Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ
консультация на тему

Ильина Анастасия Константиновна

В материале подробно изложены рекомендуемые этапы работы по самообразованию педагогов, а также формы самообразования, отчетная деятельность и алгоритм при изучении проблем педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rabota_po_samoobrazovaniyu.docx43.7 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по самообразованию педагогов ДОО

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:C:\Users\hunt\Desktop\321561 (1).jpg

  1. Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
  2. Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ

Для молодых специалистов:

- осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

-формирование основ педагогического мастерства;

- развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

-овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

- формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

- развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

- проявление творческого потенциала педагога;

- пропаганда своих достижений;

- развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

- овладение методикой работы с детьми;

- адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  1. одна из годовых задач ДОУ;
  2. проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  3. пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Результативность этапов работы по самообразованию:

1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).

Источники самообразования.


   В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? 
• Телевидение 
• Газеты, журналы 
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) 
• Интернет 
• Видео, аудио информация на различных носителях 
• Платные курсы 
• Семинары и конференции 
• Мастер-классы 
• Мероприятия по обмену опытом 
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты 
• Курсы повышения квалификации.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. 

Формы самообразования 


Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Алгоритм изучения проблемы

1.  Интерес  (Чего хочу?)

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

2. План  (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка  их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

3. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

5. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Информация для отслеживания результативности работы педагога:

Сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.

Информация об участии педагога в методической работе.

Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения.

Сведения о повышении квалификации сотрудников.

Сведения об аттестации сотрудников.

Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.

Список использованной литературы:

  1. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\ Справочник старшего воспитателя. № 11, 2008.
  2. http: //festival. 1september. ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факто-ров повышения качества работы с дошкольниками. (Болта Галина Николаевна)
  3. http: //doshvozrast. ru/metodich/konsultac05. htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагога ДОУ»

Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....

Консультация для педагогов на тему: " Организация работы по самообразованию педагогов в ДО"

Познакомить педагогов с принципами построения работы по самообразованию....

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следую...

Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»

Рекомендации педагогам «Организация работы по самообразованию педагогов ДОО»...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следую...