Из опыта работы. « Роль экологического воспитания в дошкольном возрасте»
материал (старшая группа) по теме

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Поэтому  в своей педагогической работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию. В результате анализа современных педагогических исследований  понятно: чем раньше, начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы воспитателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:


Из опыта работы.

« Роль экологического воспитания

в дошкольном возрасте»

Выполнила: Лакштанкина Е.Н.

                 

Мы речь свою ведем о том,

Что вся земля – наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь,

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

           Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Поэтому  в своей педагогической работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию. В результате анализа современных педагогических исследований  понятно: чем раньше, начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы воспитателя.

           При разработке занятий по экологическому воспитанию дошкольников мы берем за  основу программу Кондратьевой Н.Н. «Мы», так же, частично использую программу Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа».

В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:

  - формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными;

  - воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;

  - формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;

  - укрепление дружеских отношений между детьми; 

 - установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями.

Для успешной реализации данных задач проводится следующая работа: 1.Постоянно обновляется предметно-развивающая среда, которая обеспечивает выработку экологических знаний дошкольников:

  -  организована в группе «зеленая  зона» и живой . Здесь дети получают  первые навыки по уходу за растениями , а воспитатель личным примером демонстрирует им правильное отношение к объектам природы. Дети с удовольствием ухаживают за растениями. Я предлагаю  детям самим здороваться с растениями и , говорить им ласковые слова. Обязательно хвалим за выполненные  ими операции по уходу, сообщается родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.

  - каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне». Если на окне круглый год растут цветы, то почему бы не вырасти овощам? Детям предлагаю отгадать загадку:

                                 Скинули с Егорушки золотые перышки,

                                 Заставил Егорушка плакать без горюшка.

Насыпаю в ящик заранее приготовленной питательной земли. Дети самостоятельно раскладывают луковицы на поверхности земли на расстоянии 1см друг от друга и еще засыпают слой земли. Даются детям задания:

    - поливать лук через 2 дня;

    - отметить день появления зеленых стрелок лука;

Задаются вопросы: «Почему на улице зимой не встретишь зелени, а на окне вырос зеленый лук?» Читаются стихи о работе в уголке природы:

                                 За окошком зимний сад,

                                 Там листочки в почках спят.

                                 И листочки же во сне

                                 Размечтались о весне.

                                 А у нас…

                                 На окне зеленый сад.

                                                                    Бузина С.Н.

                                 Тут листочкам не до сна.

                                 Тут уже пришла весна.

                                                                  И.Токмакова.

Выращивание лука в комнате может показаться занятием неблагородным, но витамина С, которого так не хватает в конце зимы, в зеленом луке содержится в несколько раз больше, чем в самой луковице.

  - организованы в группе условия для экспериментирования – мини-лаборатория. В оформлении которой, принимали большое участие дети старшей группы. Ребята приносили природный материал, различные камни, лабораторную посуду и др. Итог этой совместной работы – имеется коллекция минералов, природных ископаемых, гербарии растений, растущих на территории детского сада.

Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. А дети старшего возраста с удовольствием  превращаются в «ученых» и способны найти ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Зачем растение пьет? Почему не падает дерево? Как расселяются деревья? Материал: Семена тополя, клена, березы. Ход опыта: Взять семена и выпустить их из рук. Вывод: Ветер помогает деревьям расселяться на новые места.

Сколько лет дереву? Материал: Спилы дерева, лупа. Ход опыта: Рассмотреть спилы, сосчитать кольца. Определить кольца благоприятных и неблагоприятных лет. Вывод: Число колец на стволе показывает, сколько лет дереву.

Согласитесь, эти опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны, просты в проведении, но позволяют познакомить детей с разными явлениями, порой скрытыми от нас.

 - постоянно обновляется демонстрационный материал, который способствует уточнению и закреплению знаний о природе. («Живые картинки», гербарии, коллекции; картотека пословиц, поговорок, загадок, народных примет о природе. Например, об осени:

Загадки:             Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

                           Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

                           Но не касаюсь елочек и сосен . Я... (Осень.)

                           Пришла без красок и без кисти

                           И перекрасила все листья.                (Осень.)

                          Сидит – зеленеет, падает – желтеет,

                          Лежит – чернеет.                               (Листья.)

Приметы:         Летит паутина – быть осени длинной.

                          Много на рябине ягод – ждать  морозов сильных.

Пословицы:     Весна дает цветы, а осень плоды.

DVD диски сериал «Мои веселые зверята»).

2. Осуществляется ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Например, в летний период можно наблюдать за

-  цветущими культурными или дикорастущими растениями (рассматривание стебля, листьев, цветов, их формы, окраски и т.д.).

-  насекомыми: бабочками (окраска, своеобразие полета, места приземления); муравьями, жуками, божьими коровками.

В течении всего года с детьми  старшей группы делались совместные зарисовки в  календаре природы.

3. Регулярно планируются и проводятся  тематические прогулки, экскурсии по территории детского сада. Это помогает детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.

Так на экскурсии «Наедине с природой» в осенний период знакомим  детей с птицами, живущими в нашей местности. Проводятся дидактические игры «Узнай дерево по плодам и семенам». Зачитываю поэтические строки, воспевающие красоту природы.

                                   Осень.

                             -  Осень как понимать?

                            -  Значит,  лето умчало,

                                и его не догнать.

                                                                       Бузина С.Н.

                              Это школы начало, это шорох листвы,

                              Это яркие краски –

                              Все деревья, кусты,

                              Как жар – птицы из сказки.

                                                                     Н.Григорьева.

4. Активно использую развивающие, познавательные  игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком.

   Игры: (Осенний период)

   Соберите грибы.

           У водящего завязаны глаза. Дети – грибы ходят по залу. Если попадется «мухомор», дети кричат: «Не бери». Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов».

 Посадите и соберите урожай.

            Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.

Первый участник «пашет землю» (кладет обручи).

Второй участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).

Третий участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).

Четвертый участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).

Побеждает более быстрая команда.

Дети с удовольствием играют в настольные развивающие игры: «Времена года», «В гостях у лешего».

5. Осуществляю интегрированный подход при составлении программ занятий по экологической тематике, т.е. включаются элементы экологических знаний в другие  занятия – мир искусства, художественную литературу.

6.  Хочется отметить, что наша работа без сотрудничества с родителями была бы  менее успешной. Они охотно выполняют  наши просьбы, прислушиваются к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми старательно выполняют  домашние задания. Среди родителей проводится работа по вопросам  экологического воспитания дошкольников, использую различные ее формы: индивидуальные беседы в вечернее время, консультация и доклады на родительских собраниях об экологической обстановке в нашем районе, оформляются тематические папки – передвижки: «Природа – общий дом», «Ребенок и природа» и др.

           В течении всего учебного года на занятиях применяются экологические правила. Детей необходимо приучать смотреть  на окружающий мир добрыми глазами, видеть красоту родного края, слушать и уметь понимать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививать любовь ко всему живому. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а  полученные уроки дети сохранят на всю  жизнь, поймут, запомнят, и будут следовать  таким тревожным строкам:

                              Берегите жаворонка в голубом зените,

                              Бабочку на листьях повилики,

                              На тропинке солнечные блики,

                              Ласточку, мелькающую в жите.

                              Берегите Землю!

                              Берегите…

                                                  М.Дудин

           Мы постаралась объяснить, что  экологическое воспитание детей – это увлекательный, важный и нужный труд. Такое дело никогда не будет для нас трудоемким потому, что оно  любимое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

Тема: «Роль экологического воспитания детей дошкольного возраста»

ЦелЦель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваиват...

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Истоки экологической культуры берут свое начало  в многовековом опыте народа – традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Человек всецело зависит от природн...

Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно- образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» 26.01.2022г.

Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»26.01.2022г....