Конспект НОД "Кто как зимует"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Елпатова Мария Николаевна

Конспект для старшего дошкольного возраста,  содействующий расширению и уточнению знаний детей о приспособлениях животных к зиме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kto_kak_zimuet.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                          «Детский сад № 8»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

                                       в старшей группе

        «КАК ЗВЕРИ ЗИМУЮТ»

( взаимодействие образовательных областей: познавательное развитие, коммуникация, художественное творчество)

                                                                 

                                                                               Составила:    

                                                                                воспитатель Елпатова М.Н.

                                                 Арзамас, 2016г.

Цель: Расширение и уточнение знаний детей об образе жизни, приспособленности диких животных и птиц к зиме.

Задачи: 

  • Содействовать расширению и уточнению представлений детей о приспособлении лесных зверей (заяц, белка, волк, лиса, медведь) и птиц (дятел) к зимним условиям существования;
  • Способствовать установлению причинно- следственных связей между особенностями поведения животных, птиц и изменениями условий среды обитания;
  • Содействовать обобщению знаний детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи;
  • Побуждать детей рассуждать и делать выводы; совершенствовать доказательную речь;
  • Способствовать формированию доброго, заботливого отношения к зверям, птицам, стремлению помочь им в условиях зимнего времени года.

Способы реализации: игровой момент (приход сказочного персонажа – Буратино), презентация, дидактические игры «Две белочки», «Кто лишний? », физкультминутка, беседа, проблемные вопросы, модель «Длинные и короткие ноги».

Средства реализации: картины с изображением диких животных и птиц: «Медвежья берлога», «Зайцы в зимнем лесу» ; презентация  с изображением диких животных ;карточки к дидактической игре «Кто лишний?»; клей, подносы с цветной и белой бумагой, шерстяные нитки разных цветов, подставки, кисточки для клея, салфетки, карандаши;, дидактическая игра «2 белочки», маски для 2-белочек, модель «Длинные и короткие ноги»

                         Содержание НОД:

 Воспитатель: Дети, только что звонил наш друг Буратино, он собирается нас навестить. Но мне показалось, что он чем-то обеспокоен.

(Стук в дверь, появляется Буратино – игрушка)

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я сегодня проснулся посмотрел в окно, а там так красиво, все белым-бело. И я решил пойти к своим друзьям в лес и сфотографироваться вместе с ними. Но там я никого не встретил. Я очень расстроился и уже было хотел возвращаться домой, когда передо мной что-то промелькнуло, сверху что-то хрустнуло, за деревом что-то скрипнуло. Я очень испугался, но решил все это сфотографировать и вам, ребята, показать, чтобы вы мне помогли в этом разобраться.

Воспитатель: Буратино, не переживай с животными все в порядке. Ребята, давайте объясним, почему же Буратино не встретил в лесу своих друзей.

Примерные ответы детей: Наступила зима, и все животные по-разному приспособились ее пережить.

Воспитатель: Да, давайте расскажем отдельно про каждого животного, а помогут нам в этом фотографии Буратино.

А вот и первая фотография (воспитатель показывает слайд)

Воспитатель: Кто на фотографии? (Заяц)

Примерные ответы детей: Зимой зайцы меняют цвет шерсти на белый кормятся по ночам корой деревьев, от врагов его спасают быстрые ноги.

Буратино: Теперь я понял, почему не увидел зайца – снег белый и заяц белый.

Воспитатель: Что же еще сфотографировал Буратино?

Посмотрите на это дерево, может здесь кто-то живет? (белочка)

Воспитатель: А как белочка зимует?

Примерные ответы детей: Белочка не боится зимы.  В лесу голодно, но белочка заготовила запасы на зиму и поменяла цвет шубки.  Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. А когда наступают трескучие морозы, стужа, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

Буратино: Какая белочка молодец. А я-то думал, что это мелькает между деревьев? А это белка перебиралась с дерева на дерево.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов лежат на столе).

Ход игры:

Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.

Воспитатель: Сейчас посмотрим следующую фотографию (следующий слайд)

Воспитатель: Какого вы видите?

Примерные ответы детей: Волка и лису – они хищники.

Воспитатель: Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?

Дети: Питаются мясом других животных. Помогают им чуткие уши, хороший нюх, выносливость, у волка длинные сильные ноги, обозначим их серой галкой (демонстрируется модель из картона серого цвета), у лисы ноги короткие, обозначим их рыжей галкой (модель из оранжевого картона).

Воспитатель: Какие длиннее (выше)? Предлагаю вам выяснить, кто быстрее может бегать? (Чертит на доске мелом две горизонтальные линии — это дорожки, отмечает их начало. Вызывает по очереди двух детей, которые отмеряют 5 шагов моделями и делают выводы)

Воспитатель: Сколько шагов сделали серые «ноги»? Сколько шагов сделали рыжие «ноги»?

 Дети: Одинаково, по пять.

Воспитатель: Посмотрите на дорожку, кто ушел дальше?

Дети: Волк.

Воспитатель: Подумайте и скажите, почему волк ушёл дальше?

Дети: Потому что у него длиннее шаги.

Воспитатель: Значит, кто может быстрее бежать: волк или лиса?

Дети: Волк, потому что его ноги длиннее лисьих.

Воспитатель: Давайте представим, что мы гуляем по зимнему лесу.

Физкультурная минутка «Прогулка в зимнем лесу».

«Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа-березка в шубке стоит,

Слева -елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

В лесу красота и покой

Нам пора уже домой!»

Буратино: Много я сделал фотографий, а своего большого друга – медведя -  я не сфотографировал…

Воспитатель: У нас есть картина медвежьей берлоги, мы тебе ее покажем. ( выставляется картина «Медвежья берлога»).  Ребята, объясните, почему Буратино не удалось увидеть медведя?

Примерные ответы детей: Медведь спит до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.

Воспитатель:.  Медведь, которого подняли среди зимы, называют «шатун». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.

Буратино: А где же птицы? Почему их не видно и не слышно было в лесу?

Дидактическая игра «Кто лишний»

 Из предложенных картинок дети должны убрать те, на которых изображены перелётные птицы, и выставить на магнитной доске те картинки, на которых изображены зимующие птицы. Дети подходят по очереди и называют выбранных птиц.

Воспитатель: Вот и объяснили мы Буратино куда подевались его лесные друзья. А для того, чтобы он не скучал предлагаю вам сделать картину леса с его жителями. Картина леса у нас есть. Что вы можете сделать?

Примерные ответы детей: Зверей.

 Воспитатель: как их можно сделать

Примерные ответы детей: можно сделать оригами или вырезать из бумаги по трафарету и сделать аппликацию нитками.

(дети садятся за столы и делают фигурки зверей и приклеивают на общую картину.

Буратино: Спасибо, ребята, теперь я буду смотреть на эту картину и вспоминать моих друзей. А весной я приглашу вас в лес к моим друзьям.

                                                         Литература:

  1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016.
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  3. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми старшей группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Зима" (старшая группа)

Цель: Обобщение знаний детей о зимеЗадачи:Развивать фразовую речь;Закрепить умения детей выполнять аппликацию в технике "рваная бумага";Продолжать формировать навыки сотрудничества при работе в подгру...

Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...

конспект занятия" Зимушка зима зима снежная была" по ознакомлению с окружающим и развитию речи подготовительная гр.

Свое занятие строю на играх ,составление предложений ,физминутке с движением и произношение слов, дети строят горку из подручного материала  а также занятие проводится и на прогулке....

Конспект фронтального занятия: "Зима. Зимующие птицы"

Тема: «Зима. Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей:Образовательная  область «Познавательное развитие»:- закреплять знания детей о времени года зима;- ра...

Конспект занятия «Птицы зимой» Тема: «Птицы зимой»

Конспект занятия «Птицы зимой»Тема: «Птицы зимой»Цель: Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием...