Исследование мотивации учения у дошкольников
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему
Исследование мотивации учения у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_podgotovitelnoy_gruppy.pptx | 563.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Исследование внутренней позиции дошкольника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Методики использованные в исследовании 1.Стандартная беседа Т.А. Нежновой 2. «Две школы» А. Л. Венгер 3. «Методика исследования мотивации учения у дошкольников» М.Р. Гинзбург
№ 1. Стандартная беседа Нежновой Цель : исследование внутренней позиции дошкольника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника .
Я буду задавать тебе вопросы и предлагать готовые ответы. А ты выберешь тот ответ, который тебе больше понравится. Инструкция :
Стимульный материал
Варианты ответов и их оценка : А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.
Интерпретация результатов : Уровень формирования внутренней позиции дошкольника Характеристика Результат Достаточный Школьно-учебная ориентация ребенка и позитивное отношение к школе (внутренняя позиция дошкольника сформирована достаточно) 10-9 баллов Начальный Интерес ребенка в основном к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции дошкольника ) 8-5 баллов Низкий Ребенок не проявляет интерес к школе (внутренняя позиция дошкольника не сформирована) 4-0 баллов
№2 « Две школы» Венгер А. Л Цель : исследование внутренней позиции дошкольника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше. Инструкция :
Стимульный материал Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из двух вариантов поведения . 1. Если бы было две школы — одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая — только с уроками пения, рисования и физкультуры, в какой из них ты бы хотел учиться? 2. Если бы было две школы — одна с уроками и переменками, а другая -только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться? 3. Если бы было две школы — в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы — в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться? 5. Если бы было две школы — в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться? 6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал? 7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год," — согласился бы ты с таким предложением? 8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", — согласился бы ты с таким предложением? 9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
За каждый правильный ответ дается — 1 балл, З а неправильный — 0 баллов . Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше. Интерпретация результатов:
№3. « Методика исследования мотивации учения у дошкольников » (Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбургом, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.) Форма проведения : индивидуальная. Оборудование: стимульный материал к методике . Цель: исследование внутренней позиции дошкольника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
«Сейчас я прочитаю тебе рассказ". Инструкция :
" Мальчики и девочки разговаривали о школе . Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил ". На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком Ж енская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. №1. Внешний мотив
№2. Учебный мотив Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился ". Воспитатель выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой.
№3. Игровой мотив Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть ". Воспитатель выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч.
№4 . Позиционный мотив Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким« Воспитатель выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль.
№5 . Социальный мотив . Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь". Воспитатель выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию.
№6 . Мотив отметка. Шестая девочка сказала: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки ". Воспитатель выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь.
Обработка результатов:
Внешний мотив - 0 баллов; Игровой мотив - 1 балл; Получение отметки - 2 балла; Позиционный мотив - 3 балла; Социальный мотив - 4 балла; Учебный мотив - 5 баллов. Мотивы:
Интерпретация результатов: Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количество баллов соответствующего выбора. Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. дошкольниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о
сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности. Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого. Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой. Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации, у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом. Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.
Оценочная таблица уровней мотивации
Количественный уровень : I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов; II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов; III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов; IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов; V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях. Интерпретация результатов:
Данные исследования на базе ГБОУ детский сад № 924 № п. п . Возраст Имя Стандартная беседа Нежновой «Мотивы учения» М.Р. Гинзбург «Две школы» А.Л. Венгер 1 5л.11м. Джамал 4 ↓ 3 ↑ 0 ↓ 2 6л. 3м. Дима 8 ↑ 12 ↑ 5 ↑ 3 6л Катя 9 ↑ 12 ↑ 5 ↑ 4 6л. 5м. Лера 10 ↑ 12 ↑ 6 ↑ 5 6л. 9м. Маша 8 ↑ 10 ↑ 5 ↑ 6 6л.10м. Никон 8 ↑ 9 ↔ 5 ↑ 7 6л. 5м. Лиза 5 ↓ 7 ↓ 3 ↓ 8 6л.5м. Вика 9 ↑ 6 ↓ 4 ↔ 9 6л.8м. Богдан 4 ↓ 10 ↑ 3 ↓ 10 6л.7м. Егор 10 ↑ 8 ↔ 5 ↑
Обработка результатов: 1. Джамал : не проявляет интерес к школе (внутренняя позиция не сформирована. 2 . Дима: интерес в основном к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции). 3 . Катя: ориентирована на положительное отношение к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована ) 4 . Лера: внутренняя позиция школьника достаточно сформирована. 5 . Маша: внутренняя позиция школьника на начальной стадии формирования . 6 . Никон: начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. 7 . Лиза: начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. 8. Вика: по методике Нежновой внутренняя позиция достаточно сформирована. 9 . Богдан: по методике Гинзбурга высокий уровень готовности к школе, по двум другим методикам – внутренняя позиция школьника не сформирована. 10. Егор: внутренняя позиция школьника достаточно сформирована .
В ходе исследования мотивации учения у дошкольников, мы выяснили, что в основном внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования. Интерес детей преимущественно ко внешней атрибутике школьной жизни. Мотивация у дошкольников разная, но наиболее часто преобладают позиционный, оценочный, игровой мотивы, реже – учебный и социальный. Дети хотят ходить в школу, чтобы почувствовать себя взрослыми, повысить свой статус в глазах других детей и взрослых. Они хотят зарабатывать пятерки, потому что знают, что их будут хвалить взрослые. Также им хочется играть и общаться с другими детьми. Выводы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Проявление навыков и учений у дошкольников в Социальной среде».
Педагогам нужно стремиться во всех видах деятельности вестикропотливую работу но формированию этих навыков. Осуществлятьпоставленные задачи через игры, в трудовой деятельности, познавательной, через ч...
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен
Труд дошкольников очень важен для будующей жизни....
Консультация для родителей о труде «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен» Народная мудрость.
Консультация для родителей о труде«Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»Народная мудрость....
Консультация для родителей на тему:Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Давайте трудиться в воспитании наших детей вместе!Формировать у них представление о сути и значении трудовых действий,...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»
В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, ...
Конспект развлечения к празднику «День знаний» Тема. «Ученье свет, а не ученье – тьма».
Данное развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Развлечение проводится в форме квест- игры. Дети приходят на помощь гласным буквам перемещаясь по зданию детского ...
«Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»
В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольн...