«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений».
консультация (старшая группа) на тему

Пустовалова Екатерина Сергеевна

«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №2» г. Пласт

Консультация для воспитателей:

«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений».

Выполнила: Пустовалова Е. С.

       (1)        Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

       (2)   Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности.

      (3) Литературные произведения вызывают интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Художественные произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка.

      (4)    В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста используются рассказы, сказки, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки .  Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.  Детская литература  расширяя знания ребенка об окружающем мире,  воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.        

(5)    При подготовке детей к восприятию литературного произведения используются :

– рассматривание книги;

– вводная беседа – необходимо, чтобы в беседе присутствовал вопрос, на который большинство детей не знают ответа. В этом случае возникает проблема, разрешить которую можно будет в процессе работы над литературным произведением;

– рассказ педагога (о писателе, о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения);

– рассматривание рисунков, картин, связанных с содержанием произведения;

– прослушивание музыкальных произведений;

– организация наблюдений во время прогулок для углубления конкретных знаний детей, без которых восприятие произведения будет затруднено;

– объяснение и уточнение значения незнакомых, непонятных слов. Существуют следующие приёмы объяснения:

– показ предмета, явления или действия в естественных условиях; показ картины, рисунка; подбор синонимов и антонимов; замена слова описательным оборотом; вопрос к детям о значении слова.

     (6)   Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях .

         Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев.

        7)   В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.                                                                                

        (8) Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.                                                                                                                                                                                                                                              …Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

        (9)   Не нужно читать дошкольникам объемные книги с подробными описаниями природы. Дети  с увлечением отгадывают  загадки, запоминают пословицы и поговорки, слушают не большие рассказы. Можно прерывать чтение вопросами, краткими уточнениями или, ставя каждый раз «логическую точку».

        (10) В любом случае главное – умение взрослого преподнести ребенку произведение: выразительность исполнения, выбор темпа, длительность пауз. Монотонное и невыразительное чтение в данном случае абсолютно невозможно. Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе. Так, во время прогулок во дворе можно прочитать стихи о погодных явлениях - солнце, дожде, снеге, в лесу – о растениях, грибах, насекомых и птицах.

             (12) Важным моментом в подготовке детей к восприятию текста является установка, позволяющая организовать целенаправленное слушание художественного произведения. Установка даётся в форме вопроса или задания например: «Подумайте, почему рассказ (сказка) так называется? Подумайте, какое настроение было у писателя (поэта) при написании этого рассказа (стихотворения)? Подготовив детей к восприятию художественного произведения, воспитатель выразительно читает текст.

Во второй части занятия проводится беседа о прочитанном. Вопросы должны быть целенаправленными и ставиться в определённой последовательности. Их не должно быть много, они должны побуждать детей к размышлению, помогать увидеть скрытое художественное содержание. Беседа не должна состоять из одних вопросов, они должны сопровождаться интересными репликами и высказываниями педагога. Очень важно, чтобы в беседе принимали участие все дети. Н. С. Карпинская обращает внимание на то, что дошкольникам не безразлично отношение воспитателя к их ответам во время беседы, его заинтересованность их мыслями и суждениями. Когда дети видят, что их ответы и высказываемые мысли интересуют воспитателя, что удачные, правильные суждения вызывают его поощрения, они мобилизуются, подтягиваются, стараются как можно лучше выполнить то, что от них требуется, и, если это удаётся, испытывают большое удовлетворение.

В третьей части занятия, чтобы в памяти детей остался сам рассказ сказка, а не беседа «по поводу», организуется повторное чтение  понравившихся детям эпизодов, зарисовка наиболее запомнившихся детям сюжетов, проигрывание сказки на настольном театре.

                   Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

           «За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать». Ненашев М.                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему "Радуга-дуга"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Рисование на тему "Радуга-дуга"...

Проектная деятельность по экологическому образованию с учетом региональных особенностей с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

На протяжении многих лет работы  по экологическому воспитанию в МБДОУ «Детский сад №1» уделяется большое внимание. Целью является формирование основ экологической культуры у детей дошкольного воз...

«Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста фразеологических оборотов»

Проблема обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами тесно связана с приобщением дошкольников к национальному богатству родного языка. В современной методике рече...

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НРАВСТВЕННЫХ НОРМ

В статье раскрыто понятие нравственное воспитание и то,кто занимался этой проблемой. Раскрыты особенности и педагогические условия нравственного воспитания. Приведены данные о результатах констатирующ...

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧЕРТАНИЙ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

Дошкольники в основном пишут печатными буквами, усваивая их начертания самостоятельно. Искажения детьми внешнего обли­ка буквы — обычное явление. Носят ли эти искажения системный характер?На...

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...