреждении особой, пространственно-предметной среды, приводят к изменениям социально-культурного климата, интересов и духовной атмосферы к одному качеству, иному отношений между детьми, между детьми и взрослыми.

Ознакомление с национальными традициями детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игру, устное народное творчество, календарные праздники, художественное творчество, через ознакомление с обрядами.

Игра, как и любое другое творчество, ярко отражает внутренний мир личности.

Игры современных детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. В этой ситуации обращение к народным играм - основе и первоначальному источнику игровой культуры в целом может стать одной из реальных возможностей помощи педагогу в работе с детьми.

Традиционные игры занимают особое место среди разнообразия детских игр. Они проверены временем и основываются на интуитивно правильном понимании личности ребенка и его потребностей. Это позволяет им органично и непринужденно входить в жизнь детей.

С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе).

Традиционные русские игры несут в себе неограниченные психотерапевтические и психокоррекционные возможности.

В настоящее время начинает значительно переоцениваться роль интеллектуального развития дошкольников в ущерб эмоциональному становлению личности. При этом забывается, что здоровый, с интересом смотрящий на мир ребенок с успехом овладеет большинством интеллектуальных навыков и в более старшем возрасте. Чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее ощущает он себя в жизни. Источником насыщенных впечатлений и эмоционального раскрепощения служат игры.

В играх построенных на принципах хоровода физические взаимодействия не только помогают детям лучше познать свое тело, но и успешнее, чем многие слова воспитателя, формируют понимание того, что значит быть в группе и вне её, как важно крепко держаться за руки товарищей и, наоборот, при необходимости прорваться сквозь цепь ладоней. И что разговаривать можно не только словами, но и языком тела. Хоровод - один из самых древних народных обрядов. Хоровод возник как народный обряд, посвященный приходу весны и лета.

Традиционные игры - не единственный способ разрешения педагогических проблем. Однако и обойтись без них человеку, желающему вырастить разносторонне развитого ребенка, невозможно.

Календарные праздники - преимущественно праздники времени года, отмечающие переходные рубежи от одного состояния природы к другому. Большая группа календарных праздников - праздники старого сельскохозяйственного календаря.

Тесная связь народных праздников с природой, с земледельческим и скотоводческим календарем, в целом с историей и культурой народов повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им особую привлекательность как праздников, отразивших условия жизни и быта народа и составляющих часть национальных традиций, национальной культуры.

Это как раз те социально - культурные праздничные традиции, которые преобразуются в праздники весны, встречу лета, Нового года, праздники урожая.

Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Это эпос-произведения повествовательного рода: песни о памятных событиях истории, героях; разнообразные сказки, предания об основании городов, рассказы о жизни выдающихся людей. Это и народно - песенная лирика: песни сопровождали разные обряды – свадьбы, похороны, праздники (встречу Нового года, масленичное веселье, закликание весны, прославление трав и деревьев, купальское возжигание костров, сбор урожая). Наконец, это и драма: о Петрушке, хороводные игры, изображение сеяние проса, спор за невесту и т.д. Все виды и роды когда-либо существовавших, а так же ещё продолжающих существовать в народном быту непрофессионально созданных эпоса, лирики и драмы в совокупности и образуют то, что именуется устным творчеством народа или фольклором (от анг. "folklore", в буквальном переводе означающего "народная мудрость, народное знание").

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Былины - героический эпос, несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

Сказка - это, по существу, древняя мистерия, глубоко символическое, многопластовое произведение. Её содержание имеет как минимум 3 уровня смыслов, включая буквальный. Прочтение русских народных сказок с этих позиций открывает новые миры и ценности, неисчерпаемую глубину смыслов, ведущих к основам мироздания и человеческой мудрости.

Через сказки дети получают и первые представления о логике - сначала, естественно, о житейской логике соответствия поведения объективным закономерностям природы (сказки про лубяную и ледяную избушку и другие).

Во всех сказках утверждаются ценность интеллекта, его практическая адекватность.

Ряд сказок (адресованы детям более старшего возраста) знакомят со сценариями полоролевого поведения.

Среди народных сказок для девочек можно отметить "Василису Премудрую", "Царевну Лягушку", "Морозко".

Философско-мировоззренческие произведения в фольклоре - это мифы и легенды. Знакомство со славянской мифологией, с одной стороны, совершенно необходимо, а с другой стороны, достаточно сложно в дошкольном возрасте, поскольку этот пласт фольклора был адресован взрослым людям с соответствующим жизненным опытом.

Пословицы - это идейное содержание народных традиций, в них дана программа главным образом нравственного воспитания молодежи.

Социальными сферами наиболее полно отраженными в пословицах являются труд, и семейная жизнь.

На протяжения многих веков искусство живописи развивалось и совершенствовалось, так как каждое новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, добавляло что-то новое, свое. И поскольку результаты этого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям многих людей данного народа, это искусство называется народным искусством.

Дошкольников знакомят с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с наиболее доступными формами: хохломской и городецкой росписью по дереву, мастерством вологодских кружевниц, вятской игрушкой.

Из всех граней эстетической стороны народного обряда наиболее устойчивой является мелодия песни. Исчезают старые обрядовые пляски, театрализованные действия, вместо них возникают новые, изменяется текстовая основа обрядовых песен, но мелодии их устойчиво сохраняются в течение веков. Это можно объяснить тем, что музыкальные образы в сравнении с другими предельно широко обобщают переживания человека, эстетические эмоции человечества, активизированные в процессе восприятия музыкального образа, поддерживаются самым широким по своему ситуационному значению диапазоном реальных жизненных переживаний человека.

Родной язык - удивительный педагог, который не только учит, но учит удивительно легко... (К.Д. Ушинский).

Язык народа, являясь полнейшим отражением родины и духовной жизни народа, является в то же время для ребенка лучшим истолкователем окружающей его природы и жизни".

Таким образом, существует множество форм, посредством которых возможно приобщение дошкольника к национальным традициям, которые в свою очередь закладывают отпечаток на личность ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах.

приобщить детей к культуре и традициям народов Саха, к их материальной и духовной культуре. Расширить кругозор детей....

Формы ознакомления детей с людьми разных национальностей

Статья предназначена для педагогов и родителей....

Конспект нод: Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах

Цель нод:    Ознакомление детей с якутским национальным праздником "Ысыах".Задачи:·         Рассказать детям, когда и как проводится праздник.·...

Ознакомление с национальностями Пензенской области

4 апреля 2018 года в группе №10 воспитатели провели вечер по ознакомлению  детей с национальностями Пензенского края. Дети познакомились с татарскими, чувашскими, мордовскими, русскими народными ...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с национальной культурой башкирского народа «В гости к бабушке Айбике»

Цель: формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважение к людям различных национальностей.Образовательные задачи: уточнять и...

Использование игровой технологии квест – игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с национальным, культурным и историческим наследием страны.

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, материал может быть использован при подготовке квеста для воспитанников....