Программа "Праздники как средство развития творческих способностей"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Наименование программы | Праздники как средство развития творческих способностей дошкольников |
Назначение программы | Создание условий для саморазвития личности, раскрытия творческого потенциала детей и взрослых через реализацию разноплановых досуговых мероприятий |
Сроки реализации программы | 1 год |
Исполнитель программы | КУ ХМАО-Югры «Детский противотуберкулезный санаторий им. Е.М. Сагандуковой», г. Ханты-Мансийск |
Автор и руководитель программы | Пагилева Л.В., воспитатель КУ ХМАО-Югры «Детский противотуберкулезный санаторий им. Е.М. Сагандуковой», г. Ханты-Мансийск |
Задачи образовательной программы |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdniki_dlya_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_doshkolnikov.docx | 110.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1.1 Особенности понятия «творческие способности» 7
1.2 Праздники как средство развития творческих способностей дошкольников 11
1.3 Особенности организации праздников в дошкольном учреждении 17
2.1 Краткая характеристика образовательного учреждения 22
2.2 Особенности осуществления образовательного процесса в детском санатории 25
2.3 Педагогические мероприятия в санатории 28
3.1 Цель и задачи программы 32
3.2 Принципы реализации Программы 32
3.3 Психолого-педагогическая характеристика воспитанников санатория 5-6 лет 33
3.5 Условия реализации Программы 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Праздники как средство развития творческих способностей дошкольников |
Назначение программы | Создание условий для саморазвития личности, раскрытия творческого потенциала детей и взрослых через реализацию разноплановых досуговых мероприятий |
Сроки реализации программы | 1 год |
Исполнитель программы | КУ ХМАО-Югры «Детский противотуберкулезный санаторий им. Е.М. Сагандуковой», г. Ханты-Мансийск |
Автор и руководитель программы | Пагилева Л.В., воспитатель КУ ХМАО-Югры «Детский противотуберкулезный санаторий им. Е.М. Сагандуковой», г. Ханты-Мансийск |
Задачи образовательной программы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что досуговая деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, организуемая в свободное время для удовлетворения потребностей детей в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Досуговая деятельность включает в себя: игровую деятельность; художественную деятельность; познавательную деятельность; трудовую деятельность; туристическую деятельность; спортивную оздоровительную деятельность.[2, с.78]
Культурно-досуговые мероприятия и праздники – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник или мероприятие доставит радость детям. Ведь нет ничего лучшего, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что мероприятие помогло ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарило ему дополнительные умения и мгновения счастья. «Праздник-это попытка внешней радости проникнуть внутрь, а внутренней - выплеснуться наружу» - пишет Виктор Гаврилович Кротов [6, с. 15].
Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают у взрослых модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.
Исходя из существования различных способов организации досуговой деятельности дошкольников, нами была сформулирована тема исследования: «Праздник как средство развития творческих способностей дошкольников».
На основе обозначенной актуальности проблемы исследования нами была сформулирована цель: изучить особенности организации праздника как средства развития творческих способностей.
Праздник – есть своеобразная форма духовного обогащения ребёнка. Любой детский праздник «развлекая – поучает…». Для полноценного развития ребёнка ему необходим праздник как воздух. «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника ... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...» – писал К. Д. Ушинский.
Ребёнок как губка, впитывает в себя всё, оттого каким эмоциональным состоянием будут окрашены его праздничные дни, будет зависеть его личная жизнь, его будущая семья. Научить детей отдыхать, вести себя на досуге – это немаловажная задача родителей и педагогов. Но все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви. В жизни дошкольника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Самые глубокие впечатления – это впечатления детства. Каждый из нас, вспоминая своё раннее детство, ярко представляет картины праздников, на всю жизнь врезавшиеся в память.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...». [5, с. 113]
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы при проведении праздника. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни младших школьников. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Цель данной методической разработки заключается в следующем: на основе анализа методической литературы определить особенности понятия «творческие способности»; определить значение развития творческих способностей у дошкольников; изучить особенности современных технологий по проведению праздников в ДОУ; обобщить знания исследования для дальнейшей разработки комплекса сценариев праздников как средства развития творческих способностей у дошкольников.
.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Особенности понятия «творческие способности»
На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становится всё более востребованными. Парикмахеры и создатели телепередач, организаторы праздничных мероприятий и фотографы, дизайнеры и флористы, бармены и даже специалисты по диагностики автомобилей - все эти профессии требуются определённых талантов и творческих способностей.
В связи с введением ФГОС ДО одной из задач познавательного развития детей является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, развитие воображения дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе педагогов ДОУ. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательной системой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения [1].
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. «Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребёнком значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта (рисунок, лепка; рассказ, танец, песенка, игра)...» Творчество и есть сам процесс создания образов и поиск способов, путей решения задачи. [2, с. 9]
«Творчество есть необходимое условие существования и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.
В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек – формы и способы его мышления, личностные качества, – он становится творческой личностью.
У детей дошкольного возраста особенно интересно проследить, как идет развитие творческих способностей, какие они имеют особенности, отличительные черты от творчества взрослых. Это один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики.
Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем возрасте» [3, с 7].
Однако немногие родители уделяют достаточно внимания развитию ребёнка в этом направлении. Преимущество отдаётся речи, мышлению, памяти, а фантазия и воображение формируется у маленького человека сама собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: кто- то с дошкольного возраста проявляет яркие творческие способности, ну а кто-то на протяжении всей жизни не может обнаружить у себя склонности ни к одному виду творческой деятельности.
Для определения способностей к творчеству учёные советуют опираться на выявление следующих особенностей в характере и деятельности человека [2]:
- богатое воображение;
- способность рисковать;
- гибкость мыслей;
- дивергентное мышление;
- восприятие неоднозначных вещей;
- развитая интуиция;
- высокие эстетические ценности.
