Программа социального партнёрства с семьёй.
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Принята:
на педагогическом совете
Протокол __№1 от 01.09.2016
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
детский сад № 13 г.Павлово
_________Назарова Н.В.
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С СЕМЬЕЙ
Первая младшая группа
Разработчики: Якушкина Ю.М. воспитатель первой младшей группы
Вилкова И.Н. музыкальный руководитель
2016год
Пояснительная записка
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человеком за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. Семья – это среда, где ребёнок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. Семья и ДОУ – два важнейших института социализации детей. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
1.Общее положение
Программа социального партнерства с семьей (далее Программа) разработана в соответствии с
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Законом, «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998г.№124 - ФЗ
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
- Уставом МБДОУ детского сада №13 г. Павлово
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада №13 г.Павлово
Основными документами по взаимодействию с семьями воспитанников являются:
- - Планы работы с родителями (законными представителями) группы на год;
- - Протоколы родительских собраний.
2.Цели и задачи
Цели: Формирование сотрудничества между семьёй и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, повышение компетентности родителей (законных представителей). Способствование активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс работы ДОУ.
Задачи взаимодействия Учреждения с семьями воспитанников:
1.Установление равноправных субъект – субъект отношение с семьёй каждого воспитанника группы
2.Обогащение, расширение и повышение уровня знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребёнка и умение их применять на практике
3.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
4.Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
5.Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
7.Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
3.Организация взаимодействия
Принципы социального партнерства с семьей:
1.Принцип гуманизации предполагает установление равноправных партнёрских отношений Учреждения с семьями воспитанников.
2.Поинцип индивидуализации требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации
3.Принцип единства предполагает создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4.Принцип открытости и доступности обеспечивает каждому родителю (законному представителю) возможность ознакомления с деятельностью Учреждения на сайте, в процессе участия во всех совместных с детьми мероприятиях, в образовательном процессе группы. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов сродителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
.5. Принцип психологической комфортности заключается в снятии стрессовых факторов образовательного процесса в создании в учреждении эмоционально – благоприятной атмосферы взаимодействия с родителями (законными представителями) Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
6. Принцип активности предполагает непосредственное вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс и признание приоритетного права семьи на формирование личности ребёнка, с использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского сада и семьи.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
4.Модель взаимодействия с семьей
Направления взаимодействия с семьёй | Формы работы |
Информационно-аналитические | Анкетирование Опрос Обратная связь на сайте ДОУ (идеи и предложения, обращения с вопросами к специалистам и администрации детского сада) |
Наглядно-информационные | Информационные стенды (наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. Информация на сайте ДОУ Компьютерные презентации для родителей на общие родительские собрания, на сайте ДОУ |
Познавательные | Родительские гостиные Родительские собрания (беседы, круглые столы, КВН, посиделки, видеозаписи деятельности детей, фрагменты образовательной деятельности, конкурсных выступлений.) |
Досуговые | Праздники Совместные развлечения Акции Практическая деятельность с детьми Выставки Конкурс семейного творчества (продуктивного) |
В ДОУ наряду с воспитателями с родителями взаимодействуют специалисты:
- музыкальный руководитель
- учитель – логопед
5.Характеристика семей воспитанников:
Категории семей
Количество семей | Неполные | Многодетные | Малообеспеченные | Опекуны | ||||||
всего | полные | неполные | Потеря кормильца | Одинокие матери | Разведенные | Другие | ||||
2014-2015 | 15 | 14 | 1 | - | - | 1 | - | 1 | - | - |
2015-2016 | 15 | 14 | 1 | - | - | 1 | - | 1 | - | - |
2016-2017 | 20 | 17 | 3 | - | - | 3 | - | - | - | - |
Сфера занятости/ образовательный уровень
Общее кол-во родителей | По социальному статусу | По образованию | |||||||
Интеллигенция/ служащие | Рабочие | Бизнесмены | Безработные | Среднее | Среднее спец. | Высшее | Н/среднее | ||
