Рабочая программа для младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему

Ахиярова Раушана Магсумовна

     Рабочая программа по развитию детей младшей группы №4 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_programma.docx112.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 4»

городского округа город Агидель Республики Башкортостан

Принято на заседании                                                      Утверждаю:

педсовета                                                                          Директор МАДОУ «Центр развития              

Протокол № 1                                                                   ребенка - детский сад №4»                                                                                                                                             от «08» сентября  2015г.                                                       __________А. Х.Салихова

                                                                  «08» сентября  2015г  № 89-ОД

Рабочая программа

на 2015-2016 учебный год

(младшая группа)

 

Срок реализации  Программы – 1 год.

                                                             

                                                                                    Воспитатели:

                                                                                       Ахиярова Р.М.

                                                                                     Саматова Г.Р.

   

     

2015 г.

Содержание Программы

Содержание

Стр.

1.1.

I. Целевой раздел Программы

Пояснительная записка

3

Цели и задачи обязательной части Программы

4

Принципы и подходы

4

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики

5

Контингент воспитанников группы

6

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

7

Педагогическая диагностика образовательной деятельности по Программе

8

II. Содержательный раздел Программы

2.1.

Содержание образования по образовательным областям

10

Учебный план

9

2.2.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы

10

Формы организации НОД

13

Планирование образовательной деятельности при работе

13

Сетка НОД

15

Модель организации деятельности взрослых и детей

15

Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день

16

Комплексно- тематическое планирование

18

2.3

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Система физкультурно - оздоровительной работы

23

Режим закаливания и оздоровления

24

2.4

Региональный компонент

25

Методическое обеспечение

26

2.5

Взаимодействие с семьей

27

III.Организационный раздел Программы

3.1.

Организация режима пребывания детей

30

3.2.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

30

3.3

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

31

Материально- техническое оснащение предметно-развивающей среды

32

Перечень методических пособий

34

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

      Рабочая  программа по развитию детей   младшей  группы  №4 разработана на основе  примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (2014г.) и образовательной программы   МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №4»,  в соответствии с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года).

     Рабочая программа по развитию детей младшей группы №4 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

     Реализуемая программа    строится на принципе личностно - развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
   Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами.
 -  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в   Российской  Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного    образования  (Утвержден приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по    основным общеобразовательным программа – образовательным программа   дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ      от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и         организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного    врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН»

2.4.3049-13);
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - «Центра развития ребенка - детского сада №4».

Сведения о педагогах

Педагог

Образование

Квалификационная категория

 Ахиярова Р.М.

 Среднее специальное

  первая

 Саматова Г.Р.

 Среднее специальное

 

Цели и задачи реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

 создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Достижение поставленной  цели предусматривают решение следующих задач:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их: общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация  воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного

образовательного учреждения и семьи.
    Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Республики Башкортостан.
 
Основной целью работы является развитие духовно- нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры  родного края.

   Принципы и подходы к организации образовательного процесса:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  •  сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  •  соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  •  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  •  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  •  основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  •  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  •  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

 допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.

Значимые для разработки и реализации  рабочей программы             характеристики.

         Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей младшей группы №4

     В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

     Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

     Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

     Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

     Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

     Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

      В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.

      Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

     Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

     В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступаю в качестве заместителей других.

     Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

     Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

     В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Детский контингент

Группа

Возраст

Количество детей

Количество мальчиков

Количество

девочек

младшая

3- 4 лет

25

12

13

 

1.2  Планируемые результаты освоения Программы

      Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы в младшем  дошкольном возрасте:

     «3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения  образовательных задач.

4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».

Выдержки из ФГОС (Приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г.  № 1155)

   К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка 3-4 лет:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им, в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).


Педагогическая диагностика образовательной деятельности детей по Программе

     Реализация программы «От рождения до школы»предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей на основе их дальнейшего планирования).

    Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической деятельности – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

    Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

II.Содержательный раздел

     2.1  Содержание образования по образовательным областям

     Содержание работы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Учебный план реализации ООП ДО в младшей группе №4 по примерной ООП ДО «От рождения до школы»:

Направление

развития

Виды детской деятельности

Количество НОД в неделю

Формы образовательной  деятельности

Физическое развитие

Двигательная деятельность

45 мин.

3 НОД

Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники

Познавательное развитие

 Познавательно-      исследовательская деятельность.  Формирование целостной картины мира. Формирование экологической культуры

15 мин.

1НОД

ФЦКМ, беседы, дидакти-ческие игры, рассматривание картин и иллюстраций, реализация проектов, викторины

ФЭМП

15 мин.

1 НОД

Дидактические и развива-ющие игры, реализация проектов

Речевое развитие

Развитие речи

Восприятие художественной литературы и фольклора

15 мин.

1 НОД

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произве-дений, чтение, разучивание стихов, театрализованная игра

Социально – коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность

ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Ежедневно в режимные моменты 15-20 мин

Поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ

Игровая деятельность

В режимные моменты

Сюжетно- ролевые, дидактические и др.

Художес-твенно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

30 мин.

2 НОД

Рисование, лепка, аппликация. Выставка.

Конструирование

В режимные моменты

Конструирование из бросового материала, из бумаги, из природного материала

Музыкальная деятельность

30 мин.

2 НОД

Слушание, исполнение, импровизация, музыкально- подвижные игры, досуги, праздники, развлечения

     2.2  Формы, способы, методы и средства реализации программы

Направление

развития

Формы образовательной деятельности

Физическое развитие

 

  • Подвижные игры,
  •  игровые упражнения,
  • игровая беседа с элементами движений,
  • утренняя гимнастика,
  • физкультурные занятия,
  •  спортивные игры,
  • физкультурные праздники

Социально – коммуникативное развитие

  • Игровое упражнение
  • Индивидуальная игра
  • Совместная с воспитателем игра
  • Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)
  • Игра
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Рассматривание
  • Чтение
  • Педагогическая ситуация
  • Праздник
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора
  • Поручение
  • Дежурство.

Речевое

развитие

  • Рассматривание
  • Игровая ситуация
  • Дидактическая  игра
  • Ситуация общения.
  • Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).
  • Интегративная деятельность
  • Хороводная игра с пением
  • Игра-драматизация
  • Чтение
  • Обсуждение
  • Рассказ
  • Игра

Познавательное развитие

  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Игра- экспериментирование
  • Исследовательская деятельность
  • Конструирование.
  • Развивающая игра
  • Экскурсия
  • Ситуативный разговор
  • Рассказ
  • Интегративная   деятельность
  • Беседа
  • Проблемная ситуация

Художественное- эстетическое

Развитие

  • Рассматривание  эстетически

    привлекательных  предметов

  • Игра
  • Организация выставок

    Изготовление  украшений

  • Слушание  соответствующей

    возрасту народной, классической,  

    детской  музыки

  • Экспериментирование со Звуками
  •  Музыкально -дидактическая игра
  •  Разучивание музыкальных игр и танцев
  • Совместное пение

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)

Для детей дошкольного возраста  (3 – 4 лет)

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 Формы организации  непосредственно-образовательной деятельности

   

        Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН  2.4.1.3049-13  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций",  утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26  (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный  № 28564).

 

Планирование образовательной деятельности при работе    

       

Базовая образовательная область

Периодич-

ность

Познание  Познавательно исследовательская и продуктивная

(конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира)

1

Познание. Формирование  целостной картины мира, расширение кругозора.

1

Развитие речи

     1

Рисование

Лепка

Аппликация

    1

    0,5

     0,5

Физическая культура

     3

Музыка

     2

Общее количество

    10

 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Базовая образовательная область

Периодичность

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

Ежедневно

Гигиенические процедуры

Ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

Ежедневно

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Дежурства

Ежедневно

Прогулки

Ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

Ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах развития

Ежедневно

Сетка   НОД

Дни недели

Время

НОД

Понедельник

9.10

Познание (ФЭМП)

15.40

Физкультура

Вторник

9.10

Развитие речи

15.40

Музыка

Среда

9.10

Познание

10.30

Физкультура на воздухе

Четверг

9.10

Рисование

15.40

Физкультура

Пятница

9.10

Аппликация  лепка

9.45

Музыка

Итого

2ч. 30мин

10 занятий

Промежуток между занятиями  10 мин.

 

Модель воспитательно-образовательного процесса

     Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

  • совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы  дошкольного образования

   Модель организации деятельности взрослых и детей

Совместная деятельность

взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

детей

Взаимодействие

с семьями

  • Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, простые эстафеты.
  • Игровая: игры с элементами сюжета, игры с правилами.
  • Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов
  • Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок.
  • Трудовая: совместные действия, поручение, задание, реализация проекта.
  • Познавательно-исследовательская: наблюдение, коллекционирование, реализация проекта, игры с правилами.
  • Музыкально - художественная: слушание, исполнение,  подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
  • Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской

Диагностирование

Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.