Если говорить о детях дошкольного возраста, то творческие личности чаще всего стремятся к разного рода открытиям, они любознательны, любят фантазировать и изобретать.
Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой–либо деятельности.
Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых [3]:
- замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а потом уже фиксировать детали);
- за малое количество времени выдавать множество разнообразных идей;
- без труда ассоциировать отдалённые понятия;
- применять навыки, приобретённые во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой.
Известно, что дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Малыш в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослыми.
Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому развитию ребёнка, необходимо организовать необходимые условия [3]:
1. Раннее физическое развитее. Физические занятия, начатые с первых месяцев ребёнка, - это первый шаг в закладывании основ творческих способностей сначала дошкольника, а потом и взрослого человека.
2. Создание обстановки, обгоняющей развитие малыша. По возможности кроху следует окружить тем, что будет побуждать его действовать с творческим подходом. Например, уже в один год ребёнку можно подарить кубики с цифрами или буквами и называть их во время игр.
3. Усложнение и увеличение количества поставленных задач. Любые способности развиваются максимально успешно, если поставленную планку постоянно повышать. Процесс познания окружающего мира у маленьких детей проходит очень интенсивно, причём они не всегда могут воспользоваться опытом взрослых. Эту особенность необходимо усиленно использовать, давая малышу возможность самому находить решения, тем самым стимулируя развитие творческого мышления. Например, если у крохи закатилась машинка за шкаф, не спешите помогать ему извлечь игрушку. Пусть он хотя бы попытается справиться с этой задачей самостоятельно.
4. Предоставление большей свободы в выборе деятельности. Пусть малыш сам выбирает, чем он хочет заниматься и что ему более интересно на этот момент. Если его действительно увлекает определённая деятельность, то эмоциональный подъём будет залогом того, что интеллектуальное напряжение не станет причиной переутомления, а пойдёт крохе на пользу.
5. Помощь взрослого ненавязчивая и разумная. Свобода, данная крохе, ни в коем случае не должна трансформироваться во вседозволенность. Кроме того, не стоит подсказывать малышу там, где он наверняка додумается самостоятельно. Подсказка – это «медвежья услуга» со стороны старших.
6. Комфортный психологический климат. Тёплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду- важная предпосылка для развития творческих способностей у детей. Родители должны постоянно стимулировать малыша к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, сдержанно относиться к любым выдумками своего чада, пусть они кажутся нелепыми и странными.
В настоящее время в детских садах воспитатели и педагоги уделяют большое внимание развитию творческих способностей и талантов у детей разных возрастных критериев.
Мы не говорим сейчас об особой категории платных детских групп, пребывание в которых сводится к тому, что ребёнок проводит определённое время под присмотром няни, пока его родители работают. В муниципальных детских садах, вне зависимости от принятых программ обучения в разных регионах, развитие способностей выделено в отдельные и тематические занятия. Например: дети в игровой или обучающей форме (зависимости от возраста) выполняют задания с ситуациями, где нужно совершать кокой – либо выбор, включив воображение; педагоги используют разного рода технологии для развития мышления; организуется сотворчество в коллективе детей для проявления и развития способностей у каждого ребёнка; выполняются задания по выполнению поделок на актуальные темы.
1.2 Праздники как средство развития творческих способностей дошкольников
В современных условиях реформирования отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Актуальность развития творческих способностей детей вызвана тем, что перспективность личности в современном мире определяется её креативностью, которая становится всё более очевидной задачей образования. Человек, вовлечённый в творчество, способен воспринимать мир не только с помощью слов и интеллекта, но и на основе интуитивного познания. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - пишет австрийский композитор и педагог К.Орф, - задача педагога – воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка». В то же время, развитие познавательных и творческих способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции,
Известный психолог-гуманист К.Роджерс по этому поводу высказался так: «Мне кажется, что в каждом методическом пособии для учителей должна быть глава «Забота о выращивании крохотных творческих мыслей у детей». Есть большая разница между теми, кто просто умный, и теми, кто умён и умеет творить».
Один из самых известных создателей системы измерения творческих способностей Е.Торренс говорил по этому поводу, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческие способности, зависит больше от влияния родителей в семье и других взрослых (воспитателей и педагогов)». Это утверждение говорит о том, что творческие способности детей нужно развивать.
Для развития творческих способностей должны создаваться определенные условия. Одно из важнейших и эффективных условий для проявления творческих способностей детей, по моему мнению, – организация интересной и содержательной досуговой деятельности ребенка: праздников, развлечений, спортивных мероприятий, конкурсных программ.
Организация досуговой деятельности обеспечивает культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников. Творческое самоосуществление личности ребенка и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.
В процессе организации детского досуга реализуются самые различные функции:
- досуг для детей - это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, они особенно остро раскрывают естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция;
- через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляется в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна еще одна функция творческая;
- досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную;
- досуг — это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и таким образом осуществляется мировоззренческая функция;
- досуг оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция;
- жизнедеятельность современных детей предельно насыщена, строго регламентирована и требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг осуществляется преимущественно на основе игровой деятельности. Рекреационная функция — восстановление и воспроизводство утраченных сил в рамках досугового времени.
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Получение наслаждения от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить.
Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация. Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество.
В процессе досуговых мероприятий дети учатся общаться и взаимодействовать с педагогом и сверстниками, выражать свои мысли и чувства, быть эмоционально отзывчивыми, проявлять творческую активность в самостоятельной деятельности. Учатся перевоплощаться в сказочные образы, развивая при этом воображение и фантазию, самовыражаться в игровом творчестве, т.е. решается задача по социально-коммуникативному развитию.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т.е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. В связи с этим, необходимо использовать разнообразные формы организации досуговой деятельности в зависимости от целей, задач и содержания мероприятий, от возрастных особенностей детей. Это – праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованные представления, музыкальные викторины и конкурсные программы, игры-забавы, различные виды театра (кукольный, теневой, пальчиковый, театр игрушки, театр картинок, плоскостной театр и т.д.), познавательно-игровые занятия.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования заложены основные принципы, направленные, в частности, на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, а также сотрудничество с семьёй. Этим принципам соответствует организованный совместный досуг детей и взрослых.
Совместные досуговые мероприятия предполагают взаимодействие детей, педагогов и родителей. К сожалению, у родителей не всегда находится время для общения с ребенком. Во время совместных мероприятий родители вместе с детьми становятся полноправными участниками.
Дети очень любят праздники, развлечения, игровые и спортивные программы и с удовольствием показывают то, чему научились, «болеют» за своих родителей, радуются их победам, гордятся ими. А для родителей такие праздники – это возможность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, вырасти в глазах своего ребенка, да и самим на время стать беззаботным ребенком. Взаимодействие и общение родителей и детей во время совместных мероприятий способствует гармонизации детско-родительских отношений.
Особенно велика важность совместного досуга детей и их замещающих родителей. Совместная игровая деятельность на таких мероприятиях помогает сблизиться замещающим родителям с ребенком, лучше его узнать. Интерес папы и мамы к детским развлечениям показывает ребенку, что он и его занятия важны для старших, помогают ему почувствовать их внимание, ощутить себя значимым. А для замещающих родителей подобная деятельность – хорошая возможность снять напряжение, отдохнуть, переключиться со своих проблем.
Результатом совместной деятельности детей и родителей является формирование коллективного сотрудничества, уважительного отношения между членами семьи. В семьях улучшается психологический климат. Взаимодействуя с родителями, дети усваивают образцы и нормы поведения, нравственные понятия, становятся более коммуникабельными, жизнерадостными, раскрепощенными. У них формируется чувство собственной значимости, уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей, повышается самооценка.
Участие в совместных досуговых мероприятиях помогает детям реализовать свои способности, служит стимулом для проявления ими самостоятельности, инициативности, дает возможность развить свой творческий потенциал.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые мероприятия детей вызывают положительный отклик в их душах, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного.
Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.
При работе очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, развить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности, вовлекая в процесс активных творческих действий.
Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Это мудрость была известна еще древним китайцам: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».
Очень важно помочь детям найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом в состоявшихся успешных взрослых людей.
1.3 Особенности организации праздников в дошкольном учреждении
Проблема создания условий эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка. Ее исследованию посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, А.В. Запорожец, и др.). Однако в настоящее время наблюдается, определенный спад научного интереса к изучению этой проблемы. Вместе с тем целый ряд ее аспектов остается еще недостаточно изученным: не в полной мере определены сущностные характеристики негативных эмоциональных переживаний, не намечены пути формирования позитивных эмоциональных переживаний у детей дошкольного возраста и др.
ФГОС ДО из ряда психолого-педагогических условий создания социальной ситуации развития детей, ставит на первое место – обеспечение эмоционального благополучия [2]. Тем самым подчеркивает значимость эмоционального благополучия детей во время пребывания в детском саду. Следовательно, образовательный процесс в ДОУ должен быть построен таким образом, чтобы обеспечивал эмоциональный комфорт ребенка, показателями чего являются жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка. Поэтому нужно научиться создавать психолого-педагогические условия эмоционального благополучия дошкольников в детском саду.
Определяя содержание образовательной деятельности, эмоциональное благополучие детей, мы остановились на такой знакомой казалось бы, образовательной форме как праздник. Согласно точки зрения современных педагогов-исследователей (С.И. Бекина, И. Дзержинская, С.Мерзлякова и др.), праздники являются особой формой организации детской деятельности в дошкольных учреждениях. Они соединяют различные деятельности, способствуют наиболее эмоциональному воздействию и эффективному решению ряда воспитательных задач [3].
Праздники дают детям возможность выплеснуть эмоции, подвигаться так, как им хочется, «подурачиться», тем самым создается непринужденная атмосфера, помогающая детям сбросить эмоциональное напряжение, способствующая увеличению активности и положительного фона настроения у дошкольников. С таким определением согласен известный липецкий педагог С.А. Шмаков, который определяет праздники как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса. [4, с.10]. Л.И. Михайлова отмечает воспитательное значение праздников в дошкольном учреждении: «Ребёнок обогащается впечатлениями, он разучивает стихи, песни, пляски; слушает рассказы, рассматривает иллюстрации. Весь этот материал приобретает особую силу воздействия на ребёнка, благодаря эмоциональным переживаниям, связанным с праздником» [5].
Учитывая выше перечисленные подходы, учитывая многолетний педагогический опыт работы в детском саду задумались, а всегда ли праздники вызывают у ребенка положительные эмоции и то состояние, которые описывают педагоги-исследователи? Когда ребенку на празднике будет комфортно?
Некоторые авторы (И. Мельцер, З. Богуславская и др.) считают, что наибольшее оживление детей происходит в период подготовки к праздникам. Меняется характер детской деятельности, которая становится более эмоциональной, окрашенной, выразительной, что особо значимо и ценно в современных условиях, так как именно праздники позволяют детям преодолеть трудности эмоционального развития, раскрыться, приобрести качественно новую модель эмоционального поведения, проявить себя в новом качестве. [6] .
Когда ребенок знает о том, что ожидать от праздника, принимает участие в подготовке к нему (от сценария до изготовления костюмов и участия в проведении), т.е. ребенку хорошо не тогда, когда праздник проводят для него, а когда праздник проводят вместе с ним.
Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования моделью обучения, воспитания и развития детей определяет совместную деятельность взрослого и детей.
Мы считаем, что именно подход к организации праздника как к совместной деятельности должен изменить отношение всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.
Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
При организации праздников с дошкольниками существенную роль играет работа педагога как организатора и руководителя, в процессе совместной деятельности побуждать ребенка к самостоятельности, инициативе, активности., помочь ему осознать, что «кладя свой кирпич, ты помогаешь строить мир» (А. Сент-Экзюпери) [5, с. 28].
