Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Ясли: плюсы и минусы.
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей по проблеме с какого возраста лучше отдавать детей в ясли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_teryohina.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Проблемы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Ясли: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ».

Подготовила:  Терёхина В.И. – воспитатель 1 категории

Часто можно увидеть следующую картину – в первые дни посещения яслей ребёнок возбуждён, беспокоен, а в дальнейшем становится заторможенным и вялым. Он словно оглушён тем, что попал в новую, непривычную среду: здесь много незнакомых и не интересующих его (пока!) сверстников, здесь иной, чем дома, режим дня. И взрослые – тоже незнакомые и далеко не всегда  ласковые. А самый близкий человек – мама куда-то пропала.

Эмоциональный шок, испытываемый детьми, резко снижает защитные силы организма, они начинают то и дело болеть. Отчасти, конечно, причина и в том, что новички «подхватывают» инфекцию от сверстников, за которыми нет должного ухода дома и которых нередко отправляют в ясли, даже когда они больны. Но всё же инфекция не главная, а второстепенная причина. Болеют как раз те дети, которые не могут адаптироваться и испытывают сильный стресс при определении их в ясли.

Легче привыкают к яслям те дети, которым дома недоставало тепла, любви, ласки и заботы. У них заметно снижена способность к состраданию и устойчивой привязанности, невысок уровень умственного развития. Часто они подвижны сверх меры, у них слабо выражен или отсутствует инстинкт самосохранения и нет даже обычных для этого возраста страхов. Такие дети, несомненно, доставляют воспитателям немало хлопот: уж очень непоседливы и возбудимы. Достаётся от них и эмоционально чувствительным и впечатлительным детям, не способным постоять за себя.

Период, когда ребёнку исполняется год, является самым неблагоприятным для помещения в ясли. У годовалого малыша в этом случае проявляется сильная эмоциональная реакция беспокойства из-за разлуки с матерью и боязнь новых, незнакомых для него людей. Резкое изменение привычного образа жизни часто перенапрягает нервную систему детей. Даже и в  полтора года помещение в ясли сопряжено со многими подобными проблемами.

Как ни странно, лучше к яслям может адаптироваться малыш первых месяцев жизни: у него ещё нет привязанности к матери, и он легче может привыкнуть к обслуживающему персоналу в яслях. А уже с семи месяцев ребёнок заметно привязан к матери, испытывает явное беспокойство при уходе, доходящее до чувства тоски, когда её долго нет. Эта привязанность (а вдобавок и зависимость) достигает своего пика как раз к году. Именно в это время малышу требуется поддержка взрослых при освоении столь важных умений, как ходьба, еда, приучение к туалету. В общем, это очень ответственный и в тоже время очень ранимый возраст. И нереально ожидать от ребёнка, что он может вот так сразу переключиться на жизнь вне дома, забыть свою маму, быть весёлым и жизнерадостным, любящим чужих для него взрослых.

К семи месяцам заметно, как ребёнок привязан к матери. А с восьми месяцев у детей начинает прослеживаться эмоционально-отрицательная реакция на появление незнакомых, чужих взрослых. Когда при поступлении в ясли облик матери, воплощающий для ребёнка ощущение безопасности и комфорта, неожиданно подменяется незнакомыми, непохожими лицами, это вызывает, особенно у впечатлительных детей, рефлекторное чувство страха. Страх перед образом «не-матери» отнюдь не исчезает, если взрослые, пытаясь привлечь внимание ребёнка, говорят с ним фальшиво-ласковым, наигранным голосом. Малыш тонко чувствует эту фальшь и вместо ответной улыбки может расплакаться.

Обычно боязнь посторонних сохраняется надолго. Уже в год и три месяца, максимум к полтора годам, она заметно уменьшается. До двух с половиной лет сохраняется лишь некоторая робость, застенчивость, смущаемость при встрече с незнакомыми людьми. Но если такие реакции остаются преобладающими, если ребёнок при общении со взрослыми постоянно недоверчив, насторожен, то в детском поведении отражаются тревожно - мнительные черты характера родителей, а возможно, и неблагополучие семейных отношений.

Что же происходит дальше в яслях? Через неделю-две ребёнок начинает привыкать к окружающим его взрослым, но вот привыкнуть к сверстникам не может довольно долго, поскольку ещё не сложилась потребность общения с ними.

Другая причина трудностей приспособления к яслям – ломка привычного для малыша образа жизни. Уже в первые месяцы, особенно в начале второго года жизни, у детей складываются определённые привычки: время сна и бодрствования, порядок еды, место за столом, расположение кроватки, любимые игрушки, общение с домашними. Внезапная смена сложивщегося образа жизни, необходимость следовать новому режиму, может быть, и правильному, рационально продуманному, но совсем не приспособленному именно к этому ребёнку, порождают состояние растерянности и беспокойства.  В этот период родители должны помочь своему ребёнку, окружив его особым вниманием и заботой.

Когда же здоровые дети готовы посещать ясли и могут пойти туда без особых осложнений? По мнению педагогов и психологов, - в двухлетнем возрасте. Тогда у них уже нет страха перед незнакомыми  взрослыми, а привязанность к матери не сопровождается обострённой зависимостью от неё. Положительным будет и нередко лучшая, чем дома, социализация ребёнка – приучение его к навыкам самообслуживания и дисциплине.

«Готовность» к яслям в два года всё же не у всех детей одинакова. Существуют половые различия: мальчики привязаны к матери более заметно, чем девочки, и сильнее реагируют на разлуку. Поэтому рекомендовать как более благоприятный для адаптации возраст два года приходится преимущественно для девочек.   У мальчиков такой возраст часто составляет два с половиной года.

Трудным, а то и невозможным будет посещение яслей соматически и физически ослабленными детьми. Они либо сразу заболевают, либо чахнут: худеют даже при отсутствии внешних признаков заболевания, постоянно температурят. В ответ на стресс при определении в ясли мальчики болеют в два раза чаще девочек, зато последние настолько же чаще испытывают страхи. Значительно осложняют ситуацию прививки, сделанные незадолго до посещения яслей, поскольку они в той или иной мере ослабляют защитные силы организма. Так что для часто болеющих детей ясли вообще противопоказаны.

Особого разговора заслуживают нервно ослабленные дети. Проявление нервности разнообразны – от незначительно выраженных признаков так называемой минимальной мозговой недостаточности и невропатии до неврозов и органической мозговой недостаточности. При всех этих видах нервности детей не стоит отдавать в ясли. При невропатии  и неврозах они не успевают адаптироваться к яслям и заболевают, закрепляют её на долгие годы из-за ослабления защитных сил организма. К тому же в дальнейшем такие дети труднее адаптируются в детском саду и даже в школе.

Психологические факторы, препятствующие посещению яслей детьми до 2 – 2,5 лет:

  • Заострённая привязанность к матери;
  • Беспокойство в её отсутствие;
  • Страх перед незнакомыми лицами;
  • Общая боязливость.

Медицинские факторы, препятствующие посещению детского учреждения детьми от 3 лет:

  • Последствие тяжёлого течения беременности и родов;
  • Различные виды нервности;
  • Общая ослабленность ребёнка.

Какой же видится выход из сегодняшней ситуации с яслями? Если полностью отказаться от них нельзя, следует реально видеть как их плюсы (особенно при недостатках семейного воспитания), так и минусы (весьма очевидные в ином случае).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая

Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состо...

Картотека для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Ознакомление детей с художественной литературой"

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ...

Консультация для родителей детей на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В консультации представлена артикуляционная гимнастика для детей раннего и младшего дошкольного возраста, ее значимость....

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста» статья (младшая группа)

laquo;Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»статья (младшая группа)...