2014-2015 | 29 | 6 | 22 | 1 | - | 2 | 12 | 15 | - |
2015-2016 | 29 | 6 | 22 | 1 | - | 2 | 10 | 17 | - |
2016-2017 | 37 | 3 | 34 | - | - | 3 | 17 | 17 | - |
Вывод: в сфере занятости семей, по-прежнему преобладают служащие и рабочие. Уменьшилось число родителей с высшем образованием и
соответственно увеличилось количество родителей со среднем специальным образованием
6.Рекламная деятельность
Формы работы | Содержание | Сроки |
1.Создание рекламной продукции | - Изготовления буклетов «Мы идем в детский сад» - Оформление стенда «Адаптация детей к условиям детского сада» -Фото-презентация «Поэкспериментируем» - Компьютерная презентация «Маленькие исследователи» | 1 квартал |
2.Создание презентативного имиджа | - Дни открытых дверей - Семинар-практикум «Маленькие исследователи» - Мастер-класс для родителей «Волшебная водичка» | 2 раза в год 1 раз в год |
Создание банка данных о семьях воспитанников
формы работы | содержание | сроки |
1.Определение социального статуса семей | -Заполнение социального паспорта семей: категория, сфера занятости, образовательный уровень | Сентябрь |
2.Изучение мнения родителей | - Анкетирование «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» -Опрос «Ваше мнение о работе ДОУ» | Сентябрь Май |
7.Привлечение родителей к участию в деятельности группы
Формы работы | Содержание | Сроки | |
1.Участие в управлении ДОУ | -Работа родительского комитета -Знакомство с уставными документами и локальными актами ДОУ: Устав, годовой план | По мере необходимости | |
2.Участие в педагогическом процессе | -Совместные развлечения и досуговые мероприятия | В течение года | |
Конкурсы | «В гостях у осени» (поделки, игрушки, макеты) | Сентябрь | |
"Игрушка года" (новогодняя игрушка) | Декабрь | ||
Играем вместе с родителями (Зимние забавы» | Январь | ||
«Мой папа – самый, самый» | Февраль | ||
«Наряжаем детей» (пополнение уголка ряжения) | Май | ||
Выставки | Выставка поделок из овощей «что нам подарило лето» | Октябрь | |
Выставка рисунков «золотая осень» | Ноябрь | ||
Выставка фото-коллаж «Я здоровье берегу сам себе я помогу» | Декабрь | ||
Фото - выставка "Знакомтесь мой замечательный Папа" | Февраль | ||
Фото - выставка "Я с мамою своею дружу давным давно " | Март | ||
Выставка фотоколлаж «Поиграем с ручками»; «Поиграем с носиком» (закаливающее дыхание) | Апрель | ||
«Почемучки» (самые интересные детские вопросы» | Май | ||
НОД | Привлечение родителей к сбору материала для создания мини-лаборатории | 12 октября – 22 ноября | |
3.Помощь родителей учреждению | -Участие в субботниках -Привлечение к созданию зимних построек на участке. «Герои зимней сказки» -Привлечение родителей к оформлению прогулочного участка, изготовление оборудования: «Катаемся на мотоциклах»; «Забавный жираф» Покраска игрового оборудования - Привлечение к обогащению развивающей предметно пространственной среды в группе | Октябрь, май Декабрь Май В течении года |
8.Мониторинг взаимодействия с семьей
Критерии результативности | Направление мониторинга |
Рост показателей доверия к ДОУ со стороны общественности | -эффективность взаимодействия ДОУ с учреждениями - наличие публикаций о ДОУ - увеличение числа желающих посещать ДОУ |
9.План взаимодействия с семьей на 2016 – 2017 год
ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ | |||
месяц | воспитатели | Специалисты | |
Музыкальный руководитель | |||
СЕНТЯБРЬ | Сбор сведений для «Социального статуса семьи» | Опрос «Какую помощь в воспитании ребенка вы бы хотели получить» | |
ОКТЯБРЬ | Анкета «Кризис 3-х лет» | ||
НОЯБРЬ | Формирование гигиенических навыков и привычек. - «Как одеть ребенка в детский сад» - «Значение дневного сна» - «Витамины для детей» | Опрос: «Каким вы хотите видеть новогодний праздник вашего ребёнка в детском саду?» | |
ДЕКАБРЬ | Опрос «Правила безопасности в Новогодние праздники» - «Ребенок на дороге» - «Ребенок один в квартире» - «Потенциально-опасные предметы дома» | Консультация на тему «Как интересно провести в семье праздник новогодней елки» | |
ЯНВАРЬ | - «Родителям о правилах дорожного движения» - Буклет «Безопасность детей дошкольного возраста дома» | Консультация «Песни которые мы поем в детском саду» | |
ФЕВРАЛЬ | - «Игры со снегом и цветным льдом» - «Одежда и обувь в зимней период» | Консультация: «Ознакомление с музыкальным репертуаром» | |
МАРТ | - «Профилактика простудных заболеваний, ОРВИ» - «Осторожно, гололед. Безопасность на льду» | - Консультация: «Домашняя фонотека для детей» - Подготовка к совместному с родителями празднику «8-ое Марта» (разучивание репертуара, подготовка атрибутов) | |
АПРЕЛЬ | Анкета «Культура здорового образа в семье» - «Как повысить иммунитет ребенка»; - «Витаминный календарь» | Музыкотерапия в детском саду и дома. Занятие-практикум: «Пальчиковые игры в музыкальной деятельности» | |
МАЙ | Опрос «Удовлетворенность работой ДОУ в учебном году» | Консультация: «Домашняя фонотека для детей» | |
ИЮНЬ | Анкета «Летний отдых всей семьей» «Развивающие игры с водой и песком с малышами» | ||
ИЮЛЬ | - «Роль прогулки для здоровья детей» - «Остерегайтесь клещей» | ||
