Доклад "Одаренные дети"
статья на тему
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Вместе с тем одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, воспитателей и многих родителей. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
« Программы воспитания и развития художественно-одаренных детей»
Выполнил: Воспитатель Соколова Н.В.
2015 г.
ВВЕДЕНИЕ
«Главным условием совершенствования изобразительных умений,
пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития
творческой активности стало использование в работе широкого
спектра нетрадиционных материалов. Опыт работы
свидетельствует: рисование необычными материалами и
оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые
положительные эмоции…раскрывает возможность
использования хорошо знакомых детям предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью, способствует развитию творческой
активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем,
что ничего не получится – ведь никто не знает,
что должно получится – «Это все я сам сделал!»
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Вместе с тем одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, воспитателей и многих родителей. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.
Наибольший интерес представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Изобразительное направление выбрано не случайно – ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые по сути есть отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности.
Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования.
Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет. Это может быть объяснено рядом причин:
1. В детской изодеятельности реализуются важные стороны возрастного развития, потом эти возможности оказываются исчерпанными и развитие находит другой путь.
2. Малыш рисует как попало, «неправильно» – и в этом вся прелесть. Старшие дети хотят изображать все реалистически, но неумение этого отталкивает детей от занятий изобразительным искусством.
Рассмотрим более подробно возрастную динамику развития изодеятельности дошкольника, которая возникает у детей на втором году жизни:
- 1–1,2 года – изодеятельность носит характер манипуляций;
- 1,5 года – детям доставляет интерес движение карандаша, часто даже, минуя лист бумаги;
- 1,6–2 года – дети замечают следы на бумаге, пытаются дать название первым изображениям. Но это еще доизобразительный период;
- 2–2,6 года – малыши с интересом рисуют, не все еще могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего. Это период каракуль;
- 2,6–3 года – увереннее держат карандаш, пытаются сами что-то изобразить. Дают названия рисункам, но наблюдается неустойчивость ассоциаций;
- 3–4 года – рисуют изогнутые, прямые линии, кругляшки, головоногов, геометрические фигуры, каракули. Цветные карандаши применяют без учета назначения;
- 4-5 лет – изобразительная деятельность, техника рисования улучшается, богаче становиться тематика, рисунок более понятен;
- 5-6 лет – ребенок располагает предметы в соответствии с задуманной композицией;
- 6-7 лет – переход от схематического к реалистическому изображению человека, животных. К технике можно предъявлять уже довольно высокие требования.
Таким образом, художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».
«Хочу стать художником»
(композиция как метод творческого развития одаренных детей)
Срок реализации программы: 4 года
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Направленность – художественно-эстетическая.
Является составной частью дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) комплексной программы «Развитие творческих способностей у детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства».
Цель – достижение определенного уровня мастерства по более или менее конкретному направлению, избранному учеником в искусстве. В группе могут заниматься ребята, ориентированные на поступление в будущем в различные учебные заведения.
Задачи:
Образовательные:
- формирование профессиональных навыков и умений через практическое освоение «языков» изобразительного искусства;
- научить постижению «простого» в результате творческого поиска;
- освоение образно-пластических задач;
- активизация творческой инициативы ребенка;
- научить анализировать рисунки, отстаивать свое мнение с позиции красоты.
Воспитательные:
- воспитание способности оценивать результаты своего труда;
- воспитание трудолюбия;
- формирование личности, способной к восприятию прекрасного и его созиданию.
Развивающие:
- изучение произведений великих мастеров;
- развитие эстетических интересов через самостоятельное творчество.
«Изобразительное искусство»
Срок реализации программы: 10 лет
Возраст обучающихся: 6 -16 лет
Направленность – художественно-эстетическая.
Является составной частью дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) комплексной программы «Развитие творческих способностей у детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства».
Цель – раскрытие и развитие творческих способностей детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные
- обучение навыкам работы с различными художественными материалами и правилам обращения со специальными инструментами;
- создание условий для развития наблюдательности, особенно при работе с натурой и на пленэре;
- создание условий для раскрытия фантазии ребенка – поощрение импровизаций, использование сказочных, мифологических и фантастических сюжетов в заданиях, предполагающих работу воображения;
- создание условий для развития наблюдательности и накапливания зрительной информации;
- ознакомление с некоторыми вопросами по истории и теории искусства, с творчеством известных художников;
- обучение «изобразительному языку» (освоение понятий – линия и форма, цветовые пятна и цветовые отношения, светотень и объем, композиционные построения и т.д.);
- помощь в профессиональной ориентации учащихся и выборе пути дальнейшего художественного образования.
Развивающие:
- развитие образного и ассоциативного восприятия окружающего мира и формирование образного мышления;
- развитие навыков творческого общения со сверстниками и взрослыми (опыт совместного обсуждения работ);
- оказание профессиональной помощи каждому ребенку в самовыражении с учетом его индивидуального развития и психологических особенностей;
- поощрение познавательной активности ребенка;
- оказание психологической поддержки (особенно неуверенным в себе, необщительным детям);
- развитие моторики и речи;
- развитие цветового и композиционного видения;
- расширение кругозора, увеличение сферы интересов ребенка;
- увеличение словарного запаса, развитие речи ребенка путем поощрения свободных самостоятельных высказываний в ходе выполнения задания.
Воспитательные:
- создание комфортной психологической обстановки, в которой ребенок будет общаться со сверстниками, а также иметь возможность неформального дружеского общения с педагогом;
- коррекция поведения в условиях группового занятия или работы в соавторстве;
- выявление и развитие положительных индивидуальных личностных качеств;
- воспитание навыков восприятия подлинных произведений искусства;
- воспитание культурного и внимательного зрителя, способного в дальнейшем воспринимать и анализировать произведения искусства;
- приобщение к коллективным формам деятельности, развитие навыков коллективного творчества;
- создание условий для творческого общения между детьми;
- снятие страхов, неврозов и стрессовых состояний приемами Арт-терапии.
«Волшебные пальчики»
кружковая работа с одаренными детьми в дошкольном учреждении (нетрадиционная техника рисования)
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 4 - 6 лет
Направленность – художественно-эстетическая.
Цель: Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности .
Задачи:
Выявление одаренных детей, с использованием различных диагностик;
Использование в работе с детьми дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности;
Использование различных форм и методов работы;
Организация разнообразной кружковой деятельности;
Основные принципы организации работы с одаренными детьми:
- Обучение на более высоком уровне трудности
- Создание обогащенной предметной и образовательной среды,
- способствующей развитию одаренности ребенка
- Индивидуализация и дифференциация обучения
- Психолого-педагогическая поддержка ребенка
- Использование новых образовательных технологий
"Юный художник"
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 7- 13 лет
Направленность – художественно-эстетическая.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.
Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).
«Волшебники»
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 4 – 6 лет
Направленность – художественно-эстетическая.
Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: обучать детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи кружка первого года обучения:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
- Развитие связной речи.
Задачи кружка второго года обучения:
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/17/picture-183534-1439819490.jpg)
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253673-1368272318.jpg)
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-315022-1381830937.jpg)
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/22/picture-1085129-1542884497.jpg)
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-259032-1369757855.jpg)
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....