Программа сетевого взаимодействия "Азбука туризма"
рабочая программа по теме
Программа сетевого взаимодействия "Азбука туризма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_setevogo_vzaimodeystviya_azbuka_turizma_sadno22_1.doc | 841 КБ |
Предварительный просмотр:
.
- Пояснительная записка
Направленность программы: туристско - краеведческая
Новизна программы:
«Азбука туризма» - комплексная дополнительная общеразвивающая программа, носящая ознакомительный характер, по следующим спортивным направлениям: спортивный туризм (маршруты), спортивный туризм (дистанции).
Данные направления относятся к тем видам деятельности, воспитательный потенциал которых практически неисчерпаем. Почти все проблемы, связанные с воспитанием, можно решать средствами спорта и туризма:
Туризму принадлежит важная роль, направленная на укрепление здоровья, закаливание, развитие физических возможностей детей, формирование начальных туристских навыков и умений.
Туристско-краеведческая деятельность дает возможность комплексно решать воспитательные, оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом: интеллектуально, морально, физически, духовно.
В непосредственном контакте с природой, совместно преодолевая небольшие, но трудности, происходит физическая и духовная закалка ребят. Они учатся жить и работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы. Учатся проявлять инициативу и, что гораздо труднее, подчинять свои интересы интересам коллектива. Находясь среди природы, постигая какие-то ее тайны, у детей развивается чувство ответственности за ее состояние, понимание необходимости бережного отношения ко всем видам и формам живой и неживой природы, возникает потребность быть активным ее защитником.
Актуальность программы:
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания учебных программ, результатам и результативности их деятельности. Основой для разработки образовательной программы ДОУ стал Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Данная программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Отличительные особенности программы:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Дополнительное образование способно внести значительный вклад в развитие личности ребенка на основе расширения его образовательного пространства, увеличения числа источников необходимой информации, предоставления возможности формирования и совершенствования универсальных учебных действий, позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход к ребенку.
Сложившаяся в России система дополнительного образования обладает огромным потенциалом развития разнообразных способностей детей. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, она способна быстро реагировать на образовательные потребности семьи (общества) – выполнять социальный заказ, создавать устойчивую культурную среду развития, позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход к ребенку.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
-забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
-создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми и любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству;
-максимальное использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов в воспитании детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Наличие в образовательном пространстве ДОУ блока дополнительного образования позволяет формировать у ребенка:
– представление об организации личного досуга;
– потребность в самоуправлении, самовоспитании;
– коммуникативные компетенции в условиях коллектива;
Решение названных задач требует в первую очередь организацию и осуществление реальных партнерских отношений между учреждениями дошкольного и дополнительного образования. Такие партнерские отношения являются залогом успешной реализации предстоящих реформ в системе образования – переход на стандарты второго поколения.
Педагогическая целесообразность программы «Азбука туризма» основана на разнообразии форм спортивной, туристской деятельности и способствует развитию ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, пропагандирует здоровый образ жизни, воспитывает интерес к активным видам деятельности, развивает культурные ценности.
Программа рассчитана на детей 6 - 7 лет, различных социальных групп, с различными антропологическими особенностями и особенностями поведения.
Программа рассчитана на 72 учебных часа, срок реализации – 1 год.
В программе предусмотрены следующие формы проведения занятий: практическая работа, экскурсии, самостоятельная работа и групповая работа, тренировка, лекция, беседа, конкурсы и соревнования.
Программа построена по принципу сетевой формы реализации образовательной программы. Сторонами образовательного процесса являются:
- - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №22 «Берёзка» - совместная реализации согласованной образовательной программ для обучающихся, включая реализацию Центром части основной общеобразовательной программы для обучающихся; предоставление материально-технической базы, комплектование групп учащихся.
- -МБУ ДО «Центр экологии краеведения и туризма» - совместная реализации согласованной образовательной программ для обучающихся, включая реализацию Центром части основной общеобразовательной программы для обучающихся, предоставление материально-технической базы.
Программа «Азбука туризма» составлена на основе программы занятий по освоению начальных туристских навыков у детей старшего дошкольного возраста «Мы ребята - туристята» (газета «Дошкольное образование» № 8 апрель 2005) и дополнительной общеобразовательной программы «Меридиан» (авторы педагог дополнительного образования Фофанов С.В., и зам. директора по УР Никитина И.В.), основная образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад №22 «Берёзка»
на период 2016-2017 г.
Цель: содействие физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности ребенка средствами спортивного туризма с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям понятие о туризме и элементах ориентирования;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Развивающие:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Воспитывающие:
- овладение навыками общения и взаимодействия в группе, формирование коммуникативной культуры личности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Большая часть программы построена на двигательной деятельности (соревнования, походы, практические занятия на участке и в комнате, игры и физические упражнения и т.п.) В двигательной деятельности хорошо формируются дружественные отношения, которые учат ребенка вступать в контакт со сверстниками, решать общие задачи, помочь товарищу, несут ответственность перед ровесниками. Играя в подвижную игру, тренируются волевые черты характера. В процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, формируется сознательное отношение к своей деятельности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука туризма» в целом направлена на укрепление психического и физического здоровья личности ребенка, на становление у него осознанной установки на здоровый образ жизни.
Итогом реализации программы станут следующие результаты:
Социально-коммуникативное развитие:
- физическое и психическое развитие;
- умение договариваться со сверстниками, вырабатывать коллективное решение;
- овладение способностью к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- способность к волевым усилиям, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
Познавательное развитие:
- умение проявлять интерес к истории родной страны;
- формирование основных представлений о спортивном туризме;
- овладение навыками подготовки к однодневному походу: одеться по погоде, правильно уложить рюкзак;
- формирование представлений о соблюдении правил безопасного поведения и личной гигиены;
II.Содержание программы
Учебно-тематический план образовательного блока
№ | Наименование темы | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Туризм и туристы | ||
1.1 | Кто такие туристы? Туризм и его разновидности. | 1 | 1 |
1.2 | Меры безопасности в туризме. | 1 | 1 |
2 | Туристское снаряжение | ||
2.1 | Знакомство с туристским снаряжением. Личное, групповое и специальное снаряжение туриста. | 1 | 5 |
3 | Туристские должности знатоков | ||
3.1 | Кем ты будешь в походе? Почему? | 1 | 3 |
4 | Учимся ориентироваться | ||
4.1 | «Мир вокруг меня» | 1 | 5 |
4.2 | Знакомство с топографическими знаками. План и карта | 4 | |
4.3 | Ориентирование на листе бумаги | 1 | 4 |
4.4 | Ориентирование в групповой комнате и на территории детского сада | 1 | 4 |
5 | «Прогулка к горизонту» | ||
5.1 | Понятие горизонта. Определение сторон горизонта. | 1 | 4 |
5.2 | Знакомство с компасом. Определение сторон горизонта по компасу. | 1 | 4 |
6 | Туристские прогулки | ||
6.1 | Пробная туристская прогулка по улице района детского сада (октябрь) | 4 | |
6.2 | Туристская прогулка с элементами ориентирования (ноябрь) | 4 | |
6.3 | Прогулка по улицам родного города (декабрь) | 4 | |
6.4 | Занятие в детском саду (январь) | 2 | |
6.5 | Занятие в детском саду (февраль) | 2 | |
6.6 | Занятие на участке детского сада (март) | 2 | |
6.7 | Занятие на участке детского сада (апрель) | 2 | |
6.8 | Занятие на участке детского сада (май) | 2 | |
Итоговое занятие | 2 | ||
7 | Итоговое мероприятие года «Слёт туристят» | 4 | |
Всего часов: | 72 |
1. Туризм и туристы
1.1 Спортивный туризм маршрут и дистанция. Физические качества туриста: ловкость, выносливость, сила, быстрота.
1.2 Меры безопасности при проведении занятий. Воспитание бережного отношения к природе. Правила поведения на привале, правила поведения туристов в природных условиях, правила поведения на прогулке, основные правила дорожного движения, движение туристской группы.
Практические занятия: Игра-путешествие «Мы собираемся в поход»
(Проводится с группой в комнате или на участке.)
Просмотр слайдов о походах
Игра «Угадай и расскажи» (Закрепление знаний о разновидностях туризма)
2. Туристское снаряжение
2.1 Одежда туриста в разные времена года, требования к ней. Личное снаряжение. Рюкзак его устройство. Спальный мешок, коврик для отдыха, сна. Кружка, ложка, миска, их особенности. Групповое снаряжение: палатка, компас, походная посуда, спички, аптечка, спортивный инвентарь.
Рассматривание предметов туристского снаряжения
Практические занятия: Эстафета с элементами соревнования
А) «Пора в поход».
Б) «Трудное препятствие».
В) «Найти конверт».
Г) «Укладка рюкзаков».
КВН «Мы собираемся в поход»
Практическое занятие: Укладка рюкзака. Установка палатки.
3.Туристские должности знатоков
3.1 Кто такие знатоки? Кем ты будешь в походе? Почему? Обязанности знатоков.
Практические занятия: Игры соревновательного характера:
«Кто быстрее подготовит костер»,
«Вкусный обед»,
«Лесные продукты».
4. Учимся ориентироваться
4.1 «Мир вокруг меня»
Беседа на тему «Моя семья»:
А) С кем я живу (устный рассказ, рисунок).
Б) Я, мое имя, его значение (рисунок).
В) В этом доме я живу.
Г) Место работы родителей.
«Наш детский сад» (мини-исследование)
а) Адрес детского сада. Дорога в детский сад (рисунок).
б) Мой детский сад (экскурсия).
В) Участок детского сада.
Г) Забота детского сада о нас.
«Наш микрорайон» (мини-исследование)
а) Наш микрорайон (обзорные прогулки).
Б) В этих домах живут наши друзья (рисунки).
В) Улицы, магазины, ларьки, библиотеки, учреждения (экскурсии).
4.2 Знакомство с топографическими знаками. Первоначальное понятие о топографических знаках, их значение. Знакомство с туристскими и спортивными знаками.
План и карта. Различие топознаков на рисунке и плане.
Практические занятия: Эстафеты соревновательного характера:
А) «Пора в поход».
Б) «Разберись сам».
В) «Отметь на карте свое местонахождение».
Г) «Что ты заметил?»
Д) «Что тебе встретилось в пути?»
Е) «Смотри, запомни, расскажи».
Ж) Занятие по ручному труду «Изготовление топографических знаков».
4.3 Ориентирование на листе бумаги
Дидактическая игра «Найди место игрушке»
Цель: учить правильно определять углы, стороны и центр бумаги.
Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на рисунок-образец)
Цель: уметь составлять план.
Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на реальные предметы, расставленные на столе)
Цель: знакомство с планом.
Дидактическая игра «Где план, а где рисунок?»
Цель: научиться отличать план от рисунка.
Практическое занятие по составлению планов
(«Составь план спальной комнаты», «Составь план раздевальной комнаты», «Составь план детской комнаты в вашей квартире».)
4.4 Ориентирование в групповой комнате и на территории детского сада.
Дидактическая игра «Нарисуй предметы в комнате»
Цель: уметь составлять план групповых помещений на листе бумаги.
Практическое занятие – экскурсия по групповой комнате с опорой на план
Дидактическая игра «Что есть в нашей комнате»
Зарисовка мебели групповой комнаты с помощью специальных знаков.
Прогулка – поход по территории детского сада
Обследование участков всех групп
Зарисовка территории детского сада с помощью специальных знаков.
5. Прогулка «к горизонту»
5.1 Понятие горизонта. Определение сторон горизонта.
Понятие горизонта. Определение сторон горизонта по солнцу и по местным признакам.
Занятия – беседы по ознакомлению детей с горизонтом
Прогулка «к горизонту».
Выход на возвышенное место, рассматривание линии горизонта.
Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта
Практическое занятие на участке с определением сторон горизонта по солнцу
Практическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам» (туристская прогулка в парк)
Беседа на тему: «По каким признакам можно определить стороны горизонта?»
5.2 Знакомство с компасом. Определение сторон горизонта по компасу.
Определение направление ветра по компасу, по солнцу.
Темы бесед:
А) «Что такое компас?».
Б) «Для чего предназначен компас?».
В) «Как работают с компасом?».
Г) Чтение художественной литературы об использовании компаса.
6. Туристские прогулки
Цель: закрепление знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой деятельности у детей дошкольного возраста.
Пробная туристская прогулка по улице района детского сада (октябрь)
Цели:
- Предварительная проверка возможностей детей;
- Знакомство со своим микрорайоном;
- Закрепление примет осени.
Туристская прогулка с элементами ориентирования (ноябрь)
Цель: познакомить с элементами ориентирования.
Ход прогулки:
- Настроить на поиск клада;
- Дать физическую нагрузку, используя различные задания на выполнение физических упражнений;
- Закрепить умение «читать» карту, вспомнить условные обозначения.
Прогулка по улицам родного города (декабрь)
Цели:
- Дать знания о том, как должны вести себя туристы во время движения по городу, в гостях у природы;
- Познакомить с топографическими знаками;
- Научить правильно складывать рюкзак.
Занятие в детском саду (январь)
Цели:
- Учить определять приметы в пути;
- Закрепить знания о правильной технике движения;
- Объяснить необходимость взаимопомощи в походе.
Занятие в детском саду (февраль)
Цели:
- Учит детей правильно складывать рюкзак;
- Продолжать знакомство с топографическими знаками;
- Закрепить навыки ходьбы с рюкзаком;
- Учит различать деревья в зимний период времени;
- Расширять знания о признаках плохой и хорошей погоды;
- Учить замечать изменения в природе.
Занятие на участке детского сада (март)
Цели:
- Повесить на деревья скворечники и кормушки;
- Учить детей находить ориентиры пути;
- Учить соблюдать правила поведения в лесу;
- Выполнять правило «Не оставляй товарища в беде, всегда приходи к нему на помощь».
Занятие на участке (апрель)
Цели:
- Продолжать учить детей ориентироваться в знакомых улицах города;
- Учить разбираться в карте, на которую нанесен маршрут;
- Учить выполнять все задания, указанные на карте;
- Закреплять в сознании детей то, что команды командира надо выполнять с первого раза;
- Познакомить с туристским снаряжением.
Занятие на участке детского сада (май)
Цели:
- Закрепить знания детей о растениях и животных края;
- Закрепить знания о типах костров;
- Познакомить с туристской палаткой.
Итоговое занятие
Цель: подготовить детей к участию в туристском слете.
7. Итоговое мероприятие года «Слёт туристят» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Периодичность мониторинга – 3 раза в год: октябрь, декабрь, апрель.
Наиболее удобны низко формализованные методики, в которых выводы делаются на основе визуальных наблюдений, текущих бесед с ребенком, родителями, специалистами, анализа продуктов детской деятельности. Высоко формализованные диагностические методики (тесты, пробы и т.п.) применяют специалисты, например, инструктор по физической культуре.
На каждый раздел программы оформляется протокол:
Группа №_________Дата_____________
№ | Ф.И.О. | Балловая оценка | Итого: | |||||||
Тема | Тема | Тема | Тема | Тема | Тема | Тема | ||||
Балловая оценка:
4 – критерий выполняется самостоятельно, не требуется поддержка со стороны взрослого.
3 – критерий выполняется при незначительной поддержке взрослого.
2 – критерий выполняется непостоянно, требуется участие взрослых.
1 – критерий выполняется только вместе со взрослым или не выполняется.
Уровни:
Идеальный (красный) – от 3,5 до 4 баллов.
Высокий (синий) – от 2,4 до 3,4 балла.
Средний (зеленый) – от 1,3 до 2,3 балла.
Низкий (желтый) – до 1,2 балла.
Цветовое оформление помогает быстро сориентироваться в целях, методах и средствах индивидуальной работы с детьми, подсказывает, какое направление надо “подтянуть”. Цифровые обозначения демонстрируют динамику продвижения в работе. Например, по цвету показатели могут в течение года оставаться на среднем уровне, но цифры будут демонстрировать положительную динамику уровня усвоения программы ребенком.
Содержание программы: Туристических походов
1.Туристический поход «Мы -туристы» Цель похода: ознакомление детей с основами безопасного поведения на природе, формирование у детей привычек к здоровому образу жизни |
1. Пункт маршрута «Переправа» |
2. Пункт маршрута «У лесной Феи» |
3. Пункт маршрута «Спасательная» |
4.Пункт маршрута « Палаточная» |
2.Туристический поход с родителями «Зима» Цель похода: укрепление здоровья детей. Воспитание чувства коллективизма, товарищества. Развивать силу воли, выносливость. Закреплять знания детей о зиме и зимних забавах. |
1.Игра «Два мороза» |
2.Эстафета с санками |
3.эстафета «кто быстрее?» |
4.Игра « Кто самый меткий» |
5.Подвижная игра «Ловушки-елочки |
3.Туристический поход «На прогулку в лес пойдем» Цель похода: 1. Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее. |
1.Игра эстафета «Что в походе пригодится» |
2.Эстафета «Не урони мяч» |
3.Эстафета Прыжки из обруча в обруч» |
4. Эстафета «пролезь не задень обруч» |
5.Подвижная игра «Кто соберет больше шишек в обруч» |
6.Игра на внимание «Ребятишки не зевайте, кто здесь спрятался, угадайте!» |
1.Туристический поход «Мы туристы»
1.Пункт маршрута « Переправа»
Заранее выкладываются кочки, между двумя деревьями ставится мостик. К прочному суку подвешивается канат, под ним расстилается страховочный мат (лучше синего цвета - имитация воды). К стволам или нижним веткам двух деревьев привязывается перекладина - имитация бревна.
Ребята по очереди прыгают по кочкам, проходят по низкому мостику, держась за канат, перепрыгивают «болото», подлезают под бревно. После того как все дети выполняют задание, Пират желает им счастливого пути.)
2.Пункт маршрута «У Лесной Феи»
Данный пункт организован на полянке, окруженной кустами, деревьями. В руках у Лесной Феи знаки, обозначающие правила поведения на природе.
3.Пункт маршрута «Зеленая аптека»
Этот пункт организуется на лужайке или на грядке с лекарственными растениями. Здесь детей встречает Доктор Айболит. У него в руках картинки с изображением подорожника, чистотела, одуванчика, ромашки лекарственной, мяты (или сами растения)
4.Пункт маршрута «Спасательная»
В данной точке маршрута детей встречает взрослый в костюме спасателя: в форме защитного цвета, с биноклем на груди.
5.Пункт маршрута «Палаточная»
На открытой площадке около палатки детей встречает Старичок-Лесовичок.
2. Туристический поход с родителями «Зима»
1. Подвижная игра «Два мороза»
На противоположных сторонах площадки чертится два «дома». В одном находятся все играющие, кроме двух «Морозов». Морозы стоят посередине площадки и говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые
Я Мороз – Красный нос.
Я Мороз – синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все ребята отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
После этих слов перебегают за черту на другую сторону площадки. Морозы ловят и «замораживают» перебегающих. Осаленные останавливаются. Затем Морозы обращаются к ребятам с теми же словами. Ответив, они перебегают обратно в дом, по дороге дотрагиваясь до замороженных. Те присоединяются к остальным игрокам. Морозы пятнают перебегающих и тем самым мешают выручить осаленных.
2.Эстафета с санками.
На расстоянии 7-8м от команд ставится флажок. По сигналу один ребенок, стоящий первым, садится в санки, а другой сзади его быстро толкает бегом. Надо обогнуть флажок и назад. Следующая параметры выполняет то же самое. Выигрывает команда, которая быстрее пришла к финишу.
3.Эстафета «Кто быстрее?».
Дети стоят в двух колоннах друг за другом. Все надевают лыжи из пластмассовых бутылок. По сигналу бегут скользящим шагом в прямом направлении до флажка – 10м, огибают его и бегут обратно, дотронувшись рукой до ребёнка по команде, тот начинает бег. Выигрывает команда, пришедшая первой.
4. Игра «Кто самый меткий».
На расстоянии 5-6метров от линии ставится в один ряд 8-10 кеглей (для обеих команд). Дети лепят каждый для себя по 6-8-снежков. Стают на исходную линию и по сигналу начинают метать снежки в цель.Выигрывает команда, которая быстрее сбила все кегли.
5. Подижная игра «Ловишки-ёлочки».
Дети произвольно располагаются на площадке, ловишка стоит на середине. По сигналу: «Раз, два, три – лови!»- все разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки. ребята стараются выручить друг друга, т. к. ловишке нельзя запятнать тех детей, которые станут лицом друг к другу и, вытянув руки в стороны вниз, будут изображать ёлочку.
6.Народная игра «Золотые ворота»
3.Туристический поход «На прогулку в лес пойдем»
1.Игра-эстафета:"Что в походе пригодится?"
Дети стоят в двух колоннах за линией старта. В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор и др.). По сигналу первый участник подбегает к предметам, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.
2. Эстафета «Не урони мяч»
Команды стоят в колонне по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до фишки, обежать его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны
3. Эстафета «Прыжки из обруча в обруч»
Команды стоят в колонне по одному за линией старта. Перед каждой командой лежат по 2-3 обруча от линии старта до фишки. По сигналу первые участники с малым мячом в руках прыгают на двух ногах из обруча в обруч, обегают фишку, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.
4. Эстафета «Пролезь, не задень обруч»
Команды стоят в колонне по одному за линией старта. Перед каждой командой стоит взрослый, держащий обруч с боку. По сигналу первые участники эстафеты пролезают в обручи боком, держа мяч в руке, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.
5.Подвижная игра: «Кто соберет больше шишек в обруч!»
За две минуты дети собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.
6. Игра на внимание: «Ребятишки не зевайте, кто здесь спрятался, угадайте!»
Все играющие под звук бубна бегают по всей поляне. Инструктор незаметно кого-то одного из участников останавливает, сажает, накрывает его пледом или покрывалом. После того как удары бубна стихнут, дети подбегают к инструктору. Инструктор спрашивает: «Ребятишки, не зевайте - кто здесь спрятался, угадайте!». Все дети сбегаются, смотрят и пытаются отгадать, кто спрятан. Игра повторяется до тех пор, пока все дети окажутся под пледом.
Можно посадить несколько детей.
Показатели подготовленности юных туристов по итога года
(стандарты по программе подготовки юных туристов)
Раздел программы | Ключевые слова и термины | Должен знать и понимать | Должен уметь |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Формирование основ безопасной жизнедеятельности |
|
и закаливание, питание, настроение), я могу сам заботиться о своем здоровье;
и правил подвижных игр;
о необходимости повседневной заботы о чистоте окружающей среды; не менее пяти ядовитых грибов и растений, способы избежания опасности при контакте с ними; правила поведения на водоеме в разные времена года; способы поведения с чужой собакой и домашними животными (не дразнить, не делать резких движений, не кричать);
основы безопасного поведения во время подвижных игр, возможные последствия неосторожных действий (травмы, ушибы, ссадины), один-два способа оказания первой помощи себе или близкому |
и провести под- виж- ную игру со сверстниками;
соблюдать с помощью взрослых правила здорового питания, избегать вредных привычек (есть конфеты, печенье между приемами пищи, жевать натощак резинку,запивать еду газированной водой и др.);
со сверстниками, быть готовым прийти на помощь слабым, младщим;
соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природ- ных условиях, избегать возможных травм во время подвижных игр (столкновений, подножек), уметь правильно падать; • оказывать первую помощь себе и другим при ушибе (покой, холод), ожоге (холод), порезе (наложить повязку, платок на рану, сесть или лечь, поднять пораненную часть тела выше), позвать взрослых |
II. Основы туристской и общефизической подготовки |
|
не менее трех видов туризма;
основные звуковые сигналы руководителя о сборе,об опасности; • простейшие способы ориентирования в лесу (по приметам по солнцу, порасположению природных и социальных объектов); • основные правила поведения «если я заблу- дился в лесу» (звуковой, цветовой сигнал, оставаться на месте, сделать простейшее ук- рытие для сохранения тепла); • не менее шести простей- ших топографических знаков | В области техники туризма:
по пересеченной местности непрерывно в течение 30-35 минут в пешем походе и 10-15 минут в лыжном; технически грамотно преодолевать разнообраз- ные несложные препятствия (ручей,бревно, кусты, склон и др.) применяя приемы страхов- ки, соблюдая элементарные приемы безопасности; в области хозяйственно-бытовой деятельности: • С помощью взрослого укладывать рюкзак; • самостоятельно ухаживать за личным снаряжением (чистить вытрясать, сушить); • подбирать одежду в зависимости от погоды, • владеть элементарными правилами личной гигиены в походе и после него; • помогать педагогу в постановке палатки, сборе и укладке сушняка для костра, тушений костра (водой, снегом); • следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса, водоема; организационно познавательные:
в походе (покормить птиц, очистить поляну, возложить цветы к памятнику, накрыть «стол» ит.п.) |
К концу года юный турист должен выполнять следующие нормативы:
мальчики | девочки | |
1. Бег на 1000 м | без учета времени | |
2. Бег на 30 м (с) | 8,2 | 8,8 |
Прыжок в длину с места (в см) | 100 | 99 |
Сгибание и разгибание рук в в упоре лежа (раз) | 10 | 6 |
5. Поднимание туловища за 30 с (раз) | 12 | 11 |
6. Наклон туловища вперед (см) согнутых руках (с) | 4 7 | 5 4 |
8. Лыжи — 1 км | без учета времени |
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Примерные условия проведения слета
1.Туристский маршрут по тропе природы – путешествие по станциям, расположенным в лесу, с выполнением заданий.
На станции «Доктор Айболит» дети учатся распознавать лекарственные растения, отгадывают загадки об их свойствах, узнают об оказании первой медицинской помощи; участвуют в практическом задании по оказанию первой помощи при тепловом и солнечном ударе.
На станции «Туристята» требуется правильно поставить палатку (вместе с руководителем), сложить из поленьев костер (тип костра указывает судья этапа), установить на костре таганок и котелок; проявить осведомленность в знании традиций и законов юных туристов.
На станции «Деревья - лесные обитатели» нужно определить и назвать растения на определенной территории (площадка 5х5 м); отгадать загадки о деревьях, кустарниках, цветах, грибах, нарисовать отгадки.
На станции «Следопыт» проводится игра «Найди клад». В игре требуется проявить умение ориентироваться по указателям и отвечать на вопросы о природе и ее обитателях.
На станции «Ориентирование» проводится игра с использованием компаса и нахождением сторон горизонта. Для участия в игре требуется знать условные знаки на топографических картах, отгадывать загадки.
На станции «Краеведение» проводится викторина о городе.
2. Туристская полоса препятствий – прохождение туристских этапов на время. Возможные этапы: кочки, бревно, бабочка, мышеловка, маятник, паутина.
3. Конкурсная программа
а) Представление команд (команды должны рассказать о себе, подготовить эмблему, девиз, исполнить песню).
б) конкурс плакатов на тему «Мой любимый город» (плакаты готовятся заранее и представляются жюри в начале слета).
Полоса препятствий
Препятствие «Бревно»
Самый простой вариант – когда бревно лежит на земле между двумя деревьями. Над бревном на уровне груди ребенка натянута веревка диаметром 10 мм. Это «гибкие» перила, за которые можно держаться, передвигаясь по бревну боком. Веревка крепится с помощью карабина.
Более сложный вариант – когда бревно перекинуто через небольшой овражек. Овражек не должен быть очень глубоким, так чтобы взрослый, стоя на дне, мог подстраховать ребенка.
Еще более сложный вариант, если бревно тоже подвешено на некотором расстоянии над землей. В этом случае оно представляет собой довольно условную «твердую» опору, и двигаться по нему гораздо труднее.
Препятствие «Параллельные перила»
Это модификация препятствия «Бревно», где бревно заменено толстой веревкой.
Нижняя веревка натягивается над землей на расстоянии 30-50 см. Расстояние между нижней и верхней веревкой – в рост ребенка. Веревки натягиваются очень туго. Ребенок передвигается боком, держась руками за верхнюю веревку и переступая приставными шагами по нижней.
Препятствие «Бабочка»
Это усложненный вариант параллельных перил. Веревки натянуты не параллельно друг другу, а под углом друг к другу. Там, где расстояние между ними шире, двигаться очень сложно. Особенно сложно преодолеть само сужение в центре пути.
Препятствие «Паутина»
Паутина – сеть из туго натянутых в разных направлениях веревок, по которым нужно пробираться из одного конца в другой, не касаясь земли.
Препятствие «Мышеловка»
«Мышеловка» - тоннель из веревок. По нему необходимо проползти, не задев веревки над головой. Чем ниже «своды» тоннеля и чем он длиннее, тем сложнее по нему двигаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Детские туризм в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ"
Нетрадиционное оздоровление детей в нашем детском саду заключается ещё и в том, что одной из интересных форм работы стал детский туризм. Готовясь к походу, мы продумываем для детей сюрпризы, игры. Ро...
Авторская программа по туризму с детьми дошкольного возраста."Азбука туризма"
Предлагаемая прграмма разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным матертиалом по дошкольно...
ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»
Краткая аннотация ОЭР Гипотеза исследования:Апробация профилактических модели и программы ДОО, соответствующих требованиям ФГОС ДО и об...
«Программа сетевого взаимодействия представителей социума в процессе физкультурно-оздоровительной работы»
Сетевое взаимодействие даёт возможность повышения качества деятельности учреждений, оптимизирует образовательное пространство. Это обмен опытом, расширение возможностей для профессионального диалога п...
Сетевое взаимодействие "Образовательный туризм"
Сетевое взаимодействие "Образовательный туризм"...
Занятия в средней группе по программе сетевой инновационной площадки «ПиктоМир».
Занятия в средней группе по программе сетевой инновационной площадки «ПиктоМир». Тема: "Робот - друг человека". Задачи : познакомить воспитанников с понятиями &qu...
Программа сетевого взаимодействия МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с учреждениями социума «Социальное партнёрство»
Программа сетевого взаимодействия МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с учреждениями социума «Социальное партнёрство». Целью Программы является создание взаимовыгодного социал...