Использование элиементов ТРИЗ технологии в развитии воображения и формировании творческой личности детей
статья на тему
Использование элементов ТРИЗ в развитии воображения и и формировании творческой личности детей дошкольного возраста.
Ребенку не всегда легко объяснить сложившиеся ситуации и пути их решения. Для того что бы ребенок умел приспосабливаться к окружающей действительности, необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, формировать навыри, позволяющие самостоятельно решать свои проблемы, учить думать.
В решении этого вопроса может помочь ТРИЗ технология. ТРИЗ педагогика сформировалась в нашей стране в конце 80-х годов. В основу была положена теория изобретательских задач.
Целью является формирование творческого мышления у детей и воспитание творческой личности для решения задач в различных областях деятельности. Задачами является активизация мыслительной деятельности, обучение логике, снятие стереотипов мышления и активизация творческого воображения, формирование творческое личности и знакомство с окружающим миром.
Как говорил Генрих Саулович Альтшуллер: каждый ребенок гениален и талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимум затрат максимального эффекта.
ТРИЗ - это школа творческой личности, её девиз : "Творчество во всем"
-в постановке вопроса;
-в приемах решения этого вопроса;
-в подаче материала.
Девиз тризовцев:" "Можно говорить все!" Дети говорят и придумывают, учатся высказывать, возражать воспитателю и друг другу, аргументируя и доказывая свою точку зрения. Здесь нет неверных решений, все идеи доказываются и имеют место существовать. Выслушиваются все дети и оценка Всегда дается положительная: любопытно, интересно, необычно и т.д.
В работе с дошкольниками по использованию ТРИЗ используются следующие этапы:
- Научить ребенка видеть и разлечать противоречия;
- Учить детей фантазировать, изобретать;
- Решение сказочных задач и придумывание сказок с помощью специальных методов ТРИЗ;
- Применять полученные знания, используя оригинальные, нестандартные решения.
Методику ТРИЗ можно использовать во всех образовательных областях ДОУ. В процессе ознакомления дошкольников с именами признаков и их значениями используются:
-Беседы;
-Игры-инсценировки;
-Игры с правилами;
-Творческие задания продуктивного характера
-Экспериментирование с предметами
-Совместная деятельность по исследованию свойств и качеств предметов рукотворного мира.
Так как основным видом деятельности дошкольников является игровая деятельность, в работе с дошкольниками применяются многочисленные игры с использованием метода ТРИЗ.
Одной из игр является игра "Волшебный поясок" (да-нет ка) . игра учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения: наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, сравнивать, структурировать, классифицировать, наблюдать, делать выводы, доказывать и защищать идеи.
Использование методики ТРИЗ в детском саду помогает детям более творчески подходить к поставленным задачам, находить нестандартные пути решения, лучше владеть своими эмоциями, учиться позитивно относиться к окружающему, улучшаются коммуникативные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_triz.docx | 79.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Выборгского района Санкт-Петербурга
194358,СПб, пос. Парголово, ул.Михаила Дудина, дом 25, корпус 3.
Телефон: 696-1217
Конспект – обмен опытом с воспитателями «Использование элементов ТРИЗ – технологии в развитии воображения и формировании творческой личности детей» с использованием ЭОР
Воспитатель: Смирнова Евгения Владимировна
Санкт-Петербург
2016 год
Использование элементов ТРИЗ в развитии воображения и и формировании творческой личности детей дошкольного возраста.
Ребенку не всегда легко объяснить сложившиеся ситуации и пути их решения. Для того что бы ребенок умел приспосабливаться к окружающей действительности, необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, формировать навыри, позволяющие самостоятельно решать свои проблемы, учить думать.
В решении этого вопроса может помочь ТРИЗ технология. ТРИЗ педагогика сформировалась в нашей стране в конце 80-х годов. В основу была положена теория изобретательских задач.
Целью является формирование творческого мышления у детей и воспитание творческой личности для решения задач в различных областях деятельности. Задачами является активизация мыслительной деятельности, обучение логике, снятие стереотипов мышления и активизация творческого воображения, формирование творческое личности и знакомство с окружающим миром.
Как говорил Генрих Саулович Альтшуллер: каждый ребенок гениален и талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимум затрат максимального эффекта.
ТРИЗ - это школа творческой личности, её девиз : "Творчество во всем"
-в постановке вопроса;
-в приемах решения этого вопроса;
-в подаче материала.
Девиз тризовцев:" "Можно говорить все!" Дети говорят и придумывают, учатся высказывать, возражать воспитателю и друг другу, аргументируя и доказывая свою точку зрения. Здесь нет неверных решений, все идеи доказываются и имеют место существовать. Выслушиваются все дети и оценка Всегда дается положительная: любопытно, интересно, необычно и т.д.
В работе с дошкольниками по использованию ТРИЗ используются следующие этапы:
- Научить ребенка видеть и разлечать противоречия;
- Учить детей фантазировать, изобретать;
- Решение сказочных задач и придумывание сказок с помощью специальных методов ТРИЗ;
- Применять полученные знания, используя оригинальные, нестандартные решения.
Методику ТРИЗ можно использовать во всех образовательных областях ДОУ. В процессе ознакомления дошкольников с именами признаков и их значениями используются:
-Беседы;
-Игры-инсценировки;
-Игры с правилами;
-Творческие задания продуктивного характера
-Экспериментирование с предметами
-Совместная деятельность по исследованию свойств и качеств предметов рукотворного мира.
Так как основным видом деятельности дошкольников является игровая деятельность, в работе с дошкольниками применяются многочисленные игры с использованием метода ТРИЗ.
Одной из игр является игра "Волшебный поясок" (да-нет ка) . игра учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения: наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, сравнивать, структурировать, классифицировать, наблюдать, делать выводы, доказывать и защищать идеи.
В зависимости от подобранных карточек игру можно использовать для систематизации знаний в любой области.
- Закрепление знаний о свойствах объектов живой и неживой природы;
- Закрепление знаний о геометрических фигурах и их свойствах;
- «Числовая Да-нет ка» . , закрепление цифр, их порядковое расположение
- Карточки со сказочными героями , волшебными существами и предметами из сказок (золотой ключик, волшебная палочка и т.п)
- Пространственная «Да-нет ка» (с игрушками, геометрическими формами). Закрепление понятий слева, справа.
Игра «Теремок».
Игра тренирует аналитическое мышление, умение выделять общие и отличительные признаки путем сравнения. Дети в игре закрепляют знания о свойствах объектов живого и неживого мира.
В этой игре за основу берется всем известная сказка «Теремок». Но необычность игры состоит в том, что герои у нее могут быть разные, как объекты живой природы, так и неживой. Условием попадания героя в теремок является нахождение детьми признаков одинаковых или разных между героями (объектами) участвующих в сказке. Например: в теремке живет камень, стучиться машина и говорит: Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет. – я камень, а ты кто? – я машина, пусти меня к себе жить. – я пущу тебя к себе если ты скажешь чем мы с тобой похожи/отличаемся. И ребенок подбирает схожие или отличные признаки. Камень и машина твердые, серые, или черные, камень может катиться и машина и тд.
Такую же по аналогии игру можно сделать настольной, с карточками разной тематики (интеграция областей) музыкальные инструменты, игрушки, растения и т.д.
Занятия по развитию творческого воображения это игра, импровизация, «волшебство».
Игра «Волшебные картинки»
- игра помогает развивать воображение, мышление, находя в нарисованных детьми линиях образы знакомых предметов.
Игра « Дорисуй картинку»
- Учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. (можно использовать буквы, цифры, геометрические фигуры)
Использование методики ТРИЗ в детском саду помогает детям более творчески подходить к поставленным задачам, находить нестандартные пути решения, лучше владеть своими эмоциями, учиться позитивно относиться к окружающему, улучшаются коммуникативные качества.
Использованная литература:
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Под ред.Б.Б. Финкильштейн. – СПб: «Детство-пресс», 2000.
128 с - Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
- Гин С.И. Мир загадок: учебно-методическое пособие
- для учителей начальных классов / С. И. Гин. М.:, 2008. 112 с.
- Сидорчук, Т.А . ,Лелюх. С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ).Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ,2010. – 40 с.:ил.( Растем умными (Технология ТРИЗ))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных музыкальных технологий в развитии воображения у дошкольников.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зерка...
Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности
Консультация "Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности"...
Консультация "Значение искусства для эстетического развития человека и формирования творческой личности"
Консультация "Значение искусства для эстетического развития и формирования творческой личности"...
«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».
Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. Статья о том, как влияет на развитие связной речи дошкольников технология ТРИЗ и как правильно использовать ...
Формирование творческой личности детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Описание опыта работы по развитию творческих способностей средствами театра...
Семинар-практикум для педагогов "Технология ТРИЗ. Игры на развитие воображения и словесного творчества для детей дошкольного возраста"
Подобраны игры на развитие творческого воображения, коммуникативных навыков, обогащения словарного запаса[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17016640","attributes":{"alt":"","class":"me...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...