Кружковая работа "Азбука здоровья"
рабочая программа (старшая группа)
Формирования навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.docx | 505.19 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
заведующим МАДОУ «Чебурашка»
________________ И.П. Калямина
приказ МАДОУ от «__» ________ 202__ г. №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
по формированию навыков здорового образа жизни
у детей старшего дошкольного возраста
направленность: физкультурно –спортивная
Уровень: стартовый
Возраст воспитанников: 5- 6 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Составитель:
Мирскова Жанна Мухтаровна
г. Когалым, 2021г.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
«Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы, бесполезно богатство
и бессилен ум».
/Геродот/.
В нашем городе, как и во всём мире, отмечается высокий уровень заболеваемости населения, особенно среди детей дошкольного возраста. Этому способствуют неблагоприятные экологические условия, ослабленные наследственные факторы. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.
По заключениям медицинских исследований дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста - дело не только семьи, но и педагогов. Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Нет какой-то одной единственной технологии здоровья. Здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов: физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный и личностный. Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Под интеллектуальным — знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности и позитивное взаимодействие с окружающими. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под словом «успех». В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методик немедикаментозной профилактики заболеваемости и формирования навыков здорового образа жизни.
Данная программа направлена на формирование у детей навыков здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье.
Дополнительная образовательная программа «Азбука здоровья» по физкультурно-оздоровительной направленности детей «Физическое развитие» предназначена для работы с детьми 5- 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный уровень:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон РФ от 21.11.2011г. №323 «Об основах здоровья граждан»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26
Локальные акты дошкольного учреждения:
- Основная общеобразовательная программа ДОО, положение о кружковой работе, годовой план работы ДОО, учебный план.
Актуальность данного программы заключается в том, что результаты мониторинга заболеваемости, проводимого регулярно в нашем образовательном учреждении показал, что возрастает заболеваемость детей, а также родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей. В связи с этим нами было принято решение о необходимости углубленной работы в направлении укрепления здоровья воспитанников и привлечения внимания родителей и педагогов других групп ДОУ к данной проблеме.
При выборе направления кружковой работы и разработке данной программы мы исходили из понимания того, что в нашем детском саду присутствуют все факторы, создающие основу здорового образа жизни ребёнка. Здесь созданы определенные условия для охраны и укрепления их здоровья, физического и психического развития.
В тоже время, анализ нашей педагогической работы за предыдущий период показал, что для достижения весомых результатов снижения детской заболеваемости, особенно простудными заболеваниями, требуется выработка определённой комплексной системы профилактики и оздоровления детей, а не отдельные приёмы.
Практическая значимость состоит в возможности использования материалов программы в любой группы детского сада с адаптацией возраста детей.
Данная программа также позволяет педагогу тщательно анализировать оздоровительную работу в группе, продумывать новые способы мотивации детей к занятиям, которые будут вызывать у дошкольников чувства радости и интерес к ведению здорового образа жизни и физической активности. При этом детские занятия и развлечения, которым посвящена работа кружка «Азбука здоровья», не способствуют проявлению у детей негативных эмоций и усталости. А знания, полученные на занятиях, откладываются в памяти ребенка надолго.
Новизна состоит в следующем:
- определены структура и содержание здоровьесберегающей работы в рамках одной возрастной группы, способствующие обеспечению эмоционального, психологического и физического здоровья воспитанников.
- в рамках программы планомерно реализуются инновационные здоровьесберегающие технологии в ходе образовательного процесса это: камнетерапия, Хатха – йога для детей старшего дошкольного возраста, оздоровительный тренинг по корейской методике «Су-Джок терапия», пескотерапия, комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения В.Ф. Базарного, дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой, упражнение для снятия утомляемости глаз «Пальминг».
- отобраны действенные формы оздоровительной работы с родителями по развитию партнёрских взаимоотношений с ребёнком в домашних условиях: изготовление массажных дорожек для закаливания, проведение Хатхи – йоги в домашних условиях, полоскание полости рта, контрастное обливание ног, дыхательная и пальчиковая гимнастика, обтирание сухой варежкой в домашних условиях, точечный массаж, оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия».
Отличительные особенности программы предусматривается введение в занятия элементы «Хатхи – йоги» (2 раза в неделю), с помощью которой дети смогут освоить технику выполнения статических упражнений «Асан». «Хатха- йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса с учётом индивидуальны особенностей и возможностей детей.
Цели и задачи программы
Цель реализации программы
В соответствии с целью программы определены задачи:
Образовательные:
- создать в группе оздоровительный микроклимат;
- способствовать снижению уровня заболеваемости воспитанников;
- формировать у воспитанников привычку к здоровому образу жизни;
- способствовать освоению детьми основных здоровьесберегающих понятий: «здоровье», «закаливание», «иммунитет»;
- уточнить представления у воспитанников о факторах, влияющих на улучшение и ухудшение здоровья человека;
- укреплять физическое и психосоматическое здоровье воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей;
- способствовать обогащению практического опыта детей и родителей по использованию нетрадиционных методик укрепления здоровья;
- мотивировать всех участников образовательного процесса на ежедневное использование современных здоровьесберегающих технологий.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, интерес к экспериментированию, физические навыки (глазомер, равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику, развитие дыхания);
- развивать умение снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться;
- развивать навыки связной речи, умение объяснять, пояснять, рассуждать; обогащать активный словарь воспитанников.
Воспитательные:
- Воспитывать у участников потребность быть здоровым, оказывать помощь в укреплении здоровья другим людям.
Ожидаемые результаты
Воспитанники:
- Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния, повышение сопротивляемости организма ребенка к вирусным и инфекционным заболеваниям.
- Снижение числа случаев заболеваний воспитанников группы в течение учебного года.
- Каждый воспитанник имеет сформированное представление о здоровом образе жизни (об особенностях строения организма человека, важности отдельных физиологических органов и систем, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
- Сформированность у детей психоэмоциональной устойчивости, позитивного настроя.
- Повышение уровня валеологических знаний.
- Повышение интереса детей и родителей к физическим упражнениям и закаливанию.
Родители воспитанников:
- Повышение компетентности родителей в вопросах формирования здорового образа жизни в семье.
- Рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
- Повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Педагоги МАДОУ д/с «Чебурашка»:
- Рост заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья детей.
- Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования здорового ребенка.
Реализация дополнительной образовательной программы направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Сведения о программе
Адресат Программы | старший дошкольный (5-6 лет) |
Уровень Программы | стартовый |
Объем и срок реализации Программы |
|
Формы обучения | очная, очно-заочная (в случае необходимости) |
Формы реализации Программы |
|
Формы организации детей | подгрупповая, количество детей - 12 человек |
Режим занятий | периодичность - 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 25 минут(в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 -13) |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Названиераздела, темы | Количество часов | Формы контроля/результат | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | 1 | 1 | Вводное занятие | |
2. | «Хатха – йога» | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
3. | «Су-Джок терапия» | 1 | 1 | Оздоровительный тренинг | |
4. | «Хатха-йога» | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
5. | «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу» | 1 | 1 | Беседа с элементами аппликации | |
6. | Хатха - йога | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
7. | «Здоровье – главная ценность человеческой жизни» | 1 | 1 | Беседа с просмотром видеоролика и элементами экспериментирования | |
8. | «Хатха-йога» | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
9. | «Где прячется здоровье» | 1 | 1 | Игра-путешествие | |
10. | «Хатха – йога» | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
11. | «Как быть здоровым» | 1 | 1 | Игра-викторина | |
12. | «Хатха – йога» | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
13. | «Здоровый образ жизни» | 1 | 1 | Физкультурное мероприятие с совместно с родителями и детьми | |
14. | «Хатха – йога» | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
15. | «Проделки Королевы простуды» | 1 | 1 | Развлечение с элементами «Су-Джок терапии» (эластичными колечками) | |
16. | «Хатха – йога» | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
17. | «Микробы» | 1 | 1 | Познавательно-исследовательская деятельность | |
18. | «Давайте будем здоровы» | 1 | 1 | Валеологический досуг | |
19. | «Хатха – йога» | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
20. | Камнетерапия | 1 | 1 | Продукт детского творчества | |
21. | «Дорожка здоровья» | 1 | 1 | Практическое занятие | |
22. | Хатха-йога | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
23. | «Путешествие в страну Витаминную» | 1 | 1 | Спортивный досуг | |
24. | «Знакомство со своим телом» | 1 | 1 | Беседа с элементами «Су-Джок терапии» (массажные мячики) | |
25. | Хатха - йога | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
26. | Создание нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок совместно с детьми | 1 | 1 | Продукт детского творчества. | |
27. | Хатха-йога | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
28. | Камнетерапия | 1 | 1 | Продукт детского творчества. | |
29. | Пескотерапии | 1 | 1 | Беседа с элементами | |
30. | Хатха-йога | 1 | 1 | Практическое занятие с элементами йоги | |
31. | «Путешествие в страну здоровья» | 1 | 1 | Развлечение | |
Итого | 31 | 31 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Календарно - тематическое планирование
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
№ п/п | Тема занятия | Цель и задачи занятия | Краткое содержание занятия |
1. | Вводное занятие. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих важных компонентах здорового образа жизни, раскрыть возможности здорового человека. | |
2. | «Хатха – йога» | Познакомить понятием «Хатха – йога», «Асаны», «Пранаямы» | -беседа с детьми «Что такое «Хатха – йога?» -просмотр презентации |
3. | Оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия» | Познакомить детей с самомассажем «Су-Джок терапия», дать знания детям, что на руке у человека находятся много массажных точек которые укрепляют наш организм. | |
4. | «Хатха-йога» | Развитие координаций движений, учить детей контролировать свои эмоции. | Путешествие по сказке «Маугли» |
5. | Беседа с элементами аппликации «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу» | Научить детей заботиться о свое здоровье, показать зависимость здорового человека от правильного питания, расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). | -беседа с детьми с просмотром наглядной презентации -пальчиковая гимнастика «Фруктовая корзина» -аппликация |
6. | Хатха - йога | Сформировать у детей представление о йоге, развитие физических качеств через гимнастику Хатха-йога. | -м/п игра «Найди своё место» -статические упражнения «асаны» -дыхательная гимнастика «Пранаяма» |
7. | Беседа с просмотром видеоролика и элементами экспериментирования «Здоровье – главная ценность человеческой жизни» | Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. | |
8. | «Хатха-йога» | Формирование знаний об оздоровлении организма нетрадиционными формами: хатха - йога, точечный массаж. | -м/п игра «Найди по цвету» -статические упражнения «асаны» -точечный массаж -дыхательная гимнастика «Пранаяма» |
9. | Игра-путешествие «Где прячется здоровье» | Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья). | |
10. | «Хатха – йога» | Развитие координаций движений, учить детей контролировать свои эмоции. | -комплекс статических упражнений (асаны) -пранаяма |
11. | Игра-викторина «Как быть здоровым» | Формировать стремление к здоровому образу жизни, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. |
|
12. | «Хатха – йога» | -комплекс статических упражнений (асаны) -пранаяма -точечный массаж | |
13. | Физкультурное мероприятие с совместно с родителями и детьми «Здоровый образ жизни» | Привить потребность у родителей и детей в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спорт, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью. | -игра-эстафета -соревнования |
14. | «Хатха – йога» | Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами. | -комплекс статических упражнений (асаны) -пранаяма |
15. | Развлечение «Проделки Королевы простуды» с элементами «Су-Джок терапии» (эластичными колечками) | Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, развивать умение высказывать свою точку зрения. | |
16. | «Хатха – йога» | Формирование знаний об оздоровлении организма нетрадиционными формами: хатха - йога, точечный массаж. | -комплекс статических упражнений (асаны) -пранаяма |
17. | Познавательно-исследовательская деятельность «Микробы» | Формирование в процессе исследовательской деятельности элементарных представлений о простейших микроорганизмах, о ценности здорового образа жизни. | |
18. | Валеологический досуг «Давайте будем здоровы» | Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, показывать зависимость здоровья человека от правильного питания, обращать внимание детей на особенности их организма. | - |
19. | «Хатха – йога» | Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться. | -комплекс статических упражнений (асаны) -пранаяма -точечный массаж |
20. | Камнетерапия | Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление. | |
21. | Практическое занятие «Дорожка здоровья» | Развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. |
|
22. | Хатха-йога | -комплекс статических упражнений (асаны) -пранаяма | |
23. | Спортивный досуг «Путешествие в страну Витаминную» | Формирование основ здорового образа жизни, воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, создавать радостное и бодрое настроение у детей. | |
24. | Беседа «Знакомство со своим телом» с элементами «Су-Джок терапии» (массажные мячики) | Учить детей понимать отдельные части своего тела: руки, ноги, голова, туловище. | |
25. | Хатха - йога | -комплекс статических упражнений (асаны) -пранаяма -точечный массаж | |
26. | Создание нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок совместно с детьми | Прививать у детей интерес к созданию нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок | |
27. | Хатха-йога | Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться. | -комплекс статических упражнений (асаны) -пранаяма |
28. | Камнетерапия | Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление. | |
29. | Беседа с элементами пескотерапии | Развитие тактильно-кинетической чувствительности рук и мелкой моторики, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки. | |
30. | Хатха-йога | -комплекс статических упражнений (асаны) -пранаяма -точечный массаж | |
31. | Развлечение «Путешествие в страну здоровья» | Закрепить знание детей о том, что такое здоровье и как его нужно беречь, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
Методические материалы
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:
Формы и режим занятий
Форма организации обучения – подгрупповая. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с воспитанниками является игровая деятельность. При реализации программы кружка применяются словесные, наглядные, игровые, практические методы, приёмы партнёрского взаимодействия взрослого и воспитанников. Режим занятий включает в себя одно занятие в неделю по 25 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049 -13.
Описание форм и методов занятий
Методы, используемые для реализации программы:
Формы работы.
Работа по реализации содержания дополнительной образовательной программы «Юные экологи» осуществляется через интеграцию образовательных областей Основной общеобразовательной программы ДОУ («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие») и предусматривает определенные формы учебной работы.
Организованные:
- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
- использование информационных технологий на занятиях
- наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
- совместная деятельность;
- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
- целевые прогулки, экскурсии;
- использование компьютера для прослушивание голосов животных и пение птиц;
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин из жизни диких животных;
- рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- сбор коллекций: семян, камней, листьев , шишек и пр;
- опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, малоподвижные, дидактические);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
- работа с календарями природы;
- изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Направление реализации программы
При построении системы работы экологического кружка особое внимание было уделено следующим основным направлениям:
Формы организации учебных занятий с учетом их вида.
Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.
Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка детской площадки от мусора (сухих листьев, веточек и.т.д.). Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Критерии и формы оценки качества знаний
Оценка результатов по усвоению дополнительной образовательной программы проводится два раза в год (октябрь – вводная диагностика) с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (начало месяца).
Механизм оценки результатов освоения программы
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – экологический вечер развлечений «Земля наш общий дом».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организационно-педагогические условия реализации Программы.
Календарный учебный график
Даты начала и окончания учебных периодов | С 01.10.2020г.-31.05.2021г. |
Количество учебных недель | 31 недель |
Продолжительность каникул | 01.01.2021г.-10.01.2021г. |
Сроки контрольных процедур | 27.05.2021г. |
Методическое обеспечение программы
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, исследовательской деятельности, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Условия реализации образовательной программы «Юные экологи»
- Систематическое проведение занятий.
- Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
- Созданий условий для самостоятельной деятельности.
- Создание образовательной среды, способствующей экологическому воспитанию детей.
- Образовательное сотрудничество детей и взрослых.
- Создание фонда методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Материально-технические условия реализации Программы
Программа реализуется через специально созданные условия.Обеспечение образовательного процесса складывается из кадрового, информационно-методического, материально-технического и нормативно-правового обеспечения.
Кадровое обеспечение. Педагог – воспитатель первой квалификационной категории. Высшее образование: Шадринский государственный педагогический институт. По программе «Дошкольная педагогика и психология», по специализацией «Управление дошкольным образованием», 2012г.
Информационно-методическое обеспечение:
- методическая литература;
- конспекты занятий;
- регулярность посещения занятий;
- наличие учебно-методической и материальной базы (научно-методическая и научно-популярная литература, пособия, демонстрационный и раздаточный материал и т.п.);
- закрепление полученных знаний, умений и навыков;
- обратная связь с воспитанниками и родителями.
Дидактический материал и техническое оснащение:
- дидактические и наглядные пособия;
- DVD , телевизор, видеомагнитофон, мультимедийный проектор;
- грамзаписи и аудиозаписи с голосами птиц, животных;
- методическая литература;
- репродукции картин;
- художественная литература;
- красная Книга;
- информационные источники (специальная литература, энциклопедии, справочники, электронные базы).
- лабораторное оборудование (стаканы, трубки, пакетыи.т.д.).
- семенной материал, комнатные растения.
- образцы почв, гербарных листов, плодов деревьев (шишки, ягоды).
- инвентарь и инструменты (стаканы для рассады, лейки, ручная вилка, садовый совок, сито, лопаты).
- аквариум и оборудование.
- материал для игр и новогодних поделок (веревка, карточки, природный материал, клей, карандаши, бумага).
Список литературы
- Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. «Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., Просвещение, 2005 г.
- Николаева С.Н. «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. - М; Мозаика - Синтез, 2005 г.
- Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». – М.; Мозаика – Синтез, 2006 г.
- Уланова Л.А. Методические рекомендации проведения прогулок». – Санкт-Петербург; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 г.
- Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа». – М.; Мозаика – Синтез, 2014 г.
- Познавательно-иследовательские занятия с детьми 4-7 лет на экологической тропе. ФГОС ДО. С.В. Машкова.2015 г. Изд.Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.
- Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера»
- Интернет-ресурсы.
Этапы реализации программы | I этап - подготовительный: 1. Анализ здоровья воспитанников. 2. Обогащение предметно-развивающей среды группы. 3. Подбор материала, атрибутов, литературы, для реализации программы. II этап - основной: 1.Создание предметно-пространственной развивающей среды для реализации цели программы. 2.Реализация тематического плана мероприятий программы 3.Выстраивание линии взаимодействия с родителями для реализации цели и задач данной программы. III этап - результативный: 1. Оценка результатов работы, постановка новых целей и задач. |
Направления реализации программы | Партнёрская деятельность с дошкольниками. Взаимодействие с родителями. Обогащение предметно-развивающей среды. |
Принципы построения программы реализации |
Принцип систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю). |
Участники программы | Воспитанники, родители и специалисты МАДОУ «Чебурашка». |
Ожидаемые результаты | К концу реализации программы дети:
Родители воспитанников:
Педагоги МАДОУ д/с «Чебурашка»:
|
Формы подведения итогов реализации программы | Воспитанники группы:
Родители воспитанников:
Педагоги МАДОУ д/с «Чебурашка»:
3.Мастер-классы. |
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание программы
Организация процесса реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего возраста (5-6лет). Продолжительность занятий по реализации программы кружковой работы – 1 учебный час длительностью не более 25 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (всего в учебный год – 34 часа). Занятия по программе «Азбука здоровья» проводятся во вторую половину дня 1 раз в неделю (4-5 раз – в месяц).
Форма работы групповая, в группе –15 человек.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть, а так же предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, детская йога, основная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематике.
Родители являются активными участниками процесса: совместно с детьми они могут проводить закаливающие процедуры в домашних условиях, оформить фотогазеты совместно с детьми, изготовить в домашних условиях нетрадиционное оборудование в физкультурный уголок.
Все это поможет сделать процесс обучения интересным и не принудительным.
Программа реализуется в три этапа.
1 этап-знакомство с нормативной документацией:
- Конвенция о правах ребенка.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". - СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273.
- Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 года № 08-249.
Формы взаимодействия с семьей
Взаимодействия ДОУ и сотрудников
Для реализации программы используются следующие инновационные здоровьесберегающие технологии:
- познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия» в развлечениях, беседах с элементами аппликации и рисования;
- хатха – йога с детьми старшего дошкольного возраста;
- флешмоб;
- использование цветового игротренинга Н.М. Погосовой в различных мероприятиях с использованием здоровьесберегающих технологий, беседах;
- валеологические занятия с использование методики ТРИЗ;
- пескотерапия (игры с кинетическим и живым песком), камнетерапия;
- ритмическая мозаика со степами по методике А.И. Бурениной;
- комплекс упражненией по профилактике нарушений зрения В.Ф. Базарного а также для снятия утомляемости глаз мы используем упражнение «Пальминг» для глаз по методике Уильяма Бейтса;
- физкультурные развлечения, спортивные досуги, познавательно-исследовательская деятельность с использованием дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.
- Факторы успешности реализации программы
К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации программы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие:
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену видов детской деятельности;
- соблюдение требований санитарно-эпидемиологического режима в группе, при организации всех режимных моментов;
- наличие заинтересованности родителей и педагогов в вопросах укрепления здоровья детей;
- наличие нестандартного оборудования в предметном пространстве группы;
- наличие уголка экспериментирования в группе;
- наличие фото, видеоматериалов, художественной и энциклопедической литературы по теме;
- тесное взаимодействие с педагогами ДОО;
- партнёрское взаимодействие педагога, родителей и каждого ребёнка группы.
- Формы и методы партнёрской деятельности с детьми
- занимательное дело на основе взаимосвязи различных видов детской деятельности;
- дыхательная гимнастика А.Н. Срельниковой;
- комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения В.Ф. Базарного;
- упражнение для снятия утомляемости глаз по методике Уильяма Бейтса «Пальминг»;
- технология воздействия цветом Н.М. Погосовой;
- программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»;
- флешмоб;
- детская хатха - йога для дошкольников;
- оздоровительный тренинг по корейской методике «СУ-ДЖОК-терапия» с элементами самомассажа;
- закаливание;
- пескотерапия (игры с живым и кинетическим песком);
- камнетерапия;
- использование подвижных игр и физкультминуток;
- дидактические игры (коллективные и индивидуальные);
- экскурсии;
- экспериментирование;
- спортивные развлечения, воспитательные мероприятия, досуги, викторины;
- чтение художественной литературы;
- беседы с детьми;
- создание нетрадиционного оборудования совместно с детьми;
- выставки детских работ в детском саду (коллективные и индивидуальные).
Основы здорового образа жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, следить за своим здоровьем, укреплять свой организм, заботиться и любить его.
Формирование здорового образа жизни неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторят слова: «не трогай», «отойди», «нельзя», «делаешь не правильно». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Именно поэтому основная задача кружка «Азбука здоровья», привить детям желание получать знания, мотивировать детей следить за своим здоровьем и поведением.
- Календарно-тематическое планирование занятий кружка
Старшая группа
Месяц | № | Тема | Задачи: |
Сентябрь | 1. | Вводное занятие. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих важных компонентах здорового образа жизни, раскрыть возможности здорового человека. |
2. | Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Очистим воду» | Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить, создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. | |
3. | Оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия» | Познакомить детей с самомассажем «Су-Джок терапия», дать знания детям, что на руке у человека находятся много массажных точек которые укрепляют наш организм. | |
4. | Цветовой игротренинг Н.М. Погосова. Погружение в сказку «Наполняемся волшебной силой» | Снятие психомоторного напряжения у детей, развитие эмоционально-волевой сферы, создавать радостную атмосферу в группе. | |
Октябрь | 1. | Беседа с элементами аппликации «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу» | Научить детей заботиться о свое здоровье, показать зависимость здорового человека от правильного питания, расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). |
2. | Игра-путешествие «Где прячется здоровье» | Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья). | |
3. | Беседа с просмотром видеоролика и элементами экспериментирования «Здоровье – главная ценность человеческой жизни» | Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. | |
4. | Физкультурное мероприятие с совместно с родителями и детьми «Здоровый образ жизни» | Привить потребность у родителей и детей в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спорт, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью. | |
Ноябрь | 1. | Флешмоб для детей старшего дошкольного возраста | Обучение простейшим танцевальным движениям, улучшение физической формы ребёнка, выроботка координация движений. |
2. | Камнетерапия | Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление. | |
3. | Детская «Хатха – йога» (в месяц - 2 раза) | Сформировать у детей представление о йоге, развитие физических качеств через гимнастику Хатха-йога. | |
4. | Игра-викторина «Как быть здоровым» | Формировать стремление к здоровому образу жизни, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | |
Декабрь | 1. | Хатха-йога с детьми старшего дошкольного возраста | Развитие координаций движений, учить детей контролировать свои эмоции. |
2. | «Весёлое занятие» Ритмическая мозаика А.И. Бурениной (со степами) с участием музыкального руководителя | Формировать у них потребность самовыражения в движении под музыку, развития ловкости, точности, координацию движений, обогащения двигательного опыта в процессе аэробики. | |
3. | Развлечение «Проделки Королевы простуды» с элементами «Су-Джок терапии» (эластичными колечками) | Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, развивать умение высказывать свою точку зрения. | |
4. | Мероприятие с применением здоровьесберегающих технологий «Надо, надо, умываться» | Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, дать знание о необходимости соблюдать личную гигиену. | |
Январь | 1. | Познавательно-исследовательская деятельность «Микробы» | Формирование в процессе исследовательской деятельности элементарных представлений о простейших микроорганизмах, о ценности здорового образа жизни. |
2. | Валеологический досуг «Давайте будем здоровы» | Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, показывать зависимость здоровья человека от правильного питания, обращать внимание детей на особенности их организма. | |
3. | Камнетерапия | Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление. | |
4. | Хатха –йога совместно с родителями и детьми | Формирование знаний об оздоровлении организма нетрадиционными формами: хатха - йога, точечный массаж. | |
Февраль | 1. | Практическое занятие «Дорожка здоровья» | Развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. |
2. | Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Дружи с водой» | Познакомить с понятием «закаливание», как закаливающие процедуры укрепляют организм. | |
3. | Хатха-йога | Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами. | |
4. | Спортивный досуг «Путешествие в страну Витаминную» | Формирование основ здорового образа жизни, воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, создавать радостное и бодрое настроение у детей. | |
Март. | 1. | Беседа «Знакомство со своим телом» с элементами «Су-Джок терапии» (массажные мячики) | Учить детей понимать отдельные части своего тела: руки, ноги, голова, туловище. |
2. | Хатха - йога | Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться. | |
3. | Создание нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок совместно с детьми «Массажная дорожка» (из деревянных колечек). | Прививать у детей интерес к созданию нетрадиционного оборудования, дать знания детям о необходимости использовании массажных дорожек для укрепления организма. | |
4. | Спортивная игра с родителями «Как стать Геркулесом» | Учить детей понимать пользу спорта для здоровья человека, уточнить знания о том, почему спортсмены не болеют. Привлекать родителей к совместным спортивным играм, создавать бодрое, радостное настроение в процессе игры. | |
Апрель. | 1. | Хатха-йога | Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться. |
2. | Беседа с элементами пескотерапии | Развитие тактильно-кинетической чувствительности рук и мелкой моторики, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки. | |
3. | Развлечение «Путешествие в страну здоровья» | Закрепить знание детей о том, что такое здоровье и как его нужно беречь, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | |
4. | Конструирование из бумаги «Бабочка» (для дыхательной гимнастики) | Развивать умение конструировать из бумаги. Показать дальнейшее использование их работы в действии с дыхательной гимнастики. | |
Май. | 1. | «Воздух-невидимка» с элементами экспериментирования | Дать детям представления о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издает звуки). |
2. | Рисование «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья». | Закрепить знание детей о составляющих важных компонентах здорового образа жизни. Учить детей отражать это в рисунках. | |
3. | Камнетерапия | Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление. | |
4. | Хатха - йога | Развитие потребности в здоровом образе жизни, создание эмоционального благополучия. |
- Взаимодействие с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем
Цель: систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации с вовлечением в неё инструктора по физической культуре и музыкального руководителя для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи
- обмен мнениями с коллегами об использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
- способствовать повышению интереса детей к двигательной активности;
- общими усилиями укреплять физическое и психосоматическое здоровье воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностях.
Формы физкультурно-оздоровительной работы
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры;
- спортивные досуги и развлечения: эстафеты и конкурсы; тематические с элементами ТРИЗ;
- динамические паузы.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности и режимных моментов через физкультминутки, подвижные игры с элементами развития речи, утренней гимнастики, ритмической гимнастики, гимнастики после сна, музыкально-ритмические движения, пальчиковой и дыхательной гимнастики, прогулки, закаливающие процедуры.
Для повышения уровня двигательной активности детей в группе созданы физкультурный уголок, где дети занимаются как самостоятельно, так и совместно со взрослыми, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подобрано спортивное оборудование; атрибуты для подвижных и спортивных игр; имеется нестандартное оборудование. Так мы изготавливаем нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками: массажные дорожки из различного материала: деревянных колечек, губок, пуговиц, колпачков от фломастеров; флакончики для дыхания, игрушки-поддувалочки. Нестандартное оборудование–это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы.
Музыка является одним из средств физического воспитания. Чаще всего используем музыку, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет, соревнований. Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально-спортивные праздники, развлечения, музыкально-познавательный досуг, а также ритмическую мозаику по методике А.И. Бурениной. Утренние гимнастики проводятся в форме ритмических гимнастик.
Музыкальное сопровождение, танцевальные упражнения, используемые в комплексах, способствуют улучшению психологического настроя на весь день. Дети и родители стараются не опаздывать на этот режимный момент.
- Взаимодействие с родителями
Цель: Познакомить родителей с здоровьесберегающими технологиями в ДОУ.
Задачи
- показать применение здоровьесберегающих технологий в ходе работы с детьми;
- привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми в домашних условиях;
- формировать у родителей осознанное отношению к своему здоровью и здоровью детей.
План работы с родителями
- Привлечение к организации занятий, участие в физкультурных досугах и валеологических занятиях.
- Оказание практической помощи в выполнении домашних оздоравливающих заданий.
- Оформление фотогазет совместной деятельности родителей и детей.
- Привлечение к совместному домашнему изготовлению фотоальбомов и познавательных тематических альбомов.
- Практические консультации по темам занимательного дела кружка.
- Мастер-классы по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурного уголка, а также детская хатха – йога с детьми в домашних условиях.
- Консультации, папки-передвижки для ознакомления здорового образа жизни.
- Привлечение к оформлению выставок.
- Совместное проведение оздоровительно-познавательных прогулок на природу.
Ожидаемые результаты
- Повышение компетентности родителей в вопросах формирования здорового образа жизни в семье.
- Рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
- Повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально – техническое обеспечение
процесса реализации программы
Мультимедийное сопровождение:
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Ноутбук | 1 |
2. | Проектор | 1 |
3. | Экран | 1 |
4. | Аудиоколонки | 1 |
5. | Медиатека | 5дисков |
6. | Музыкальное оборудование (магнитофон). | 1 |
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Согласно ФГОС в ДО должна быть создана такая развивающая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.
Развивающие элементы предметно-пространственной среды, необходимые для реализации программы:
- Центры здоровья и зоны двигательной активности (инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, хатхи – йоги, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения).
- Уголки безопасности (макеты по пожарной безопасности, правила дорожного движения, плакаты, дидактические игры, набор дорожных знаков).
- Валеологический уголок (атлас строение человека, дидактические игры и пособия в соответствии с возрастом детей, картотека гимнастики для глаз).
- Постоянно действующая выставка (плакатов, эмблем, детских работ изобразительной деятельности по здоровому образу жизни, нетрадиционное оборудование совместно взрослого с детьми).
Материалы и оборудования для занятий кружка
-Подручный материал (деревянные колечки, губки, бутылочки пластмассовые, нитки, деревянные палочки, аквариумные камушки).
-Дидактические игры и пособия соответствующие возрастным особенностям детей.
-Картотека подвижных игр, самомассажа, хатхи – йоги (асаны), дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.
-Атрибуты физкультурного уголка (мешочки с крупой, массажные коврики, нестандартное оборудование сделанное своими руками, мячики-ёжики, скакалки, обручи, мячи, кольцебросы, кегли, корзины для игр с бросанием и др.).
-Картинки и иллюстрации с изображением спортсменов, здорового образа жизни.
-Дорожные знаки и макеты.
-Эластичные колечки («Су-Джок»).
Оборудование
-Мольберты
-Ширма
-коврики для детской йоги
-Салфетки бумажные, влажные и матерчатые.
-Подставка под кисти и инструменты.
-Диски ритмической гимнастики А.И. Бурениной.
3.3 Список источников
- 1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
- «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.
- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. «Разговор о правильном питании».
- «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
- Журнал «Дошкольная педагогика» за 2004г.
- Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.
- »Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.
- Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться».
- Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»- Волгоград «Учитель», 2009г.
- Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.
- Павлова М. А. «Здоровьесберегающая система ДОУ».
- М.А.Павлова, Лысогорская М.В. "Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения" по организации работы по формированию навыков здорового образа жизни.
- Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».-М.: «Просвещение», 1986г.
- Тарасова Т.А., Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
- Фесюковой Т.А. "Учусь управлять собой" по использованию проблемных и ситуативно-игровых ситуаций по ЗОЖ.
Приложение
Приложение 1
Учебный план для подготовительной группы
на 2021-2022 учебный год
Наименование | День недели | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Кружок «Азбука здоровье» | понедельник | 1 | 4 | 34 |
Приложение 2
Список детей
№ | Ф.И. ребёнка |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. |
Приложение 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Тема | Цель | Планируемая дата реализации | Фактическая дата реализации |
1. | Вводное занятие. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих важных компонентах здорового образа жизни, раскрыть возможности здорового человека. | ||
2. | Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Очистим воду» | Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить, создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. | ||
3. | Оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия» | Познакомить детей с самомассажем «Су-Джок терапия», дать знания детям, что на руке у человека находятся много массажных точек, которые укрепляют наш организм. | ||
4. | Цветовой игротренинг Н.М. Погосова. Погружение в сказку «Наполняемся волшебной силой» | Снятие психомоторного напряжения у детей, развитие эмоционально-волевой сферы, создавать радостную атмосферу в группе. | ||
5. | Беседа с элементами аппликации «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» | Научить детей заботиться о свое здоровье, показать зависимость здорового человека от правильного питания, расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). | ||
6. | Игра-путешествие «Где прячется здоровье» | Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья). | ||
7. | Беседа с просмотром видеоролика и элементами экспериментирования «Здоровье – главная ценность человеческой жизни» | Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. | ||
8. | Физкультурное мероприятие с совместно с родителями и детьми «Здоровый образ жизни» | Привить потребность у родителей и детей в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спорт, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью. | ||
9. | Флешмоб для детей старшего дошкольного возраста | Обучение простейшим танцевальным движениям, улучшение физической формы ребёнка, выроботка координация движений. | ||
10. | Камнетерапия | Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление. | ||
11. | Детская «Хатха – йога» (в месяц - 2 раза) | Сформировать у детей представление о йоге, развитие физических качеств через гимнастику Хатха-йога. | ||
12. | Игра-викторина «Как быть здоровым» | Формировать стремление к здоровому образу жизни, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | ||
13. | Хатха-йога с детьми старшего дошкольного возраста | Развитие координаций движений, учить детей контролировать свои эмоции. | ||
14. | «Весёлое занятие» Ритмическая мозаика А.И. Бурениной (со степами) с участием музыкального руководителя | Формировать у них потребность самовыражения в движении под музыку, развития ловкости, точности, координацию движений, обогащения двигательного опыта в процессе аэробики. | ||
15. | Развлечение «Проделки Королевы простуды» с элементами «Су-Джок терапии» (эластичными колечками) | Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, развивать умение высказывать свою точку зрения. | ||
16. | Мероприятие с применением здоровьесберегающих технологий «Надо, надо, умываться» | Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, дать знание о необходимости соблюдать личную гигиену. | ||
17. | Познавательно-исследовательская деятельность «Микробы» | Формирование в процессе исследовательской деятельности элементарных представлений о простейших микроорганизмах, о ценности здорового образа жизни. | ||
18. | Валеологический досуг «Давайте будем здоровы» | Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, показывать зависимость здоровья человека от правильного питания, обращать внимание детей на особенности их организма. | 12.01.2018г. | |
19. | Камнетерапия | Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление. | ||
20. | Хатха –йога совместно с родителями и детьми | Формирование знаний об оздоровлении организма нетрадиционными формами: хатха – йога, точечный массаж. | ||
21. | Практическое занятие «Дорожка здоровья» | Развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников. | ||
22. | Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Дружи с водой» | Познакомить с понятием «закаливание», как закаливающие процедуры укрепляют организм. | ||
23. | Хатха-йога | Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами | ||
24. | Спортивный досуг «Путешествие в страну Витаминную» | Формирование основ здорового образа жизни, воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, создавать радостное и бодрое настроение у детей. | ||
25. | Беседа «Знакомство со своим телом» с элементами «Су-Джок терапии» (массажные мячики) | Учить детей понимать отдельные части своего тела: руки, ноги, голова, туловище. | ||
26. | Хатха – йога | Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться. | ||
27. | Создание нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок совместно с детьми «Массажная дорожка» (из деревянных колечек). | Прививать у детей интерес к созданию нетрадиционного оборудования, дать знания детям о необходимости использовании массажных дорожек для укрепления организма. | ||
28. | Спортивная игра с родителями «Как стать Геркулесом» | Учить детей понимать пользу спорта для здоровья человека, уточнить знания о том, почему спортсмены не болеют. Привлекать родителей к совместным спортивным играм, создавать бодрое, радостное настроение в процессе игры. | ||
29. | Хатха-йога | Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться. | ||
30. | Беседа с элементами пескотерапии | Развитие тактильно-кинетической чувствительности рук и мелкой моторики, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки. | ||
31. | Развлечение «Путешествие в страну здоровья» | Закрепить знание детей о том, что такое здоровье и как его нужно беречь, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | ||
32. | Конструирование из бумаги «Бабочка» (для дыхательной гимнастики) | Развивать умение конструировать из бумаги. Показать дальнейшее использование их работы в действии с дыхательной гимнастики. | ||
33. | «Воздух-невидимка» с элементами экспериментирования | Дать детям представления о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издает звуки). | ||
34. | Рисование «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья». | Закрепить знание детей о составляющих важных компонентах здорового образа жизни. Учить детей отражать это в рисунках. | ||
35. | Камнетерапия | Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление. | ||
36. | Хатха – йога совместно с родителями и детьми | Развитие потребности в здоровом образе жизни, создание эмоционального благополучия. |
ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Чебурашка»
(кружок «Азбука здоровья») в 2021-2022 учебном году
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Код ребёнка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. |
ВОСПИТАТЕЛЬ:
_____________/ ____Мирскова Ж.М.___
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание здорового ребёнка посредством кружковой деятельности
Программа для коррекции плоскостопия в рамках кружка "Топтыжкины ножки". Данная программа состоит из двух блоков, расчитана на 1 год. Программа реализуется в старшей группе....
кружковая работа во второй младшей группе "Школа здорового человека"
кружковая работа во второй младшей группе по формированию первоначальных представлений детей о здоровом образе жизни...
кружковая работа по формированию первоначальных представлений детей о здоровом образе жизни.
Во второй младшей группе проводится кружковая работа по формированию первоначальных представлений детей о здоровом образе жизни. Тематический план занятий с д...
НОД по кружковой деятельности в старшей группе: «Здоровые зубы здоровью любы».
НОД по кружковой деятельности в старшей группе: «Здоровые зубы здоровью любы»....
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ
Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье представлен опыт раб...
Конспект организованной образовательной деятельности по кружковой работе «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» с детьми старшей группы Тема: «Что такое здоровье?».
Конспект по кружковой работе "Азбука здоровья" Тема: "Что такое здоровье?"...
Программа кружковой деятельности "Здоровый малыш"
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ &qu...