Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
методическая разработка (младшая группа) на тему
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 326.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 г. Павлово
Программа
по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………………3-4
Цель и задачи программы ………………………………………………………….5
Возрастные проблемы и особенности адаптации…………………………………..6
Этапы адаптационного периода …………………………………………………..7 -8
Направления психолого-педагогической деятельности коллектива
для успешной адаптации детей к условиям ДОУ ……………………………….9-12
Приложение 1 Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ ……...……13-14
Приложение 2 Примерный план работы с детьми в период адаптации...…....15-18
Приложение 3 Как нужно вести себя родителям с ребенком,
когда он начал посещать детский сад...…...………………...19-20
Пояснительная записка
«…Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств - на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка». В.Сухомлинский
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния. Таким образом, детский сад должен создавать условия для полноценного проживания ребенком всех этапов детства, в том числе младенческого и раннего возраста, особое внимание уделить сотрудничеству с семьей. В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольные образовательные учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные
3
особенности детей и многое другое, однако практический материал по адаптации детей к условиям детского сада освещен недостаточно, или носит слишком общий характер. А для того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития детей раннего возраста, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям , в семье также необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Поэтому дошкольная образовательная организация является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Именно поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении была разработана программа по адаптации детей раннего возраста, система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей, которая должна привести к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, и позволила бы сформировать положительное отношение к детскому саду.
4
Цель и задачи программы.
Целью программы является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей, создание максимально комфортных педагогических, социально – психологических условий, позволяющих воспитанникам успешно функционировать и развиваться в новой среде.
Задачи :
1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.
2.Поддерживать положительное эмоциональное состояние.
3.Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье.
4.Создание оптимальных условий для развития ребенка.
5
Возрастные проблемы и особенности адаптации.
Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Это резкая смена условий может сопровождаться переживаниями ребенка, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.
Проблема адаптации – это проблема в основном детей 2 года жизни, т.к. большинство детей приходят именно в этом возрасте. Чаще всего, проблемы адаптации связанны с несоответствием особенностей новых требований характеристикам детей по разным показателям. Например, по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания особенностям домашней кухни.
6
Этапы адаптационного периода
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада. Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями. Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления.
2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада. Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Не следует торопить его, тормошить. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: ―Как мне здесь нравится!‖, ―Какие забавные зверушки сидят за столом!‖ и т.д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов . За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
3 этап – постепенное привыкание. Постепенная адаптация может включать несколько периодов. Первый период: Педагог побуждает ребенка включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. ―иди, я немножко поиграю один‖.
7
Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Второй период: ―я играю сам, но ты будь рядом‖. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.
8
Направления психолого-педагогической деятельности коллектива для успешной адаптации детей к условиям ДОУ.
До приема детей в группу с родителями общаются специалисты МБДОУ : заведующий, медсестра и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей. Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, мы используем разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно ―одомашнить группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду. В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: исполнение колыбельных песен перед сном, использование фольклора, элементы театрализованной деятельности , элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения).Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлѐнности).Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя
9
увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой, детским садом, персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлѐнности). В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей. Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГОС в отдельную образовательную область. Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
5.Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду. У родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены,
10
самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у этих детей хорошо развита речь, и опережающие показатели нервно-психического развития. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ - развитие отношений «Ребѐнок - педагог - родитель». Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
Для решения этих вопросов мы поставили перед собой цель: Создание единой системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации через взаимодействие с родителями являющихся участниками образовательного процесса ДОО и придать ей комплексный характер.
Для успешного достижения данной цели был определен ряд задач:
- Установление единства в воспитании детей в ДОО и семье;
- создание атмосферы безопасности и доверия в системе «педагог—ребѐнок — родитель»
3. Помощь родителям подготовить ребѐнка к посещению ДОО.
4. Оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребѐнка в новых социальных условиях;
5. Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
6. Активное вовлечение родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приѐмам работы с детьми раннего возраста.
7. Повышение уровня психологической культуры родителей.
8. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
11
При взаимодействии с родителями придерживаемся следующих принципов:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- возрастной характер взаимодействия с родителями;
- доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями:
1. Проявление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений;
2. Повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам;
3. Возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ;
4.Увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; 5. Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
12
Приложение 1
Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ
Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________
возраст _______________________________________________________________
ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЯМ | ПАРАМЕТРЫ | Баллы |
1. Какое настроение преобладает у малыша? | Бодрое Раздражительное Подавленное | 3 1 1 |
2. Как засыпает малыш? | Быстро (до 10 минут) Медленно Спокойно Неспокойно | 3 2 3 2 |
3. Какова длительность сна? | 10 час. 30 мин. ночной сон 2 часа 20 мин. дневной сон
не соответствует возрасту |
3
1 |
4. Каков аппетит у малыша? | Хороший Избирательный Плохой | 3 3 1 |
5. Как относится малыш к высаживанию на горшок? | Положительно Отрицательно | 3 1 |
6. Просится ли малыш на горшок? | Просится Не просится, но бывает сухой Не просится, ходит мокрый | 3 2 1 |
7. Проявляет ли малыш интерес к игрушкам? | Проявляет Проявляет иногда Не проявляет | 3 2 1 |
8. Проявляет ли малыш интерес к действиям взрослых? | Проявляет Проявляет иногда Не проявляет | 3 2 1 |
9. Может ли малыш без посторонней помощи найти себе занятие? | Да Нет | 3 1 |
10. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях со взрослыми? | Вступает в контакт по собственной инициативе Сам не вступает в контакт | 3
2 |
11. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях с детьми? | Вступает в контакт по собственной инициативе Сам не вступает в контакт | 3
2 |
12. Адекватен ли малыш к оценке своей деятельности взрослыми? | Да Не всегда Нет | 3 2 1 |
13. Как была перенесена малышом разлука с близкими? (если был такой опыт) | Легко Тяжело | 3 2 |
14. Имеет ли место аффектная (чрезмерная) привязанность к кому- либо из взрослых? | Да Нет | 1 3 |
Прогноз адаптации:
Готов к поступлению в детский сад: 55 – 40 баллов
Условно готов: 39 – 24 балла
Не готов: 23 – 16 баллов
14
Приложение 2
Примерный план работы с детьми в период адаптации
месяц | Мероприятия, тема | Форма работы |
сентябрь | Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. Знакомство детей с детским садом и друг с другом | Игры с воспитателем: «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др. Игры на развитие коммуникации: «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное» Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад» Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой. Элементы театрализованной деятельности: «Давайте познакомимся». |
Развитие культурно нормированных и орудийных действий | Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.). Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки». | |
Снятия эмоционального напряжения в течение дня. | Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) - дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку. | |
октябрь | Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. | Игры «Давайте познакомимся», «Дождик и солнышко». Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», песенка «Все игрушки хороши» |
Развитие культурно нормированных и орудийных действий | Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок» | |
Снятия эмоционального напряжения в течение дня. | Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем» | |
Дидактические игры | «Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто чем питается | |
декабрь | Развитие эмоциональной сферы, коммуникация. | Игры: «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно». Художественная литература: рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч» |
Развитие культурно нормированных и орудийных действий | Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители). | |
Дидактические игры | «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал?» |
18
Приложение 3
Как нужно вести себя родителям с ребенком,
когда он начал посещать впервые детский сад.
· Заблаговременно формировать у ребенка положительную установку к детскому саду.
· Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
· Рассказывать веселые истории из жизни знакомых вам детей, посещающих детский сад, делиться личным опытом.
· Ориентировать ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: чтобы не случилось, всегда можно обратиться к тому за помощью.
· Имя отчество будущей воспитательницы должно постоянно фигурировать в ваших разговорах, ее образ должен войти в сознание ребенка.
· Обязательно расскажите воспитателю об особенностях и привычках ребенка. Не бойтесь быть назойливым.
· Следите за своими эмоциями. Часто мамы, готовя ребенка в сад, ведут себя, словно провожают ребенка на фронт. Если вы действуете уверенно, то и ребенок будет спокоен.
· Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирайте его домой.
· Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
· Щадить его ослабленную нервную систему.
· Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
· На время прекратить походы в цирк, театр, гости.
· Намного сократить просмотр телевизионных передач.
19
· Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
· Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
· Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
· Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
· При проявлении изменений в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Особенности поведения детей в период адаптации. Формы работы по организации процесса адапта...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Свой педагогический опыт автор собирала на практике в течение 20 лет работы с детьми 2-3 лет. Также в работе собран теоритический материал по указанной проблеме....
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Гунькова Татьяна Ивановна, педагог-психолог МАДОУ «Березка» Цель: содействов...
Доклад на областном семинаре: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
«Организация пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как условия воспитания детей раннего возраста»...
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...