Праздник, праздничное мероприятие - важная часть жизни ребёнка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Творчество – еще один важный вид культурно-досуговой деятельности ребенка.
Творческая деятельность ребенка (вид досуга) не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, так как совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку. Праздник для детей в школе – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения ребёнка.
Нами было выяснено, что праздник (мероприятие), включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную и особый вид деятельности – общение. Мы отметили, что хорошо организованные праздники в школах благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
Также был сделан вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие родителей, педагога, которые в сотрудничестве с детьми должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику.
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одногруппников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру [1, с. 29].
С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Учащиеся успешно обучаются в среднем и старшем звене школы, являются активистами и лидерами в общественной жизни, продолжают активное участие в различных конкурсах, а, значит, продолжается начатая в начальной школе работа по развитию творческих способностей каждого ребенка[8, с. 236].
Таким образом, мы рассмотрели этапы организации и проведения праздников для детей, выделили особенности подготовки и проведения праздников с точки зрения использования в нем различных видов деятельности.
2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Краткая характеристика образовательного учреждения
Окружной детский противотуберкулезный санаторий был организован 09 августа 1958 года Приказом Окружного отдела Здравоохранения Ханты-Мансийского Окрисполкома № 117 и является одним из старейших медицинских учреждений города и округа.
В 2000 году Постановлением Правительства автономного округа детскому санаторию присвоено имя первой женщины - врача из народов ханты, заслуженного врача РСФСР Елены Михайловны Сагандуковой, многие годы возглавлявшей санаторий.
Целью Учреждения является обеспечение потребности детей округа в возрасте от 4 до 11 лет в специализированной медицинской помощи больным туберкулезом и детей с повышенным риском заболевания туберкулезом. Для достижения этого Учреждение осуществляет доврачебную медицинскую помощь и санаторно-курортную помощь.
КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М. Сагандуковой» является единственным в округе лечебным учреждением, оказывающим специализированную, лечебно-профилактическую помощь детям в возрасте от 4 до 11 лет с повышенным риском заболевания туберкулезом. Санааторий рассчитан на 50 коек круглосуточного пребывания детей.
Санаторий открыт круглогодично, каждая путевка предполагает круглосуточное пребывание ребенка от 35 дней до 3 месяцев. В соответствии с приказом Департамента Здравоохранения Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2014 года №1202 «Об организации санаторного лечения в казенном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Детский противотуберкулезный санаторий им. Е.М. Сагандуковой» учреждение обеспечивает местами 22 территории округа.
В санатории осуществляются следующие виды медицинской деятельности:
- комплексная химиопрофилактика диспансерной группы детей с неактивными формами туберкулеза;
- лечение сопутствующих соматических заболеваний;
- проведение общеоздоровительных мероприятий для детей из группы риска, особенно при наличии медико - социальных факторов риска развития туберкулеза;
- физиотерапевтическое лечение;
- лечебная физкультура;
- массаж лечебный и оздоровительный;
- лечебное питание;
- клинико-диагностические исследования;
- гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.
Дополнительное обследование и лечение детей с сопутствующей патологией проводится на базе лечебных учреждений города с применением новейших методик и оборудования.
Лечебный процесс детям обеспечивают высококвалифицированные специалисты врачи и медицинские сестры.
Все поступающие в санаторий дети разделены на две группы: дошкольную (4 – 7 лет) и младшего школьного возраста (7 – 11лет). Группы расположены на разных этажах, так как особенности каждой возрастной группы диктуют необходимость особого подхода.
Для эффективного проведения воспитательно-образовательного процесса в детском санатории имеется штат педагогов, основными задачами которых являются:
- воспитание детей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями;
- психолого-педагогическое сопровождение и психологическая поддержка ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста в период пребывания в учреждении;
- организация развлекательных мероприятий, занятий по интересам и наклонностям.
Педагогами санатория разработана культурно-досуговая программа для детей, в которую включено проведение развлекательных мероприятий, спортивных праздников, театрализованных представлений, посещение киновидиоцентра.
Детский санаторий располагается в черте города на территории лесного массива на площади 2 га. В составе его следующие структурные подразделения:
- административный персонал;
- врачебный персонал;
- средний медицинский и младший медицинский персонал;
- педагогический персонал;
- персонал пищеблока;
- персонал отдела материально-технического обеспечения.
В настоящее время в санатории работают 2 врача, имеющие сертификаты по фтизиатрии и педиатрии, 20 средних медработников, 9 воспитателей, в т.ч. музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по труду.
В составе детского санатория имеется:
1. Отдельно расположенный 3-х этажный корпус в капитальном исполнении на 2-х этажах которого для комфортного пребывания детей находятся 12 палат, палаты рассчитаны на 2 и 4 койки; игровые комнаты для детей дошкольного и младшего школьного возраста; музыкальный зал; медицинские кабинеты (манипуляционные; изолятор на 4 койки).
2. Физиотерапевтическое отделение, состоящее из 3 –ох помещений (галокамера, ингаляторий, кабинет электро-светолечения).
На третьем этаже здания расположены:
- комната психологической разгрузки;
- кабинет трудотерапии;
- кабинет психолога;
- кабинет массажа:
- зал лечебной физкультуры;
- кабинет функциональной диагностики;
- физиотерапевтический кабинет (электросветолечение);
- образовательное отделение – учебный класс (обучение детей 1-4 классов);
- ординаторская:
- кабинет главной медицинской сестры:
- кабинет сестры-хозяйки.
На территории в отдельно расположенных зданиях расположены: пищеблок, столовая на 50 посадочных мест; административный корпус, в котором расположены кабинет главного врача, кабинеты планово экономического отдела, отдел кадров, кабинеты отдела материально-технического обеспечения, аптечный склад, склад промышленных товаров; библиотека, клинико-биохимическая лаборатория; банно-прачечный комплекс; продуктовый склад; гаражи.
