Как правильно наказывать детей
статья по теме

Петрова Регина Олеговна

Проблема наказания детей – немаловажна в современном воспитании.

Наказывать или нет?

Если да, то как правильно это делать, чтобы не унизить ребенка и сохранить его психическое здоровье?

  Уже в возрасте 8 – 9 месяцев, когда малыш начинает ползать, вставать на ножки и с интересом осваивать предметный мир, родители сталкиваются с первыми проявлениями его непослушания. Перед ним встает ряд вопросов: как реагировать? С какого возраста можно наказывать? Что делать, если все способы воздействия исчерпаны, а ребенок все равно не слушается. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pravilno_nakazyvat_detey.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема наказания детей – немаловажна в современном воспитании.

Наказывать или нет?

Если да, то как правильно это делать, чтобы не унизить ребенка и сохранить его психическое здоровье?

КАК ПРАВИЛЬНО НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ

  Уже в возрасте 8 – 9 месяцев, когда малыш начинает ползать, вставать на ножки и с интересом осваивать предметный мир, родители сталкиваются с первыми проявлениями его непослушания. Перед ним встает ряд вопросов: как реагировать? С какого возраста можно наказывать? Что делать, если все способы воздействия исчерпаны, а ребенок все равно не слушается.

Принципы применения наказаний

  Проблема меры строгости в воспитании детей всегда волновала родителей. При этом одни из них опираются на опыт воспитания в собственной семье, транслируя его в новое поколение, тогда как другие ищут ответа в книгах, на разных форумах или просто у подруг, которые уже воспитали не одного ребенка. В последние десятилетия огромное количество родителей, но большая часть американских мамочек в вопросах воспитания детей руководствуются трудами Б. Спока. Американский педиатр стал проводником идеи гуманного отношения к детям, требующего уважения и признания их естественных потребностей, отрицающих всякое насилие на психикой и исключающая наказания.

  Однако после применения его методов на практике появилось огромное количество не довольных и даже обвиняющих автора в том, что с его помощью выращено целое поколение непослушных, безответственных людей. Как пишет в своей книге «Непослушный ребенок» соотечественник Б. Спока психолог Д. Добсон, в последние годы известный педиатр серьезно пересмотрел свои взгляды на воспитание в пользу необходимости твердой дисциплины. Он пришел к выводу, что потакание детским прихотям, и безграничная снисходительность не формирует у детей представлений о границах дозволенного, более того, у детей складывается эгоистичное, неуважительное отношения к другим людям. Сказанное выше вовсе не призывает к «ремню» и жестокости. В этой же книге Д. Добсон формирует шесть, основных принципов, опираясь на которые, родителям следует решать для себя вопрос о наказании детей.

  1. Сначала нужно установить границы, затем требовать их соблюдения.

Сами родители должны для себя определить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, не установив правила, родители не могут требовать их исполнения.

  1. На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, идет на открытый конфликт, необходимо решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах ребенка.

  1. Следует отличать детское своеволие от безответственности.

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок, если он забыл выполнить просьбу взрослого или просто не понял его требования. Детская безответственность – совсем не тоже самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

  1. Когда конфликт исчерпан, необходимо прибегнуть к утешениям и объяснениям.

Ребенок почти всегда тяжело переносить наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После истечения срока наказания следует восстановить с ним мирные отношения. Для этого можно обнять ребенка, приласкать, сказать, что он по – прежнему любим и что наказывать его было неприятно. Нужно еще раз объяснить, почему он наказать и как ему следует вести себя в следующий раз.

  1. Нельзя требовать невозможного.

Родители должны быть уверенны в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что он намочил постель или сломал часы, с которыми вы сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может спровоцировать неразрешенный внутренний конфликт ребенка.

  1. Любовь как руководство к действию.

Промахи, ошибки и конфликты неизбежны в любом воспитательном процессе. Мерилом здоровых отношений с детьми является любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

  Как видно, описанные принципы сужают область применения наказаний и основываются на любви и ответственности родителей за будущее детей.

  Д. Добсон советует наказывать детей лишь в крайних случаях – когда они сознательно демонстрируют неповиновение. Если наказания никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу же за проступком. Детская память коротка. Родителю, решившему по возвращению домой с работы отшлепать провинившегося днем ребенка, следует иметь в виду, что его праведный гнев не будет понят. События дня к тому времени настолько переполнят ребенка, что дневное происшествие сотрется из детской памяти, и наказание не вызовет в нем ничего кроме обиды.

  Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая правила, хорошо ему известные, обдуманные родителями и обсужденные с ним. При несправедливом наказании ребенок не понимает его смысл и чувствует искреннюю обиду, а родители – вину.

Проблема несправедливых наказаний.

  Каждый случай плохого поведения ребенка индивидуален. Даже при внешнем сходстве подобные эпизоды могут иметь разные основания. Работа психолога начинается с выяснения и анализа причин и форм наказуемого поведения поведения ребенка – в особенности, когда наказания несправедливы. Рассмотрим некоторые ситуации, в которых ребенок получает незаслуженное наказание, и попытаемся понять, как их исправить.

  1.   Дети не понимают, за что получают наказание, - им не понятно, чего от них хотят взрослые.

  Рассмотрим пример. Ребенок высыпает на пол из зеленой вазочки пуговицы и играет сними. Мать наказывает его и говорит, что нельзя этого делать. Но на следующий день мать застает его за тем же занятием, но уже с другой, синей вазочкой. Ребенок получает предписание, смысл которого ему непонятен. Ведь он выполнил просьбу матери и больше не трогал зеленую.

  Из этого примера видно. Насколько могут расходиться смысл родительских требований и то, как их понимает ребенок. Он выполнил то, что просила мать, - не стал играл с зеленой вазочкой, однако н понял сути ее запрета, т.к. у детей еще не развито абстрактное мышление и способность обобщать.

  Еще одной причиной такого поведения может быть недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей. Оптимальным решением было бы обсуждение с психологом установок, имеющихся у родителей в связи с этим, и поиск индивидуального стиля взаимодействия с ребенком в ситуациях, когда он ищет их внимания.

  1.   Родители несправедливо наказывают детей под влиянием собственного внутреннего состояния – раздражения, усталости и т.д., - вызванного не самими поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе. В таких случаях, как правило, ребенок наказывается за действия, на которые его родители обычно не обращают внимания, - за то, что не убрал игрушки, например. Подобное непоследовательное поведение взрослых только пугает ребенка.

Что предпринимать в подобных случаях? С помощью психолога родители должны взять под контроль свое плохое настроение и вызванное им поведение, а также поработать на решением личных проблем.

  1.   Порой причины наказуемого поведения детей кроются в семейной ситуации. Типичный пример: семья на грани развода, ребенок всеми доступными ему средствами пытается ее сохранить. Своим неприемлемым поведением он отвлекает внимание родителей от их проблем, тем самым вынуждая объединиться.

Как поступать в таких случаях? Родителям стоит обратиться к психологу для выработки линии своего поведения. Если развод действительно неизбежен, психолог поможет пережить его с минимальными душевными потерями как родителям, так и ребенку. Если в семье хроническое психологическое неблагополучие по иной причине, то психолог может помочь наладить семейную обстановку, что непременно положительно отразиться на поведении ребенка.

  1.   Еще одна причина несправедливых наказаний – пожалуй, наиболее трагичная из всех – ребенок нелюбим. Причины этому могут быть разные: женщина не хотела иметь детей; ребенок не того пола и т.д.

Не многие родители могут признаться себе в нелюбви к ребенку, но те, кто находит в себе силы для этого, получают шанс изменит если не отношение, то свое поведение с ним. Нельзя сомневаться в том, что родители, сумевшие признать свое негативное отношение к ребенку, если таковое имеет место, сделали первый шаг к исправлению ситуации.

  Что делать в этом случае? Таким родителям обязательно потребуется помощь психолога в установлении контроля над собственным поведением по отношению к ребенку, а также в работе с глубинными проблемами и чувствами. Каждый подобный случай требует от психолога индивидуальной работы в соответствии с его квалификацией.

Памятка родителям и педагогам

  1. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что оно справедливо, что даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви, его по – прежнему любят.
  2. Ни одно наказание не должно лишать ребенка возможностей для удовлетворения биологических потребностей.
  3. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
  4. Наказание ребенка должно носить временный характер. Например, «Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня».
  5. При наказании ребенка следует избегать оскорблений и приклеивания к нему ярлыков. Противодействию подвергается только поведение или конкретный поступок ребенка, А НЕ ЕГО ЛИЧНОСТЬ.
  6. При наказании ребенка нельзя напоминать ему о его прежних проступках. Следует говорить с ним только о том, за что он наказан именно сейчас.
  7. Применяя наказания, нужно быть последовательным в предъявляемых ребенку требованиях. Не следует прибегать к наказаниям от случая к случаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно наказывать ребенка, статья, раздел "Работа с родителями"

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 2. Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всяк...

"Как правильно наказывать детей"

Консультация для родителей...

как правильно наказывать детей

консультация для родителей...

Как правильно наказывать детей?

Как правильно наказывать детей?...

Как "правильно" наказывать детей?

Проблема меры строгости в воспитании детей всегда волновала родителей.При этом одни из них опираются на опыт воспитания в собственной семье, транслируя его в новое поколение, другие ищут ответы в псих...

Консультация "Как правильно наказывать детей"

Наказание... Какое? Зачем? Как? Ответы на вопрос о наказании детей в этой статье...

«Как правильно наказывать детей»

Уже в возрасте 8–9 месяцев, когда ребенок начинает ползать и с интересом осваивает предметный мир, родители сталкиваются с первыми проявлениями его непослушания. Перед н...