дидактические игры
консультация на тему
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,
познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и
взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи
всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая
классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры, их особенности и значение. Виды дидактических игр.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,
познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и
взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи
всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая
классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием
обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы
игр:
· игры по сенсорному воспитанию,
· словесные игры,
· игры по ознакомлению с природой,
· по формированию математических представлений
· и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
· игры с дидактическими игрушками,
· настольно-печатные игры,
· словесные игры,
· псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение,
познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы
дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач,
игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по
виду деятельности учащихся.
· Игры-путешествия.
· Игры-поручения.
· Игры-предположения.
· Игры-загадки.
· Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием,
чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное
раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через
преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в
игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель
игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию
чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится
рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание,
наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и
достижение успеха.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и
активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий,
стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-
то узнать, чему-то научиться.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы
детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения
его потребностей в знании.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”,
вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии
используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании
с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения,
иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от
ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит
песня, загадки, подарки и многое другое.
Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями.
Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого
обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является
ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с
уже известным.
Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего
имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на
прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и
игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В
основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая
задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Помоги
Буратино расставить знаки препинания”, “Проверь домашнее задание у Незнайки”.
Игры-предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”, “Кем
бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой
игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится
задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы..?” или “Что бы я
сделал...”. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей
целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными
условиями или созданными обстоятельствами.
Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные.
Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления
причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее
сообразит?”.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое.
Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в
праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и
заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как
умного развлечения.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид
обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно
расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко
оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок
является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но
все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-
загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать,
догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок
развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,
делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога
с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый
характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе
воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не
только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить
игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого
обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в
возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в
игре. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его нужно
найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к
активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия,
мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать
вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на
содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это
характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое
значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень
воспитанности.
Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный
рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное
детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных
игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные
игры, либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими видами игр:
подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...