Речевой материал по теме "Весна"
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Речевой материал для весенней темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchik_gimnatika_vesna.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Новая лексика

Существительные:

сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц,

 журчание, звон, капель.

Глаголы:

греть,   мёрзнуть,   висеть,   расти,  щебетать,   чирикать,   таять, чернеть,   вить,   пригревать,   отогревать,   нагревать,   замерзать,

подмерзать, оттаять, наступать, отступать, звенеть, таять, греть, расцветать,   распускаться,  

 набухать,   пахнуть,   просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.

Прилагательные:

весенний,   зимний,   солнечный,   теплый,   прохладный,   яркий, рыхлый,   ранний,   поздний,   звонкий,  

 радостный,   дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.

Наречия:

тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.

 

Пальчиковая гимнастика

ВЕСНА

Иди, весна, иди, красна,                          (Пальчиками «идут» по столу.)

Принеси ржаной колосок,                         (Загибают по одному пальцу  на обеих руках, начиная с мизинца.)

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

 

Подвижная игра

Цели: развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением.

 

СОЛНЫШКО

Солнышко,                    (Стоят в маленьком кругу;

Колоколнышко,               шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки.)

Ты пораньше взойди,      (Поднимают руки вверх, тянутся на носочках — вдох, фраза на вдохе.)

Нас пораньше разбуди.   (Опускают руки — выдох, фраза на выдохе.)

Нам в поле бежать,         (Бегут по кругу, взявшись за руки.)

Нам весну встречать.

 

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки.

— Ну, весна, как дела? — У меня уборка.

— Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!

— Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.

Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!

                                                                О. Высотская

 

Заклички

 

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

 

Ждём, весна, давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придёт

Солнечное лето!

                          Г. Лагздынь

 

Солнышко ясное, нарядись.

Солнышко красное, покажись.

Платье алое надень,

Подари нам красный день!

                             А. Прокофьев

 

Игра «Найди ошибки»

Цели:  развивать слуховое внимание,  обогащать словарный запас по теме.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы).

 Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает, какие ошибки заметили дети. Затем читает по   одному

  предложению,   даёт   ребятам   возможность   найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение,

повторять его верно целиком.

 

Вот  и  наступила   весна.  Весело журчат  ручьи,   с   крыш капают  сосульки   —   начался   листопад   (капель).   День

становится всё  короче  (длиннее),  а  ночи  длиннее  (короче). Возвращаются   зимующие   (перелётные)   птицы.   Люди   уже

позаботились   о  грачах  (скворцах)  —  сколотили   скворечники. Просыпаются   от   зимнего   сна  

насекомые:   мухи,  бабушки (бабочки),  пчёлы.  Вот-вот  зацветут  первые весенние цветы —

колокольчики (подснежники).

                                                                                                                                                                                         С. Чешева

Повторение названий весенних месяцев

Цели:  закрепить   в   речи   названия   весенних  месяцев,   учить связному монологическому высказыванию.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из   стихотворения   «Двенадцать  месяцев».  Проводит   беседу   по

стихотворению, разучивает его с детьми.

 

Весна торопится на старт,

В ручьях весенних месяц март.

Из старых листьев вылез шмель,

Цветёт подснежником апрель.

На луг Бурёнку выгоняй —

Пришёл с травой зелёной май.

 

Вопросы и задания:

Какие изменения в природе можно увидеть в марте? (в апреле, в мае)

Назови первый (второй, третий) весенний месяц.

Перечисли весенние месяцы по порядку.

 

Игра «Дополни предложения»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить употреблению глаголов будущего времени.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.

Например:

Скоро наступит весна.

Солнце (что будет делать?) будет... (ярче светить, пригревать.

Снег (что будет делать?) будет... (чернеть, таять).

На земле проталины (что сделают?) ... (появятся).

Ручьи (что сделают?) ... (побегут, зажурчат).

 

 Игра «Хвастунишка»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить образованию сравнительных степеней прилагательных.

Ход   игры.  Воспитатель   знакомит   детей   с   мышкой- хвастунишкой   и   объясняет   на   примере:   что   бы  мышонок   ни

услышал, он всегда хвастает: «У меня-то лучше!»

Например:

Скажешь мышонку «длинный», а он в ответ — «длиннее» и т. д.

Затем детям предлагается побыть в роли мышонка.

Воспитатель называет прилагательные, а дети изменяют их по образцу,

теплый — теплее

светлый — светлее

яркий — ... темный — ...

громкий — ... рыхлый — ...

высокий — ... свежий — ...

чистый — ... прозрачный — ...

сильный — ... быстрый — ...

радостный — ...

В   конце   игры  дети   придумывают   предложения   о   весне   с получившимися словами.

 

Игра «Назови звук»

Цели:  развивать   фонематический   слух,   учить   определять последний звук в словах.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать последний звук в словах.

Слова:  весна,  подснежник,  сосулька,  ручеёк,  скворец,  муха, бабочка.

 

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

 

ВЕСНА

Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая И

ручьями слёзы льёт.

                         Г. Ладонщиков

 

ПОДСНЕЖНИКИ

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники —

Снегурочкины

Слёзы.

                            Т. Белозёров

 

ВЕСНА ПРИШЛА

Весна пришла, сосульками

Карнизы украшая. Ручьи

задорно булькают, Сугробы

подмывая.

Забыв морозы прежние,

Без сил свалилась набок

Заплаканная снежная

Подтаявшая баба.

Зиме совсем недужится —

Пора ей в путь сбираться...

И солнце в каждой лужице

Готово искупаться!

И меж снегами влажными

Пробив себе окошки,

Подснежники отважные

Уже встают на ножки!

                                       Е. Стюарт

 

ЛИСТИКИ ПРОСНУЛИСЬ

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу, Не

поймут со сна:

— Неужели это...

Неужели лето?

— Нет, ещё не лето,

Но уже — весна!

                            В.Данько

 

Игра «Почемучка»

Цели:  развивать   связную   речь,   учить   употреблению сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».

Ход игры.  Педагог задает детям вопросы, требуя при ответе употребления союза «потому что».

Ребенок   ловит   мяч   и   отвечает   на   вопрос   воспитателя (вопросы связаны с изучаемой лексической темой).

Например:

Почему тает снег? — Снег тает, потому что пригревает солнце.

И т. д.

 

Игра «Нарисуй-ка»

Цели:  актуализировать словарный запас по теме,  развивать связную   речь,   учить   планированию   рассказа  —  описания   по картинке.

Ход   игры.  Детям   предлагается   нарисовать   весеннюю картину.   Воспитатель   просит   кого-либо   из   детей   составить

рассказ   по   своей   картине.   Дети   вместе   с   воспитателем обсуждают  детали рисунка:  о чём надо рассказать сначала,  о

чём — потом. Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.

 

Текст для пересказа

ВЕСНА КРАСНА

Побежали по дорогам весёлые говорливые ручейки.  Лёд на речке   почернел.   Надулись   на   деревьях   пахучие

  почки.   Уже прилетели из тёплых краёв грачи. Поставили ребята на деревьях скворечники. Спешат они из школы

посмотреть, нет ли весёлых гостей — скворцов. Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам

кусты.

                                                                                                                                           И. Соколов-Микитов

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

О каких приметах весны говорится в рассказе?

 

 

МАРТ

Март  —  говорит   наш  народ —  парник,   капельник.  Солнце  начинает   одолевать   зиму.  

 Рыхлеет,   ноздрится,   становится серым  снег  —  уж не  тот,   что  был  зимой,  — сдаёт!  Знать  по цвету,

что дело идёт к лету.

С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода   —   и   капает,   капает...  

 Натекают   лужи   —   и   уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть...

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях...

                                                                                                                                                                В. Бианки

Вопросы:

Как называют в народе март?

По каким приметам можно узнать приход весны?

На каких крыльях прилетает к нам весна?

 

 

 

ПРАЗДНИК 8 МАРТА

Новая лексика

Существительные: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внучка, брат, сестра, племянник, дядя, тётя.

Глаголы:

заботиться,   любить,   уважать,   стараться,   помогать, готовить,   убирать,   стирать,   мыть,   работать,   протирать, вытирать, ухаживать, растить.

Прилагательные:

родная,   любимая,   заботливая,   взрослая,  маленькая, ласковая,   добрая,   трудолюбивая,   строгая,   вежливая, послушная.

 

Пальчиковая гимнастика

КВАРТИРНАЯ СЧИТАЛКА

Мама в дом войдёт и ахнет:          (Шагают пальцами обеих рук по столу.)

—Чем у нас  в квартире пахнет?    (Пожимают плечами.)

—Много чем, —                             (Попеременно ударяют   кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

ответим маме. —

Раз — горелыми блинами,              (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счёт.)

Два — разбитыми духами,

Три — штанами в рыбьем жире...            

Мама скажет:

— А четыре —

Пахнет стиркой и уборкой.

А ещё — хорошей поркой!

                                      И. Шевчук

 

Координация речи с движением

ПОВАРА

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз — и готово!

(Если мама готовит обед!)

Но бывает, что некогда маме

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чём секрет!) —

Очень трудно готовить обед!

Б. Заходер

(Левая  рука   перед   собой «держит кастрюлю», правая

рука,   сжатая   в   кулак, «помешивает суп».)

(Делают чёткие шаркающие движения ладонями перед

собой — 4 раза.)

(Разводят руки в стороны.)

(Руки опущены вниз, пожимают плечами.)

(Прижимают   ладони   к груди.)

(Руки   опущены   вниз, пожимают плечами.)

(Проводят   тыльной стороной   ладони   по   лбу)

(«вытирают пот»). 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями».

Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями....

Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела »

В этом материале подобранны игры и упражнения на развитие речевых и неречевых функция для детей 3-4 лет....

Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы «Речевые пятиминутки

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, рас...

Речевые пятиминутки в режимных моментах воспитателя (практический речевой материал для детей старшей группы)

Эффективность коррекционно-образовательного процесса предусматривает тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями массовых групп. Совместное планирование работы позволяет оптимизировать рабо...

Практический речевой материал для детей старшего дошкольного возраста «Речевые пятиминутки».

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.Речевые пятиминутки способствуют развитию всех комп...

Консультация на тему: "Влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников" с использованием речевого материала

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями тела и кистей рук, которые имитируют движения языка и челюсти, с включением системы упражнений на развитие сылы...

Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной к школе группы «Речевые пятиминутки»

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции не речевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствуют развитию всех ко...