«АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ»
консультация на тему
«Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_agressiya_deti.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Кальсина А.А.
педагог–психолог
МДОУ ЦРР «Дружба»
«АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ»
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».
«Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».
Если сказать проще: Агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Поэтому он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Окружающим не всегда понятно, почему он ведет себя так и чего хочет добиться, но ребенок понимает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Выделяют виды агрессии:
- Использование физической силы против другого лица или объекта - Физическая (нападение).
- Выражение негативных чувств (ссора, крик, визг) – Вербальная.
- Действия, которые направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.)- Косвенная.
- Направленна против другого (угроза, проклятие, ругань) – Прямая.
- Агрессия направленая на себя(самообвинение, нанесение телесных повреждений) – Аутоагрессия.
Причины и факторы возникновения агрессивности у детей:
- наследственно-характерологические (наследственно- конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; обусловленное поведение родителей или родственников);
- биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
- некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т.п.);
Для дошкольника значимыми являются три фактора:
- Семья.
В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений в семье.
- Если родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. Вероятность проявления у ребенка защитной агрессии, подражания такой модели поведения родителей.
- Если родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям.
- Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, и не контролируют его поведение, в дальнейшем ребенок чувствует вседозволенность.
- Если родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, запрещают любые формы проявления детского гнева. Ребенок избегает открытого проявления гнева, и подавляет свои эмоции, проявляется деструктивная агрессивность.
- Если родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка. У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед.
- Конфликты между родителями, развод, могут привести к демонстративной агрессивности (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
- Окружающие дети.
Также дети учатся агрессивному поведению в ходе взаимодействия с другими детьми. Одним из таких способов является – игра. К таким играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр., но некоторым детям нравятся шумные игры и они хорошо относятся к партнерам по шумным играм.
- Средства массовой информации.
Серьезную озабоченность вызывает СМИ, они оказывают влияние на становление агрессивного поведения ребенка. Демонстрирующие в кино сцены вербальной агрессии, насилия, способствует повышению уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.
Существуют условия и факторы, провоцирующие агрессивное поведение:
- реактивность или ответная агрессия;
- введение жестких ограничений в воспитании ребенка;
- новые незнакомые условия, увеличивают тревогу ребенка;
- нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.
Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными путями, такими, как:
- метод рисунка;
- использование воды;
- песочная терапия;
- игротерапия;
- проигрывание ситуаций с последующим их анализом;
- тематическая беседа;
- работа с мягким материалом;
- сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей.
Известно, что коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки и взаимодействия всех участников воспитательного процесса, родителей необходимо учить понимать ребенка, чувствовать его. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:
- обучение эффективным способам выплескивания гнева и общения с детьми (лекции, тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы, семинары и диспуты).
- Просвящение, т.е. (лекции, сообщения на родительских собраниях, наглядная информация, размещенная на стендах в группе, кабинете психолога и т.д.)
В процессе информирования родителей решаются следующие задачи:
- развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
- снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;
- переосмысление роли и позиции родителя;
- выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми;
- формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье.
Таким образом, в большей мере социальное окружение влияет на становление агрессивной модели поведения, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по устранению причины и источников, провоцирующих агрессивное поведение у детей дошкольного возраста. Только при взаимодействии всех участников воспитательного процесса будет достигнут результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»
Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Агрессивный ребенок - что делать родителям? Как корректировать агрессивное поведение детей.
Агрессивный ребенок....
Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.
Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...
Консультация для родителей детей средней группы на тему "Агрессивное поведение детей".
Агрессивное поведение – наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-либо деятельности, непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неаде...
Консультация для родителей детей средней группы на тему "Агрессивное поведение детей".
Агрессивное поведение – наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-либо деятельности, непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неаде...
Консультация для родителей «Детская агрессивность. Методы работы коррекции агрессивного поведения детей»
Методы работы коррекции агрессивного поведения детей...