Программа по адаптации детей раннего возраста (1,5- 2 лет) (видео)
рабочая программа
Ссылка на видео https://nsportal.ru/video/2019/12/programma-po-ada...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii_detey.docx | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»
_____________________________________________________________________
663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Пролетарская 31, телефон 3-22-03,
эл.почтаlapitch-nina@yandex.ru
ПРОГРАММА
ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1,5 - 2 ЛЕТ)
К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЕ
«Вместе с мамой»
Составители:
старший воспитатель Клязова Т.А.
Пояснительная записка
Проблему развития ребёнка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребёнка, что бы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Условия детского сада уникальны. Ребенок попадает в особую социальную среду развития, где формируются, прежде всего, социальные навыки и уверенность в себе, где ребенок развивается как личность.
От социального окружения, от умения адаптироваться в новой социальной среде зависит в дальнейшем становление личности маленького ребёнка. Л.С.Выготский подчёркивает связь психического развития с воздействием окружающей среды, он ввёл понятие социальной ситуации развития, что представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфическими для каждого возрастного этапа развития психики. Ранний возраст стадия сенсомоторного развития. Она характеризуется тем, что внимание ребенка начинает привлекаться к внешнему миру за пределами отношений с близкими взрослыми благодаря появлению ориентировочного рефлекса и навыков хождения и речи. Раннее детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития в данном возрасте, получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет познавательное развитие. Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом.По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка.
Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги при поступлении ребенка в дошкольное учреждение — его адаптация в новой среде. Осложнение адаптационного процесса вызвано различными причинами. Часто причиной дезадаптации ребёнка к ДОУ является психофизическая незрелость ребёнка раннего возраста, спонтанное отлучение от матери. Ухудшение окружающей среды и резко возросшее число вредных воздействий, таких как деструктивные отношения в семье, отягощенная беременность и роды матерей, неблагоприятная экологическая ситуация, приводит к увеличению распространенности нервно-психических расстройств и соматических заболеваний. Особенно остро проблема эта стоит в группах раннего и младшего дошкольного возраста. Начиная посещать детский сад, ребенок вынужден ломать свои ранее сформированные стереотипы и, помимо иммунной и физиологической ломки, преодолевать психологическую преграду. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Последствиями стрессовой ситуации являются снижение иммунитета и многочисленные заболевания. Общая подавленность ребенка приводит к снижению его познавательной активности.
Чтобы избежать всего этого, необходимо сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности более плавным, а выявление и устранение у ребёнка раннего возраста задержки психоречевого развития сделать задолго до поступления в ДОУ. Занятия в адаптационной детско-родительской группе решает эту проблему.
Представленная программа может быть использована для проведения занятий в центрах раннего развития и других учреждениях, где необходимо заниматься с маленькими детьми в течение как минимум получаса.
Ожидаемые результаты.
- Снижение риска дезадаптации ребенка в ДОУ.
- Повышение уровня развития детей в психоречевом и психофизическом плане:
- появление собственно игровой, коммуникативной и речевой активности ребёнка;
- достижение эмоциональной устойчивости, способности самовыражения в процессе музыкальной деятельности;
- развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;
- формирование представления об окружающем мире;
- усвоение навыков культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
- Снижение риска заболевания детей в период адаптации к условия ДОУ.
Основные концептуальные положения программы.
Методологической основой программы являются:
- культурно-исторический подход к психическому развитию и социальному становлению личности (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, Л. В. Занков, А. Н. Ле-онтьев, В. А. Петровский, У. В. Ульенкова, Ж. И. Шиф и др.);
- личностно-ориентированный подход в коррекционно-развивающем процессе, рассматривающий изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, как главные ориентиры его развития, обеспечивающие формирование индивидуальности, раскрытие творческого потенциала (Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. В. Петровский, Е. С. Романова, Д. Б. Эльконин и др.);
- деятельностный подход с позиций социально-личностного развития (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. В. Рубцов и др.).
Цель программы:
Создание условий для полноценного психоречевого и психофизического развития и подготовка детей раннего возраста к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Задачи:
- использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- осуществление раннего выявления проблем в психофизическом развитии ребёнка, а так же выявления негативных факторов, ослабляющих адаптивные возможности детей;
- оказание квалифицированной консультационной помощи родителям;
- осуществление всестороннего комплексного воздействия на личность ребёнка всеми субъектами адаптационного процесса (педагоги, педагог-психолог, родители) с целью повышения обеспечения ранней социализации детей;
- активизация и обогащение воспитательных умения родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- стимуляция собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка.
Принципы реализации программы:
- Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение структуры занятия, опираясь на основные закономерности психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
- Деятельностный принцип определяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели и основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность и развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.).
- Принцип систематичности предопределяет непрерывность, регулярность, планомерность развивающего процесса. Многократные систематические повторения позволяют каждому ребенку прочно усвоить материал в индивидуальном для него темпе; для эффективного повторения необходимо сочетать усвоенное с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер.
- Принцип постепенного повышения требований определяет подстеленный переход к новым сложным упражнениям по мере закрепления формирующихся навыков.
- Принцип наглядности определяется единством чувственной и логической ступеней познания, обусловливает широкое взаимодействие всех анализаторов и осуществляется путем эмоционального показа упражнений педагогом, образностью музыки и различными играми.
- Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Одно из условий доступности — преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий, правильное распределение материала в течение всего курса занятий.
- Принцип оптимистического подхода предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в программе определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Активное участие близких взрослых вместе с ребенком на занятиях формирует основы их межличностных отношений и общения, предлагает формы совместной деятельности, способы ее осуществления.
Условия реализации программы:
- Адресат – дети 1,5-2 лет, родители детей. Возрастные ограничения не являются жёсткими. Можно ориентироваться на актуальный уровень развития детей. Количество детей в группе 8 – 10 человек.
- С ребёнком обязательно присутствует 1 родитель (законный представитель). Родители приглашаются на занятия из следующих соображений:
- совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них педагог или психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;
- неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению педагога с родителями.Взрослые (родители и педагоги) являются равноправными участниками занятия и вместе с детьми выполняют все задания.
Данная программа предусматривает систему комплексных занятий, проводимых с октября по май включительно, один раз в неделю. Полный курс – 32 занятия. Каждое из занятий повторяется по два раза, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игр.
Дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.
Каждая встреча длится 50-60 минут. Материалом для встреч служат сенсорные игры, музыкально-ритмичные игры, физические упражнения. Занятия включают в себя различные виды деятельности, которые быстро сменяют друг друга и исключают утомляемость детей. Игровая основа, частая смена деятельности повышают активность детей, способствуют более благоприятной и эффективной развивающей работе; методы и приёмы, использованные на занятиях, сосредоточены на ребёнке. По ходу занятий психолог консультирует родителей об особенностях развития и о нормативах формирования тех или иных умений, а так же даёт родителям рекомендации по интересующим вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.
Форма проведения: фронтальная.
Занятия проводятся в помещении, согласно требованиям санитарно – гигиенических норм и правил. Комната должна быть просторной, желательно с ковром на полу для проведения двигательных техник.
Учитывая важность ритуальности в раннем возрасте, каждое занятие имеет определённую структуру.
Общая структура занятий:
- Вводная часть:
- Совместное приветствие, направленное на развитие коммуникативной культуры.
- Основная часть:
- Игры в кругу, на развитие подражательности, умения соблюдать очерёдность.
- Физические упражнения, улучшающие координацию движений, ловкость, гибкость, подвижные игры.
- Сенсорные игры, направленные на знакомство с формой, величиной и цветом, на развитие мелкой моторики рук.
- Занятия продуктивными видами деятельности (рисование, лепка), развивающие творческие способности.
- Музыкально-ритмичные игры, развивающие чувство ритма, подражательность, общую моторику.
- Свободная деятельность, направленная на общение с другими детьми.
- Релаксация, направленная на улучшение телесно-эмоционального контакта между мамой и малышом.
- Заключительная часть:
- Ритуал прощания, направленный на развитие коммуникативной культуры.
Диагностические процедурыпредполагают знакомство родителей с показателяминервно-психического развития детей второго года жизни (составлено К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной) для определения актуального уровня развития ребенка (начало-конец года).
В конце года для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза составляется карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.
Ожидаемые результаты:
- Привлечение родителей детей раннего возраста к осознанному воспитанию своих детей совместно с ДОУ.
- Становление доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего развития.
- Высокий процент детей с легкой и средней степенью адаптации и уровнем эмоционального благополучия.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Улучшения материально-технической базы учреждения.
Программа составлена с опорой на методические пособия:
- Е.Е. Хомяковой «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста».
- Е.О. Севостьянова Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.
- С.В. Воронина,Р.Ю. Кухаренко «Кенгуру». Тренинг раннего развития в паре мама –
ребёнок (для родителей и детей от 1 года до 3 лет).
- К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.
- С. и Е. Железновы Методика раннего развития. «Музыка с мамой».
- Т. Сауко, А. Буренина «Топ-Хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического
воспитания детей.
Учебно-тематический план программы
по адаптации детей раннего возраста (1,5-2 лет) к условиям дошкольного учреждения в детско-родительской группе
«Вместе с мамой»
Месяц | № п/п | Наименование раздела | Тема | Количество занятий |
Октябрь | 1-2 | Осень, осень, в гости просим… | «Светит солнышко с утра» | 2 |
3-4 | «Что у Осени в корзинке» | 2 | ||
Ноябрь | 5-6 | На бабушкином дворе | «Кошка и котята» | 2 |
7-8 | «Петушиная семейка» | 2 | ||
Декабрь | 9-10 | Зимушка - забавушка | «Как на горке снег…» | 2 |
11-12 | «Ёлочка-зеленая иголочка» | 2 | ||
Январь | 13-14 | Мои игрушки | «Милашки - неваляшки» | 2 |
15-16 | «Цветные колечки» | 2 | ||
Февраль | 17-18 | Вот как мы играем | «Колокольчик нас зовёт» | 2 |
19-20 | «Мишка - шалунишка» | 2 | ||
Март | 21-22 | При солнышке тепло – при мамочке добро | «Подарочки для любимой мамочки» | 2 |
23-24 | «Кукла Катя ждет гостей» | 2 | ||
Апрель | 25-26 | Пришла весна – веселись детвора | «Мы пойдём в весенний лес» | 2 |
27-28 | «Солнышко и дождик» | 2 | ||
Май | 29-30 | Вот какие мы большие | «Мы ребята, молодцы!» | 2 |
31-32 | Праздник взросления | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Все особенности адаптационного периода детей в раннем возрасте...
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ».
В статье представлена система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и п...
Программа по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Программа представляет работу с детьми в период адаптации детей раннего возраств к ДОУ...
Программа по адаптации детей раннего возраста (1,5 - 2 лет)
"Вместе с мамой" - Программа по адаптации детей раннего возраста и родитетей к условиям дошкольного образовательного учреждения...
Программа по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Детский сад - новый период в жизни ребенка....
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...
Методическая разработка. Программа по адаптации детей раннего возраста группы к условиям в ДОУ
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлена на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результат...