Совместное творчество детей и взрослых.

Инновационные формы с родителями:  онлайн-консультации, мастер-классы, круглые столы.

Модель организации воспитательно - образовательного процесса на день 

Образовательная область

Первая половина дня

Вторая половина дня

Социально –

коммуникативное  развитие

  • Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
  • Оценка эмоционального настроения группы
  • Формирование навыков культуры еды
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе
  • Эстетика быта
  • Тематические досуги в игровой форме
  • Работа в книжном уголке
  • Игры с правилами, сенсорные игровые задания

Познавательное развитие

  • ООД по познанию
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экскурсии по участку
  • Простые опыты
  • Развивающие игры

Досуги развивающего характера

  • Индивидуальная работа

Речевое развитие

  • ООД по развитию речи
  • Чтение
  • Беседа
  • Театрализованные игры
  • Развивающие игры
  • Дидактические игры
  •  Словесные игры
  • Чтение

Художественно-эстетическое развитие

  • Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
  • Эстетика быта
  • Рассматривание произведений искусства, слушание муз. произведений
  • Музыкально-художественные досуги
  • Индивидуальная работа

Физическое развитие

  • Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года
  • Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты)
  • Гигиенические процедуры Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, умывание прохладной водой, воздушные ванны)
  • Физкультминутки
  • ООД по физическому развитию
  • Прогулка в двигательной активности
  • Гимнастика после сна
  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
  • Физкультурные досуги, игры и развлечения
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)


КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

неделя

дата

Тема недели

Содержание

Мероприятия

1-я неделя

01.09 – 04.09.2015

«До свиданья лето, здравствуй детский сад!»

Продолжать знакомство с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

Музыкальный досуг

 «Здравствуй, малыш!»

2-я неделя

07.09 – 11.09.2015

«Игрушки»

Продолжать знакомить детей с игрушками в группе, их назначением, материалом, из которого они изготовлены. Познакомить с новыми функциями игрушек: можно украшать (елочные игрушки). Развивать умение определять цвет, форму, величину игрушек, их вес. Развивать интерес к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание содержать игровой уголок в детском саду и дома в порядке, приучать к аккуратности при обращении с игрушкой.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

3-я неделя

14.09 – 18.09.2015

«Я и моя семья»

Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представление о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления. Формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов своей семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представление о своей семье.

Спортивное развлечение

«В гостях у Мойдодыра»

4-я неделя

21.09 – 25.09.2015

«Домашние животные»

Расширять знания детей о домашних животных и птицах. Учить находить и различать характерные отличительные особенности животных и птиц.

Закреплять умение узнавать и называть животных и их детенышей: корова с теленком, свинья с поросенком, коза с козленком, лошадь с жеребенком, знакомить с некоторыми особенностями жизненных проявлений и повадок: чем питаются, какие звуки издают. Формировать навык словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных. Дать элементарные сведения о пользе домашних животных для человека и заботе человека о них. Воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять о них заботу.

Музыкальное развлечение

«Про деда, бабу и курочку Рябу» - кукольный  спектакль

5-я неделя

28.09 – 02.10.2015

«Дикие животные»

Знакомить с дикими животными: зайцем, лисой, медведем, белкой, ежом и их особенностями поведения осенью (как готовятся к зиме). Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Учить узнавать по внешнему виду лягушку, формировать знания о том, что она прыгает, квакает. Воспитывать любовь к животному миру.

Игра – драматизация « В гостях у медведя»

6-я неделя

05.10 – 09.10.2015

«Неделя здоровья»

Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Способствовать формированию культурно-гигиенических навыков. Учить использованию нетрадиционных методов оздоровления (чесночные бусы, игры на дыхание»

Чтение сказки «Мойдодыр»

7-я неделя

12.10.- 16.10.2015

«Мы играем в детском саду»

Формировать умение играть в коллективе. Расширять первичные гендерные представления.

Изготовление атрибутов к с-р играм.

8-я неделя

19.10. – 23.10.2015

«Овощи. Фрукты»

Расширять представления детей о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Формировать умение по внешнему виду, вкусу, форме различать овощи (огурец, помидор, морковь) и фрукты (яблоко, груша, персик). Познакомить детей с тем, какую пользу организму дает употребление в пищу овощей и фруктов. Дать представления о ягодах (малина, смородина), грибах (ядовитые и съедобные). Познакомить с видами сельскохозяйственного труда: уборка овощей – овощевод. Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду взрослых.

Выставка поделок из фруктов и овощей

9-я неделя

26.10 – 30.10.2015

«Осень»

Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Праздник «Осень»

10-я неделя

02.11.- 06.11.2015

«Мой любимый город»

Расширять представления о родном городе, его достопримечательностях.

Рассматривание альбома «Мой город Агидель»

11-я неделя

09.11.-13.11.2015

«Магазин одежды»

Формировать понятие обобщающего слова «одежда». Учить дифференцировать виды одежды по времени года, называть предметы одежды. Формировать умение классифицировать знакомые предметы (посуда – одежда). Познакомить с материалом – ткань, ее свойствами, сравнить с глиной. Познакомить с профессией продавца. Расширять представление о труде взрослых

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

12-я неделя

16.11.-20.11.2015

«Комнатные растения»

Уточнить представления детей о комнатных растениями. Учить различать листья, стебли, цветы, понимать, что корень находится в земле. Дать представления о том, что растения живые, им для роста нужны хорошие условия, земля, вода, воздух, тепло. Развивать эстетическое восприятие: комнатные цветы – это красиво, на них приятно смотреть, ими можно любоваться. Воспитывать любовь к живой природе, желание участвовать в уходе за ними.

Выставка детского творчества

13-я неделя

23.11.-27.11.2015

«Я и моя мама»

Расширять представления детей о сведениях, касающихся их, как индивидуальностей: ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть…, ты похож на маму или папу. Закреплять знания детей о своей семье, ее членах, их именах и родственных взаимоотношениях. Воспитывать любовь и уважение к матери.

Изготовление подарков для мамы, досуг «Милая мама»

14-я неделя

30.11.-04.12.2015

«Птицы»

Расширять знания о птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения домашних и диких птиц. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей).

Тематическое занятие «Птичий двор»

15-я неделя

07.12.-11.12.2015

«Книжки-малышки»

Формировать положительное отношение к книгам, умение бережно и аккуратно обращаться с ними.

Выставка

«Моя любимая книжка»

16-я неделя

14.12.-18.12.2015

«Мебель»

Закреплять название, свойства и качества основных предметов мебели (стол, стул, кровать, шкаф, диван).Формировать умение группировать и исключать предметы из группы по одному признаку.

Дидактическая игра «Угадай что это?»

17-я неделя

21.12.-25.12.2015

«Новый год»

Знакомить детей с праздником Нового года (красиво украшена елка, Дед Мороз приносит подарки). Воспитывать желание принимать участие в новогодних мероприятиях. Создать атмосферу праздничного настроения у детей в группе.

Новогодний утренник.

28.12.15г. - 08.01.16г.  Праздник «Новый год», «Каникулы»

18-я неделя

11.01.-15.01.2016

«Зимние забавы»

Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой.

Развлечение «Прощание с елочкой», «Зимние забавы»

19-я неделя

18.01.-22.01.2016

«Зима»

Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада.)

Физкультурное развлечение « В гостях у Снеговика»

20-я неделя

25.01.-29.01.2016

«Зимняя прогулка»

Формировать исследовательские и познавательные навыки экспериментирования с водой, льдом, снегом.

Выставка детского творчества.

21-я неделя

01.02.-05.02.2016

«Покормим птиц зимой»

Формировать представления о зимующих птицах, о необходимости им помогать.

Совместное изготовление кормушек для птиц с родителями

22-я неделя

08.02.-12.02.2016

«Домашние животные»

Расширять представления о домашних животных, о навыках заботливого отношения.

Развлечение «Как у нас во дворе»

23-я неделя

15.02.-19.02.2016

«Мой папа – защитник»

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления.

Развлечение «Папа – мой защитник

24-я неделя

22.02.-26.02.2016

«Посуда»

Познакомить детей с чайной, столовой, кухонной посудой и ее назначением.

Формировать умение проводить элементарную классификацию предметов посуды по назначению, использованию, форме, величине, цвету. Воспитывать культуру поведения. Познакомить со свойствами материалов, из которых изготовлена посуда. Приучать детей к безопасному поведению в быту, воспитывать аккуратность при обращении с предметами посуды.

