Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа) на тему

Майстренко Анастасия Николаевна

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Существует мнение, что развитие мелкой моторики –очень важный, но достаточно затратный процесс, который включает в себя различные пальчиковые игры, графические упражнения на бумаге, игры с мелкими предметами.

Современные родители знают мало пальчиковых игр, чтобы научить своих детей, дети имеют сложности с письмом и другие проблемы, которые на первый взгляд не связаны с развитием мелкой моторики, но в действительности имеют огромное значение.

Практика и исследования в области педагогики и психологии доказывают обратное.

Пальчиковые игры и упражнения, направленные на развитие руки, имеют огромное значение:

-способствуют развитию интеллектуальных способностей, творческого потенциала, эмоций и личности ребенка;

- играют огромную роль при адаптации ребенка к школе;

-используются при решении проблем, связанных с детско-родительскими отношениями;

-оказывают терапевтическое влияние;

-применяются в работе с детьми и подростками для снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных навыков;

- дают ребенку возможность «прожить» детство по-настоящему;

Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков ребенка. В дошкольный  период речь и мышление ребенка продолжают совершенствоваться невероятными темпами, и развитие мелких мышц рук может серьезно способствовать этим процессам.

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.

На мой взгляд, от степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение бытовых потребностей ребенка в раннем возрасте (умение одеться, обуться, поесть при помощи ложки или вилки), но и управление речью у старших дошкольников, а значит, и в целом, качество жизни.

Только ребенок, способный понятно говорить и координировать работу своих пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.

Из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что хорошо развитая мелкая моторика, от которой напрямую зависит формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать одним из важнейших показателей готовности к школе.

Актуальность развития  мелкой моторики у дошкольников бесспорна, и заниматься ее развитием необходимо с раннего возраста.

В своей работе, для того чтобы  ребенок 2-3 лет научился управлять своими пальцами и сделал первый шаг в развитии мелкой моторики, мы используем разнообразные шнуровки, рисование на крупе пальчиками, пальчиковые и другие развивающие игры.

 Для развития уже скоординированных движений пальцами у ребенка-дошкольника необходимо использовать игры сложнее, требующими большей исполнительности и четкости движений.

Мы предлагаем детям дошкольного возраста заняться художественной или декоративной деятельностью, используя для этого  пластилин, карандаши, краски, глину. Опыт показывает, что данный подход приносит детям радость и при этом не вызывает особых трудностей.  Для   детей этого возраста характерно преобладание образного мышления над абстрактно-логическим, а инструменты для творчества используются в процессе занятий с детьми, родители же могут приобрести их в любом магазине. Есть одно условие данной деятельности- детям должно нравиться, то что они делают, тогда развитие мелкой моторики и речи будет так же способствовать развитию образного мышления и воображения.

Работа, направленная на развитие моторики рук у дошкольников  основана на принципах стимулирования мелких ручных движений и развитии их координации. Тогда они успешно позволят тренировать ловкость пальцев ребенка, который будет манипулировать различными небольшими предметами вроде кисточки, карандаша, желудя или ягод рябины.

К основным играм, которые мы используем в своей работе относятся:

1.     Раскрашивание картинок (всевозможные раскраски — это и отличное подспорье для развития мелкой  моторики рук);

2.     Лепка(игры для развития мелкой моторики с глиной или пластилином, снег);

3.     Изготовление поделок из бумаги (работа с ножницами, клеем и бумагой);

4.     Поделки из природных материалов (разнообразные листья, ветки, желуди, каштаны и семена — отличный материал, способный помочь ребенку в освоении мелкой моторики);

5.     Плетение (плетение кос, браслетов из бусин и ягод, нанизывание ягод на бусы, создание венков из осенних плодов);

6.     Теневой театр;

7.     Работа с резиновыми мячиками;

 Всем этим занятиям уделяется должное внимание в при работе с детьми.

Так же в своей работе мы используем нетрадиционные способы рисования и аппликации( Квиллинг, обрывная аппликация, оригами, аппликации из ниток и салфеток, яичной скорлупы, гофрированной бумаги, крупы; рисование пальчиками, ладошками, рисование природным материалом- шишки, перья и т.д.)

Существует способ развития мелкой моторики рук, который нельзя оставлять без внимания- это песок ( песок, как инстумент для развития, творчества и отдыха; работа на песочном световом столе).

В заключение хочется  отметить, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста будет проходить гораздо быстрее и эффективнее , если использовать в своей работе разные виды деятельности. Наша работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста дает позитивный результат: дети  уверено работают с материалами; более точно руководят  движениями пальцев рук, работают  сосредоточенно и очень внимательно. Появилось больше самостоятельности. Их работы стали более  осознанным , осмысленными и целенаправленными.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Существует мнение, что развитие мелкой моторики –очень важный, но достаточно затратный процесс, который включает в себя различные пальчиковые игры, графические упражнения на бумаге, игры с мелкими предметами.

Современные родители знают мало пальчиковых игр, чтобы научить своих детей, дети имеют сложности с письмом и другие проблемы, которые на первый взгляд не связаны с развитием мелкой моторики, но в действительности имеют огромное значение.

Практика и исследования в области педагогики и психологии доказывают обратное.

Пальчиковые игры и упражнения, направленные на развитие руки, имеют огромное значение:

-способствуют развитию интеллектуальных способностей, творческого потенциала, эмоций и личности ребенка;

- играют огромную роль при адаптации ребенка к школе;

-используются при решении проблем, связанных с детско-родительскими отношениями;

-оказывают терапевтическое влияние;

-применяются в работе с детьми и подростками для снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных навыков;

- дают ребенку возможность «прожить» детство по-настоящему;

Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков ребенка. В дошкольный  период речь и мышление ребенка продолжают совершенствоваться невероятными темпами, и развитие мелких мышц рук может серьезно способствовать этим процессам.

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.

На мой взгляд, от степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение бытовых потребностей ребенка в раннем возрасте (умение одеться, обуться, поесть при помощи ложки или вилки), но и управление речью у старших дошкольников, а значит, и в целом, качество жизни.

Только ребенок, способный понятно говорить и координировать работу своих пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.

Из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что хорошо развитая мелкая моторика, от которой напрямую зависит формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать одним из важнейших показателей готовности к школе.

Актуальность развития  мелкой моторики у дошкольников бесспорна, и заниматься ее развитием необходимо с раннего возраста.

В своей работе, для того чтобы  ребенок 2-3 лет научился управлять своими пальцами и сделал первый шаг в развитии мелкой моторики, мы используем разнообразные шнуровки, рисование на крупе пальчиками, пальчиковые и другие развивающие игры.

 Для развития уже скоординированных движений пальцами у ребенка-дошкольника необходимо использовать игры сложнее, требующими большей исполнительности и четкости движений.

Мы предлагаем детям дошкольного возраста заняться художественной или декоративной деятельностью, используя для этого  пластилин, карандаши, краски, глину. Опыт показывает, что данный подход приносит детям радость и при этом не вызывает особых трудностей.  Для   детей этого возраста характерно преобладание образного мышления над абстрактно-логическим, а инструменты для творчества используются в процессе занятий с детьми, родители же могут приобрести их в любом магазине. Есть одно условие данной деятельности- детям должно нравиться, то что они делают, тогда развитие мелкой моторики и речи будет так же способствовать развитию образного мышления и воображения.

Работа, направленная на развитие моторики рук у дошкольников  основана на принципах стимулирования мелких ручных движений и развитии их координации. Тогда они успешно позволят тренировать ловкость пальцев ребенка, который будет манипулировать различными небольшими предметами вроде кисточки, карандаша, желудя или ягод рябины.

К основным играм, которые мы используем в своей работе относятся:

  1. Раскрашивание картинок (всевозможные раскраски — это и отличное подспорье для развития мелкой  моторики рук);
  2. Лепка(игры для развития мелкой моторики с глиной или пластилином, снег);
  3. Изготовление поделок из бумаги (работа с ножницами, клеем и бумагой);
  4. Поделки из природных материалов (разнообразные листья, ветки, желуди, каштаны и семена — отличный материал, способный помочь ребенку в освоении мелкой моторики);
  5. Плетение (плетение кос, браслетов из бусин и ягод, нанизывание ягод на бусы, создание венков из осенних плодов);
  6. Теневой театр;
  7. Работа с резиновыми мячиками;

 Всем этим занятиям уделяется должное внимание в при работе с детьми.

Так же в своей работе мы используем нетрадиционные способы рисования и аппликации( Квиллинг, обрывная аппликация, оригами, аппликации из ниток и салфеток, яичной скорлупы, гофрированной бумаги, крупы; рисование пальчиками, ладошками, рисование природным материалом- шишки, перья и т.д.)

Существует способ развития мелкой моторики рук, который нельзя оставлять без внимания- это песок ( песок, как инстумент для развития, творчества и отдыха; работа на песочном световом столе).

В заключение хочется  отметить, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста будет проходить гораздо быстрее и эффективнее , если использовать в своей работе разные виды деятельности. Наша работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста дает позитивный результат: дети  уверено работают с материалами; более точно руководят  движениями пальцев рук, работают  сосредоточенно и очень внимательно. Появилось больше самостоятельности. Их работы стали более  осознанным , осмысленными и целенаправленными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"...

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...