АВГУСТ | - «Осторожно, ядовитые питомцы» - «Что ребенок должен знать о грибах» - «Игры с водой в тазике, в ванной, в реке, в ручейке, в океане» |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ | |||
Месяц | воспитатели | Специалисты | |
Музыкальный руководитель | |||
СЕНТЯБРЬ | Родительское собрание «Давайте познакомимся». Начало учебного года «Адаптация детей к условиям детского сада» | ||
ОКТЯБРЬ | Индивидуальные консультации по запросам родителей и по вопросам развития ребенка Круглый стол «Мы идем в детский сад» | ||
НОЯБРЬ | Круглый стол: «Пять правил, как любить своего ребёнка» «Что эффективнее похвала или наказание?» | Семинар «Воспитание музыкой» | |
ДЕКАБРЬ | Родительское собрание «Сенсорные игры для развития речи детей» | ||
ЯНВАРЬ | Викторина «Играйте вместе с детьми» Вручение грамот за участие в конкурсе «Игрушка года» | Занятие-практикум по изготовлению музыкально-дидактической игры «Кто как идет» | |
ФЕВРАЛЬ | Тематические консультации «Маленькими шагами в прекрасный мир» | ||
МАРТ | Родительское собрание - «Развитие речевой активности малышей» - «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей | ||
АПРЕЛЬ | Семинар – практикум - «Будем здоровы» - «Как приучить ребенка без напоминания соблюдать правила гигиены» | Консультация: «Как развивать у детей музыкально-сенсорные способности» Занятие-практикум по изготовлению дидактических кубиков, «ритмических» варежек» | |
МАЙ | Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей» | ||
ИЮНЬ | Индивидуальные консультации по запросам родителей и по вопросам развития ребенка | ||
ИЮЛЬ | Индивидуальные консультации по запросам родителей и по вопросам развития ребенка | ||
АВГУСТ | Индивидуальные консультации по запросам родителей и по вопросам развития ребенка |
ИНФОРМАЦИОННО – НАГЛЯДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ | ||
месяц | воспитатели | Специалисты |
Музыкальный руководитель | ||
СЕНТЯБРЬ | Информационный стенд «Возрастные особенности детей третьего года жизни | Рекомендации :10 причин по которым ребёнок должен заниматься музыкой |
ОКТЯБРЬ | Информационный стенд «В детский сад с радостью» Межсемейный информационно-творческий проект «Наши игрушки» | Флешка – передвижка «Музыка для слушания с вашим малышом» |
НОЯБРЬ | Выставка детских работ. Пластилинография «Осенние мотивы» | Развлечение «На ярмарке» Фотовыставка «Музыкальные инструменты своими руками» |
ДЕКАБРЬ | Информационный стенд «Экспериментируем вместе со взрослыми» | Видео фонотека «Новогодний праздник дома» |
ЯНВАРЬ | Буклет «Игры и забавы малышей» | Консультация «Озвучивание стихов и сказок» |
ФЕВРАЛЬ | Папка – передвижка «Игры по пути домой» «Безопасность детей. Детский травматизм» | Консультация «Играем в театр» |
МАРТ | Информационный стенд «Мамы поздравляют малышей» | Рекомендации «Поём вместе с мамой» |
АПРЕЛЬ | Папка – передвижка «Как отвечать на вопросы ребенка» | Консультация «Весенние народные игры» играем дома. |
МАЙ | Памятка «Закаливание ребёнка в домашних условиях» | Консультация «Определяем талант ребенка» |
ИЮНЬ | Информационный стенд «Внимание, лето» | Консультация «Учим детей слушать музыку природы» |
ИЮЛЬ | Буклет «Девочки и мальчики, какие они разные» | Консультация «Природный материал вместо музыкальных инструментов» |
АВГУСТ | Информационный стенд «Приобщаем детей к труду» | Консультация «Русские народные песни для детей» |
ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ | ||
месяц | воспитатели | Специалисты |
Музыкальный руководитель | ||
СЕНТЯБРЬ | Досуг «Давайте познакомимся» | |
ОКТЯБРЬ | Праздник «Осень, осень к нам пришла!» | |
НОЯБРЬ | Совместный досуг «Моя мама самая лучшая» - посвящённый дню матери | |
ДЕКАБРЬ | Новогодний праздник «Подарки для елочки» | |
ЯНВАРЬ | ||
ФЕВРАЛЬ | «Знакомьтесь, мой замечательный Папа» - посвящённый дню Защитника Отечества | |
МАРТ | Праздник, посвященный Международному женскому дню | |
АПРЕЛЬ | Совместное спортивное развлечение «Папа, мама, я здоровая семья» | |
МАЙ | «Вот какие малыши полюбуйтесь от души» | |
ИЮНЬ | Театрализованная постановка с родителями «Кошкин дом» | |
ИЮЛЬ | «Рисуем на асфальте» | |
АВГУСТ | «Праздник воздушных шаров» | |
\ | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа социального партнёрства с семьёй
план работы с родителями во второй младшей группе на 2015-2016 учебный год....
Программа социального партнёрства с семьёй во второй младшей группе.
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуально...
Программа социального партнёрства с семьёй на 2013-2014год
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2013-2014 учебный год...
Программа социального партнёрства с семьёй на 2014-2015год
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2014-2015 учебный год...
Программа социального партнёрства с семьёй на 2015-2016 год
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2015-2016 учебный год...
Программа социального партнёрства с семьёй в средней группе.
Программа социального партнёрства с семьёй в средней группе....
Программа социального партнёрства с семьёй
Программа социального партнёрства с семьёй...