Как правильно наказывать детей
статья по теме
Проблема наказания детей – немаловажна в современном воспитании.
Наказывать или нет?
Если да, то как правильно это делать, чтобы не унизить ребенка и сохранить его психическое здоровье?
Уже в возрасте 8 – 9 месяцев, когда малыш начинает ползать, вставать на ножки и с интересом осваивать предметный мир, родители сталкиваются с первыми проявлениями его непослушания. Перед ним встает ряд вопросов: как реагировать? С какого возраста можно наказывать? Что делать, если все способы воздействия исчерпаны, а ребенок все равно не слушается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема наказания детей – немаловажна в современном воспитании.
Наказывать или нет?
Если да, то как правильно это делать, чтобы не унизить ребенка и сохранить его психическое здоровье?
КАК ПРАВИЛЬНО НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ
Уже в возрасте 8 – 9 месяцев, когда малыш начинает ползать, вставать на ножки и с интересом осваивать предметный мир, родители сталкиваются с первыми проявлениями его непослушания. Перед ним встает ряд вопросов: как реагировать? С какого возраста можно наказывать? Что делать, если все способы воздействия исчерпаны, а ребенок все равно не слушается.
Принципы применения наказаний
Проблема меры строгости в воспитании детей всегда волновала родителей. При этом одни из них опираются на опыт воспитания в собственной семье, транслируя его в новое поколение, тогда как другие ищут ответа в книгах, на разных форумах или просто у подруг, которые уже воспитали не одного ребенка. В последние десятилетия огромное количество родителей, но большая часть американских мамочек в вопросах воспитания детей руководствуются трудами Б. Спока. Американский педиатр стал проводником идеи гуманного отношения к детям, требующего уважения и признания их естественных потребностей, отрицающих всякое насилие на психикой и исключающая наказания.
Однако после применения его методов на практике появилось огромное количество не довольных и даже обвиняющих автора в том, что с его помощью выращено целое поколение непослушных, безответственных людей. Как пишет в своей книге «Непослушный ребенок» соотечественник Б. Спока психолог Д. Добсон, в последние годы известный педиатр серьезно пересмотрел свои взгляды на воспитание в пользу необходимости твердой дисциплины. Он пришел к выводу, что потакание детским прихотям, и безграничная снисходительность не формирует у детей представлений о границах дозволенного, более того, у детей складывается эгоистичное, неуважительное отношения к другим людям. Сказанное выше вовсе не призывает к «ремню» и жестокости. В этой же книге Д. Добсон формирует шесть, основных принципов, опираясь на которые, родителям следует решать для себя вопрос о наказании детей.
- Сначала нужно установить границы, затем требовать их соблюдения.
Сами родители должны для себя определить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, не установив правила, родители не могут требовать их исполнения.
- На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно.
Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, идет на открытый конфликт, необходимо решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах ребенка.
- Следует отличать детское своеволие от безответственности.
Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок, если он забыл выполнить просьбу взрослого или просто не понял его требования. Детская безответственность – совсем не тоже самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.
- Когда конфликт исчерпан, необходимо прибегнуть к утешениям и объяснениям.
Ребенок почти всегда тяжело переносить наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После истечения срока наказания следует восстановить с ним мирные отношения. Для этого можно обнять ребенка, приласкать, сказать, что он по – прежнему любим и что наказывать его было неприятно. Нужно еще раз объяснить, почему он наказать и как ему следует вести себя в следующий раз.
- Нельзя требовать невозможного.
Родители должны быть уверенны в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что он намочил постель или сломал часы, с которыми вы сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может спровоцировать неразрешенный внутренний конфликт ребенка.
- Любовь как руководство к действию.
Промахи, ошибки и конфликты неизбежны в любом воспитательном процессе. Мерилом здоровых отношений с детьми является любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.
Как видно, описанные принципы сужают область применения наказаний и основываются на любви и ответственности родителей за будущее детей.
Д. Добсон советует наказывать детей лишь в крайних случаях – когда они сознательно демонстрируют неповиновение. Если наказания никак нельзя избежать, оно должно следовать сразу же за проступком. Детская память коротка. Родителю, решившему по возвращению домой с работы отшлепать провинившегося днем ребенка, следует иметь в виду, что его праведный гнев не будет понят. События дня к тому времени настолько переполнят ребенка, что дневное происшествие сотрется из детской памяти, и наказание не вызовет в нем ничего кроме обиды.
Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая правила, хорошо ему известные, обдуманные родителями и обсужденные с ним. При несправедливом наказании ребенок не понимает его смысл и чувствует искреннюю обиду, а родители – вину.
Проблема несправедливых наказаний.
Каждый случай плохого поведения ребенка индивидуален. Даже при внешнем сходстве подобные эпизоды могут иметь разные основания. Работа психолога начинается с выяснения и анализа причин и форм наказуемого поведения поведения ребенка – в особенности, когда наказания несправедливы. Рассмотрим некоторые ситуации, в которых ребенок получает незаслуженное наказание, и попытаемся понять, как их исправить.
- Дети не понимают, за что получают наказание, - им не понятно, чего от них хотят взрослые.
Рассмотрим пример. Ребенок высыпает на пол из зеленой вазочки пуговицы и играет сними. Мать наказывает его и говорит, что нельзя этого делать. Но на следующий день мать застает его за тем же занятием, но уже с другой, синей вазочкой. Ребенок получает предписание, смысл которого ему непонятен. Ведь он выполнил просьбу матери и больше не трогал зеленую.
Из этого примера видно. Насколько могут расходиться смысл родительских требований и то, как их понимает ребенок. Он выполнил то, что просила мать, - не стал играл с зеленой вазочкой, однако н понял сути ее запрета, т.к. у детей еще не развито абстрактное мышление и способность обобщать.
Еще одной причиной такого поведения может быть недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей. Оптимальным решением было бы обсуждение с психологом установок, имеющихся у родителей в связи с этим, и поиск индивидуального стиля взаимодействия с ребенком в ситуациях, когда он ищет их внимания.
- Родители несправедливо наказывают детей под влиянием собственного внутреннего состояния – раздражения, усталости и т.д., - вызванного не самими поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе. В таких случаях, как правило, ребенок наказывается за действия, на которые его родители обычно не обращают внимания, - за то, что не убрал игрушки, например. Подобное непоследовательное поведение взрослых только пугает ребенка.
Что предпринимать в подобных случаях? С помощью психолога родители должны взять под контроль свое плохое настроение и вызванное им поведение, а также поработать на решением личных проблем.
- Порой причины наказуемого поведения детей кроются в семейной ситуации. Типичный пример: семья на грани развода, ребенок всеми доступными ему средствами пытается ее сохранить. Своим неприемлемым поведением он отвлекает внимание родителей от их проблем, тем самым вынуждая объединиться.
Как поступать в таких случаях? Родителям стоит обратиться к психологу для выработки линии своего поведения. Если развод действительно неизбежен, психолог поможет пережить его с минимальными душевными потерями как родителям, так и ребенку. Если в семье хроническое психологическое неблагополучие по иной причине, то психолог может помочь наладить семейную обстановку, что непременно положительно отразиться на поведении ребенка.
- Еще одна причина несправедливых наказаний – пожалуй, наиболее трагичная из всех – ребенок нелюбим. Причины этому могут быть разные: женщина не хотела иметь детей; ребенок не того пола и т.д.
Не многие родители могут признаться себе в нелюбви к ребенку, но те, кто находит в себе силы для этого, получают шанс изменит если не отношение, то свое поведение с ним. Нельзя сомневаться в том, что родители, сумевшие признать свое негативное отношение к ребенку, если таковое имеет место, сделали первый шаг к исправлению ситуации.
Что делать в этом случае? Таким родителям обязательно потребуется помощь психолога в установлении контроля над собственным поведением по отношению к ребенку, а также в работе с глубинными проблемами и чувствами. Каждый подобный случай требует от психолога индивидуальной работы в соответствии с его квалификацией.
Памятка родителям и педагогам
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-10002-1391793990.jpg)
Как правильно наказывать ребенка, статья, раздел "Работа с родителями"
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 2. Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всяк...
"Как правильно наказывать детей"
Консультация для родителей...
как правильно наказывать детей
консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/21/picture-968080-1529611922.jpg)
Как "правильно" наказывать детей?
Проблема меры строгости в воспитании детей всегда волновала родителей.При этом одни из них опираются на опыт воспитания в собственной семье, транслируя его в новое поколение, другие ищут ответы в псих...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-791057-1574313204.jpg)
Консультация "Как правильно наказывать детей"
Наказание... Какое? Зачем? Как? Ответы на вопрос о наказании детей в этой статье...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/20/picture-1517303-1710928981.jpg)
«Как правильно наказывать детей»
Уже в возрасте 8–9 месяцев, когда ребенок начинает ползать и с интересом осваивает предметный мир, родители сталкиваются с первыми проявлениями его непослушания. Перед н...