дидактические игры
консультация на тему

Костылева Мария Викторовна

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,

познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и

взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи

всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая

классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры, их особенности и значение. Виды дидактических игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,

познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и

взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи

всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая

классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием

обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы

игр:

·        игры по сенсорному воспитанию,

·        словесные игры,

·        игры по ознакомлению с природой,

·        по формированию математических представлений

·        и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

·        игры с дидактическими игрушками,

·        настольно-печатные игры,

·        словесные игры,

·        псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение,

познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы

дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач,

игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по

виду деятельности учащихся.

·        Игры-путешествия.

·        Игры-поручения.

·        Игры-предположения.

·        Игры-загадки.

·        Игры-беседы  (игры-диалоги).

     Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием,

чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное

раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через

преодолимое, необходимое — через интересное.  Все это происходит в игре, в

игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель

игры-путешествия—усилить  впечатление, придать познавательному содержанию

чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится

рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание,

наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и

достижение успеха.

Игры-путешествия всегда  несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и

активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий,

стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-

то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы

детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения

его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”,

вызывающие интерес детей,  активную игровую деятельность. В игре-путешествии

используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании

с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения,

иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от

ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит

песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями.

Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого

обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является

ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с

уже известным.

Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего

имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на

прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

     Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и

игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В

основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая

задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Помоги

Буратино расставить знаки препинания”, “Проверь домашнее задание у Незнайки”.

     Игры-предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”, “Кем

бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой

игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится

задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы..?” или “Что бы я

сделал...”. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей

целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными

условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления

причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее

сообразит?”.

     Игры-загадки.  Возникновение загадок уходит в далекое прошлое.

Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в

праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и

заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как

умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид

обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно

расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко

оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок

является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но

все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-

загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать,

догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок

развивает способность к анализу,  обобщению, формирует умение рассуждать,

делать выводы, умозаключения.

     Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога

с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый

характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе

воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не

только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить

игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого

обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в

возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в

игре. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его нужно

найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к

активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия,

мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать

вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на

содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это

характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое

значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень

воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный

рассказ о чем-то.  Результатом  игры  является удовольствие, полученное

детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных

игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные

игры, либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими видами игр:

подвижными, сюжетно-ролевыми и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...