Профилактика утомления у воспитателей детских садов
материал
Одной из задач профилактической медицины является разработка такого комплекса мероприятий, который обусловил
бы возможность более позднего появления утомления и обеспечил бы длительную работоспособность специалистов дошкольных учреждений.
Чтобы предупредить отрицательные психологические и физиологические изменения в организме человека, надо знать причины усталости и нейтрализовать их отрицательное влияние.
Длительное напряжение может вызвать утомление, то есть такое физиологическое состояние, которое наступает вследствие напряженной и длительной деятельности и проявляется во временном снижении его работоспособности.
Уставший человек порой допускает неточности в восприятии информации и проявляет нервозность в работе. Утомление является физиологической реакцией организма на работу, ведет к не экономному расходованию энергии и уменьшению резервных сил.
В основе этого состояния лежит истощение нервных структур. Утомление является важным для организма фактором, так как препятствует крайнему его истощению, переходу в патологическое состояние,
являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху.
Наряду с этим оно играет существенную роль в жизнедеятельности человека, способствуя тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof.utomleniya_u_vospit.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика утомления у воспитателей детских садов
Одной из задач профилактической медицины является разработка такого комплекса мероприятий, который обусловил бы возможность более позднего появления утомления и обеспечил бы длительную работоспособность специалистов дошкольных учреждений. Чтобы предупредить отрицательные психологические и физиологические изменения в организме человека, надо знать причины усталости и нейтрализовать их отрицательное влияние.
Длительное напряжение может вызвать утомление, то есть такое физиологическое состояние, которое наступает вследствие напряженной и длительной деятельности и проявляется во временном снижении его работоспособности.
Уставший человек порой допускает неточности в восприятии информации и проявляет нервозность в работе. Утомление является физиологической реакцией организма на работу, ведет к не экономному расходованию энергии и уменьшению резервных сил.
В основе этого состояния лежит истощение нервных структур. Утомление является важным для организма фактором, так как препятствует крайнему его истощению, переходу в патологическое состояние, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху.
Наряду с этим оно играет существенную роль в жизнедеятельности человека, способствуя тренировке функций организма, их совершенствованию и развитию.
Хроническое утомление может привести к возникновению различных заболеваний,
В первую очередь неврозов, основными признаками которых являются: ощущения усталости перед началом работы, повышенная раздражительность, исчезновение интереса к работе и к окружающим событиям, снижения аппетита и падение массы тела, нарушения сна и понижение общей неспецифической реактивности организма.
Так что же делать? Как избежать перенапряжения нервной системы?
Обычная логика рассуждений здесь такая: поскольку полностью избежать нервных нагрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессов, то снимать напряжение лучше всего (за неимением лучшего) медикаментами. Надо отметить, что транквилизаторы стали у нас привычными и даже популярными средствами «успокоится». Результат печален: транквилизаторы несут опасность организму, их прямой эффект сопряжен с немалым вредом.
Гораздо проще использовать простые заповеди здорового образа жизни, которые помогут вам снимать психоэмоциональноет напряжение, не прибегая к лекарствам.
Одним из самых важных средств восстановления трудоспособности человека, является физкультура. Недостаток физической активности в профессиональной деятельности работников детских садов неблагоприятно действует на состояние их здоровья. При уменьшении двигательной активности (ДА) снижается общая работоспособность, сопротивляемость организма к различным инфекциям заболеваниям и факторам внешней среды, так же приводит к снижению тонуса мышц, ухудшению деятельности внутренних органов.
Для борьбы с утомлением, развившемся в динамике деятельности, с целью стимуляции работоспособности рекомендуется выполнять комплексы упражнений дыхательной гимнастики. Эффективным средством повышение работоспособности является купание, плавание в бассейне. Для закаливания организма можно использовать как водные процедуры, так и воздушные ванны. Начинать воздушные ванны рекомендуется с 20 градусов С, доходя постепенно до более низких температур. После воздушных ванн рекомендуется принимать душ, обливание или обтирание.
Для восстановления работоспособности целесообразно применение бани (саун). При ее применении происходит определенная нагрузка в отношении функций миокарда, поэтому бани рекомендуются здоровым людям.
Баня способствует укреплению всех защитных систем организма, расслабляет мускулатуру и успокаивает нервную систему; помогает расширению коронарных сосудов, функционированию «новых» капилляров при замедленной скорости кровотока и в результате – улучшению снабжения кислородом всего организма.
Для уменьшения утомления и восстановления трудоспособности гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, которые помогут вам снимать психоэмоциональное напряжение, не прибегая к лекарствам.
Простые заповеди
- Научитесь « сбрасывать напряжение» - мгновенно расслабляться при достижении высокого уровня нервной нагрузки. Для этого вам понадобятся навыки аутотренинга и самовнушения.
- Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните: работает хорошо лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Лучший отдых для нервной системы является сон, в том числе и сон кратковременный (от5 до 30 минут). Попробуйте практиковать полудрем, легкий кратковременный сон, эффект поразит вас. В идеале нужно отдыхать периодически (в конце каждого часа работы по 2 – 5 мин.).
Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Но попытайтесь усилием воли переключиться вниманием и мышлением на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.
При длительной напряженной деятельности и для профилактики утомления большое значение имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами.
В домашних условиях можно приготовить соки и различные витаминизированные настои, которые повышают тонус, неспецифическую сопротивляемость организма, быстро восстанавливает работоспособность после физического и умственного переутомления.
Пятиминутка бодрости
Комплекс № 1.
(И.П. – сидя на стуле)
- Руки за голову. Сильно прогнувшись назад покачаться, опираясь ногами об пол, 3 – 4 раза.
- Сидя на краю стула, руки на поясе. Ноги широко расставлены, опираются на всю ступню. Повороты туловища вправо и влево, не отрывая ноги от пола, по 2 – 3 раза.
- Сидя на краю стула. Ноги на ширине плеч. Разводя руки в стороны, ладонями вверх, сильно прогнуться. Опустить руки и голову в низ. Расслабиться, 3 – 4 раза.
- Из упора на сидении, поднять ноги в «угол", 3 – 8 раз.
- Круговые движения головой вправо и влево, по 3 – 4 раза.
- Сидя на краю стула, ноги широко расставлены. Руки развести в стороны, погнуться. Сгибая руки за голову, выполнить наклоны поочередно вправо и влево, по 2 – 3 раза.
- Сидя на стуле, поочередно массировать ноги (поглаживающие), затем сдавливающие, потряхивающие движения рук направлять только вверх по голени.
Комплекс № 2
(И.П. – стоя за стулом)
- Руки на спинке стула. Подняться на носки, опуститься на всю ступню. 8 – 10 раз.
- Сильно прогнувшись назад, руки вверх ногу отставить назад на носок, смотреть в потолок. Опустить руки и голову, приставить ногу. Расслабить плечи. Повторить 4 раза , поочередно меняя ноги.
- Руки на спинке стула. Начав с полуприседаний, перейти на глубокие приседания, 8 – 10 раз.
- Руки на поясе. Повороты туловища в право, затем в лево,2 – 3 раза.
Комплекс № 3
В комплекс входят упражнения с предметами (две гантели) весом 0,5 кг. Упражнения взять по выбору из комплексов №1 и №2.
Травяные рецепты
Настой шиповника
Дробленые плоды промывают, опускают в кипящую воду и варят не более 10 минут или же засыпают в термос, заливают 1 литр кипятка и оставляют на ночь. В первом случае настаивают в течение 5 – 10 часов в прохладном месте и затем прицеживают. На 1 литр отвара требуется 50 г. Шиповника. На это количество можно добавить по вкусу сахар, а так же лимон. Пить по 0,5 стакана 3 раза в день.
Успокоительные травяные чаи
(сбор Шасси)
Валериана (корень) – 50 гр.
Пустырник (трава) – 50 гр.
Укроп (семя) – 50 гр.
Тмин (семя) – 50 гр.
Две столовые ложки смеси залить 1 стаканом кипятка, настоять 20 – 30 минут. Пить по 0,5 стакана 2 – 3 раза в день (сбору более300 лет).
«Чайный бальзам» №1
Чай – 250 грамм.
Мята (трава) – 2 ст. ложки.
Валериана (корень) – 1 ст. ложку.
Пустырник (трава) – 2 ст. ложки.
Душица (трава) – 2 ст. ложки.
Алтей (корень) – 2 ст. ложки.
Хмель (шишки) – 2 ст. ложки.
Ромашка (цветы) – 2 ст. ложки.
1 -1,5 чай. лож. смеси заваривать в 1 стакане кипятка. Настоять 10 -15 минут. Пить по 1 стакану 2 – 3 раза в день.
«Чайный бальзам» №2
Апельсин (кора) - 1 чайн. л
Мелиса (трава) – 1 чайн. л
Валериана (настойка) – 1 чайн. л.
Смесь коры и травы заварить в 1 стакане кипятка, плотно закрыть, настоять 10 минут, процедить, добавить валериану. Пить по 0,5 – 1 стакану 2 – 3 раза в день в прикуску с медом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.
В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...
Методическая разработка воспитателя детского сада Галашкиной Светланы Ивановны на тему: «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия»
Упражнения для профилактики плоскостопия...
Семинар для воспитателей детских садов: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях»
Семинар для воспитателей детских садов:...
Семинар для воспитателей детских садов "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"
Материал предназначен для проведения методических мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортногго травматизма...
Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "
Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...