Проект "Страна мастеров"
проект (старшая группа) на тему

Никулина Наталья Александровна

Проект «Страна мастеров »

 

Информационная карта проекта.

 

Автор проекта: Никулина Н.А.

 

Тип проекта: краткосрочный (2 недели)

 

Вид проекта: групповой, познавательный, творческий.

 

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы «Незнайка», родители.

 

Возраст детей: 5-6 лет.

 

Срок и место реализации — март 2016 года. МБДОУ «Детский сад № 369» г. Нижнего Новгорода.

 

Продукт проекта:

Мини-музей народного декоративно-прикладного искусства «Страна мастеров».

Тематический альбом  по народным промыслам: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово», «Полхов-Майдан».

Выставка совместных творческих работ детей с родителями на тему «Страна мастеров».

Проведение викторины «Ярмарка мастеров».

 

Технологическая карта проекта

 

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

 

 

Актуальность темы:

 

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Соприкосновение с ним обогащает детей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, прививает любовь к своему краю.

Познавая красоту народного творчества, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту в своих рисунках, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется эстетический и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам народного декоративно-прикладного искусства. У ребят формируются различные способности как художественные, так и интеллектуальные

 

Цель проекта:

- приобщение к русской национальной культуре

- формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности

Задачи проекта:

 1. Расширить знания  детей о видах народного декоративно-прикладного искусства: гжель, хохлома, городецкая роспись,  жостовская роспись, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, художественные изделия из бересты, матрешка.

2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине.

3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, русским традициям и промыслам.

5. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.

6. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

 

Ожидаемый результат:

Дети расширили и обогатили свои знания о разных  видах народного декоративно-прикладного искусства. У детей появилось  желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно могут различать известные виды народных промыслов, создавать выразительные узоры на бумаге. Дети проявляют  интерес к народным промыслам. Самостоятельно создают  художественные образы в различных видах продуктивной деятельности. Дети стали интересоваться народными традициями, культурой русского народа, беречь их и стараться продолжать.

 

Мероприятия проекта

 

 1 этап – подготовительный

1. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов по данной теме;

2. Подбор детской художественной литературы, произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

3. Разработка дидактических игр;

4. Подбор картотеки хороводных и подвижных народных игр;

5. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

6. Разработка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

7. Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам;

8. Привлечение родителей к участию в создании мини-музея;

9. Составление перспективного плана, разработка конспектов, обогащение развивающей среды.

10. Обсуждение перечня материалов и оборудования, которые понадобятся для организации  викторины «Ярмарка мастеров».

 

2 этап – основной

 

1. НОД по теме.

2. Просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением: «Народные промыслы России», « Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка», «Чудо – Гжель», «Городецкая роспись», «Жостово», «Матрешка-символ России»

3. Рассматривание тематического  альбома «Народные  промыслы», рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.

4. Чтение художественной литературы: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек», «Финист – Ясный Сокол», Афоньшин С.В. "Городецкий пряник", "Сказ про Семена - ложкаря", Дьяконов Л. "Олень - золотые рога", Алмазов Б. "Деревянное царство", Каменева Е. "Волшебная глина", Л.Яхнин   "Веселое слово Хохлома", Уварова И. "Глина, вода и огонь".

Чтение стихов: В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», Петр  Синявский «Хохлома», «Гжель», «Жостовские кисти», В. Набоков «Хохлома», Елена Никонова «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома», Ольга Волкова «Золотая хохлома», Лариса Васильева «Жостовский поднос»,  Э.Межелайтис «Городец».

5. Чтение пословиц и поговорок о народных традициях и промыслах

6. Просмотр и обсуждение мультфильмов («Секрет матрёшки», «Русские матрёшки», «Миловица», «Русские потешки»).

7. Подвижные игры: «Ручеек», «Я весёлая ткачиха», «Золотые ворота», «Иван», «Дедушка рожок», «Колечко-колечко».

8. Хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай».

9. Прослушивание русских народных песен  «Гжель, гжель»,  «Хохлома»,  «Мы - матрёшки», «Веселись, играй и на празднике побывай!»

10. Раскрашивание тематических раскрасок.

11. Аппликация «Городецкая роспись разделочной доски».

12. Пластилинография  «Жостовские подносы».

13. Рисование «Филимоновский конь».

14. Роспись деревянной ложки.

15. Лепка из глины «Дымковская барыня».

16. Рисование «Укрась тарелочку гжелью».

17. Поделка из ткани «Куколка тряпичная - игрушка отличная»

18. Конструирование из бумаги «Весёлый хоровод».

19. Коллаж «Дымковская игрушка»

20.  Дидактические игры:

-«Матрёшки»

- «Угадай и расскажи»

-«Разрезные картинки»

- игра «Русские узоры»

- игра «Собери марёшку»

- лото «Народные промыслы»

- пазлы «Народные промыслы»

- игра «Русский сувенир»

 

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка»

Создание мини-музея «Страна мастеров»

Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Музей истории художественных промыслов Нижегородской области. Адрес: 603000, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 43 (здание магазина «Художественные промыслы»), 4 этаж.

www.ngiamz.ru

3 этап – заключительный

 

Презентация продуктов проекта:

Мини-музей народного декоративно-прикладного искусства «Страна мастеров».

Альбом  по народным промыслам: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово», «Полхов-Майдан».

Выставка совместных творческих работ детей с родителями на тему «Страна мастеров».

Проведение итогового мероприятия - викторины «Ярмарка мастеров».

Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.

Литература.

 Список литературы и интернет – источников

1. Гаврилова  И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

2. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

5.  Костюченко М. Русские промыслы. Головоломки, лабиринты. – СПб.: Питер, 2016

 

 

Интернет-ресурсы:

www.maam.ru

www.nsportal.ru

www.doshkolonok.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_strana_masterov.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Страна мастеров »

Информационная карта проекта.

Автор проекта: Никулина Н.А.

Тип проекта: краткосрочный (2 недели)

Вид проекта: групповой, познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы «Незнайка», родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Срок и место реализации — март 2016 года. МБДОУ «Детский сад № 369» г. Нижнего Новгорода.

Продукт проекта: 

Мини-музей народного декоративно-прикладного искусства «Страна мастеров».

Тематический альбом  по народным промыслам: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово», «Полхов-Майдан».

Выставка совместных творческих работ детей с родителями на тему «Страна мастеров».

Проведение викторины «Ярмарка мастеров».

Технологическая карта проекта

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

Актуальность темы:

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Соприкосновение с ним обогащает детей, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, прививает любовь к своему краю.

Познавая красоту народного творчества, дети испытывают положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту в своих рисунках, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется эстетический и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам народного декоративно-прикладного искусства. У ребят формируются различные способности как художественные, так и интеллектуальные

Цель проекта: 

- приобщение к русской национальной культуре

- формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности

Задачи проекта:

 1. Расширить знания  детей о видах народного декоративно-прикладного искусства: гжель, хохлома, городецкая роспись,  жостовская роспись, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, художественные изделия из бересты, матрешка.

2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине.

3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

4. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, русским традициям и промыслам.

5. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.

6. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Ожидаемый результат:

Дети расширили и обогатили свои знания о разных  видах народного декоративно-прикладного искусства. У детей появилось  желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно могут различать известные виды народных промыслов, создавать выразительные узоры на бумаге. Дети проявляют  интерес к народным промыслам. Самостоятельно создают  художественные образы в различных видах продуктивной деятельности. Дети стали интересоваться народными традициями, культурой русского народа, беречь их и стараться продолжать.

