Проект мини-музея «Основы безопасной жизнедеятельности и правила дорожного движения»
проект по теме
Проект мини-музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnoe_obrazovanie_byudzhetnoe_uchrezhdenie.docx | 347.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образование бюджетное учреждение
Центр Развития ребенка – Детский сад №105 «Умка»
Проект мини-музея
«Основы безопасной жизнедеятельности и правила дорожного движения»
Воспитатель
Тимофеева Ньургуйаана Константиновна
г. Якутск 2018
Основы безопасной жизнедеятельности и правила дорожного движения
Как известно, одной из задач образования на сегодняшний день, является патриотическое воспитание детей. Поэтому мы решили создать мини-музей в группе. В силу своей природы музеи способны играть большую роль в нравственно-патриотическом, эстетическом, экологическом воспитании детей. Мини-музей в ДОУ будет способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Приумножая экспонаты, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром. Музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством познания социального опыта. Каждый музей с различной степенью эффективности осуществляет просветительную и образовательную функцию. Детям нужен свой музей, в котором экспонаты будут доступны, где можно будет потрогать экспонаты, где им будет предоставлена возможность «погрузиться» в неведомый мир. На всех занятиях с использованием мини-музеев дети дошкольного возраста - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности.
Актуальность:
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная, экономическая и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. В век технического прогресса повышенная любознательность, стремление к самостоятельности нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций в доме, в детском саду, на улице, в транспорте, на природе и т. д. Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые знания о патриотизме, о здоровом образе жизни, возможных чрезвычайных ситуациях природного и криминального характера; о правилах дорожного движения и поведения на улице, о правилах пожарной безопасности и т.д.
Поэтому педагоги второй младшей группы в тесном сотрудничестве с родителями организовали проектную деятельность «Основы безопасной жизнедеятельности и правила дорожного движения».
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок безопасности окружающего мира
Задачи:
- Формировать у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передать детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Цели и задачи мини – музея:
Образовательные:
— формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
— продолжать знакомить детей с правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Развивающие:
— развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес;
— обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
— воспитывать уважение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
— прививать основы культуры поведения, осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Процесс создания мини – музея делится на три этапа:
1. Первый этап - Подготовительный. В начале работы дети и мы, воспитатели группы вместе с родителями, определяли тему и название мини – музея, разрабатывали модель, разработали его содержание, составили сетевую паутину проекта, выбрали место для размещения, запланировали работу над созданием мини - музея. Мини – музей получился разным по оформлению и по содержанию.
2. Второй этап - Практический. Значительную роль сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. Для детей, конечно же, это самый интересный этап. Они каждый день интересовались кто, что принес в музей. И самое главное смогут они играть игрушками в музее. На этом этапе рождается много игр с экспонатами, несущих образовательную, воспитательную, познавательную функцию. Все экспонаты раскрывают содержание темы мини – музея и выставляются в определённой системе – в соответствии с логикой разделов музея. История предмета в музее может носить общечеловеческий характер, а может быть личная, индивидуальная – поэтому и оформлена она в энциклопедиях, альбомах с картинками и фотографиями машин или книжках самоделках от семей. Так же в музее расположены дидактические игры, настольные игры, дорожные знаки, специализированные машины. На верхней полке шкафа находится городок с мелкими машинами и дорожными знаками, где дети могут поиграть.
3. Третий этап, презентационный - «Представление мини-музея».
На этом этапе проходит презентации мини-музея.
4.Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея».
Сначала организовано посещение мини – музея педагогами, затем воспитатели проводят экскурсию родителям, также мы предлагаем родителям посетить с детьми действующие музеи и выставки в других группах нашего садика.
Предполагаемый результат:
Мы считаем, что создание мини-музея позволит:
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- позволит пополнять мини –музей новыми экспозициями;
- помощь в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
- сформирует у детей представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
- приобщит детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- усвоение детьми знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ.
Паспорт мини-музея
«Основы безопасности жизнедеятельности и правила дорожного движения»
Мини-музей по ОБЖ
Работая по теме "Формирование знаний основ безопасности собственной жизнедеятельности детей " в группе были оформлены выставки «Наша улица", «Виды транспорта" и экспозиция «Основы безопасной жизнедеятельности". В создании выставок и экспозиции принимали участие дети, родители воспитанников, педагоги учреждения. Разнообразие транспорта от рисунков до игрушек разных размеров и моделей, светофоров, иллюстраций по ОБЖ привлекает внимание не только детей, но и взрослых, посещающих мини музей.
Данные экспозиция и выставка продолжают пополняться и расширяться.
Основные задачи по формированию основ безопасности по возрастам:
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) | ||
Безопасное поведение в природе: | Безопасность на дорогах:
| Безопасность собственной жизнедеятельности: |
Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить, не рвать и не брать в рот растения и пр.). | Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге; Знакомить с некоторыми видами транспорта.
| Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами; Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно»; Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.). |
Младшая группа (от 3 до 4 лет) | ||
Безопасное поведение в природе: | Безопасность на дорогах:
| Безопасность собственной жизнедеятельности: |
Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе; Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). | Расширять ориентировку в окружающем пространстве; Знакомить детей с правилами дорожного движения; Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора; Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого); Знакомить с работой водителя. | Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.); Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку); Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот); Развивать умение обращаться за помощью к взрослым; Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом. |
Средняя группа (от 4 до 5 лет) | ||
Безопасное поведение в природе: | Безопасность на дорогах:
| Безопасность собственной жизнедеятельности: |
Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы; Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе; Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»; Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. | Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности; Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения; Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского; Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», Машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус); Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», Остановка общественного транспорта»; Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. | Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр; Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья; Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.); Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами; Знакомить с правилами езды на велосипеде; Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения в и правилах поведения при пожаре.
|
Старшая группа (от 5 до 6 лет) | ||
Безопасное поведение в природе: | Безопасность на дорогах: | Безопасность собственной жизнедеятельности: |
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе; Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру; Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе; Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах х насекомых.
| Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора; Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети; Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов; Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». | Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.); Расширять знания об источниках опасности в быту и закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами; Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения – МЧС Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03»; Формировать умение обращаться за помощью к врослым; Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес и телефон. |
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) | ||
Безопасное поведение в природе: | Безопасность на дорогах: | Безопасность собственной жизнедеятельности: |
Формирование основы экологической культуры; Продолжать знакомить с правилами поведения на природе; Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенных в нее; Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях. | Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»; Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными; Расширять представления детей о ГИБДД; Воспитывать культуры поведения на улице и в общественном транспорте; Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. | Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита и пр.); Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности; Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «один дома», «потерялся», «заблудился»; Формировать умения обращаться к взрослым за помощью; Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи; Закреплять умения называть необходимые данные о себе. |
Правила поведения в нашем музее:
1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками.
2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
3. Экспонаты нельзя ломать.
4. Можно и даже нужно задавать вопросы.
5. Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Разделы:
1. Специальный транспорт.
2. Военный транспорт.
3. Наземный транспорт.
4. Воздушный транспорт.
5. Водный транспорт.
6. Подземный транспорт-картина
7. ПДД
8. Безопасный маршрут детей.
9. Уголок самостоятельной деятельности.
Дидактические игры:
«Наша улица»
«Поставь дорожный знак
«Угадай, какой знак»
«Виды перекрёстков»
«Улица города»
«Запрещается - разрешается»
«Собери светофор»
«О чём говорят знаки?»
«Где спрятался знак?»
«Кому что нужно?»
«Сложи автомобиль»
«Чего не хватает?»
«Наш город»
«Дороги и велосипедная дорожка»
«Подбери правильный путь»
«Дорога»
«Ловушка»
«Кроссворды»
«Добавь словечко»
«Это я, это я…»
«Назови правильно»
«Как избежать неприятностей»
Экспонаты:
Карты, виды транспорта, макеты улиц, дорог, светофоры, регулировщик, рули, дорожки-зебры.
Заключения
Таким образом, вся проведённая работа дала положительные результаты. У детей появилось желание расширить свой кругозор по данной теме, стремление выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. У них появилась потребность утвердиться в своём отношении с окружающей действительностью, следовать правилам поведения в определённых ситуациях. Совместными усилиями с родителями пришли к выводу, что благоприятные условия, созданные в семье и дошкольном учреждении, способствуют укреплению физического и психического здоровья детей, и снижению заболеваемости детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронно - методическая разработка по теме: "Безопасность на дороге". Правила дорожного движения для дошкольников в играх "Наши друзья-дорожные знаки"
Данная работа сделана, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме безопасноно поведения детей на дороге и в транспорте. Используя предложенные в работе игры, родители могут знакомить детей с п...
Родительский клуб: «Правила безопасности для детей. Правила дорожного движения и безопасность на дорогах»
Конспект творческой встречи для детей и родителей: «Правила безопасности для детей правила дорожного движения и безопасность на дорогах»...
Конспект викторины по основам безопасности жизнедеятельности «Знаем правила безопасности» для детей подготовительной группы № 2
Формировать умения безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях....
Сценарий познавательно-игрового занятия с детьми младшего дошкольного возраста по дорожной безопасности «Хотим знать правила дорожного движения"
Сценарий познавательно-игрового занятия с детьми 2-й младшей группы по дорожной безопасности...
конспект квеста по теме основы безопасности жизнедеятельности дошкольника "правила поведения в экстремальной ситуации"
повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и кбезопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых пра...
Познавательная беседа по социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности «О правилах дорожного движения, если ты пешеход» для детей средней группы
Конспект познавательной беседы по социально-коммуникативному развитию,формирование основ безопасности жизнедеятельности«О правилах дорожного движения, если ты пешеход»для детей средней гру...