Учебно-методическое пособие "Развитие мелкой моторики рук"
методическая разработка на тему

Барабуля Оксана Геннадьевна

В данном методическом пособии раскрывается уровень развития мелкой моторики. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и вос- приятием ребѐнка. Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Обычно ребѐнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хо- рошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Поэтому, не- смотря на многообразие методов и приѐмов по развитию мелкой мото- рики дошкольников в практике, зачастую, отсутствует системный под- ход к решению данной проблемы. Методическое пособие рекомендовано для использования в работе воспитателя, воспитателя логопедической группы, логопеда, при пла- нировании планомерной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Всѐ это способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребѐнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx1008.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №15 «Дружба»

г. Новокубанска, муниципального образования Новокубанский район

352244 Краснодарский край г. Новокубанск, ул. Новаторов,10 тел.8(86195) 3-40-43

Развитие мелкой моторики руки дошкольника.

        Барабуля О.Г.C:\Users\Анюта\Desktop\фоточки 2013 малыши\комочки для презентации\DSCF0069.JPG

                                       Воспитатель

                                       МДОБУ №15 «Дружба».

                               

                                                                     г. Новокубанск   2014 год.

C:\Users\Анюта\Desktop\разные фото\фото\P1060296.JPG  C:\Users\Анюта\Desktop\разные фото\фото мастер класс 2014 год Барабуля\P1060303.JPG

Фамилия Имя Отчество                            Барабуля Оксана Геннадьевна

Должность                                                   воспитатель

Место работы                                             МДОБУ №15, г. Новокубанска

Наименование образовательного        Государственное образовательное

                                                                         учреждение высшего                

                                                                         профессионального образования

                                                                          « Армавирская государственная                            

                                                                              педагогическая академия»                                            Год окончания                                            2011 год.

Полученная специальность                     «Логопедия»

Квалификация по диплому                      «Учитель-логопед»

Стаж педагогической работы                    26 лет

 Квалификационная категория               высшая

Развитие мелкой моторики рук.

Источники способностей и дарований –

детей на кончиках их пальцев.

В.А.Сухомлинский

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. 

 Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов  до очень сложных движений.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. 

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. 

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. 

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

  На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

 

Развитию ручной моторики способствуют также:

-Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

-Нанизывание бус, бисероплетение;

-Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

-Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

-Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

-Рисование по точкам, пунктирным линиям;

-Массаж рук. Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

-Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца. 

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе. 

Организация предметно-развивающей среды

по мелкой моторике в группе детского сада.

  Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу детского сада – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторике. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.).
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые  пластмассовыми пульками). Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

     Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:

-прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;

-клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

-шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

-игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна

-сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

-грецкие орехи для массажа;

       Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребёнка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.

       Особая роль отводится различным формам пальчиковой гимнастики, ведь развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Все упражнения сопровождаются речевым материалом, таким образом, происходит развитие не только мелкой моторике, но и улучшение речи.

      Проводя пальчиковые игры на выкладывание фигур и предметов, мы развиваем у детей захват указательным и большим пальцем, совершенствуем движение «глаз-рука», развиваем воображение. Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т.д.

      В работе по развитию мелкой моторики  очень эффективно использовать театрализованные игры:

-пальчиковый театр

-перчаточный театр

-настольный театр

        Данные игры помогают не только развитию мелкой моторики, но и в работе над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.

C:\Users\Анюта\Desktop\разные фото\фото мастер класс 2014 год Барабуля\P1060259.JPG

C:\Users\Анюта\Desktop\разные фото\фото\P1060268.JPG

C:\Users\Анюта\Desktop\разные фото\фото мастер класс 2014 год Барабуля\P1060263.JPG

C:\Users\Анюта\Desktop\DSCF9168.JPG

Упражнения и игры

для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика. Ею можно заниматься с малышами практически с рождения.  Гимнастика заключается в похлопываниях, поглаживаниях, сгибании пальчиков малыша. При этом желательно напевать потешки и песенки, чтобы малышу не было скучно.

Отвинчивание и закручивание крышек на бутылках и банках. Уже с годика можно обучать ребёнка отвинчивать и завинчивать крышки.

Переворачивание страниц в книге – ещё одно упражнение для развития мелкой моторики, которым можно заниматься уже с 1 года.

Разрывание бумаги. Этим можно заниматься месяцев с 6-7, когда малыш уже достаточно хорошо владеет своими ручонками и способен порвать кусок бумаги. Какая весёлая забава – рвать бумагу и слушать её шелест!

Шнуровка

Завязывание шнурков. Конечно, вы можете купить  дорогую развивающую игрушку-шнуровку, но зачем тратить лишние деньги? Лучше отдайте ребёнку ваш старый ненужный ботинок на шнуровке! Поверьте, для малыша это будет интересной игрушкой. Ещё лучше, приобретите малышу обувь на шнуровке и учите его завязывать шнурки каждый раз при выходе на улицу.

Открывание и закрывание молний. Позвольте малышу одеваться самостоятельно и застёгивать молнии на своей одежде.
Также полезно застёгивать кнопки, крючки и пряжки на одежде. Например, мамин бюстгальтер станет отличным пособием по застёгиванию крючков.

Рисование и раскрашивание картинок.  Полезно также обводить по контуру картинки, которые нарисованы пунктиром или соединять линиями картинки из точек. Особенно хорошо для развития мелкой моторики рисование на вертикальных поверхностях: на стене, на зеркале, на специальной доске для рисования. Можно рисовать на зеркале, например, помадой или специальными мелками для рисования на любых поверхностях.

Ещё ребёнка наверняка заинтересует идея рисования ногами! Пусть ребёнок зажмёт карандаш, фломастер, кисть между большим и указательным пальцем ноги и попробует рисовать. Это очень интересно и занятно, а главное – полезно, поскольку благодаря непривычным  действиям происходит интенсивная стимуляция речевых и моторных центров головного мозга. Ещё можно собирать ногами  мелкие вещи с пола. Схема та же – ребёнок зажимает вещь между пальцами ноги и поднимает её.

Собирание мозаик (паззлов). Чем больше мелких частей в мозаике, тем эффективнее развивается мелкая моторика. Однако для малышей до 3 лет следует подбирать мозаику из малого количества крупных частей!

Вырезание картинок из журналов, аппликаций из цветной бумаги и картона с последующим наклеиванием. Вообще манипуляции ножницами отлично развивают мелкую моторику.  Так что вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы – пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки, а не клеит готовые наклейки в журнал.  Создавайте вместе с ребёнком интересные поделки из подручных материалов.

Что и как можно вырезать ножницами? Для начала научите малыша просто отрезать края у прямоугольного кусочка бумаги. А также:

  • резать извилистыми линями,
  • резать кривыми линиями со множеством изломов,
  • вырезать фигуры с изгибами и углами
  • вырезать окружности

Идеально обучить ребёнка вырезать снежинку из белого листа бумаги. Снежинки могут быть с любыми узорами, это настоящее произведение искусства!

Игры с мелкими объектами. Например, можно насыпать в миску несколько видов круп с зёрнами разного размера и формы, фасоль, макароны, бусинки, пуговицы. Пусть ребёнок перебирает все эти предметы, ощупывает их руками. Помните, как в сказке злая мачеха заставила Золушку перебирать крупу, чтобы отделить рис от чечевицы? Так это замечательная тренировка для пальчиков! Позвольте малышу перебирать крупу и раскладывать её по баночкам или бутылкам с узким горлышком, пока ему не надоест.

Кстати, весьма полезным приобретением будет классическая хрюшка-копилка. Закладывая монеты в щель копилки, ребёнок тренирует пальчики.

Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами! Помните, что мелкие предметы представляют опасность для маленьких детей, которые способны засунуть бусинку себе в рот, нос или даже ухо.

Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног.


Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Малыш учится управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками – формируется пинцетный захват. Затем ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка  на внешние раздражители.
Даже почерк каждого человека имеет свои особенности, связанные именно развитием мелкой моторики рук!

          Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

           К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви  и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.         А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

        Теперь вы видите, как важно с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику!

       Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Сейчас продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а сделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он попробует наощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита.

         Любая информация легче всего воспринимается в игре!

Система коррекционной работы

по развитию мелкой моторики пальцев рук.


           Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию).

Для реализации цели определила следующие задачи:

1.Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
2.Развивать тактильную чувствительность рук детей.
3.Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
4.Сформировать элементарные специфические графические навыки.
5.Подготовить руку ребенка к письму.

Для решения задач использую следующие средства:

1.Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)
2.Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

         Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
        Игры (дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
        Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
        Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
         Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую
разнообразные приемы:

1.Пальчиковая гимнастика;
Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
2.Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
3.Сминание пальцами комочков из бумаги;
Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
4.Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)
5.Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д)
6.Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей - ниткопись.

7.Шнуровка на различных предметах;
8.Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
9.Завязывание и развязывание бантов, узлов;
10.Застегивание пуговиц, молний, крючков;

11.Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

12.Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
13.Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру.
14.Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн"
15.Игры с "осьминогом" (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.
16.Изготовление бус из разноцветных скрепок.

17.Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)
18.Графические упражнения - игры: " Дорожка", " По точкам", " Узоры крестиком" и др.
19.Физические упражнения, основанные на хватательных движениях
20.Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.
21.Лепка из соленого теста.
22.Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и тд.)
23.Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.
24.Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

В работе по развитию мелкой моторики

придерживаюсь некоторых правил:

- Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- Работу провожу регулярно, систематически.
- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

-  Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

            Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию. Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

          На занятиях обязательно включаю
физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки провожу в сочетании движений с речью детей. Текст составляю так, чтобы в одной физкультпаузе содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами.

           Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

Влияние мелкой моторики

на развитие речи дошкольников

 «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

(И. И. Павлов)

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности.

Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Игры-упражнения, которые я использую, учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

Чем больше число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях провожу, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.

Вспомним сказанное И. П. Павловым: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.

Так как для развития, совершенствования деятельности обоих полушарий мозга требуется длительное время, с этим связаны трудности пространственно-временной ориентации.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Таким образом, мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет связно, последовательно, логически рассуждать, у него развиты грамматические представления, память, мышление, внимание.

Усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи.

В коррекционно-развивающей работе я опираюсь на то, что для полноценного формирования речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук. В системе обучения предусмотрена взаимосвязь между моторики и звукопроизношением, моторики и связной речи, моторики и лексико-грамматического строя речи, моторики и высших психических функций. Предложенные игры и упражнения используются как часть индивидуального и подгруппового занятия.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики целесообразно сочетать речевым сопровождением. Если будет совместно работать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, то это дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики и графических навыков, которые помогают в решении 

следующих задач:

  • постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие высших психических функций.

Принципы, в основе которых лежит способ организации заданий:

  • постепенное усложнение игрового материала, сгруппированного по лексическим темам от простого к сложному;
  • игровые упражнения должны приносить детям радость;
  • при предъявлении игрового материала необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Для детей с нарушениями речи логопедические занятия зачастую бывают трудны, а к тому же для детей свойственно неустойчивое внимание и они быстро устают. Имеющие игровые упражнения в арсенале логопеда помогают разнообразить работу, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, развивают координацию движений, развивают чувство ритма, самоконтроль, синхронность выполнения движения и т.д., подготавливают руки к письму.

Такая целенаправленная работа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук детей способствует более быстрому и полноценному формированию речи.

Все представленные задания позволяют превратить занятия в увлекательную игру!

СЕРИЯ ПРЕЛОЖЕННЫХ МАЛЕНЬКИХ ШЕДЕВРОВ. 

1.Гриб «Мухомор»

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа. Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Красоту придаст вырезанная из самоклеящейся бумаги -  бабочка. Картина приобрела  свой образ.

2.Золотая рыбка

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа, рассматривание картинок с рыбками. Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Для придания картине шарма, предлагаем выполнить объёмные водоросли из зеленой бумаги. Другой вариант – пузырьки воды из  самоклеящейся бумаги.

3.Самолет

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа с ребенком  о воздушных видах транспорта.  Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Для оформления работы, можно наклеить тучи или облака из самоклеящейся бумаги. Второй вариант – облака можно выполнить из крупных кусков салфетки, предварительно смяв её приклеить на нужное место.

4.Парусник

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа и рассматривание разных моделей парусников, плотов, лодок.  Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Если мы остановимся на морском пейзаже, то приклеим чаек, вырезанных из самоклеящейся бумаги. Облака можно выполнить как из самоклеящейся бумаги, так и из салфеток, Для красоты приклеим развивающийся красный флаг на мачте.

5.Зонтик

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа о погоде, рассматривание детских и взрослых зонтиков, сравнение их между собой. Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Чтобы зонтик не казался скучным, оформим работу с помощью самоклеящейся бумаги, приклеим большую тучу и разного размера капли дождя.

6.Паравозик

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа, просмотр мультфильма про паровозик.  Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток.  Так как паровозик у нас веселый, украсим поляну, мимо которой он проезжает цветами из самоклеящейся бумаги, а можно сделать и из бумаги, объёмными. Добавим солнышко, облака. Пар из трубы паровозика выполним из салфетки.

7.Бабочка

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа. Рассматривание предметных картинок, где изображены разновидности бабочек. Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток.  Бабочка порхает – над цветами. Украсим картину ромашками. Её пестрый наряд так и сверкает. Нам нужно солнышко. Картина готова.

8.Ракета

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа и с ребенком о космосе, космических ракетах. Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Звездное небо – это необходимый атрибут, который придаст картине красоту.

9.Божья коровка

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа с ребенком. Рассматривание, рисование и просто раскрашивание божьей коровки.  Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Картина сама по себе яркая, но чтобы не было, пустоты  посадим, божью коровку на зеленый лист, где на солнце переливается утренняя капля росы, а вокруг растут ромашки.

10. Улиточка

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа и рассматривание улитки. Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Улитка безобидное существо, должно выглядеть прекрасно на фоне цветов.

11.Вертолет

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа с ребенком о самолете, вертолете их сравнить, найти отличия и сходства. Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Добавим для красоты неба облака из самоклеящейся бумаги.

12.Снеговик

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа с ребенком о времени года, его сезонных изменениях, зимних играх и забавах.  Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Снеговик на посту.

 

13.Солнышко

 Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа с ребенком о небесных светилах, рассматривание иллюстраций.  Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Плывут облака, словно белогривые лошадки, о солнышко большое, яркое, теплое, всем улыбается.

14.Кораблик на волнах

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа, рассматривание предметных картинок, иллюстраций. Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Усложняем, немного работу используем ватные палочки, и гофрированные полоски из салфеток для придания объёму нашей работы. Из гофрированных полосок выполняем волны, как в стихах. И бежит себе в волнах на раздутых парусах.

15.Букет цветов

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа о цветах, о их красоте.  Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Букет разнообразный, листья объёмные – плоскостные. Корзина, в которой стоят цветы, выполнена из разноцветных гофрированных  полосок.

16.Желтые цветы

Материал  для работы: Рамка формат А4, цветная ксероксная бумага, шаблоны или трафареты для выбора  рисунка, комочки из цветных салфеток, клей ПВА, ножницы, цветные салфетки, кусочки самоклеящейся бумаги.

Игровая мотивация. Индивидуальный подход к ребенку. Беседа. Воспитатель предлагает ребенку насколько вариантов рисунков для выполнения картины. Ребенок самостоятельно выбирает, тот рисунок, который ему понравился. Объясняет, почему он выбрал именно этот рисунок.

Выполнение задания. Далее вместе с воспитателем подготавливают картину к работе. Вырезают шаблон выбранного рисунка, выбирают фон, приклеивают шаблон на фон, и приступают к работе – выкладывают рисунок цветными комочками из салфеток. Листья выполняем из простой зеленой бумаги, объемными.

Литература:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
  4. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
С помощью этих методик может быть проведена 
диагностика развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.
Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 1Методика 1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
(На выполнение задания отводится 1 минута).
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 2Методика 2
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 3Методика 3
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.


Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
1 балл – 3 и более ошибок

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 4Методика 4
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии 
1 балл – 5 и более раз сошел с линии

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 5Методика 5
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.


Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками 
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 6Методика 6
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.


Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре 
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 7Методика 7
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка 
1 балл – 2 ошибки и более

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 8Методика 8
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.


Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки 
1 балл – 3 ошибки и более

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 9Методика 9
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.


Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки 
1 балл – 3 ошибки и более

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 10Методика 10
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

Диагностика развития мелкой моторики. Методика 11Методика 11
Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.
Оценка:
3 балла – скопировал правильно
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками
1 балл – не смог скопировать фразы

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие на развитие мелкой моторики рук или несколько идей как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить…

Развитие мелкой моторики рук или несколько идей как занять ребенка на кухне, чтобы все приготовить. Боулинг Лепка из теста Картины солью Фокус Кораблики и подводные лодк...

Учебно - методическое пособие "Развитие общей и мелкой моторики".

Виды детской деятельности по развитию общей и мелкой моторики. Рекомендации для педагогов и родителей....

Учебно - методическое пособие "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья «Необходимость  развития  мелкой  моторики  у  детей  дошкольног...

Учебно - методическое пособие:" Перспективное планирование коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми подготовительной логопедической группы, с опорой на лексические темы".

Источники способностей и дарований  детей на кончиках их пальцев.В.А.СухомлинскийОдним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его р...

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Собственная учебно- методическая разработка.Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.

Хотелось бы поделиться своим опытом в развитии мелкой моторики у детей младшего и среднего возраста....