Мероприятия проекта

 1 этап – подготовительный

1. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов по данной теме;

2. Подбор детской художественной литературы, произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

3. Разработка дидактических игр;

4. Подбор картотеки хороводных и подвижных народных игр;

5. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

6. Разработка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

7. Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам;

8. Привлечение родителей к участию в создании мини-музея;

9. Составление перспективного плана, разработка конспектов, обогащение развивающей среды.

10. Обсуждение перечня материалов и оборудования, которые понадобятся для организации  викторины «Ярмарка мастеров».

2 этап – основной

1. НОД по теме.

2. Просмотр презентаций и беседы с последующим обсуждением: «Народные промыслы России», « Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка», «Чудо – Гжель», «Городецкая роспись», «Жостово», «Матрешка-символ России»

3. Рассматривание тематического  альбома «Народные  промыслы», рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.

4. Чтение художественной литературы: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек», «Финист – Ясный Сокол», Афоньшин С.В. "Городецкий пряник", "Сказ про Семена - ложкаря", Дьяконов Л. "Олень - золотые рога", Алмазов Б. "Деревянное царство", Каменева Е. "Волшебная глина", Л.Яхнин   "Веселое слово Хохлома", Уварова И. "Глина, вода и огонь".

Чтение стихов: В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», Петр  Синявский «Хохлома», «Гжель», «Жостовские кисти», В. Набоков «Хохлома», Елена Никонова «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома», Ольга Волкова «Золотая хохлома», Лариса Васильева «Жостовский поднос»,  Э.Межелайтис «Городец».

5. Чтение пословиц и поговорок о народных традициях и промыслах

6. Просмотр и обсуждение мультфильмов («Секрет матрёшки», «Русские матрёшки», «Миловица», «Русские потешки»).

7. Подвижные игры: «Ручеек», «Я весёлая ткачиха», «Золотые ворота», «Иван», «Дедушка рожок», «Колечко-колечко».

8. Хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай».

9. Прослушивание русских народных песен  «Гжель, гжель»,  «Хохлома»,  «Мы - матрёшки», «Веселись, играй и на празднике побывай!»

10. Раскрашивание тематических раскрасок.

11. Аппликация «Городецкая роспись разделочной доски».

12. Пластилинография  «Жостовские подносы».

13. Рисование «Филимоновский конь».

14. Роспись деревянной ложки.

15. Лепка из глины «Дымковская барыня».

16. Рисование «Укрась тарелочку гжелью».

17. Поделка из ткани «Куколка тряпичная - игрушка отличная»

18. Конструирование из бумаги «Весёлый хоровод».

19. Коллаж «Дымковская игрушка»

20.  Дидактические игры:

-«Матрёшки»

- «Угадай и расскажи»

-«Разрезные картинки»

- игра «Русские узоры»

- игра «Собери марёшку»

- лото «Народные промыслы»

- пазлы «Народные промыслы»

- игра «Русский сувенир»

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка»

Создание мини-музея «Страна мастеров»

Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Музей истории художественных промыслов Нижегородской области. Адрес: 603000, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 43 (здание магазина «Художественные промыслы»), 4 этаж.

www.ngiamz.ru

3 этап – заключительный

Презентация продуктов проекта:

Мини-музей народного декоративно-прикладного искусства «Страна мастеров».

Альбом  по народным промыслам: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово», «Полхов-Майдан».

Выставка совместных творческих работ детей с родителями на тему «Страна мастеров».

Проведение итогового мероприятия - викторины «Ярмарка мастеров».

Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.

Литература.

 Список литературы и интернет – источников

1. Гаврилова  И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

2. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

5.  Костюченко М. Русские промыслы. Головоломки, лабиринты. – СПб.: Питер, 2016

6. Т. Куликовская: Папка "Народные промыслы". Наглядно-дидактический материал с конспектами занятий. ФГОС

7.  Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию тематических плакатов «Русские народные игрушки».

 

Интернет-ресурсы:

www.maam.ru

www.nsportal.ru

www.doshkolonok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...

Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)

Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...

Мастер- класс "Крупянных дел мастер".

Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...