Конспект НОД "Кто как зимует"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект для старшего дошкольного возраста, содействующий расширению и уточнению знаний детей о приспособлениях животных к зиме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_kto_kak_zimuet.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
«КАК ЗВЕРИ ЗИМУЮТ»
( взаимодействие образовательных областей: познавательное развитие, коммуникация, художественное творчество)
Составила:
воспитатель Елпатова М.Н.
Арзамас, 2016г.
Цель: Расширение и уточнение знаний детей об образе жизни, приспособленности диких животных и птиц к зиме.
Задачи:
- Содействовать расширению и уточнению представлений детей о приспособлении лесных зверей (заяц, белка, волк, лиса, медведь) и птиц (дятел) к зимним условиям существования;
- Способствовать установлению причинно- следственных связей между особенностями поведения животных, птиц и изменениями условий среды обитания;
- Содействовать обобщению знаний детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи;
- Побуждать детей рассуждать и делать выводы; совершенствовать доказательную речь;
- Способствовать формированию доброго, заботливого отношения к зверям, птицам, стремлению помочь им в условиях зимнего времени года.
Способы реализации: игровой момент (приход сказочного персонажа – Буратино), презентация, дидактические игры «Две белочки», «Кто лишний? », физкультминутка, беседа, проблемные вопросы, модель «Длинные и короткие ноги».
Средства реализации: картины с изображением диких животных и птиц: «Медвежья берлога», «Зайцы в зимнем лесу» ; презентация с изображением диких животных ;карточки к дидактической игре «Кто лишний?»; клей, подносы с цветной и белой бумагой, шерстяные нитки разных цветов, подставки, кисточки для клея, салфетки, карандаши;, дидактическая игра «2 белочки», маски для 2-белочек, модель «Длинные и короткие ноги»
Содержание НОД:
Воспитатель: Дети, только что звонил наш друг Буратино, он собирается нас навестить. Но мне показалось, что он чем-то обеспокоен.
(Стук в дверь, появляется Буратино – игрушка)
Буратино: Здравствуйте, ребята! Я сегодня проснулся посмотрел в окно, а там так красиво, все белым-бело. И я решил пойти к своим друзьям в лес и сфотографироваться вместе с ними. Но там я никого не встретил. Я очень расстроился и уже было хотел возвращаться домой, когда передо мной что-то промелькнуло, сверху что-то хрустнуло, за деревом что-то скрипнуло. Я очень испугался, но решил все это сфотографировать и вам, ребята, показать, чтобы вы мне помогли в этом разобраться.
Воспитатель: Буратино, не переживай с животными все в порядке. Ребята, давайте объясним, почему же Буратино не встретил в лесу своих друзей.
Примерные ответы детей: Наступила зима, и все животные по-разному приспособились ее пережить.
Воспитатель: Да, давайте расскажем отдельно про каждого животного, а помогут нам в этом фотографии Буратино.
А вот и первая фотография (воспитатель показывает слайд)
Воспитатель: Кто на фотографии? (Заяц)
Примерные ответы детей: Зимой зайцы меняют цвет шерсти на белый кормятся по ночам корой деревьев, от врагов его спасают быстрые ноги.
Буратино: Теперь я понял, почему не увидел зайца – снег белый и заяц белый.
Воспитатель: Что же еще сфотографировал Буратино?
Посмотрите на это дерево, может здесь кто-то живет? (белочка)
Воспитатель: А как белочка зимует?
Примерные ответы детей: Белочка не боится зимы. В лесу голодно, но белочка заготовила запасы на зиму и поменяла цвет шубки. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. А когда наступают трескучие морозы, стужа, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
Буратино: Какая белочка молодец. А я-то думал, что это мелькает между деревьев? А это белка перебиралась с дерева на дерево.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов лежат на столе).
Ход игры:
Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.
