Кружковая работа "Азбука здоровья"
рабочая программа (старшая группа)

Мирскова Жанна Мухтаровна

Формирования навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zdorovya.docx505.19 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

заведующим МАДОУ «Чебурашка»

________________ И.П. Калямина

приказ  МАДОУ от «__» ________ 202__  г. №

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

по формированию навыков здорового образа жизни

у детей старшего дошкольного возраста

направленность: физкультурно –спортивная

Уровень: стартовый

Возраст воспитанников: 5- 6 лет

Срок реализации: 8 месяцев

Составитель:

Мирскова Жанна Мухтаровна

г. Когалым, 2021г.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

 «Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство,

не играют силы, бесполезно богатство

и бессилен ум».

/Геродот/.

В нашем городе, как и во всём мире, отмечается высокий уровень заболеваемости населения, особенно среди детей дошкольного возраста. Этому способствуют неблагоприятные экологические условия, ослабленные наследственные факторы. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.

По заключениям медицинских исследований дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.  Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.  Поэтому  укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста - дело не только семьи, но и педагогов. Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.

Нет какой-то одной единственной технологии здоровья. Здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов: физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный и личностный. Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Под интеллектуальным — знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности и позитивное взаимодействие с окружающими. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под словом «успех». В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методик немедикаментозной профилактики заболеваемости и формирования навыков здорового образа жизни.

Данная программа направлена на формирование у детей навыков здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье.

Дополнительная образовательная программа «Азбука здоровья» по физкультурно-оздоровительной направленности детей «Физическое развитие» предназначена для работы с детьми 5- 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон РФ от 21.11.2011г. №323 «Об основах здоровья граждан»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26

Локальные акты дошкольного учреждения:

  • Основная общеобразовательная программа ДОО, положение о кружковой работе, годовой план работы ДОО, учебный план.

Актуальность данного программы заключается в том, что результаты мониторинга заболеваемости, проводимого регулярно в нашем образовательном учреждении показал, что возрастает заболеваемость детей, а также родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей. В связи с этим нами было принято решение о необходимости углубленной работы в направлении укрепления здоровья воспитанников и привлечения внимания родителей и педагогов других групп ДОУ к данной проблеме.

При выборе направления кружковой работы и разработке данной программы мы исходили из понимания того, что в нашем детском саду присутствуют все факторы, создающие основу здорового образа жизни ребёнка.  Здесь созданы определенные условия для охраны и укрепления их здоровья, физического и психического развития.

В тоже время, анализ нашей педагогической работы за предыдущий период показал, что для достижения весомых результатов снижения детской заболеваемости, особенно простудными заболеваниями, требуется выработка определённой комплексной системы профилактики и оздоровления детей, а не отдельные приёмы.

Практическая значимость состоит в возможности использования материалов программы в любой группы детского сада с адаптацией возраста детей.

Данная программа также позволяет педагогу тщательно анализировать оздоровительную работу в группе, продумывать новые способы мотивации детей к занятиям, которые будут вызывать у дошкольников чувства радости и интерес к ведению здорового образа жизни и физической активности. При этом детские занятия и развлечения, которым посвящена работа кружка «Азбука здоровья», не способствуют проявлению у детей негативных эмоций и усталости. А знания, полученные на занятиях, откладываются в памяти ребенка надолго.

Новизна  состоит в следующем:

  • определены  структура и содержание здоровьесберегающей работы в рамках одной возрастной группы, способствующие обеспечению эмоционального, психологического и физического здоровья воспитанников.
  • в рамках программы  планомерно реализуются инновационные здоровьесберегающие технологии в ходе образовательного процесса это: камнетерапия, Хатха – йога для детей старшего дошкольного возраста,  оздоровительный тренинг по корейской методике «Су-Джок терапия», пескотерапия, комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения В.Ф. Базарного, дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой, упражнение для снятия утомляемости глаз «Пальминг».
  • отобраны действенные формы оздоровительной работы с родителями по развитию партнёрских взаимоотношений с ребёнком в  домашних условиях: изготовление массажных дорожек для закаливания, проведение Хатхи – йоги в домашних условиях, полоскание полости рта, контрастное обливание ног, дыхательная и пальчиковая гимнастика, обтирание сухой варежкой в домашних условиях, точечный массаж, оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия».

Отличительные особенности программы предусматривается введение в занятия элементы «Хатхи – йоги» (2 раза в неделю), с помощью которой дети смогут освоить технику выполнения статических упражнений «Асан». «Хатха- йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса с учётом индивидуальны особенностей и возможностей детей.

Цели и задачи программы

Цель реализации программы

В соответствии с целью программы определены задачи:

Образовательные:

  • создать в группе оздоровительный микроклимат;
  • способствовать снижению уровня  заболеваемости воспитанников;
  • формировать у воспитанников привычку к здоровому образу жизни;
  • способствовать освоению детьми основных здоровьесберегающих понятий: «здоровье», «закаливание», «иммунитет»;
  • уточнить представления у воспитанников о факторах, влияющих на улучшение и ухудшение здоровья человека;
  • укреплять физическое и психосоматическое здоровье воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей;
  • способствовать обогащению практического опыта детей и родителей по использованию нетрадиционных методик укрепления здоровья;
  • мотивировать всех участников  образовательного процесса на ежедневное использование современных здоровьесберегающих технологий.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес к экспериментированию, физические навыки (глазомер, равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику, развитие дыхания);
  • развивать умение снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться;
  • развивать навыки связной речи, умение объяснять, пояснять, рассуждать; обогащать активный словарь воспитанников.

Воспитательные:

  • Воспитывать у участников  потребность быть здоровым, оказывать помощь в укреплении здоровья другим людям.

Ожидаемые результаты

Воспитанники:

  • Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния, повышение сопротивляемости организма ребенка к вирусным и инфекционным заболеваниям.
  • Снижение числа случаев заболеваний воспитанников группы в течение учебного года.
  • Каждый воспитанник имеет сформированное представление о здоровом образе жизни (об особенностях строения организма человека, важности отдельных физиологических органов и систем, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
  • Сформированность у детей психоэмоциональной устойчивости, позитивного настроя.
  • Повышение уровня валеологических знаний.
  • Повышение  интереса детей и родителей к физическим упражнениям и закаливанию.

Родители воспитанников:

  1. Повышение компетентности родителей в вопросах формирования здорового образа жизни в семье.
  2. Рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
  3. Повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.

Педагоги МАДОУ д/с «Чебурашка»:

  1. Рост заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья детей.
  2. Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования здорового ребенка.

Реализация дополнительной образовательной программы направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Сведения о программе

Адресат Программы

старший дошкольный (5-6 лет)

Уровень Программы

стартовый

Объем и срок реализации Программы

  • общее количество учебных часов - 31
  • количество недель - 31
  • количество месяцев - 8                  
  • количество лет - до 1

Формы обучения

очная, очно-заочная (в случае необходимости)

Формы реализации Программы

  • стандартная, возможно применение дистанционных образовательных технологий

Формы организации детей

подгрупповая, количество детей - 12 человек

Режим занятий

периодичность - 1 раз в неделю,

продолжительность занятий – 25 минут(в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 -13)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Названиераздела, темы

Количество часов

Формы контроля/результат

Всего

Теория

Практика

1.

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

1

1

Вводное занятие

2.

«Хатха – йога»

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

3.

 «Су-Джок терапия»

1

1

Оздоровительный тренинг

4.

«Хатха-йога»

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

5.

«Витамины я люблю-быть здоровым я хочу»

1

1

Беседа с элементами аппликации

6.

Хатха - йога

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

7.

 «Здоровье – главная ценность человеческой жизни»

1

1

Беседа с просмотром видеоролика и элементами экспериментирования

8.

«Хатха-йога»

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

9.

 «Где прячется здоровье»

1

1

Игра-путешествие

10.

«Хатха – йога»

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

11.

 «Как быть здоровым»

1

1

Игра-викторина

12.

«Хатха – йога»

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

13.

 «Здоровый образ жизни»

1

1

Физкультурное мероприятие с совместно с родителями и детьми

14.

 «Хатха – йога»

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

15.

«Проделки Королевы простуды»

1

1

Развлечение с элементами «Су-Джок терапии» (эластичными колечками)

16.

«Хатха – йога»

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

17.

 «Микробы»

1

1

Познавательно-исследовательская деятельность

18.

 «Давайте будем здоровы»

1

1

Валеологический досуг

19.

«Хатха – йога»

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

20.

Камнетерапия

1

1

Продукт детского творчества

21.

 «Дорожка здоровья»

1

1

Практическое занятие

22.

Хатха-йога

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

23.

 «Путешествие в страну Витаминную»

1

1

Спортивный досуг

24.

«Знакомство  со своим телом»

1

1

Беседа с элементами «Су-Джок терапии» (массажные мячики)

25.

Хатха - йога

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

26.

Создание нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок  совместно с детьми

1

1

Продукт детского творчества.

27.

Хатха-йога

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

28.

Камнетерапия

1

1

Продукт детского творчества.

29.

Пескотерапии

1

1

Беседа с элементами

30.

Хатха-йога

1

1

Практическое занятие с элементами йоги

31.

 «Путешествие в страну здоровья»

1

1

Развлечение

Итого

31

31

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Календарно -  тематическое планирование

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

№ п/п

Тема  занятия

Цель и задачи занятия

Краткое содержание занятия

1.

Вводное занятие.

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих важных компонентах здорового образа жизни, раскрыть возможности здорового человека.

2.

«Хатха – йога»

Познакомить  понятием «Хатха – йога», «Асаны», «Пранаямы»

-беседа с детьми «Что такое «Хатха – йога?»

-просмотр презентации

3.

Оздоровительный тренинг

«Су-Джок терапия»

Познакомить детей с самомассажем «Су-Джок терапия», дать знания детям, что на руке у человека находятся много массажных точек которые укрепляют наш организм.

4.

«Хатха-йога»

Развитие координаций движений, учить детей контролировать свои эмоции.

Путешествие по сказке «Маугли»

5.

Беседа с элементами аппликации «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу»

Научить детей заботиться о свое здоровье, показать зависимость здорового человека от правильного питания, расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

-беседа с детьми с просмотром наглядной презентации

-пальчиковая гимнастика «Фруктовая корзина»

-аппликация

6.

Хатха - йога

 Сформировать у детей представление о йоге, развитие физических качеств  через гимнастику  Хатха-йога.

 -м/п игра «Найди своё место»

-статические упражнения «асаны»

-дыхательная гимнастика «Пранаяма»

7.

Беседа с просмотром видеоролика и элементами экспериментирования «Здоровье – главная ценность человеческой жизни»

Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

8.

«Хатха-йога»

Формирование знаний об оздоровлении организма нетрадиционными формами: хатха - йога, точечный массаж.

-м/п игра «Найди по цвету»

-статические упражнения «асаны»

-точечный массаж

-дыхательная гимнастика «Пранаяма»

9.

Игра-путешествие

«Где прячется здоровье»

Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья).

10.

«Хатха – йога»

Развитие координаций движений, учить детей контролировать свои эмоции.

-комплекс статических упражнений (асаны)

-пранаяма

11.

Игра-викторина «Как быть здоровым»

Формировать стремление к здоровому образу жизни, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 

12.

«Хатха – йога»

-комплекс статических упражнений (асаны)

-пранаяма

-точечный массаж

13.

Физкультурное мероприятие с совместно с родителями и детьми «Здоровый образ жизни»

Привить потребность  у родителей и детей в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спорт, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью.

-игра-эстафета

-соревнования

14.

 «Хатха – йога»

Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

-комплекс статических упражнений (асаны)

-пранаяма

15.

Развлечение «Проделки Королевы простуды» с элементами «Су-Джок терапии» (эластичными колечками)

Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, развивать умение высказывать свою точку зрения.

16.

«Хатха – йога»

Формирование знаний об оздоровлении организма нетрадиционными формами: хатха - йога, точечный массаж.

 -комплекс статических упражнений (асаны)

-пранаяма

17.

Познавательно-исследовательская деятельность «Микробы»

Формирование в процессе исследовательской деятельности элементарных представлений о простейших микроорганизмах, о ценности здорового образа жизни.

18.

Валеологический досуг «Давайте будем здоровы»

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, показывать зависимость здоровья человека от правильного питания, обращать внимание детей на особенности их организма.

-

19.

«Хатха – йога»

Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

-комплекс статических упражнений (асаны)

-пранаяма        

-точечный массаж

20.

Камнетерапия

Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

21.

Практическое занятие «Дорожка здоровья»

Развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

 

22.

Хатха-йога

-комплекс статических упражнений (асаны)

-пранаяма

23.

Спортивный досуг «Путешествие в страну Витаминную»

Формирование основ здорового образа жизни, воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, создавать радостное и бодрое настроение у детей.

24.

Беседа «Знакомство  со своим телом» с элементами «Су-Джок терапии» (массажные мячики)

Учить детей понимать отдельные части своего тела: руки, ноги, голова, туловище.

25.

Хатха - йога

-комплекс статических упражнений (асаны)

-пранаяма

-точечный массаж

26.

Создание нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок  совместно с детьми

Прививать у детей интерес к созданию нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок

27.

Хатха-йога

Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

-комплекс статических упражнений (асаны)

-пранаяма

28.

Камнетерапия

Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

29.

Беседа с элементами пескотерапии

Развитие тактильно-кинетической чувствительности рук  и мелкой моторики, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки.

30.

Хатха-йога

-комплекс статических упражнений (асаны)

-пранаяма

-точечный массаж

31.

Развлечение

«Путешествие в страну здоровья»

Закрепить знание детей о том, что такое здоровье и как его нужно беречь, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методические материалы

Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:

Формы и режим занятий

Форма организации обучения – подгрупповая. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с воспитанниками является игровая деятельность. При реализации программы кружка применяются словесные, наглядные, игровые, практические методы, приёмы партнёрского взаимодействия взрослого и воспитанников. Режим занятий включает в себя одно занятие в неделю по 25 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049 -13.

Описание форм и методов занятий

Методы, используемые для реализации программы:

Формы работы.

Работа по реализации содержания дополнительной образовательной программы «Юные экологи» осуществляется через интеграцию образовательных областей Основной общеобразовательной программы ДОУ («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»)  и предусматривает определенные формы учебной работы.

Организованные:

  • непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
  • использование информационных технологий на занятиях
  • наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
  • совместная деятельность;
  • наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
  • целевые прогулки, экскурсии;
  • использование компьютера для прослушивание голосов животных и пение птиц;
  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
  • рассматривание картин из жизни диких животных;
  • рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
  • беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
  • сбор коллекций: семян, камней, листьев , шишек и пр;
  • опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
  • экологические тропы;
  • игры (подвижные, малоподвижные, дидактические);
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
  • работа с календарями природы;
  • изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Направление реализации программы

     При построении системы работы экологического кружка особое внимание было уделено следующим основным направлениям:

Формы организации учебных занятий с учетом их вида.

Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.

Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.

Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.

При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди».

Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка детской площадки от мусора (сухих листьев, веточек и.т.д.). Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Критерии и формы оценки качества знаний

Оценка результатов по усвоению дополнительной образовательной программы проводится два раза в год (октябрь – вводная диагностика) с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае (начало месяца).

Механизм оценки результатов освоения программы

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – экологический вечер развлечений «Земля наш общий дом».

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организационно-педагогические условия реализации Программы.

Календарный учебный график

Даты начала и окончания учебных периодов

С 01.10.2020г.-31.05.2021г.

Количество учебных недель

31 недель

Продолжительность каникул

01.01.2021г.-10.01.2021г.

Сроки контрольных процедур

27.05.2021г.

Методическое обеспечение программы

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, исследовательской деятельности, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Условия реализации образовательной программы «Юные экологи»

  • Систематическое проведение занятий.
  • Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
  • Созданий условий для самостоятельной деятельности.
  • Создание образовательной среды, способствующей экологическому воспитанию детей.
  • Образовательное сотрудничество детей и взрослых.
  • Создание фонда методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
  • Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

Материально-технические условия реализации Программы

Программа реализуется через специально созданные условия.Обеспечение образовательного процесса складывается из кадрового, информационно-методического, материально-технического и нормативно-правового обеспечения.

Кадровое обеспечение. Педагог – воспитатель первой квалификационной категории. Высшее образование: Шадринский государственный педагогический институт. По программе «Дошкольная педагогика и психология», по специализацией «Управление дошкольным образованием», 2012г.

Информационно-методическое обеспечение:

  • методическая литература;
  • конспекты занятий;
  • регулярность посещения занятий;
  • наличие учебно-методической и материальной базы (научно-методическая и научно-популярная литература, пособия, демонстрационный и раздаточный материал и т.п.);
  • закрепление полученных знаний, умений и навыков;
  • обратная связь с воспитанниками и родителями.

Дидактический материал и техническое оснащение:

  • дидактические и наглядные пособия;
  • DVD , телевизор, видеомагнитофон, мультимедийный проектор;
  • грамзаписи и аудиозаписи с голосами птиц, животных;
  • методическая литература;
  • репродукции картин;
  • художественная литература;
  • красная Книга;
  • информационные источники (специальная литература, энциклопедии, справочники, электронные базы).
  • лабораторное оборудование (стаканы, трубки, пакетыи.т.д.).
  • семенной материал, комнатные растения.
  • образцы почв, гербарных листов, плодов деревьев (шишки, ягоды).
  • инвентарь и инструменты (стаканы для рассады, лейки, ручная вилка, садовый совок, сито, лопаты).
  • аквариум и оборудование.
  • материал для игр и новогодних поделок (веревка, карточки, природный материал, клей, карандаши, бумага).

Список литературы

  • Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. «Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., Просвещение, 2005 г.
  • Николаева С.Н. «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. - М; Мозаика - Синтез, 2005 г.
  • Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». – М.; Мозаика – Синтез, 2006 г.
  • Уланова Л.А. Методические рекомендации проведения прогулок». – Санкт-Петербург; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 г.
  • Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа». – М.; Мозаика – Синтез, 2014 г.
  •  Познавательно-иследовательские занятия с детьми 4-7 лет на экологической тропе. ФГОС ДО. С.В. Машкова.2015 г. Изд.Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.
  • Зебзеева В.А.  Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера»
  • Интернет-ресурсы.

Этапы реализации программы

I этап - подготовительный:

1. Анализ здоровья воспитанников.

2. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

3. Подбор материала, атрибутов, литературы, для реализации программы.

II этап - основной:

1.Создание предметно-пространственной развивающей среды для реализации цели программы.

2.Реализация тематического плана мероприятий программы

3.Выстраивание линии взаимодействия с родителями для реализации цели и задач данной программы.

III этап - результативный:

1. Оценка результатов работы, постановка новых целей и задач.

Направления реализации

программы

Партнёрская деятельность с дошкольниками.

Взаимодействие с родителями.

Обогащение предметно-развивающей среды.

Принципы построения программы реализации

  1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
  2. Принцип доступности обучения (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
  3. Принцип научности  (подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками).
  4. Принцип активности (участие  педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников).
  5. Принцип целенаправленности(подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели).
  6. Принцип сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью).

Принцип систематичности (реализация лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю).

Участники программы

Воспитанники, родители и специалисты МАДОУ «Чебурашка».

Ожидаемые результаты

К концу реализации программы дети:

  1. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния, повышение сопротивляемости организма ребенка к вирусным и инфекционным заболеваниям.
  2. Снижение числа случаев заболеваний воспитанников группы в течение учебного года.
  3. Каждый воспитанник имеет сформированное представление о здоровом образе жизни (об особенностях строения организма человека, важности отдельных физиологических органов и систем, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
  4. Сформированность у детей психоэмоциональной устойчивости, позитивного настроя.
  5. Повышение уровня валеологических знаний.
  6. Повышение  интереса детей и родителей к физическим упражнениям и закаливанию.

Родители воспитанников:

  1. Повышение компетентности  родителей в вопросах формирования здорового образа жизни в семье.
  2. Рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
  3. Повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.

Педагоги МАДОУ д/с «Чебурашка»:

  1. Рост заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья детей.
  2. Повышение эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования здорового ребенка.
  4. Распространение положительного опыта по реализации программы среди педагогов ДОУ, города.

Формы подведения итогов реализации программы

Воспитанники группы:

  1. Изготовление нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок совместно с детьми.
  2. Хатха – йога для детей старшего дошкольного возраста.
  3. Спортивный досуг, викторины, физкультурные развлечения, игры.
  4. Музыкально-познавательный досуг, флешмоб, валеологический досуг.
  5. Беседы с элементами рисования, аппликации, экспериментирования.

Родители воспитанников:

  1. Мастер-класс с родителями Хатха – йога в домашних условиях.
  2. Развлечения, досуги, игры.
  3. Праздники,  проводимые с детьми, и совместные с участием родителей.
  4. Видео и фото-презентации рабочих моментов занятий кружка родительской и педагогической общественности.
  5. Групповые родительские собрания, круглый стол.
  6. Тематические выставки.
  7. Дни открытых дверей.
  8. Оформление информационных стендов.
  9. Организация выставок детского творчества.

Педагоги МАДОУ д/с «Чебурашка»:

  1. Семинар-практикумы с педагогами.
  2. Консультации, презентации с выступлением опыта работы с детьми в сохранение и укреплении здоровья.

      3.Мастер-классы.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Содержание программы

Организация процесса реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего возраста (5-6лет). Продолжительность занятий по реализации программы кружковой работы – 1 учебный час длительностью не более 25 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (всего в учебный год – 34 часа). Занятия по программе «Азбука здоровья»  проводятся во вторую половину дня 1 раз в неделю (4-5 раз – в месяц).  

Форма работы групповая, в группе –15 человек.

Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть, а так же предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребенком: беседа, вопросы и задания к детям, игровые тренинги, детская йога, основная образовательная деятельность, продуктивная деятельность, использование художественного слова, экспериментирование, использование ИКТ, итоговые праздники и развлечения соответствующие тематике.

Родители являются активными участниками процесса: совместно с детьми они могут проводить закаливающие процедуры в домашних условиях, оформить фотогазеты совместно с детьми, изготовить в домашних условиях нетрадиционное оборудование в физкультурный уголок.

Все это поможет сделать процесс обучения интересным и не принудительным.

Программа реализуется в три этапа.

1 этап-знакомство с нормативной документацией:

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012 года  №273.
  • Федеральный закон РФ от 29.12.2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  • Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 года № 08-249.

Формы взаимодействия с семьей

Взаимодействия ДОУ и сотрудников

Для реализации  программы  используются следующие  инновационные здоровьесберегающие технологии:

  • познавательные занятия с элементами экспериментирования;
  • оздоровительный тренинг «Су-Джок терапия» в развлечениях,  беседах с элементами аппликации и рисования;
  • хатха – йога с детьми старшего дошкольного возраста;
  • флешмоб;
  • использование цветового игротренинга Н.М. Погосовой  в различных мероприятиях с использованием здоровьесберегающих технологий, беседах;
  • валеологические занятия с использование  методики ТРИЗ;
  • пескотерапия (игры с кинетическим и живым песком), камнетерапия;
  • ритмическая мозаика со степами по методике А.И. Бурениной;
  • комплекс упражненией по профилактике нарушений зрения В.Ф. Базарного а также для снятия утомляемости глаз мы используем упражнение «Пальминг» для глаз по методике Уильяма Бейтса;
  • физкультурные развлечения, спортивные досуги, познавательно-исследовательская деятельность с использованием дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой.

  1. Факторы успешности реализации программы

К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации программы, способным помочь в осуществлении работы, относятся следующие:

  • соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену видов детской деятельности;
  • соблюдение требований санитарно-эпидемиологического режима в группе, при организации всех режимных моментов;
  • наличие заинтересованности родителей и педагогов в вопросах укрепления здоровья детей;
  • наличие нестандартного оборудования в предметном пространстве группы;
  • наличие уголка экспериментирования в группе;
  • наличие фото, видеоматериалов, художественной и энциклопедической литературы по теме;
  • тесное взаимодействие с педагогами ДОО;
  • партнёрское взаимодействие педагога, родителей и каждого ребёнка группы.

  1. Формы и методы партнёрской деятельности с детьми
  • занимательное дело на основе взаимосвязи различных видов детской деятельности;
  • дыхательная гимнастика А.Н. Срельниковой;
  • комплекс упражнений по профилактике нарушений зрения В.Ф. Базарного;
  • упражнение для снятия утомляемости глаз по методике Уильяма Бейтса «Пальминг»;
  • технология воздействия цветом Н.М. Погосовой;
  • программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»;
  • флешмоб;
  • детская хатха - йога для дошкольников;
  • оздоровительный тренинг по корейской методике «СУ-ДЖОК-терапия» с элементами  самомассажа;        
  • закаливание;
  • пескотерапия (игры с живым и кинетическим песком);
  • камнетерапия;
  • использование подвижных игр и физкультминуток;
  • дидактические игры (коллективные и индивидуальные);
  • экскурсии;
  • экспериментирование;
  • спортивные развлечения, воспитательные мероприятия, досуги, викторины;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы с детьми;
  • создание нетрадиционного оборудования совместно с детьми;
  • выставки детских работ  в детском саду (коллективные и индивидуальные).

Основы здорового образа жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, следить за своим здоровьем, укреплять свой организм, заботиться и любить его.

Формирование здорового образа жизни неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторят слова: «не трогай», «отойди», «нельзя», «делаешь не правильно». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Именно поэтому основная задача  кружка «Азбука здоровья», привить детям желание получать знания, мотивировать детей следить за своим здоровьем и поведением.

  1. Календарно-тематическое планирование занятий кружка

 Старшая группа

Месяц

Тема

Задачи:

Сентябрь

1.

Вводное занятие.

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих важных компонентах здорового образа жизни, раскрыть возможности здорового человека.

2.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Очистим воду»

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить, создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

3.

Оздоровительный тренинг

«Су-Джок терапия»

Познакомить детей с самомассажем «Су-Джок терапия», дать знания детям, что на руке у человека находятся много массажных точек которые укрепляют наш организм.

4.

Цветовой игротренинг Н.М. Погосова. Погружение в сказку «Наполняемся волшебной силой»

Снятие психомоторного напряжения у детей, развитие эмоционально-волевой сферы, создавать радостную атмосферу в группе.

Октябрь

1.

Беседа с элементами аппликации «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу»

Научить детей заботиться о свое здоровье, показать зависимость здорового человека от правильного питания, расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

2.

Игра-путешествие

«Где прячется здоровье»

 Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья).

3.

Беседа с просмотром видеоролика и элементами экспериментирования «Здоровье – главная ценность человеческой жизни»

Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

4.

Физкультурное мероприятие с совместно с родителями и детьми «Здоровый образ жизни»

Привить потребность  у родителей и детей в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спорт, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью.

Ноябрь

1.

Флешмоб для детей старшего дошкольного возраста

Обучение простейшим танцевальным движениям, улучшение физической формы ребёнка, выроботка координация движений.

2.

Камнетерапия

Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

3.

Детская «Хатха – йога» (в месяц -  2 раза)

Сформировать у детей представление о йоге, развитие физических качеств  через гимнастику  Хатха-йога.

4.

Игра-викторина «Как быть здоровым»

Формировать стремление к здоровому образу жизни, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Декабрь

1.

Хатха-йога с детьми старшего дошкольного возраста

Развитие координаций движений, учить детей контролировать свои эмоции.

2.

«Весёлое занятие»

Ритмическая мозаика

 А.И. Бурениной (со степами) с участием  музыкального руководителя

Формировать у них потребность самовыражения в движении под музыку, развития ловкости, точности, координацию движений, обогащения двигательного опыта в процессе аэробики.

3.

Развлечение «Проделки Королевы простуды» с элементами «Су-Джок терапии» (эластичными колечками)

Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, развивать умение высказывать свою точку зрения.

4.

Мероприятие с применением здоровьесберегающих технологий «Надо, надо, умываться»

Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, дать знание о необходимости соблюдать личную гигиену.

Январь

1.

Познавательно-исследовательская деятельность «Микробы»

Формирование в процессе исследовательской деятельности элементарных представлений о простейших микроорганизмах, о ценности здорового образа жизни.

2.

Валеологический досуг «Давайте будем здоровы»

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, показывать зависимость здоровья человека от правильного питания, обращать внимание детей на особенности их организма.

3.

Камнетерапия

Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

4.

Хатха –йога совместно с родителями и детьми

Формирование знаний об оздоровлении организма нетрадиционными формами: хатха - йога, точечный массаж.

Февраль

1.

Практическое занятие «Дорожка здоровья»

Развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

2.

Чтение художественной литературы:

 Г. Зайцев «Дружи с водой»

Познакомить с понятием «закаливание», как закаливающие процедуры укрепляют организм.

3.

Хатха-йога

Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

4.

Спортивный досуг «Путешествие в страну Витаминную»

Формирование основ здорового образа жизни, воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, создавать радостное и бодрое настроение у детей.

Март.

1.

Беседа «Знакомство  со своим телом» с элементами «Су-Джок терапии» (массажные мячики)

Учить детей понимать отдельные части своего тела: руки, ноги, голова, туловище.

2.

Хатха - йога

Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

3.

Создание нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок  совместно с детьми «Массажная дорожка»

(из деревянных колечек).

Прививать у детей интерес к созданию нетрадиционного оборудования, дать знания детям о необходимости использовании массажных дорожек для укрепления организма.

4.

Спортивная игра с родителями

«Как стать Геркулесом»

Учить детей понимать пользу спорта для здоровья человека, уточнить знания о том, почему спортсмены не болеют. Привлекать родителей к совместным спортивным играм, создавать бодрое, радостное настроение в процессе игры.

Апрель.

1.

Хатха-йога

Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

2.

Беседа с элементами пескотерапии

Развитие тактильно-кинетической чувствительности рук  и мелкой моторики, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки.

3.

Развлечение

«Путешествие в страну здоровья»

Закрепить знание детей о том, что такое здоровье и как его нужно беречь, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

4.

Конструирование из бумаги «Бабочка» (для дыхательной гимнастики)

Развивать умение конструировать из бумаги. Показать дальнейшее использование их работы в действии с  дыхательной гимнастики.

Май.

1.

«Воздух-невидимка»

с элементами экспериментирования

Дать детям представления о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издает звуки).

2.

Рисование

«Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья».

Закрепить знание детей о составляющих  важных компонентах  здорового образа жизни. Учить детей отражать это в рисунках.

3.

Камнетерапия

Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

4.

Хатха - йога

Развитие потребности в здоровом образе жизни, создание эмоционального благополучия.

  1. Взаимодействие с инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем

Цель: систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации с вовлечением в неё инструктора по физической культуре и музыкального руководителя для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи

  • обмен  мнениями с коллегами об использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
  • способствовать повышению интереса детей к двигательной активности;
  • общими усилиями укреплять физическое и психосоматическое здоровье воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностях.

Формы физкультурно-оздоровительной работы

  • физкультурные занятия;
  • утренняя гимнастика;
  • подвижные игры;
  • спортивные досуги и развлечения: эстафеты и конкурсы; тематические с элементами ТРИЗ;
  • динамические паузы.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности и режимных моментов через физкультминутки, подвижные игры с элементами развития речи, утренней гимнастики, ритмической гимнастики, гимнастики после сна, музыкально-ритмические движения, пальчиковой и дыхательной гимнастики, прогулки, закаливающие процедуры.

Для повышения уровня двигательной активности детей в группе созданы физкультурный уголок, где дети занимаются как самостоятельно, так и совместно со взрослыми, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подобрано спортивное оборудование; атрибуты для подвижных и спортивных игр; имеется нестандартное оборудование. Так мы изготавливаем нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками:  массажные дорожки из различного материала: деревянных колечек, губок, пуговиц, колпачков от фломастеров; флакончики для дыхания, игрушки-поддувалочки. Нестандартное оборудование–это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы.

Музыка является одним из средств физического воспитания. Чаще всего используем музыку, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет, соревнований. Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально-спортивные праздники, развлечения, музыкально-познавательный досуг, а также ритмическую мозаику по методике А.И. Бурениной. Утренние гимнастики проводятся в форме ритмических гимнастик.

Музыкальное сопровождение, танцевальные упражнения, используемые в комплексах, способствуют улучшению психологического настроя на весь день. Дети и родители стараются не опаздывать на этот режимный момент.

  1. Взаимодействие с родителями

Цель: Познакомить родителей с здоровьесберегающими технологиями в ДОУ.

Задачи

  • показать применение здоровьесберегающих технологий в ходе работы с детьми;
  • привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми в домашних условиях;
  • формировать  у родителей осознанное отношению к своему здоровью и здоровью детей.

План работы с родителями

  • Привлечение к организации занятий, участие в  физкультурных досугах и валеологических занятиях.
  • Оказание практической  помощи в выполнении домашних оздоравливающих заданий.
  • Оформление фотогазет совместной деятельности родителей и детей.
  • Привлечение к совместному домашнему изготовлению фотоальбомов и познавательных тематических альбомов.
  • Практические консультации по темам занимательного дела кружка.
  • Мастер-классы по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурного уголка, а также детская хатха – йога с детьми в домашних условиях.
  • Консультации, папки-передвижки для ознакомления здорового образа жизни.
  • Привлечение к оформлению выставок.
  • Совместное проведение оздоровительно-познавательных прогулок на природу.

Ожидаемые результаты

  • Повышение компетентности  родителей в вопросах формирования здорового образа жизни в семье.
  • Рост заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
  • Повышение интереса родителей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально – техническое обеспечение

процесса реализации программы

Мультимедийное сопровождение:

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Ноутбук

1

2.

Проектор

1

3.

Экран

1

4.

Аудиоколонки

1

5.

Медиатека

5дисков

6.

Музыкальное оборудование (магнитофон).

1

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

        Развивающая предметно-пространственная среда  является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

      Согласно ФГОС в ДО должна быть создана такая развивающая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.

Развивающие элементы предметно-пространственной среды, необходимые для реализации программы:

  • Центры здоровья и зоны двигательной активности (инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, хатхи – йоги, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения).
  • Уголки безопасности (макеты по пожарной безопасности, правила дорожного движения, плакаты, дидактические игры, набор дорожных знаков).
  • Валеологический уголок (атлас строение человека, дидактические игры и пособия в соответствии с возрастом детей, картотека гимнастики для глаз).
  • Постоянно действующая выставка (плакатов, эмблем, детских работ изобразительной деятельности по здоровому образу жизни, нетрадиционное оборудование совместно взрослого с детьми).

Материалы и оборудования для занятий кружка

-Подручный  материал (деревянные колечки, губки, бутылочки пластмассовые, нитки, деревянные палочки, аквариумные камушки).

-Дидактические игры и пособия соответствующие возрастным особенностям детей.

-Картотека подвижных игр, самомассажа, хатхи – йоги (асаны), дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.

-Атрибуты физкультурного уголка (мешочки с крупой, массажные коврики, нестандартное оборудование сделанное своими руками, мячики-ёжики, скакалки, обручи, мячи, кольцебросы, кегли, корзины для игр с бросанием и др.).

-Картинки и иллюстрации с изображением спортсменов, здорового образа жизни.

-Дорожные знаки и макеты.

-Эластичные колечки («Су-Джок»).

Оборудование

-Мольберты

-Ширма

-коврики для детской йоги

-Салфетки бумажные, влажные и матерчатые.

-Подставка под кисти и инструменты.

-Диски ритмической гимнастики А.И. Бурениной.

3.3 Список источников

  1. 1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка». – М.: «Линка – Пресс». 1993. -112с.
  2. «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое  товарищество», 2004.
  3. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. «Разговор о правильном питании».
  4. «Дети – наше будущее. Здоровые дети – здоровое будущее!» Пособие. – Курган. ИМЦ: 2006. – 55с.
  5. Журнал «Дошкольная педагогика» за 2004г.
  6. Зайцев Г. «Уроки Мойдодыра». – С-Пб.: «Детство-Пресс». 2003. -252с.
  7. »Здоровье и гармония личности ребенка». – Курган. ИМЦ: 2002. – 72с.
  8. Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться».
  9. Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»- Волгоград «Учитель», 2009г.
  10. Программа «Здоровячок». – Курган, ИМЦ: 2002. – 72с.
  11. Павлова М. А. «Здоровьесберегающая система ДОУ».
  12. М.А.Павлова, Лысогорская М.В. "Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения" по организации работы по формированию навыков здорового образа жизни.
  13. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».-М.: «Просвещение», 1986г.
  14. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Пособие «Я и мое здоровье» - Челябинск. 1997. – 69с.
  15. Фесюковой  Т.А. "Учусь управлять собой" по использованию проблемных и ситуативно-игровых ситуаций по ЗОЖ.

Приложение

Приложение 1

Учебный план для подготовительной группы

на 2021-2022 учебный год

Наименование

День недели

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Кружок  «Азбука здоровье»

понедельник

1

4

34

Приложение 2

Список детей

Ф.И. ребёнка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Приложение 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2021-2022 учебный год

п/п

Тема

Цель

Планируемая дата реализации

Фактическая дата реализации

1.

Вводное занятие.

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Расширять представления детей об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, расширять представления о составляющих важных компонентах здорового образа жизни, раскрыть возможности здорового человека.

2.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Очистим воду»

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить, создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

3.

Оздоровительный тренинг

«Су-Джок терапия»

Познакомить детей с самомассажем «Су-Джок терапия», дать знания детям, что на руке у человека находятся много массажных точек, которые укрепляют наш организм.

4.

Цветовой игротренинг Н.М. Погосова. Погружение в сказку «Наполняемся волшебной силой»

Снятие психомоторного напряжения у детей, развитие эмоционально-волевой сферы, создавать радостную атмосферу в группе.

5.

Беседа с элементами аппликации «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Научить детей заботиться о свое здоровье, показать зависимость здорового человека от правильного питания, расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

6.

Игра-путешествие

«Где прячется здоровье»

Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья).

7.

Беседа с просмотром видеоролика и элементами экспериментирования «Здоровье – главная ценность человеческой жизни»

Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

8.

Физкультурное мероприятие с совместно с родителями и детьми «Здоровый образ жизни»

Привить потребность  у родителей и детей в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спорт, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью.

9.

Флешмоб для детей старшего дошкольного возраста

Обучение простейшим танцевальным движениям, улучшение физической формы ребёнка, выроботка координация движений.

10.

Камнетерапия

Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

11.

Детская «Хатха – йога» (в месяц -  2 раза)

Сформировать у детей представление о йоге, развитие физических качеств  через гимнастику  Хатха-йога.

12.

Игра-викторина «Как быть здоровым»

Формировать стремление к здоровому образу жизни, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

13.

Хатха-йога с детьми старшего дошкольного возраста

Развитие координаций движений, учить детей контролировать свои эмоции.

14.

«Весёлое занятие»

Ритмическая мозаика

 А.И. Бурениной (со степами) с участием  музыкального руководителя

 Формировать у них потребность самовыражения в движении под музыку, развития ловкости, точности, координацию движений, обогащения двигательного опыта в процессе аэробики.

15.

Развлечение «Проделки Королевы простуды» с элементами «Су-Джок терапии» (эластичными колечками)

Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей, вызвать у детей радостное и бодрое настроение, развивать умение высказывать свою точку зрения.

16.

Мероприятие с применением здоровьесберегающих технологий «Надо, надо, умываться»

Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, дать знание о необходимости соблюдать личную гигиену.

17.

Познавательно-исследовательская деятельность «Микробы»

Формирование в процессе исследовательской деятельности элементарных представлений о простейших микроорганизмах, о ценности здорового образа жизни.

18.

Валеологический досуг «Давайте будем здоровы»

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, показывать зависимость здоровья человека от правильного питания, обращать внимание детей на особенности их организма.

12.01.2018г.

19.

Камнетерапия

Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

20.

Хатха –йога совместно с родителями и детьми

Формирование знаний об оздоровлении организма нетрадиционными формами: хатха – йога, точечный массаж.

21.

Практическое занятие «Дорожка здоровья»

Развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

22.

Чтение художественной литературы:

 Г. Зайцев «Дружи с водой»

Познакомить с понятием «закаливание», как закаливающие процедуры укрепляют организм.

23.

Хатха-йога

Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами

24.

Спортивный досуг «Путешествие в страну Витаминную»

Формирование основ здорового образа жизни, воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, создавать радостное и бодрое настроение у детей.

25.

Беседа «Знакомство  со своим телом» с элементами «Су-Джок терапии» (массажные мячики)

Учить детей понимать отдельные части своего тела: руки, ноги, голова, туловище.

26.

Хатха – йога

Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

27.

Создание нетрадиционного оборудования в физкультурный уголок  совместно с детьми «Массажная дорожка»

(из деревянных колечек).

Прививать у детей интерес к созданию нетрадиционного оборудования, дать знания детям о необходимости использовании массажных дорожек для укрепления организма.

28.

Спортивная игра с родителями

«Как стать Геркулесом»

Учить детей понимать пользу спорта для здоровья человека, уточнить знания о том, почему спортсмены не болеют. Привлекать родителей к совместным спортивным играм, создавать бодрое, радостное настроение в процессе игры.

29.

Хатха-йога

Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

30.

Беседа с элементами пескотерапии

Развитие тактильно-кинетической чувствительности рук  и мелкой моторики, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки.

31.

Развлечение

«Путешествие в страну здоровья»

Закрепить знание детей о том, что такое здоровье и как его нужно беречь, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

32.

Конструирование из бумаги «Бабочка» (для дыхательной гимнастики)

Развивать умение конструировать из бумаги. Показать дальнейшее использование их работы в действии с  дыхательной гимнастики.

33.

«Воздух-невидимка»

с элементами экспериментирования

Дать детям представления о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издает звуки).

34.

Рисование

«Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья».

Закрепить знание детей о составляющих  важных компонентах  здорового образа жизни. Учить детей отражать это в рисунках.

35.

Камнетерапия

Развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.

36.

Хатха – йога совместно с родителями и детьми

Развитие потребности в здоровом образе жизни, создание эмоционального благополучия.

ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Чебурашка»

(кружок «Азбука здоровья») в 2021-2022 учебном году

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Код ребёнка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

_____________/ ____Мирскова Ж.М.___

                                                                                                                                                                                                    подпись                   расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового ребёнка посредством кружковой деятельности

Программа для коррекции плоскостопия в рамках кружка "Топтыжкины ножки".  Данная программа состоит из двух блоков, расчитана на 1 год. Программа реализуется в старшей группе....

кружковая работа во второй младшей группе "Школа здорового человека"

кружковая работа во второй младшей группе по формированию первоначальных представлений детей о здоровом образе жизни...

кружковая работа по формированию первоначальных представлений детей о здоровом образе жизни.

Во второй младшей группе проводится кружковая работа по формированию первоначальных представлений детей о здоровом образе жизни.        Тематический план занятий с д...

НОД по кружковой деятельности в старшей группе: «Здоровые зубы здоровью любы».

НОД по кружковой деятельности в старшей группе: «Здоровые зубы здоровью любы»....

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В  статье представлен опыт раб...

Программа кружковой деятельности "Здоровый малыш"

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ &qu...