Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ
консультация на тему
В материале подробно изложены рекомендуемые этапы работы по самообразованию педагогов, а также формы самообразования, отчетная деятельность и алгоритм при изучении проблем педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по самообразованию педагогов ДОО
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:
- Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
- Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ
Для молодых специалистов:
- осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
-формирование основ педагогического мастерства;
- развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
-овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- проявление творческого потенциала педагога;
- пропаганда своих достижений;
- развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- овладение методикой работы с детьми;
- адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Результативность этапов работы по самообразованию:
1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации.
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
Алгоритм изучения проблемы
1. Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
2. План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
3. Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
5. Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
Информация для отслеживания результативности работы педагога:
Сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.
Информация об участии педагога в методической работе.
Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения.
Сведения о повышении квалификации сотрудников.
Сведения об аттестации сотрудников.
Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.
Список использованной литературы:
- Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\ Справочник старшего воспитателя. № 11, 2008.
- http: //festival. 1september. ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факто-ров повышения качества работы с дошкольниками. (Болта Галина Николаевна)
- http: //doshvozrast. ru/metodich/konsultac05. htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/21/picture-196340-1405918023.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56539.jpg)
Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагога ДОУ»
Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1074994-1547196531.jpg)
Консультация для педагогов на тему: " Организация работы по самообразованию педагогов в ДО"
Познакомить педагогов с принципами построения работы по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/04/picture-944251-1522867942.jpg)
Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следую...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-105581-1634821105.jpg)
Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»
Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»...
Методические рекомендации для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Методические рекомендации для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1186939-1573481749.jpg)
Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следую...