Есть территория с детской игровой площадкой, где установлены игровые комплексы, рассчитанные на разный возраст детей; спортивная площадка с травмобезопасным покрытием для игр в футбол, баскетбол, волейбол; лесная зона, занимающая 1 га, в которой расположена летняя беседка.
На протяжении всего периода времени санаторий развивался, появились новые методики, увеличился поток поступающих на лечение детей. За все эти годы в санатории накоплен многолетний опыт организации профилактики и лечения туберкулеза. Взаимодействие природных санаторных факторов в сочетании с химиотерапией повышает эффективность лечения.
2.2 Особенности осуществления образовательного процесса в детском санатории
Образовательный процесс в детском санатории предусматривает решение программных образовательных задач в следующих формах организации деятельности:
- совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов.
Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с детьми. Она строится на:
- субъект-субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
- диалогическом (а не монологическом) общение взрослого с детьми;
- продуктивном взаимодействии ребенка с взрослым и сверстниками;
- партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
В первом блоке содержание организуется комплексно - тематически, во втором – в соответствии с традиционными видами детской деятельности.
Образовательный процесс в детском санатории строится на использовании современных личностно-ориентированных технологий, направленных на партнерство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребенка.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность детей в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды.
Самостоятельная деятельность:
- обеспечивает каждому ребенку возможность выбора деятельности по интересам;
- позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
- позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Содержание дошкольного образования в детском санатории включает в себя вопросы истории и культуры родного округа, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.
Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса.
Традиции детского санатория:
- знакомство с народными играми, национальными куклами;
- приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и живописи разных народов;
- создание мини-избы «Русский народный быт и культура»;
- приобщение к истокам русской народной культуры;
- знакомство с историей, традициями, достопримечательностями родного округа.
Климатические условия Северного региона имеют свои особенности: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха. Исходя из этого, в образовательный процесс детского санатория включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости.
В режим дня ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для расслабления позвоночника и коррекции осанки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
В соответствии с действующим СанПиН с детьми проводятся три физкультурных занятия в неделю. Из них: одно занятие организуется в зале, одно - в бассейне, одно - на свежем воздухе (при благоприятных погодных условиях) во время прогулки в виде подвижных или спортивных игр.
Один раз в квартал проводятся тематические Дни здоровья. Содержание образовательной работы в такие дни направлено на формирование основ культуры здоровья у дошкольников. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, играми, решением занимательных задач, встречами с интересными людьми, «персонажами» любимых книг и другое. Итогом таких дней являются проведение: физкультурных праздников, досугов, викторин, конкурсов.
2.3 Педагогические мероприятия в санатории
Основная цель педагогических мероприятий заключается в повышении эмоционального и психологического тонуса детей, находящихся в санатории. Поэтому педагогическая работа в детском санатории является одним из обязательных звеньев в общем комплексе санаторного лечения. Можно с уверенностью сказать, что успешное лечение ребёнка в санатории может осуществляться только на базе хорошо поставленной педагогической работы.
Таким образам, педагоги нашего санатория являются непосредственными и активными помощниками врачей в лечении детей. Задача врача и педагога едина создать ребёнку в санатории условия жизни, наиболее благоприятные для того, чтобы укрепить его организм, повысить его сопротивляемость и тем помочь преодолеть болезнь, а так же обеспечить соответствующее его возрасту умственное развитие.
Все педагогические мероприятия в санатории строятся в соответствии с установленным режимом дня при обеспечении чередования активной деятельности и отдыха детей. Педагоги устанавливают контакт с детьми своей группы, узнают характер ребёнка, знакомятся с душевной жизнью, становятся другом и советчиком. Они помогают ребёнку перенести адаптацию вне дома. Педагогическая работа в условиях санатория очень тесно переплетается с медициной. Педагоги организуют свою работу имея ясное представление о тех заболеваниях, с которыми дети находятся в данном санатории, о тех лечебных мероприятиях, которые должны быть применены для их выздоровления.
Воспитатели наблюдают и анализируют поведение и настроение больного ребёнка, а так же его жалобы. Эти наблюдения оказывают существенную помощь лечащему врачу, давая ему возможность судить об изменении реактивности ребёнка и соответственно с этим координировать лечебное мероприятие.
В санатории приезжают ослабленные дети, с пониженным иммунитетом. Такие дети крайне впечатлительные, они легко возбуждаются, быстро утомляются, поэтому режиму дня уделяется особое внимание. Ежедневно с детьми проводится утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после тихого часа, игры на свежем воздухе. Во время прогулок дети наблюдают природу, которая создаёт хорошее настроение, прививает и воспитывает бережное отношение к ней. Дети становятся добрее и спокойнее. Сосновый лес, целебный воздух, пение птиц, всё это укрепляет здоровье детей, находящихся на лечении в санатории.
Педагоги все квалифицированные, опытные и талантливые, поэтому они умеют завоевать авторитет и доверие детей, умеют сплотить детский коллектив и поддерживают в нём дисциплину, могут быть добрыми и ласковыми и одновременно настойчивыми и требовательными. Умеют вселить в ребёнка бодрость, самостоятельность, ответственность. Так же они прививают детям культурные и гигиенические навыки, развивают самостоятельность в самообслуживании: приучают детей умываться, мыть чисто руки перед едой и после посещения туалета, вешать своё полотенце на место, самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать в порядке снятое бельё, одежду и обувь; тихо входить в столовую, правильно пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой, хорошо прожёвывать пищу; после игры убирать игрушки на место. В первое время взрослые помогают детям одеваться, но надо стремиться к тому, чтобы дети научились всё это делать самостоятельно. Детей обучают правильной речи и внятным произношениям слов, воспитывают умение играть и заниматься в коллективе: знакомят с доступными их пониманию предметами и явлениями. Более старших детей готовят к поступлению в школу.
Особое внимание педагогами уделяется игре, т. к. она является основной формой деятельности детей. Во время игр у ребёнка развиваются умственные способности, речь, память, сообразительность, внимание. Игра организует детей, закрепляет навыки поведения в коллективе, воспитывает в детях волевые качества, помогает им осознать и закрепить представления об окружающем.
Игру детей педагоги используют для того, чтобы воспитывать у них дружеские взаимоотношения, чтобы они охотно делились игрушками. Многие дети, росшие дома без сверстников, привыкли играть в одиночку. Воспитатели постепенно вовлекают таких детей в общие игры. Игры проводятся творческие, подвижные, дидактические. Творческие игры проводятся детьми по собственной инициативе. Дети играют друг с другом или «куклами»; в больничку; школу и т.д. Дидактические игры имеют целью закрепить те знания, которые дети получают на занятиях, и развивать в них сообразительность и внимание. Такими играми руководит педагог.
Уделяется так же внимание трудовому воспитанию. Воспитатели прививают положительное отношение к труду. Большую помощь оказывают дежурства детей.
Ежедневно в каждой дошкольной группе проводятся организованные занятия на которых приучают детей заниматься сообща, организованно вести себя на занятиях, уметь внимательно слушать объяснения педагога, толково отвечать на его вопросы, выполнять его указания. В процессе занятий у детей воспитывается определённое отношение к родине, к родной природе, ко всему окружающему. Каждое занятие интересное, побуждает в детях любознательность, развивает активность.
Воспитательно – образовательная работа проводится по типовой программе: «воспитание в детском саду». Развитие речи, математика, экология, валеология, звуковая культура речи, художественная литература, ознакомление с окружающим миром, трудовая деятельность, лепка, театрализованная деятельность. Иногда используются новые методики.
Ежедневно один раз в каждой группе проводится вечер досуга по плану музыкального работника и воспитателя. Два раза в неделю музыкальное занятие. Ведётся краеведческая работа с детьми старшего возраста.
В санатории работает педагог-организатор, который каждую неделю проводит для детей досуг. Во время каникул в старших группах проводятся дискотеки. Со школьниками ежедневно кроме субботы и воскресенья занимаются квалифицированные учителя. Проводят уроки в классах и дают детям полноценные знания.
Все педагоги принимают участие в работе педагогических и медико- педагогических советов на которых обсуждают актуальные проблемы: «Адаптация ребёнка в условиях временного детского коллектива», «Методы работы с временным детским коллективом», «Валеологические программы для младших школьников», «Оздоровление детей в условиях санатория», «Развитие творческих способностей детей через все виды деятельности». Так же проводятся открытые занятия для передачи опыта друг другу. Семинары на тему: «Подготовка детей к школе», «Патриотическое и нравственное воспитание».
Задача педагогов - создать наиболее благоприятные условия детям, для проявления личностных качеств, самореализации вне дома. Чтобы ребёнок мог приобрести опыт общения, новых друзей, научиться быть честным, отзывчивым и применять это в дальнейшей жизни.
3 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для саморазвития личности, раскрытия творческого потенциала детей и взрослых через реализацию разноплановых досуговых мероприятий.
Задачи:
- расширять круг познавательных и творческих интересов;
- развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности;
- развивать эмоциональную отзывчивость и художественное восприятие;
- формировать положительную «Я»-концепцию;
- развивать коммуникативные умения и навыки сотрудничества;
- развивать самостоятельность, организованность, культуру поведения;
- развивать культуру игрового взаимодействия детей и взрослых;
- развивать навыки зрительской и сценической культуры, первичные
- навыки самопрезентативности (умения представлять результаты своей деятельности);
- содействовать формированию детского коллектива как средства развития личности;
- воспитывать уважение к культурно-историческим ценностям и традициям своей страны.
3.2 Принципы реализации Программы
Принцип преемственности основывается на подборе материала и создании образовательного пространства для поэтапного решения основной задачи становления человека, осуществляя культурное взаимодействие и взаимосвязь поколений, с учетом требований стандартов основного образования разных возрастных ступеней.
Принцип комплексности заключается в гармоничном сочетании разных компонентов (познавательных, развлекательных, коммуникативных и др.) и разнообразии используемых форм работы.
Принцип развития – ориентация содержания образования на стимулирование и поддержку психофизического, эмоционально-личностного, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка.
Принцип личностно-деятельностного подхода ориентирован на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности с опорой на реализацию личных интересов и раскрытие индивидуальных особенностей, признавая уникальность и самоценность каждого воспитанника.
Принцип культуросообразности – создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) приобщения детей к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) с приоритетом национальных ценностей и традиций.
Принцип сотрудничества – активное взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагоги – родители – дети) для обеспечения оптимального развития детей, усиления роли воспитательной работы и повышения качества образовательно-воспитательного процесса в целом; поиск новых форм сотрудничества.
3.3 Психолого-педагогическая характеристика воспитанников санатория 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
3.4 Содержание Программы
Досуговая программа дополняет содержание образовательной программы по предшкольной подготовке КУ ХМАО-Югры «Детский противотуберкулезный санаторий им. Е.М.Сагандуковой», которое ориентировано на 2 года образовательной деятельности, хотя реальное время обучения по программе может составлять от 1 до 3 лет.
Численность групп, которые формируются для реализации образовательной программы, – до 12 человек (в связи с ограниченной площадью помещений, используемых для игровой и учебной деятельности).
Формы организации:
- праздники;
- творческие мастерские;
- открытые презентации проектов;
- эстафеты, соревнования;
- викторины;
- конкурсы;
- игры-путешествия;
- игры-театрализации;
- выставки;
- экскурсии;
- турслеты;
- посещение спектаклей.
Массовые мероприятия, в которых участвуют все дети, проводятся в соответствии с годовым планом. К таким мероприятиям относятся праздники, спортивные состязания, выставки, конкурсы, экскурсии, турслеты, посещение театральных постановок детских коллективов.
Количество массовых мероприятий – 8-12 в течение года.
Продолжительность мероприятия – от 30 минут до 1 часа 20 минут.
Для повышения у детей интереса и закрепления знаний по пройденной теме внутри группы, в соответствии с учебно-тематическим планом образовательной программы, проводятся творческие мероприятия, в которых участвуют только дети (презентации проектов, викторины).
Результатом реализации досуговой программы будет:
- повышение у детей мотивации к активной познавательной и творческой деятельности;
- развитие у детей и взрослых творческих и художественных способностей;
- формирование у детей позитивной «Я-концепции»;
- освоение детьми первичных навыков зрительской и сценической культуры;
- повышение педагогической компетентности родителей через расширение диапазона игрового взаимодействия с детьми;
- приобретение и расширение знаний культурно-исторического и познавательного характера;
- развитие у детей самостоятельности, организованности;
- развитие коммуникативных умений и навыков сотрудничества;
- повышение у детей культуры поведения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- создание внутри детского объединения атмосферы дружбы и сотрудничества.
В целом реализация программы будет способствовать достижению детьми следующих интегративных качеств, заявленных в ФГОС ДО:
- любознательной активности,
- эмоциональной отзывчивости,
- коммуникативной и социальной грамотности;
- самоорганизации деятельности и регулированию поведения;
- ученической компетентности (владение универсальными предпосылками учебной деятельности);
- самостоятельности в решении интеллектуальных и личностных задач, адекватных возрасту;
- освоению необходимых умений и навыков в разных видах деятельности.
Главным условием реализации данной программы является соответствие ее материально-технической базы и кадрового обеспечения основным положениям ФГОС и требованиям СанПин.
Методическое обеспечение включает в себя разработку сценариев и конспектов открытых мероприятий, разработку, подбор и оформление инф ормационных, дидактических и других материалов.
При подготовке отдельных мероприятий (турслеты, праздники, постановки детских театральных коллективов) привлекаются педагоги соответствующей направленности для проведения консультаций и оказания помощи в организации мероприятий.
Материально-техническое обеспечение программы предполагает эффективное использование не только материально-технической базы санатория, имеющей в наличии большое количество и разнообразие материалов, предметов и пособий для обеспечения основных направлений развития дошкольника и осуществления различных видов детской деятельности.
Важнейшую роль играет обеспечение:
- расходными материалами (канцелярия, материалы для изо и др.
- дополнительной образовательной деятельности);
- спортивным инвентарем;
- музыкальным оборудованием;
- сценическими костюмами;
- медиатекой (установка мультимедиа, компьютер, принтер, сканер и др.);
- библиотечным фондом;
- призовым фондом;
- спонсорскими средствами.
Для успешной реализации открытого мероприятия любой направленности необходимо:
- выбор содержания в соответствии с возрастом, сформированными навыками и интересами детей;
- создание на подготовительных занятиях и самом мероприятии атмосферы эмоционального комфорта;
- доступность и привлекательность предлагаемого материала;
- личностно-ориентированный подход;
- активность и взаимодействие всех участников – педагогов, детей, родителей.
Любое творческое мероприятие можно условно разделить на две основные части: подготовительная работа и реализация.
Самым трудоемким является осуществление подготовительной работы.
Она включает в себя:
- составление плана,
- подбор методического материала,
- написание сценария (для праздника)
- составление конспекта (творческая мастерская, игра-путешествие, игра-театрализация),
- подготовку реквизита,
- проведение репетиционной работы (для праздника);
- проведение работы с родителями (домашние беседы и подбор дополнительного материала по заявленной теме, оформление семейных проектов, подготовка элементов реквизита).
На этом этапе эффективно осуществление совместной деятельности педагога и детей, которая включает в себя: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание книг, энциклопедий, альбомов, фотографий, просмотр видеопродукции, слушание музыки, разучивание стихотворений, проведение музыкальных игр и хороводов, подвижных, имитационных и коммуникативных игр, осуществление инсценировок и др.
Успешность этапа реализации определяется следующими основными факторами:
- составление четкого логичного плана проведения мероприятия;
- создание атмосферы личной заинтересованности и эмоционального комфорта;
- объединение структурных компонентов и разных видов деятельности в единую смыслообразующую генеральную линию общей тематики;
- активную включенность всех участников;
- при длительных мероприятиях (более 40 минут), для предупреждения возникновения у детей утомления, соблюдение правила чередования разных видов деятельности.
3.5 Условия реализации Программы
Пространство групп организовано в виде разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве таких центров развития выступают:
- уголок для ролевых игр;
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок экспериментирования;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
- уголки для самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, театральной, музыкальной.
Развивающая предметно-пространственная среда
- Обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка: располагающая, максимально приближенная к домашней эмоционально благополучная обстановка; художественно-эстетическое оформление игровых комнат и других помещений; возможность выбора рода занятий, материалов, игрового пространства.
- Развивает самостоятельность: наличие различных площадок (для художественного творчества, ручного труда, конструирования, чтения и рассматривания детской литературы, исследовательской деятельности, игры и пр.); обновление предметно-пространственной среды в соответствии с проектами и интересами детей; предоставление детям времени в течение дня для выбора пространства активности по своему желанию.
- Развивает игровую деятельность: игровое оборудование разнообразное, легко трансформируемое; дети имеют возможность участвовать в создании игровой среды в соответствии со своими интересами и потребностями.
- Развивает познавательную деятельность: содержит современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, экспериментирования и пр.); предоставляет ребенку возможность для активного исследования и решения умственных и логических задач.
- Развивает проектную деятельность: предлагается разнообразный материал для стимулирования исследовательской и творческой деятельности.
- Предоставляет возможность для самовыражения средствами искусства: наличие необходимых материалов для занятий разными видами деятельности (живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками их природного материала и пр.).
- Обеспечивает условия для физического развития: среда стимулирует физическую активность детей, побуждает к подвижным видам деятельности (играм, игровым упражнениям и т.д.). Дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование в ходе подвижных (в том числе и спонтанных) игр. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики, достаточно места для двигательной активности.
КУ ХМАО-Югры «Детский противотуберкулезный санаторий им. Е.М. Сагандуковой» обеспечивает лечение, оздоровление и образование детей. Одним из особенностей осуществления образовательного процесса в санатории является использование лечебной педагогики – пограничной области, связывающей медицину с педагогикой.
Главными принципами педагогической работы с больными детьми являются:
- постоянное проявление обнадеживающего сочувствия к больным детям, внушение им веры и надежды в добрые возможности и светлые перспективы к выздоровлению (по Ш.А. Амонашвили);
- строгое соблюдение преемственности оздоровительных и воспитательно-образовательных воздействий;
- в своих взаимоотношениях с детьми основываться на правиле: «перед нами переживающие свое болезненное состояние дети, но никогда нельзя подчеркивать их нездоровье»;
- организовать такие условия, которые отвлекали бы детей от переживаний, связанных с их болезнью, длительной разлукой с близкими людьми, пробуждали бы у них жизнерадостные чувства;
- во время пребывания в лечебно-профилактическом учреждении подготавливать детей к полноценной жизни по возвращению в домашние условия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.12.2016)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (дата обращения: 21.12.2016)
- Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 6 – с.46 –51.
- Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. –5е изд. и доп. Москва: Аспект Пресс, 2012.
- Антипова, Т. В. Детский временный коллектив в условиях летнего загородного лагеря: понятие, специфика, стадии развития / Т.В. Антипова - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://d.120-bal.ru/kultura/35926/index.html?page=3(дата обращения: 21.12.2016).
- Барышникова, Е. В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению / Е.В. Барышникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 56–60. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15066.htm. (дата обращения: 21.12.2016)
- Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.Н. Божович. – М.: Проспект, 2012. – 414 с.
- Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2012. – 236 с.
- Василькина, Ю.В. Что делать, если ребенок не хочет в детский сад [Текст] / Ю.В. Василькина. – М.: Эксмо-Пресс, 2013. – 160 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХІ века [Текст] / Б.С. Гершунский. – М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 608 с.
- Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании: монография [Текст] / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева, Н.В. Крыжановская – М.: Издательство «Перо», 2015. – 172 с.
- Долгова, В.И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника [Текст] / В. И. Долгова, Р. В. Овчарова // Вестник ЧГПУ. - 2014. - № 6. - С. 40-48.
- Долгова, В.И., Рокицкая, Ю.А. Диагностико–аналитическая деятельность педагога-психолога на разных ступенях общего образования. Учебник / В.И. Долгова, ю.А. Рокицкая. – М.: Издательство "Перо", 2016. – 276 с.
- Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Каро, 2013 – 336 с.
- Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие. / Н.В. Кирюхина. – М.: Инфра-М, 2012. - 109 с.
- Климова, Е. К. Социально- психологический тренинг как технология преодоления барьеров адаптации [Текст] / Е. К. Климова // Высшее образование в России. - 2015. - N 5.
- Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду [Текст] / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2012. – 176 с.
- Крыжановская, Н. В. Формирование познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 136–140. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15052.htm. (дата обращения: 21.12.2016)
- Крыжановская, Н. В., Буркова Е. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 11–15. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56080.htm. (дата обращения: 21.12.2016)
- Крыжановская Н. В., Непомнящая Н. А. Управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 35–42. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56973.htm. (дата обращения: 21.12.2016)
- Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение [Текст] / И.В. Лапина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 128 с.
- Лебедев, М. А. Психологические аспекты адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Лебедев Максим Андреевич. - Москва, 2013.
- Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2012. – 209 с.
- Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие [Текст] / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. – М.: Прометей, 2013. – 65 с.
- Макаренко, А. С. О воспитании / А.С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1988. — 123 с.
- Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб.для студ. вузов: в 3 кн. –4е изд. / Р. С. Немов. –Москва: ВЛАДОС, 2013.
- Огородник, С. И., Шмулёва, Д. В. Психологические особенности конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря / С.И. Огородник, Д.В. Шмулева // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 113-115.
- Одоевцева, О. О. Психолого-педагогическая коррекция адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению [Текст] / О.О. Одоевцева // Концепт. – 2015. – Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. Выпуск 1. – ART 95090. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95090.htm. (дата обращения: 21.12.2016)
- Петрова, К. Приобщение детей-сирот к духовно-нравственным и социокультурным ценностям [Текст] / К. Петрова // Ценности современного образования: материалы X Молодежного педагогического форума, 24 апр. 2013 г. - Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2013.
- Пономарева, Л. Л. Специфика подготовки вожатых в условиях инструктивного лагеря [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.powtoon.com/online-presentation/f0x7tSuyU54/-7/?mode=movie (дата обращения: 21.12.2016).
- Прихожан, А. М. Психология сиротства [Текст] / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. –2е изд. –Санкт-Петербург: Питер, 2011.
- Серова, Н. А.Социализация детей-сирот в условиях детского дома посемейному типу: успехи и проблемы [Текст] / Н. А. Серова // Воспитание школьников. – 2014. - №8.
- Сидоркина, Т.Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. псх. н. [Текст] / Т.Ю. Сидоркина. – Санкт-Петербург, 2013. – 22 с.
- Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст] / Н.В. Соколовская – Волгоград: Учитель, 2011. – 188 с.
- Сухов, А. Н. Социальная психология [Текст]: учеб.пособие для студ. учреждений сред.проф. образования / А. Н. Сухов. –4е изд., стер. –Москва: Академия, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...
«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».
«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....
«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»
Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....
статья: "творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников"
творческий проект...
Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....