Педсовет «Культура речи педагога ДОУ»
консультация на тему

Сидоренкова Евгения Алексеевна

Педсовет «Культура речи педагога ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_rech_vospit.docx110.27 КБ

Предварительный просмотр:

  Консультация «Культура речи педагога ДОУ»

        Подготовила: воспитатель Сидоренкова Е.А.

2017г.

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий"! Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-13 тысяч слов. Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.

ошибки, встречающиеся в речи учителей и дошкольных педагогов.

В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок:

А) Орфоэпические;

Б) Грамматические;

В) Семантические (лексические).

Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи. Данные ошибки проявляются:

- в неправильном произношении звуков в словах («тэрмин» вместо «термин»; «кофэ» вместо «кофе»);

- в неправильной постановке ударения в слове («звОнит» вместо «звонИт»; «красивЕе» вместо «красИвее»; «кухОнный» вместо «кУхонный»; «тортЫ» вместо «тОрты» и т.п.).

Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Ошибки проявляются:

- в употреблении рода имён существительных («французская шампунь» вместо «французский шампунь»; «красивая тюль» вместо «красивый тюль»; «большой мозоль» вместо «большая мозоль»);

- в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде («моё день рождения» вместо «мой день рождения», т.к. притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»)

- в неправильном склонении числительных (« в двух тысячи пятом году» вместо «в две тысячи пятом году»);

- в неправильном употреблении рода числительных («в присутствии обоих девочек» вместо «обеих», но «обоих мальчиков»);

- в неправильном употреблении местоимений («много ихних вещей» вместо «их вещей»);

- в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе («сапогов» вместо «сапог»; «носок» вместо «носков»; «чулков» вместо «чулок»);

- в ошибочном употреблении различных форм глаголов («ложить» вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи» - в данном случае глагол с корнем «лож» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи, наложи, сложи», но «клади»!);

- в некорректном использовании форм глагола («сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» - здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).

Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Эти ошибки проявляются:

- в неточном употреблении лексического значения слов («займи мне денег» вместо «дай мне денег взаймы» или «одолжи мне денег», поскольку глагол «занять» имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы»);

- нарушение лексической сочетаемости («играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте» (что-то или кого-то);

- тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация»).

         Требования к речи педагога.

Название качеств

речи

Требования

Структура речи

1.      Предложения должны быть короткими, простыми, так как при длинных предложениях дети не улавливают основного смысла.

2.      Педагог должен говорить короткими фразами.

Содержание речи

1.      Содержание речи воспитателя должно соответствовать развитию речи детей, их интересам.

2.      Речь воспитателя должна быть абсолютно грамотна.

3.      Речь должна быть точной, ясной и не включать детские словечки.

4.      Воспитатель должен говорить понятно и доступно для детей.

5.      Воспитатель должен использовать в своей речи новые слова, которые необходимо объяснять детям и побуждать их использовать в своей речи.

6.      Речь воспитателя должна изобиловать эпитетами, афоризмами, крылатыми выражениями.

Звучание речи

1.      Лица с недостатками речи к работе с детьми не допускаются.

2.      Речь воспитателя должна быть эмоциональной, образной, выразительной.

3.      Необходимо регулировать темп своей речи.

Темп речи должен быть умеренным. Воспитатель должен уметь замедлять и убыстрять темп речи, в зависимости от смысла.

4.      У воспитателя должна быть хорошая дикция, литературное произношение.

5.      Следует регулировать силу своего голоса.

Воспитатель должен разговаривать голосом умеренной силы.

Умело делать переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот.

6.      Речь должна быть безупречно вежливой.

Исходя из всего вышеперечисленного, к устной речи педагогов предъявляются следующие требования:

Правильность - соответствие речи языковым нормам. Чистое звукопроизношение, чёткая дикция. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, правила постановки ударения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) воспитатель способствует не только формированию произвольности выразительной речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учёт специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Владение навыками публичной речи: выступать с сообщением перед коллегами, организовывать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях.

Культура речи - одна из составляющих педагогического мастерства, важнейшее профессиональное требование.

К речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.

Практическая часть.

А) Образовать форму родительного падежа множественного числа существительных: Яблоко (много яблок),

Полотенце –

Апельсин –

Помидор –

Баклажан –

Блюдце –

Кофе –

Пальто -

Рукав -

Сандалии -  

Носки -

Окно -

Сапоги -  

Чулки-

Консервы -

Б) Поставить ударение в словах:

Банты, бантов, брали, брала, взяли, взяла, гнали, гнала, дать, дала, дали, досуг, задать, задали, задам, задала, звали, звала, звонить, звонит, звонят, позвонит, позвонишь, каталог, красивее, кухонный, назвать, назвали, назвала, шарфы, шарфов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".

Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....

Педсовет "Культура речи"

Культура речи — это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами ( интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами)....

Педсовет для педагогов ДОУ :"Культура речи педагога"

Педсовет на тему "Культура речи педагога"...

Доклад на педсовете. Тема "Речь педагога ДОУ как образец для ребенка", 26.01.2018

Дети дошкольного возраста, подражают окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построение фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются ...