ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ).
статья по теме

Кругова Наталья Викторовна

Статья для педагогов 

Авторы: Инна Александровна Толстун - воспитатель

Наталья Викторовна Кругова - педагог - психолог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ(ОВЗ).

Инна Александровна Толстун - воспитатель

Наталья Викторовна Кругова - педагог - психолог

Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди них следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень медицины, и т.д. Не является исключением и наш город.

В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы людей с ОВЗ, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходили в специальных интернатах, практически изолированно от общества. В современном обществе происходит постепенное  изменение установок, признание прав каждой личности, независимо от её физического, психического или интеллектуального состояния. Проявлениями этих тенденций является укоренение представлений о праве каждого ребенка воспитываться в семье (Конвенция о правах ребенка, 1989) и расширение инфраструктуры социально-реабилитационных учреждений в помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. 
В настоящее время меняется и общественное сознание в отношении детей с ограниченными возможностями. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Хотелось бы заметить, что идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии, в отношении детей теперь нормой считается говорить не «инвалид», а «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья». 
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, предпринимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленными к интеграции в социальнокультурную жизнь.
Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями в современном обществе становится всё злободневнее. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ограниченными возможностями, развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социально-культурной дезадаптации. 
В условиях кризиса всех сторон жизнедеятельности обостряются противоречия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Родителям очень сложно принять, осознать  проблему и начать конструктивно решать её.
Наш социум переживает воздействие двух масштабных, но разнонаправленных тенденций. С одной стороны, общество борется за повышение  значимости прав человека, становление гражданского общества. С другой стороны, объективные условия социального развития, экономические проблемы, хаотичность кризисных изменений, делают сложной,  или невозможной задачу рационального приспособления к ним, приводят к тому, что адаптация для многих людей приобретает вынужденный характер, ее содержание минимально, она имеет целью выживание, а не развитие. 
Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные. Целью подобной работы должно стать формирование у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития его профессиональной карьеры. Кроме того, необходимо проводить формирование у родителей детей с ограничениями по состоянию здоровья адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в профессиональное обучение их детей.

Для реализации данных целей следует при взаимодействии с родителями детей с ОВЗ решать следующие задачи:

1) формировать у родителей адекватные представления как о возможностях, так и об ограничениях их детей в процессе их профессионального обучения и последующего построения профессиональной карьеры;

2) создавать у родителей понимание того, что они должны формировать у своих детей ответственность за себя самого, умение самостоятельно принимать жизненно важные решения;

3) формировать у родителей понимание того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от заболевания их ребенка.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ, недостаточность эмоционально-теплых отношений часто провоцируют развитие у детей неэффективных форм взаимодействия с социумом и формируют дезадаптивные черты личности. Преобладающими негативными личностными чертами становятся агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность от окружающего мира, коммуникативные нарушения.

В связи с этим необходимо реализовывать следующие направления работы с родителями детей с ОВЗ:

1) обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

2) обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;

3) коррекция понимания родителями проблем их ребенка — преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;

4) коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);

5) коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

Различают несколько кризисных периодов в жизни родителей детей с ОВЗ.

1-й период — когда родители узнают, что их ребенок имеет ограничения по состоянию здоровья. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребенка; в первые три года жизни ребенка; при поступлении в школу.

2-й период — когда ребенок постепенно осознает, что он не такой, как все.

3-й период — когда встает вопрос получения профессии и последующего трудоустройства. Родители все чаще думают о том, что же будет с их ребенком, когда их не станет.

Каждый из этих периодов может стать источником сильной личностной деформации родителей ребенка с ОВЗ. Именно в эти периоды помощь специалистов, поддержка окружения становится особенно актуальной.

Литература

Вроно Е.М. Несчастливые дети — трудные родители: наблюдения детского психиатра. — М., 1997.

Дрожжина Е.С. Сопровождение профессиональной карьеры лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2008.

Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль руководителя в организации взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО

Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п...

Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение равного ...

Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное о...

Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреп...

Консультация для воспитателей "Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья."

Рекомендации по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ;  способы  установления  прочного партнерского  контакта с родителями для решения проблем ребенка....

Проведение мастер-класса по теме "Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников и их родителей"

Проведение мастер-класса по теме «Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников и их родителей»...