Статья "Подготовка дошкольников к учению в школе"
статья на тему
В последние годы уделяется много внимания проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности ребенка к школьному обучению.Эта статья о том,как привильно подготовить ребенка к новому этапу в его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_4.docx | 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка дошкольников к учению в школе.
Переход от дошкольного периода к этапу школьной жизни характеризуется существенными изменениями в системе взаимоотношений ребенка с окружающим миром, а также всего его образа жизни. Для будущего первоклассника учение – новая трудовая обязанность, способ подготовки к будущей жизни, а не только деятельность по усвоению знаний, умений и навыков.
Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном возрасте обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к обучению в школе. Кроме достижения уровня развития познавательных процессов, подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми.
Готовность ребенка дошкольного возраста к учению в школе определяет его мотивационная готовность, которая включает в себя развитую потребность в знаниях, умениях и стремление ребенка к самосовершенствованию. В представление о мотивационной готовности входит высокий уровень у ребенка в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний. Без мотивационной готовности ни о какой другой готовности ребенка к обучению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений.
Второй фактор психологической готовности к учению можно назвать интеллектуально-познавательным. Он предполагает развитость основных психических процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Все познавательные процессы у детей должны развиваться систематически и системно, обязательно включать как внешние, практические действия с предметами, так и внутренние, умственные, связанные с использованием символической функции и знаковых систем. Сама же деятельность детей должна носить творческий характер.
Еще один показатель готовности – развитость самой практической деятельности ребенка с материальными предметами, включая те ее компоненты, которые встречаются в школьном обучении.
Мотивационно-структурный анализ сформированности учебной деятельности предполагает:
-принятия ребенком учебной задачи как руководства к действию,
-сохранения принятой задачи или соскальзывания на другую в процессе ее выполнения,
-сохранения или потери интереса в ходе ее решения.
Другой момент сформированности учебной деятельности представляет собой выяснение:
-отношение ребенка к учителю, которое может проявляться в реагировании на замечания учителя, в их принятии или игнорировании, в отношении учащегося к оказываемой ему помощи со стороны учителя.
Функциональные признаки сформированности учебной деятельности содержат в себе характеристику исполнительной части деятельности, а также ее контрольной части. Характеристика ориентировочной части деятельности предполагает установление наличия самой ориентировки(способен ли ребенок анализировать заданные образцы действий, оценивать получаемый продукт, соотносить его с заданным образцом).
Характеристика исполнительной части деятельности включает:
-выполнение деятельности методом проб и ошибок, без анализа полученного результата или с соотнесением результата с условиями выполнения,
-наличие или отсутствие самоконтроля деятельности,
-копирование учащимся действий взрослого ли другого учащегося или самостоятельное выполнение деятельности. Характеристика контрольной части деятельности содержит в себе информацию о том, замечает ли ребенок ошибки, исправляет их или пропускает, не замечая.
Я хочу охарактеризовать те виды занятий с детьми дошкольного возраста, которые лучше всего обеспечивают их психологическую подготовку к обучению. Главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к учению, которая в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь, сделав учение интересным занятием для ребенка, т.е. проводя в форме специальных учебно-дидактических игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Первое требование к учебно-дидактическим играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующие требования:
-способность порождать непосредственный интерес у детей;
-предоставление детям возможности проявить свои способности;
-вовлечение ребенка в соревнование с другими детьми;
-обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
-доступность в игре для ребенка источников новых знаний, умений и навыков;
-получение заслуженных поощрений за успехи.
К концу дошкольного детства доступными и сравнительно простыми источниками получения новых знаний, умений и навыков для детей должны становиться взрослые люди и книги. Немаловажную роль в обеспечении интеллектуально-познавательной готовности ребенка к обучению в школе играет характер тех игрушек, с которыми он имеет дело. Необходимо , чтобы у дошкольников было большое разнообразие игрушек, которыми они могли бы свободно распоряжаться. Детям важно предоставлять возможность и стимулировать их к самостоятельному исследованию окружающих предметов. Для детей в процессе подготовки в школе необходимы такие игры, которые открываю для них новые знания, которые помогаю развить воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности.
Так как при подготовке детей в школе ведущим видом деятельности является игра, то ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использования символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта. Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Оно, как показал Л.С.Выготский, идет по линии соединения речи с мышлением и ее интеллектуализации.
Обучение чтению в дошкольном возрасте проходит в два этапа: аналитический и синтетический. На аналитическом этапе дети овладевают чтением отдельных частей слов, улавливают отношения, существующие между звуками и буквами, овладевают механизмом чтения слогов, объединения их в слова. Синтетический этап предполагает обучение чтению целых слов, словосочетаний, предложений и фраз. Обучая детей дошкольного возраста, можно добиться того, чтобы уже к семилетнему возрасту они уже владели навыками синтетического чтения. Для этого необходимо:
-выработка внимания к грамматическим признакам слов
-обучение прогнозированию при чтении, т.е. умению догадываться о возможном смысловом и словесном продолжении текста
-обучению слитному чтению слов
-обучение выделению и слитному чтению фонетического слова
-формировать умения объединять слова в словосочетания, считывать их без повторног чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программа развития и воспитания дошкольников (в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»)) на 2013-2014 учебный год Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения средней общеобразовательной школы .
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………...
Учения в школе «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Учения в школе «Азбука безопасности»для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения и безопасности на улице, дома, пе...
Учения в школе «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Учения в школе «Азбука безопасности»для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения и безопасности на ули...
Сценарий спортивно-конкурсной программы для дошкольников «Армейские учения»
Посвященная празднованию 23 февраля.Участники; 2 команды мальчиков (старшая, подготовительная группа детского сада), жюри из числа девочек, болельщики.Цель: Создание доброжелательной, праздничной атмо...
Конспект "Учения в "Школе светофора""
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию знаний детей о правилах пешеходов....
Фотоотчёт к занятию «Учения в «Школе светофора»
Фотографии о проведённом занятие и подготовки к нему....