Воспитатель: Сейчас посмотрим следующую фотографию (следующий слайд)
Воспитатель: Какого вы видите?
Примерные ответы детей: Волка и лису – они хищники.
Воспитатель: Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?
Дети: Питаются мясом других животных. Помогают им чуткие уши, хороший нюх, выносливость, у волка длинные сильные ноги, обозначим их серой галкой (демонстрируется модель из картона серого цвета), у лисы ноги короткие, обозначим их рыжей галкой (модель из оранжевого картона).
Воспитатель: Какие длиннее (выше)? Предлагаю вам выяснить, кто быстрее может бегать? (Чертит на доске мелом две горизонтальные линии — это дорожки, отмечает их начало. Вызывает по очереди двух детей, которые отмеряют 5 шагов моделями и делают выводы)
Воспитатель: Сколько шагов сделали серые «ноги»? Сколько шагов сделали рыжие «ноги»?
Дети: Одинаково, по пять.
Воспитатель: Посмотрите на дорожку, кто ушел дальше?
Дети: Волк.
Воспитатель: Подумайте и скажите, почему волк ушёл дальше?
Дети: Потому что у него длиннее шаги.
Воспитатель: Значит, кто может быстрее бежать: волк или лиса?
Дети: Волк, потому что его ноги длиннее лисьих.
Воспитатель: Давайте представим, что мы гуляем по зимнему лесу.
Физкультурная минутка «Прогулка в зимнем лесу».
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
Буратино: Много я сделал фотографий, а своего большого друга – медведя - я не сфотографировал…
Воспитатель: У нас есть картина медвежьей берлоги, мы тебе ее покажем. ( выставляется картина «Медвежья берлога»). Ребята, объясните, почему Буратино не удалось увидеть медведя?
Примерные ответы детей: Медведь спит до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.
Воспитатель:. Медведь, которого подняли среди зимы, называют «шатун». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.
Буратино: А где же птицы? Почему их не видно и не слышно было в лесу?
Дидактическая игра «Кто лишний»
Из предложенных картинок дети должны убрать те, на которых изображены перелётные птицы, и выставить на магнитной доске те картинки, на которых изображены зимующие птицы. Дети подходят по очереди и называют выбранных птиц.
Воспитатель: Вот и объяснили мы Буратино куда подевались его лесные друзья. А для того, чтобы он не скучал предлагаю вам сделать картину леса с его жителями. Картина леса у нас есть. Что вы можете сделать?
Примерные ответы детей: Зверей.
Воспитатель: как их можно сделать
Примерные ответы детей: можно сделать оригами или вырезать из бумаги по трафарету и сделать аппликацию нитками.
(дети садятся за столы и делают фигурки зверей и приклеивают на общую картину.
Буратино: Спасибо, ребята, теперь я буду смотреть на эту картину и вспоминать моих друзей. А весной я приглашу вас в лес к моим друзьям.
Литература:
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми старшей группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Зима" (старшая группа)
Цель: Обобщение знаний детей о зимеЗадачи:Развивать фразовую речь;Закрепить умения детей выполнять аппликацию в технике "рваная бумага";Продолжать формировать навыки сотрудничества при работе в подгру...
Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)
Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...
Конспект интегрированной НОД «Зима снежная, зима морозная».
Познакомить детей с зимой....
конспект занятия" Зимушка зима зима снежная была" по ознакомлению с окружающим и развитию речи подготовительная гр.
Свое занятие строю на играх ,составление предложений ,физминутке с движением и произношение слов, дети строят горку из подручного материала а также занятие проводится и на прогулке....
Конспект фронтального занятия: "Зима. Зимующие птицы"
Тема: «Зима. Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей:Образовательная область «Познавательное развитие»:- закреплять знания детей о времени года зима;- ра...
Конспект занятия «Птицы зимой» Тема: «Птицы зимой»
Конспект занятия «Птицы зимой»Тема: «Птицы зимой»Цель: Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием...