Анализ среды, аналитическая записка.
материал (средняя группа) на тему
Описание предметно-развивающей среды в средней группе "Рябинка" МКДОУ №3 "Радуга". Аналитическая записка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_razvivayushchey_sredy_analiticheskaya_zapiska.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно – пространственная развивающая среда группы организована с учѐтом требований ФГОС, где постаралась уместить все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребѐнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учѐта половых и возрастных различий детей.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
Направление: Художественно — эстетическое развитие.
В центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, трафареты, картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Направление: Речевое развитие.
Центр «Мир книги».
Данный центр включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказкам. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке представлены фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся и их литературные произведения. Так-же в данном центре есть выставка книг, которые дети делали самостоятельно со своими родителями.
В центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, зеркала и др. Там же представлены дидактические игры для развития мелкой моторики, такие как – «Шнуровка», «Бусы», «Мозаика», «Он, Она, Оно», и пр., комплекс пальчиковых игр.
Направление: Познавательное развитие.
Центры организованы и представлены с учѐтом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Подобранный наглядно - дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира.
Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (камни, песок, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. Дети имеют возможность превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы, детское «Судоку», наборы геометрических фигур. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Игровое оборудование создаѐт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
Центр решает следующие задачи:
∙ целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
∙ воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного поселка и России, фотография президента РФ, государственные флаги по количеству детей. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «ЗАТО п. Солнечный», «Моя семья».
«Строительный» (конструктивный) центр, несмотря на то, что сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства - достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
В «Музыкальном» центре представлены различные музыкальные инструменты: барабаны, маракасы, металлофоны, синтезатор, погремушки по количеству детей и пр. Дети имеют возможность пользоваться данными инструментами по желанию.
«Театрализованный» центр (он же Мини-музей «Театр») - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Здесь был оформлен мини-музей «Театр», где представлены различные экспонаты: «Театр на ложках», «Театр из спичечных коробков», «Пальчиковый мини-театр», «Бибабо», «Татр масок», «Костюмированный театр», «Кукольный театр», «Настольный театр» и др. Детям предоставляется возможность действовать, играть с различными персонажами и героями сказок.
Направление: Социально-личностное развитие.
Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в легкодоступных для детей местах. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих). Дети с удовольствием играют в различные игры: «Магазин», «Семья», «Парикмахерская» и т. д.
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащѐн необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Направление: Физическое развитие.
Центр «Здоровячек» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование (обручи, скакалки, «Дарц» и пр.), так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей (мешочки для метания, гантели, «Бильбоке», дорожки для профилактики плоскостопия, дыхательный тренажер). Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия, поэтому в спальне расположен «Уголок уединения».
Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место с различными животными (мягкими игрушками), которым ребѐнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая записка «Построение предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе с учетом ФГОС»
Аналитическая записка "Построение предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе с учетом ФГОС"...
Аналитическая записка по пространственно развивающей среде
Аналитическая записка...
Предметно-пространственная среда музыкального зала (аналитическая записка)
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала отражает содержание различных образовательных областей:социально-коммуникативное развитие;познавательное развитие;речевое развитие;художе...
Аналитическая записка по результатам анкетирования среди педагогов по теме "Что мы знаем о профориентации дошкольников"
Анализ анкет педагогов...
Анализ среды, аналитическая записка
Анализ среды, аналитическая записка....
Аналитическая записка записка по результатам анкетирования родителей
Взаимодействие семьи и ДОУ организованное по принципу сотрудничества позволит и в дальнейшем создавать благоприятные условия для развития детей....
Аналитическая записка развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
Описание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе...