Экспериментальная деятельность « Весёлые огородники»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Материал для проведения с детьми наблюдений ,экспериментов, закрепления знаний о весенних работах, орудиях труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolye_ogorodniki.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 21 Каневской район
Старший воспитатель Швидкая Оксана Ивановна
Экспериментальная деятельность « Весёлые огородники»
Программное содержание:
-Расширять представления детей о весенних сезонных работах на огороде по выращиванию овощей: подготовка семян, земли; об инвентаре - орудиях в сельском хозяйстве.
-В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей с лупой, предметом необходимым для наблюдения и рассматривания мелких предметов, и ее свойствами.
-Закрепить представления детей о внешнем виде семян растений (кукуруза, огурец, фасоль, тыква, горох, подсолнечник), о съедобных частях растений.
-Поощрять желание детей принимать участие в трудовой деятельности.
-Приучать детей осуществлять уход за растениями, способствующий их успешному росту и развитию.
-Развивать мелкую моторику рук. Развивать мышление, смекалку, умение устанавливать причинно – следственные связи.
-Способствовать формированию трудовых навыков по посадке семян в землю (выравнивание бороздок, посев, полив, укрыв землей).
-Воспитывать стремление детей оказывать посильную помощь взрослым по своей инициативе; трудиться дружно, ответственно.
Материал: стол, ширма домика, блюдца с картинками овощей и семена в пакетиках: горох, фасоль, огурец, тыква, подсолнечник, кукуруза; лупы по количеству детей; проросшие семена бобов и гороха; шкафчик с инвентарем (грабли, лопата, лейка, ведро, палочка-мерка); корзина с овощами; куст – имитация, ведро, баранки.
Словарная работа: лупа, фасоль
Ход:
В: - Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответ – весна)
-Кто может назвать весенние месяцы (март, апрель, май)?
-В мае у людей много забот на цветнике, огороде, что это за заботы, вы знаете?
Возможные ответы детей
Д: - Нужно приготовить грядки и посеять семена овощей, на клумбах посадить цветы, в саду окопать деревья, подрезать веточки, посадить огород.
В: -Правильно, ребята. Очень много работы весной у людей. Какие вы знаете поговорки о труде в этот период?
Д:- Весенний день год кормит. Что посеешь, то и пожнёшь.
Каковы труды, таковы и плоды. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут.
В:-Дети, а вы хотели бы на наших грядках посадить семена овощей, а осенью собрать урожай? Рада вашим желаниям. Готовы идти на грядки?
-Дети, посмотрите, кто-то нас уже встречает.
Рядом с огородом стоит домик расписной. Посмотрите, вот какой.
В этом доме бабушка живёт, деток в гости к себе ждёт.
Кто печёт вам калачи с пылу, с жару из печи?
Из печи да с пылу-жару, наша бабушка…(Маруся)
Ай, люли, ай, люли, в гости к бабушке пришли.
Бабушка:-
А! Вот и ребятишки!
Здравствуйте, парнишки!
Здравствуйте, славные девчушки,
Быстроглазые вострушки!
А меня зовут бабушка Маруся.
Я на завалинке сижу, на народ всегда гляжу,
Всё всегда запоминаю и в копилку собираю.
-Ой, где она, моя копилочка? Семена в ней к весне приготовлены… Ой, смешались, перепутались. Ой, чего ж делать-то? Что теперь я посажу?
В: Знаешь, бабушка Маруся. Может быть, мы с детьми можем помочь тебе? А, ребята, поможете бабушке разобрать, разложить семена в ячейки к картинкам с овощами?
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру
Дид. игра «Овощи и семена»
На столе стоят емкости с картинками овощей. Мальчики разбирают семена: горох, огурец, подсолнечник. Девочки семена – фасоль, тыква, кукуруза
В: - Ну, вот, бабушка, все и готово. Посмотри, как ловко и быстро справились наши дети!
Бабушка: - Спасибо, родненькие! Летом мои куры, гуси, утки любят полакомиться свежими горохом и фасолью. Будет на огороде грядка с фасолью, грядка с горохом. А вы хотели бы рассмотреть эти семена получше? На моем носу очки, хорошо в них вижу. Для вас приготовила увеличительные стекла с ручкой. Называется такое стекло лупа. Стекло необычное, увеличивает изображение малого предмета для наблюдения. Можно маленькую точечку, пылинку рассмотреть. Если ближе поднести лупу к предмету, предмет и его части станут выглядеть крупнее, рассмотреть их станет легче. А если отвести стекло дальше от предмета, предмет будет выглядеть немного увеличенным. Вы хотите проверить, вам интересно посмотреть в лупу на семена?
В:- Сначала мы рассмотрим семена гороха. Скажите, какие они?
Возможные ответы детей
Д:- Семена гороха бугристые, неровные, зелёные, жёлтые.
В: - Слово «горох» означает «тёртый», когда-то его терли, чтобы получить муку. Из гороховой муки готовят кисель, оладьи и другие блюда.
В: - А какие семена фасоли?
Возможные ответы детей
Д: - Семена фасоли гладкие, красивые, зелёные, коричневые, пестрые.
В: - Молодцы! Бобы фасоли содержат много белков, жиров, углеводов и витаминов, полезных для здоровья как детей, так и взрослых. Название «фасоль» в переводе с латинского языка означает « длинный стручок». Правда, похож? Как правильно назвать овощ, похожий на длинный стручок?
- Дети, как вы считаете, что нужно сделать, чтобы вырастить горох, фасоль?
Возможные ответы детей
Д: - Прорастить семена, разработать грядку, сделать бороздки, высадить семена в землю, поливать.
В: - Дети, а кто из вас вспомнит, что нужно для хорошего роста растений? Какие условия?
Возможные ответы детей
Д: - Плодородная почва, вода, тепло, свет.
В: - Верно, молодцы. Я заранее прорастила семена. Посмотрите внимательно, у них уже появился маленький хвостик – корешок. Что мы будем делать далее?
Бабушка: - А можно я покажу и расскажу детям, как правильно огород засевать? Ведь на моем огороде всегда богатый урожай!
Бабушка Маруся показывает действия, сопровождает показ подробным рассказом.
Б:- Сначала проведём бороздки палочкой, уплотним дно бороздок ребром ладони, польём бороздки водой, потому что семена нужно сеять во влажную землю. Семена будем раскладывать в бороздки по одному на расстоянии мерной палочки. Вот так, семя кладем хвостиком вниз, корень растет в землю.
Б: -Ой, ой, спинушка у бабушки заболела, не разогнуться.
В:- А ты, бабушка Маруся, отдохни, посиди на стульчике. А мы с детьми продолжим, твои грядки засеем, правда, дети?
Бабушка:- Так вот еще что. У меня есть шкафчик, в котором хранится инвентарь для посадки, мои верные помощники. Я без них ни полить, ни прорыхлить, ни вскопать не могу. А на шкафчике хитрый замочек. Чтобы ключ в нем повернулся, нужно отгадать загадки. Надеюсь, вы ребята со смекалкой и найдете отгадки моих помощников. Будьте внимательны!
--Проползла во дворе змея черная и длинная,
Огород наш поливала, на работе не зевала. Шланг
--Стоит толстуха, деревянное брюхо, железный поясок. Бочка
--Эй, Назар, пора вставать, огород поливать,
Поднимайся бодро, доставай-ка … Ведра
--У нас пальцы есть, можешь перечесть.
Но не гнутся пальцы вовсе, помогают в сенокосе —
Сено в кучу загребают, человеку помогают. Грабли
--Огородник тот с длинным носом живёт.
Где носом качнёт, там вода потечёт. Лейка
--Надели на палку стальную ладошку
И под ладошку сажают картошку. Лопата
Б: - Ой, какие умные ребята в вашем детском саду. Надо проверить, повернется ли ключик. Иди, Катя, проверь, ты больше всех загадок отгадала.
ребенок поворачивает ключик, шкафчик открывается
Б: -Умница! Догадливая ты! А теперь и за дело!
В:- Дети, сейчас мы давайте договоримся, кто из детей чем заниматься будет. Мальчики помогут посеять горох, а девочки фасоль. А ты, бабушка нам советом помогай. Хорошо? Тогда и работа сладится.
Дети приступают к совместной деятельности с воспитателем. Бабушка Маруся дает советы.
- Что будет делать Катя? А ты, Андрей?
- Молодец, Антоша, старается, отмеряет расстояние палочкой ловко, ладно.
-Вова делает правильно, корешком вниз сажает семена.
-Ну вот, половина дела сделана, осталось семена землей прикрыть и полить. Хорошо, дружно у вас получается.
- Думаю я, что хороший будет урожай!
- Кто работы не боится, у того она и спорится.
-Мальчики, посмотрите еще раз, все ли семена припорошили?
В:- Ну вот, ребята, мы и посадили семена в землю. Потрудились хорошо, даже настроение улучшилось. Ваши лица, дети, светятся радостью. И бабушка Маруся словно помолодела. Только вот солнышко позвать нужно. С теплом и светом семена наберутся силы, прорастать будут быстрее. Может, вы мне поможете?
Физкультминутка «Выйди, солнышко».
Выйди, выйди, солнышко, мы посеем зёрнышко, Скоро вырастет росток, потянется на восток,
Потянется на восток, перекинется мосток.
По мосточку мы пойдём, в гости к солнышку придём (движения согласно тексту). (И.П.Токмакова)
Б :- Ой, смотрите-ка, солнышко появилось, ласковое, теплое. Дети, а как вы думаете, что может случиться с растением, если ему не будет хватать света?
Возможные ответы детей
Д:- Когда мы сажали лук под колпачок, он рос, но листочки были тоненькие, длинные.
- У нас дома все цветы стоят на подоконнике. Мама говорит, что растениям нужен свет.
В: -Верно, молодцы! Без света растение, как и любое другое живое существо будет страдать, станет бледным, вытянется.
В: - Что мы с вами сегодня делали на огороде, чтобы наши будущие растения росли здоровыми и зелеными? Какую работу мы будем делать в дальнейшем?
Возможные ответы детей
Д:- Поливать грядки, рыхлить землю, пропалывать от сорняков, удобрять.
В:- Знаешь, Маруся, наши дети еще о работе еще и стихотворением могут рассказать, послушай!
Воспитатель предлагает ребенку прочитать отрывок из стихотворения….
Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна мы сажаем семена.
Ровно три горошины были в землю брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков!
Вот какой огород, удивляется народ! (Л. Некрасова)
Б: - Ой, какие молодцы! Как вы славно потрудились. Делу время - а потехе час. А отдыхать и играть вы любите? Посмотрите-ка в мою корзинку. Здесь много разных овощей. А вот что мы в еду употребляем у растения, вершки или корешки, надо разобраться. Вершки поместим на веточки куста. А корешки в ведро. Стройся в две команды! Чья команда быстрее и правильнее справится, тот и награду получает.
Игра «Вершки и корешки» (описание игры)
(В корзине лежат муляжи овощей. На противоположной стороне площадки стоят куст и ведро. По сигналу команда «Корешки» выбирает муляжи нижних съедобных частей растения (картошка, свекла, репа, лук, чеснок, морковь, редис), а команда «Вершки» съедобные верхние части растений (перец, помидор, капуста, тыква, огурец, лук, кабачок). Участники команд по - очереди берут один овощ, бегут соответственно команда «Корешки» к ведру, команда «Вершки» к кусту и помещают свои предметы.
Б:- С заданием справились быстро. А вот все ли правильно разложили? Может команда «Вершки» проверит, справилась ли команда «Корешки». А команда «Корешки» проверит «Вершки»? (Команды проверяют правильность овощей, помещенных на куст, в ведро).
Б: - Ничего не перепутали? Молодцы!
Как от наших от ворот в зелён садик поворот.
Кто работы не боялся, тот с гостинцами остался.
Обе команды справились с заданием, победила дружба. Вот вам гостинцы! бабушка одаривает детей баранками
В:-Спасибо, бабушка, за твою помощь и науку! И вы, дети, сегодня замечательно потрудились. Старались, дружно и аккуратно и выполняли свою работу. Я думаю, что на наших грядках вырастут прекрасные овощи для домашних птиц.
Б:- Не красна изба углами, а прекрасна пирогами,
Чай пить – не дрова рубить. Прощайте, угощайтесь, здоровья набирайтесь.
До встречи, мои хорошие!
В: - Умелая, добрая бабушка Маруся! Мы будем тебя еще ждать в гости! До свидания! Дети, а вам понравилось сегодня трудиться на огороде? А рассказывать о том, что вам особенно понравилось, о чем бы вы хотели рассказать своим друзьям, своей бабушке мы постараемся со слов: «Я расскажу своей бабушке о…., потому что…»(рефлексия деятельности).
Спасибо, дети, за ваше старание и трудолюбие. Мне было приятно с вами общаться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивный праздник "Весёлые огородники"
Конспект спортивного праздника...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми Клуб весёлых и находчивых с использованием опытно-экспериментальной деятельности по теме: "Невидимка воздух".
Совместно-непосредственная деятельность с детьми. Клуб весёлых и находчивых с использованием опытно-экспериментальной деятельности по теме: "Невидимка воздух"....
Педагогический проект «Весёлый огородник»
Во время бесед с детьми выяснилось, что некоторые из них затрудняются называть овощи, не умеют пользоваться обобщающим словом, а также не умеют называть форму и цвет овощей. Хочется обогатить знания д...
Конспект ООД по экспериментальной деятельности во второй младшей группе на тему: «Весёлые горошины»
Конспект ООД по экспериментальной деятельности во второй младшей группе на тему: «Весёлые горошины»...
НОД по познавательно-экспериментальной деятельности "Весёлые магнитики"
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими ; отделять магнетические предметы от немагнет...
Проект опытно- экспериментальная деятельность "Юные огородники"
Цель проекта: Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность детей, педагогов и родителей (законных представителей) ДОУ в работе по организации опытно-экспериментальной деятельности...
Проект по опытно- экспериментальной деятельности в ДОУ «Юные огородники»
Современные дети живут в эпоху компьютеров, телефонов, планшетов и тд., многие воспитанники не владеют умениями самостоятельно добывать определенные знания и умения, столкнувшись с этой проблемой пров...