Познавательно-исследовательская деятельность с детьми "Откуда к нам хлеб пришел?"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Дети проследили весь путь хлеба от поля до нашего стола. На занятии для получения знаний использовалась методика А. Савенкова "Маленький исследователь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_k_nam_hleb_prishel.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Откуда к нам хлеб пришел»
с детьми подготовительной к школе группы
Составитель: Киселева И.П.
воспитатель I квалиф. кат.
д/с № 8 «Василёк» г. Бугульма
Республика Татарстан
Цель
В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.
Задачи
- развивать познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
- познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
- воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать
радость от процесса получения новой информации.
Предварительная работа: Чтение книги А. Мусатова «Как к нам хлеб пришел», рассматривание картинок, зерновых культур, знакомство с новыми словами.
Словарная работа: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари.
Прилагательные - свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Глаголы - выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.
Подготовка к исследованию, материалы:
- карандаш;
- блокнотик;
- зерна пшеницы, ржи; колосья;
- ступки для размельчения зерна на каждого ребенка; кофемолка ручная;
- мука ржаная и пшеничная;
- видеоролик «На хлебозаводе»;
- картинки «от зерна до хлеба», разные виды хлеба и хлебобулочных изделий;
- карточки последовательности исследования
Проведение исследования
Воспитатель: Ребята, нам подарили книгу «Откуда к нам хлеб пришел». Вы хотите узнать, откуда же пришел хлеб?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Чтобы узнать, откуда хлеб пришел, мы проведем небольшое исследование. Потом наша задача подготовить сообщение или по научному - доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать, и какими способами?
Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.
Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?
Дети: Наверное, с изучения специальной литературы.
Воспитатель: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?
Дети: Мы должны подумать.
Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о хлебе, а затем прочитать в литературе.
Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие - «подумать самостоятельно», а затем - «посмотреть в книгах».
Воспитатель: Где мы еще можем узнать о хлебе?
Дети: Еще мы можем узнать у родителей, взрослых, воспитателей.
Воспитатель: Верно!
Выставляется карточка «спросить у другого человека».
Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?
Дети: Мы можем спросить у человека, который знает все о хлебе.
Воспитатель: Такой человек называется агроном.
Выставляется карточка «связаться со специалистами».
Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?
Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у
компьютера.
На полотно выставляются карточки «посмотреть по телевизору», «получить информацию у компьютера».
Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования —
это наблюдение. Этот метод один из самых важных.
Выставляют карточку «понаблюдать».
Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?
Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, понаблюдать, спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.
Сбор материала
Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?
Дети: Полученные сведения можно записать.
Воспитатель: Но мы еще не умеем писать, а что мы умеем делать очень хорошо?
Дети: Мы умеем рисовать.
Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения. И еще что-то все-таки можно запомнить.
Этапы исследовательской работы
Подумать самостоятельно
Воспитатель:
Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о хлебе? Где мы покупаем хлеб?
Дети: Хлеб покупаем в магазине. Он бывает белый и темный.
Воспитатель: Почему хлеб разного цвета мы узнаем в ходе нашего исследования. Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
Дети: Батон, баранки, сушки, плюшка, пирожки, пирожное, печенье.
Воспитатель: Сделайте свои зарисовки. (Дети делают зарисовки).
Как же появился хлеб у людей? Я предлагаю узнать это из книги.
Посмотреть в книгах
Воспитатель: У меня в руках «Энциклопедия для дошкольников». Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Люди научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научились выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным, как сейчас.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А, вы, знаете пословицы о хлебе?
Дети: 1. Хлеб - всему голова! 2. Без хлеба - нет обеда! 3. Будет хлеб - будет и песня. 4. Без хлеба не вкусно и не сытно.
Воспитатель: Делаем зарисовки, что узнали из книги. (Дети делают зарисовки). Какой следующий этап исследования?
Воспитатель: Связаться со специалистом.
Воспитатель: Свяжемся со специалистом – агрономом колхоза «Зеленая роща».
Воспитатель звонит, а дети слушают разговор по громкой связи.
Воспитатель: Здравствуйте, Людмила Ивановна. К вам обратились воспитанники детского сада № 8 «Василек». Мы проводим исследование по теме «Откуда к нам хлеб пришел». Что бы вы могли об этом рассказать?
Специалист рассказывает, что хлеб выращивают из зерна. Сажать зерно нужно вовремя, во влажную, теплую землю. Отгадайте загадку, кто в этом помогает: «Какой конь землю пашет, а сена не ест?» (Трактор) Человека, работающего на тракторе, называют тракторист. С началом весны трактора готовят землю для посева зерна. Они землю пашут, боронуют, потом при помощи сеялки сеют зерно. Зерно прорастает, всходы растут, появляются колосья. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Самолет над полем кружит
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду - всюду
Сыпет белый порошок.
Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, пшеница созрела, пора ее убирать. Отгадайте загадку, кто помогает в этом: «Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?»
Дети: Комбайн.
Воспитатель: Ребята, кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Людмила Ивановна, спасибо вам за интересную информацию. Зафиксируйте информацию. (Дети фиксируют новые данные).
Физминутка
Дети изображают росток, а затем колосок.
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко наклоняются.
Воспитатель: Какой метод исследования мы не использовали?
Дети: Наблюдение.
Наблюдение
Воспитатель: Внимательно рассмотрите колосья пшеницы и ржи. Чем они отличаются?
Дети: На одних колосьях есть усы, на других нет.
Воспитатель: Колосья с усами – это пшеница, а это рожь. Теперь рассмотрим зерна пшеницы, ржи. Чем они отличаются?
Дети: Зерна пшеницы овальной формы, а зерна ржи удлиненные. Воспитатель: Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую пшеничную муку, из ржи – ржаную темную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная? (Дети исследуют муку, находят пшеничную и ржаную.) Поэтому и хлеб получается белым и темным. Попробуем сами сделать муку из зерна. Для этого нужно размельчить зерно. Дети проводят эксперимент изготовления муки собственными руками в ступке. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Теперь попробуем на ручной мельнице. Стало легче, но все ровно долго. Поэтому люди придумали большие мельницы. Давайте сделаем зарисовки, что еще вы узнали. (Дети делают зарисовки).
Воспитатель: Следующий метод исследования?
Дети: Спросить у другого человека.
Воспитатель: Давайте узнаем информацию у наших гостей.
Вопросы детей: Куда зерно поступает дальше?
Гости: Зерно везут на элеватор.
Вопросы детей: Что там с зерном делают?
Гости: Его там сушат, чтобы оно долго хранилось, просеивают от мусора, калибруют.
Вопросы детей: Что дальше происходит с зерном?
Гости: Затем его везут на мельницу, делают муку.
Ребенок: Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Воспитатель: Что это за порошок?
Дети: Мука.
Воспитатель: Человек, который работает на мельнице, называется мельник или мукомол.
Вопросы детей: Что делают с мукой?
Гости: Дальше муку везут в пекарню. Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.
Воспитатель: Спасибо гости вам. Ребята, зарисуйте, то, что вы узнали. (Дети делают зарисовки). У нас осталось еще два этапа, какие?
Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера.
Воспитатель: Давайте посмотрим фотографии, как убирают хлеб с полей и видеоролик «На хлебозаводе», как мука превращается в тесто, а потом в хлеб. Внимательно смотрите, потом зафиксируете информацию.
Дети смотрят видеоролик, после просмотра делают зарисовки в блокноте.
Ребенок: На большом хлебозаводе
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот он в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал - пришел.
Воспитатель: С хлебозавода хлеб попадает в магазин, а затем к нам домой. Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола.
Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас несколько детей по желанию, глядя на свои записи, зарисовки сделают доклад.
2-3 ребенка по своим зарисовкам пробуют делать доклад. Затем воспитатель подводит итоги исследования, обобщая записи детей.
Игра "Цепочка"
Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина)
В магазин, откуда попал? (Из пекарни)
Что делают в пекарне? (Пекут хлеб)
Из чего пекут хлеб? (Из муки)
Из чего мука? (Из зерна)
Откуда зерно? (Из колоса)
Откуда колос? (Вырос в поле)
Воспитатель: Наше исследование подходит к завершению. Ребята, посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?
Дети: Пшеничный, ржаной, пышный, мягкий, душистый, аппетитный, хрустящий.
Воспитатель: Много людей работает, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, а одним словом - хлеборобы.
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
С огурцами ли, с картошкой
Надо хлеб съедать до крошки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Познавательно-исследовательский проект Быт и традиции русского народа «Хлеб всему голова!»
Я активно использую метод проектов, т.к. он позволяет формировать самостоятельную и инициативную позицию ребёнка и поддерживать устойчивый познавательный интерес. За эти годы были реализованы с воспит...
Познавательно- исследовательский проект с детьми второй младшей группы «Хлеб - всему голова»
Познавательно- исследовательский проект «Хлеб – всему голова » с детьми второй младшей группы Тип проекта: Познавательно – исследовательский, краткосрочный.Сроки реализаци...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....