Выставка совместного творчества «Лепим и раскрашиваем предметы посуды»

25-я неделя

29.02.-04.03.2016

«Мамин день»

Воспитывать уважение к мамам, бабушкам, воспитателям.

Праздник «8 марта», выставка поделок

26-я неделя

07.03.-11.03.2016

«Транспорт»

Познакомить с основными видами транспорта: наземный, воздушный, водный. Формировать умение дифференцировать транспорт по назначению: пассажирский, грузовой. Учить различать основные части транспортных средств: кузов, кабина, руль. Воспитывать уважение к работникам транспорта.

Продолжать знакомить с проезжей частью дороги, тротуаром, сигналами светофора. Обучать элементарным правилам дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения

27-я неделя

11.03.-18.03.2016

«Моя улица»

Дать представление об улице и доме. Знакомить детей с видами транспорта, с правилами поведения на улице, с элементарными правилами дорожного движения. Познакомить с профессией шофера, водителя автобуса, полицейский. Знакомить с проезжей частью дороги, тротуаром. Объяснить значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Пополнять словарь: улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус

Развлечение «В гостях у светофора»

28-я неделя

21.03.-25.03.2016

«Дом, в котором я живу»

Знакомить детей с родным поселком, его названием, объектами: улица, дом. Учить ориентироваться в ближайшем окружении, узнавать свой дом и улицу

Сказка «Теремок», дидактическая игра «Чей домик?»

29-я неделя

28.03.-01.04.2016

«Играем с водой и песком»

Дать представления о свойствах воды: льется, переливается, нагревается, охлаждается, прозрачная, и песка: сухой - рассыпается, влажный – лепится. Показать, что в теплой воде можно мыть посуду, игрушки и другие разные предметы. Развивать тактильные ощущения: учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать ее словами. Формировать исследовательский и познавательный интерес. Воспитывать привычку экономить воду, закрывать кран.

Тематическое развлечение «Ой, бежит ручьем вода»

30-я неделя

04.04.-08.04.2016

«Мое здоровье»

Научить детей различать и называть органы чувств: глаза, рот, нос, уши. Дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Продолжать знакомить детей с ценностями здоровья и здорового образа жизни.

День здоровья

31-я неделя

11.04.-15.04.2016

«Знакомство с народной культурой и традициями»

Расширять представление о народной игрушке (дымковская, матрешка). Продолжать знакомить с материалами, из которых они изготовлены: глина – дерево, их свойства. Научить выделять признаки материалов. Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Выставка детского творчества

32-я неделя

18.04.-22.04.2016

«Огород круглый год»

Формировать элементарные экологические представления о растениях.

Посадка лука, наблюдение за его ростом. Экскурсия на огород.

33-я неделя

25.04.-29.04.2016

«Весна»

Расширять представление о весне, как о времени года. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в погоде, природе: растения весной, поведение птиц. Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело – появилась трава и т.д.)

Развлечение «В весеннем лесу»

34-я неделя

03.05.-06.05.2016

«В середину вещей»

Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира. Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды. Познакомить с бумагой, ее свойствами, назначением. Учить сравнивать материалы, из которых изготовлены предметы: бумага – ткань, дерево – глина, определять их свойства: прочность, твердость, мягкость, делать простейшие обобщения.

Театрализованная игра «В гостях у Бабушки –Загадушки»

( по типу чудесного мешочка)

35-я неделя

10.05.-13.05.2016

«Моя семья»

Продолжать закреплять знания детей о своей семье, себе, как одним из членов семьи. Формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов своей семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представление о своей семье.

Совместное с родителями развлечение

«Вместе дружная семья»

36-я неделя

16.05.-20.05.2016

«Насекомые»

Знакомить с некоторыми особенностями поведения насекомых. Воспитывать заботливое отношение о насекомых.

Оформление альбома «Насекомые нашего двора»

37-я неделя

23.05.-31.05.2016

«Лето»

Расширять представления детей о летних изменениях в природе: жарко, ярко солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать любовь к природе

Конкурс детского

рисунка «Счастливое детство»


2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и

       культурных практик

                         Система  физкультурно-оздоровительной работы

Вид

Содержание

     Длительность

1.

Организационные мероприятия

1.1

Самостоятельная

деятельность

По желанию

По желанию

1.2

Индивидуальная работа

По плану, ежедневно

Не более 15 мин.

1.3

Утренняя гимнастика

По плану, ежедневно

5-7мин.

 101121212Младшие - 5-7 Средние-7-10 Старшие- 10-12 Подготов. - 12

1.4

Гимнастика

По необходимости, по плану

По необходимости

1.5

Физминутки на занятиях

По необходимости, по желанию, по виду деятельности

Не более 3 мин.

1.6

Динамические паузы

Ежедневно между занятиями

10 мин.

1.7

Подвижные игры

По плану, по желанию

 8-10 мин.

1.8

Игровые упражнения

 (без счёта)

По плану, не более 4-5

2-3 мин. 

1.9

Оздоровительный бег

По плану 2 раза в неделю

От возможностей

1.10

Закаливание

По плану, ежедневно

От состояния здоровья

1.13

Гигиенические процедуры

По плану, ежедневно

Ежедневно

1.14

Проветривание

По графику, по  сезону

2.

                                            Обучающие мероприятия

2.1

Физическая культура

3 раза в неделю по плану

15 мин

3.

Самостоятельная деятельность детей

3.1

Игры

По желанию, ежедневно

По желанию (3-4 часа)

4.

Массовые мероприятия

4.1

Физкультурный досуг

По плану, 1 раз внеделю

До 25 мин

4.2

Развлечения

По плану, 1 раз в 2 недели

15-20 мин

4.3

Праздник  «Масленица»

По плану, 1 раз в год

До 1 часа

4.4

Праздник «Сабантуй»

По плану, 1 раз в год

До 1 часа

5.

Совместная работа с родителями

5.1

Беседы, консультации

По плану

5.2

Совместное проведение праздников

По плану

5.3

День открытых дверей

По плану

 Режим закаливания и оздоровления

Режим двигательной активности детей   младшей группы

Формы организации

Время

Организованная деятельность

3 занятия  в неделю

Утренняя гимнастика

5 -8 мин минут

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно 5-8 минут

Бодрящая (дыхательная, для глаз) гимнастика после дневного сна.

5 минут

Воздушные ванны после сна

Ежедневно 3-5 минут

Босохождение в обычных условиях

Ежедневно 3-5 минут

Физминутки

Ежедневно 3-5 минут

Подвижные игры

Не менее 2-4 раз в день

10 -15 минут

Спортивные  упражнения

Физкультурные упражнения на прогулке

Ежедневно (утром и вечером) 10 -15 мин

Физкультурный досуг

1 раз в месяц

до 25 мин

Физкультурный праздник

В конце учебного года до 25 мин

День здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная деятельность , использование физкультурного и спортивного оборудования

Ежедневно


2.4   Региональный  компонент

Основной целью работы  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Принципы работы:

  • Системность и непрерывность.
  • Личностно-ориентированный  гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
  • Свобода индивидуального личностного развития.
  • Признание приоритета  ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
  • Принцип регионализации (учет специфики региона)

            В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности  к  природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы  организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры,  слушание музыки,  наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

                                             

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  народов Башкортостана, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Приобщать  детей к истории Башкортостана. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой

Речевое развитие

Развивать  речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Башкортостана.

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Башкортостана. Формировать практические умения по приобщению детей дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Башкортостана.

Методическое обеспечение

Социально-личностное развитие

Методические пособия

Гасанова Р.Х. Земля отцов» - программа -руководство

                                        Познавательное развитие

Методические пособия

Гасанова Р.Х. Земля отцов» - программа -руководство

Л.Г.Марченко «Приобщение с природой начинается  с детства» - программа -руководство.

Речевое развитие

Методические пособия

Художественно-эстетическое развитие

Методические пособия

Молчева А.И. НДПИ -дошкольникам

Физическое развитие

Методические пособия

Апеева «Надежда» -программа руководство

2.5   Взаимодействие   с семьей

    Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей

 В основу совместной деятельности детского сада и семьи заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

Задачи:

  1. формирование психолого - педагогических знаний родителей;
  2. приобщение родителей к участию в жизни группы;
  3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Основные направления и формы работы с семьей

Взаимопознание  и взаимо-

информирование

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

- Беседы

- Анкетирование

- Посещение семей  

  воспитанников

- Наглядная информация:

  • Стенды;
  • Папки-передвижки.

- Семейные и групповые фотоальбомы

- Фоторепортажи

- Создание странички на сайте

- Онлайн- консультации

- Родительские  собрания

-Консультации

-Круглые столы

-Мастер-классы

-Семинары- практикумы

- Дни открытых дверей

-Дни здоровья

- Проектная  

  Деятельность

-участие в праздниках, развлечениях, досугах
-Участие в творческих выставках, смотрах- конкурсах

-Участие в субботниках

Социальный  статус родителей

                 

2015 – 2016

Количество детей

Особенности семьи

Полные семьи

Одинокие

В разводе

Вдовы

Опекуны

Многодетные

Образование

Высшее

н/высшее

Среднее

с/спец.

н/среднее

Социальный состав

Интеллигенция

Рабочие

Служащие

Домохозяйки

Предприниматели

                   

III. Организационный раздел Программы

3.1. Организация режима пребывания детей

Для  младшей  группы №4 разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину –  перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -13°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2.10 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 4 часов. (По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13)

           Для детей четвертого года жизни основная  образовательная деятельность составляет 2 часа 30 минут в неделю. Продолжительность непрерывной основной образовательной деятельности составляет не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня во второй младшей группе не превышает 30 минут.  Перерывы между периодами организованной  образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Режим работы  младшей группы №4 «МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №4»пятидневная рабочая неделя;

  • длительность работы  группы  -  10,3  часов;
  • ежедневный график работы -   с 07.45 до 18.15 часов
  • выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.

Основная образовательная деятельность  начинается с 9.10 часов.

Продолжительность ООД в  младшей группе –15 минут.

Режим дня

младшая группа (с 3-4 лет) (10,3ч.)

Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика

7.45- 8.15

Подготовка к завтраку, завтрак

8.15 - 8.45

Игры

8.45 - 9.10

НОД

9.10 – 9.25

Самостоятельная  игровая  деятельность

9.25-9.40

Второй завтрак

9.40-9.50

Подготовка к прогулке, прогулка

9.50 - 11.50

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед

11.50 – 12.30

 Самостоятельная деятельность, подготовка ко сну, дневной сон

12.30 - 15.00

Подъем, воздушные, водные процедуры,

15.00 - 15.15              

Полдник

15.15-15.25

Игры, самостоятельная и организованная деятельность

15.25 – 16.30                                                  

Подготовка  к усиленному полднику,    усиленный полдник

    16.30-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка , игры,

уход детей домой

    17.00- 18.15

Примечание: Дежурная группа №1  работает с 7.00 – 19.00

3.2.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

    В соответствии с требованиями Стандарта, в программу включен раздел «Культурно - досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно – досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

     

      Отдых. Развивать культурно - досуговую деятельность детей по интересам. Обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие.  Формировать умение занимать себя игрой.

      Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушивание звукозаписей; просмотр мультфильмов. Про

водить развлечения различной тематики(для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться к тому, чтобы дети получали  удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

    Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (Новый год, «Мамин праздник»).

    Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения.

    Самостоятельная деятельность. Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры, разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки и потешки.

    Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей.

Традиционные события, праздники, мероприятия

Праздники. Новогодняя елка, «Мамин праздник», День защитника Отечества, «Осень», «Весна», «Лето».

Тематические праздники и развлечения. «Здравствуй, осень!», «В весеннем лесу», «Здравствуй, лето!», «Ой, бежит ручьем вода», «На бабушкином дворе», «Во саду ли, в огороде», «На птичьем дворе».

Театрализованные представления. «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка» (по мотивам рус. нар. сказок); «Потешки да шутки», «Были-небылицы», «Бабушка-загадушка» (по мотивам русского фольклора).

Музыкально-литературные развлечения. Концерт для кукол, представление «Мы любим петь и танцевать».

Спортивные развлечения. «Кто быстрее?», «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми».

Забавы. «Музыкальные заводные игрушки», «Сюрпризные моменты»; забавы с красками, карандашами и т.д.

Фокусы. «Цветная водичка», «Волшебная коробочка».

3.3 Особенности организации развивающей предметно -     пространственной среды

       Под предметно-развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

     Концепция построения предметно-развивающей среды требует предоставления каждому ребёнку права самостоятельного выбора деятельности. Это открывает ему каналы для саморазвития и возможность максимально проявлять себя как творческую личность. Среда является многомерным развивающим пространством, которое обеспечивает детям возможность свободного выбора деятельности, её содержания, а значит возможность полноценного развития.

     Создавая предметно-развивающую среду в младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом.  Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

     Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей, выполняет определенные функции, характерные для данного возраста.

3.3.1 Материально- техническое оснащение предметно- развивающей среды

     Для всестороннего развития и рациональной организации образовательного процесса в групповом помещении  младшей группы № 4 оборудованы следующие помещения:

1.Игровая комната           1

2. Спальня                         1

3. Туалетная комната       1

4. Приемная комната  1

Сведения о наполняемости развивающих центров  

     1.Экологический центр со сменными сезонными материалами, стенды «Уголок природы и погоды», календарь, познавательная литература о природе, дидактические игры; различные комнатные растения; природный материал (шишки, листья, семена), оборудование для труда в природном уголке.

     2.Центр художественного творчества: оборудование для самостоятельной изобразительной деятельности: карандаши, краски, трафареты,  мелки, цветная бумага, альбомы для рисования и изготовления поделок, оборудование для аппликации, альбомы с образцами художественных росписей, поделок и др.; дидактические        игры;
     3. Центр сенсорного развития:  шнуровки, пирамидки,  мозаики различного вида и размера,  дидактические игры на восприятие, классификацию, сенсорные эталоны (цвета, формы, величины); игры и игрушки на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. 

     4. Центр конструирования: конструкторы деревянные настольные и напольные для конструирования, другие конструкторы различных видов и размеров (пластмассовые, деревянные, металлические), мелкие игрушки, машинки,  материал для обыгрывания построек. 
     5.Двигательный центр: оборудование для организации самостоятельной двигательной активности детей, развития меткости, ловкости, координации движений и других физических качеств; оборудование для оздоровительных и закаливающих мероприятий.

     6.Центр музыкально - театральный: различные виды театров; оборудование для разыгрывания сценок и спектаклей, организации игр-драматизаций; музыкальные инструменты.

     7.Центр  детской книги: книги детских писателей различных форматов, портреты детских писателей и поэтов.

     8.Центр сюжетно-ролевых игр  атрибутика сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», « Семья»,  «Шоферы», «Парикмахерская»,  игрушки и игровые наборы соответствующие тематике игр,  предметы детской спецодежды.

     Уголок для родителей находится в фойе группы. В течение учебного года взрослые могут найти в папках-передвижках разнообразную полезную информацию. На информационных стендах  размещены режим работы группы, сетка непосредственной образовательной деятельности в форме занятия, объявления, меню.

     Также имеются постоянно обновляющиеся выставки детских работ.

3.3.2   Перечень методических пособий

Образовательная область

Программы

Технологии, методические пособия

Физическое развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2012 г

Пензулаева  Л. И. Физкультур-ные занятия в детском саду. Младшая группа. -М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Социально-коммуникативное развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

 Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Безопасность. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2011-2012.

Пензулаева Л. И. Оздоровитель-ная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

 «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие». - М.: Айрис-пресс, 2009.

Плакаты большого формата:

 « Берегись пожара»

« Правила поведения дома и на улице»

« Правила поведения на природе»

«Правила дорожного движения для малышей» — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2014 г.

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в  младшей

группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

Познавательное развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика- Синтез, 2014.

Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада: Планы занятий. М.: Мозаика- Синтез, 2014г

Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей

группе детского сада. Конспекты занятий. — М.; Мозаика-Синтез, 2014

Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2014 г

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

Речевое развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Серия «Рассказы по картинкам»

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет: Наглядно- дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. -М., 2014.

Художественно-эстетическое развитие

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе  детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез,2014 г.

Серия «Мир в картинках» ( Хохлома, Гжель, Каргополь, Городец, Дымка и пр).- М.: Мозаика-Синтез, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Первая младшая группа Возрастной диапазон освоение программы 2-3 года

Рабочая программа ориентирована по многим направлениям опираясь на  возрастные особенности детей. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная дея...

Рабочая программа второй младшей группы дошкольной образовательной организации на основе Примерной программы "От рождения до школы"

Данная разработка рабочей программы воспитателей для работы с детьми с ОВЗ второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе Примерной программы "От рождения до школы"....

Рабочая программа Второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Рабочая    программаВторой младшей группыреализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)СодержаниеI. Це...

рабочая программа воспитателя младшей группы по программе "Мозаика"

реализация программы "Мозаика" в младшей группе....

Рабочая программа второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...