Опыт работы
материал на тему
Развитие логического мышления и математических способностей у детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_.docx | 42.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»
Опыт работы
воспитателя логопедической группы
Чермантиевой Татьяны Анатольевны
«Развитие логического мышления и математических способностей
у детей с речевыми нарушениями»
Нягань, 2014г.
«Развитие логического мышления и математических способностей у детей с речевыми нарушениями»
Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы сталкиваются с трудностями в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.
Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Огромное значение в подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.
Развитие элементарных математических представлений по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. С помощью их идет умственное развитие ребенка, гибкость мышления, развитие логики. Все эти качества пригодятся детям для успешного развития и обучения в школе.
Одной из задач математической подготовки дошкольников в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов является: развитии словесно-логического мышления, и общее интеллектуальное развитие ребенка.
Группу, в которой я работаю, посещают дети с речевыми нарушениями. У них нарушены все компоненты речи: звукопроизношение, грамматический строй речи, связная речь, мало сравнительных прилагательных, небогат словарный запас.
Нарушения развития речи дошкольника значительно осложняют обучение математике. Дети испытывают большие трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, решении задач.
Несомненно существует связь между развитием логического мышления и формированием математических представлений.
Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.
На это указывается в трудах известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиаже.
Не ставя под сомнение данное утверждение, можно предположить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень математических способностей дошкольников, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной форме — словесно-логической.
Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как при нормальном развитии, так и в условиях речевого нарушения.
Цель моей работы способствовать развитию логического мышления и математических способностей детей с речевыми нарушениями.
Задачи
- Развивать невербального (наглядно-образное ) мышление.
- Развивать вербального (словесно- логическое) мышления.
- Обучать детей решению и составлению математических и логических задач.
Принципы:
Систематичность,
Доступность
Последовательность
Наглядность
Индивидуально - дифференцированного подхода
Приступая к работе над темой «Развитие логического мышления и математических способностей у детей с речевыми нарушениями» я провела обследование детей и выявила следующие результаты на начало года
№11 слайд
Таблица 1
уровни | Словесно- логическое | Наглядно- образное | Решение и составление задач |
Высокий | 0 ч (0%) | 0 ч (0%) | 0 ч (0%) |
Средний | 1ч (10%) | 4ч (40%) | 0ч (0%) |
Низкий | 9 ч ( 90%) | 6ч (60%) | 10ч (100%) |
На диаграмме видно что у 90% детей с речевыми нарушениями имеют низкий уровень словесно- логического мышления , а низкий уровень наглядно- образного мышления составляет 60% детей, и у 100% детей не развито умение составлять и решать задачи.
Наглядно- образное мышление у детей лучше развито так, как не требует озвучивания и объяснения ответа (задания по картинкам, методика 4-лишний).
Исходя из представленной диагностики назрела необходимость в проведении коррекционно- развивающей работе.
Для решения поставленных задач мною был я разработан и проведен блок мероприятий: с детьми, родителями, педагогами.
Создана предметно-развивающая среда.
Оформлен математический уголок, в который входит раздаточный, демонстрационный, счетный материал, логико- математические игры (танграм, «Колумбово яйцо» и т.д.), математические тетради и альбомы для занятий по математике.
Составлена картотека, в которую входят:
- Загадки
- Лабиринты
- Ребусы
- Логические задачки
- Физ. минутки
- Пальчиковые игры
Достижение наиболее положительных результатов невозможно без сотрудничества с родителями дошкольников проведены родительские и семейные клубы: «Мастерская Знайки», «Считалочка», «Веселая арифметика», математические КВНы с детьми и родителями: «Веселые цифры», консультации: «Что такое логическое мышление», «Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова», «Взаимосвязь развития речи и логического мышления дошкольников» и т.д. индивидуальные беседы, выставки методической литературы, тренинги, игры, открытые просмотры занятий.
Сравнительные результаты работы представлены в таблице и диаграмме.
Таблица2
Уровни | Словесно- логическое | Наглядно- образное | Решение и составление задач | |||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |
Высокий | 0 ч (0%) | 1ч (10%) | 0ч (0%) | 7ч (70%) | 0ч (0%) | 2ч (20%) |
Средний | 1ч (10%) | 7ч (70%) | 4ч (40%) | 3ч (30%) | 0ч (0%) | 5ч (50%) |
Низкий | 9ч (90%) | 2ч (20%) | 6ч (60%) | 0ч (30%) | 10ч (100%) | 3ч (30%) |
Вывод: сравнительный анализ работы в данном направлении показывает положительную динамику в развитии логического мышления и решении математических задач у детей, что в свою очередь может свидетельствовать об эффективности выбранных методов и приемов работы.
Опыт работы по теме «Развитие логического мышления и математических способностей у детей с речевыми нарушениями» был представлен на городском методическом объединении по программе «Радуга», некоторые его пункты рассматривались на педсоветах и педагогических часах, разработки размещались на интернет ресурсах, на сайте детского сада, на социальном сайте работников народного образования и на сайте первое сентября.
Из представленных результатов можно сделать вывод что, развитие логического мышления и математических способностей детей с речевыми нарушениями– одна из важнейших задач педагогической работы в детском саду.
При систематической работе можно добиться положительных результатов.
Кто сказал, что занятия математикой– непременно должны быть строгими, сухими, скучными и сводиться только лишь к овладению вычислительными навыками. Пусть занятия станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...