ПРОЕКТ 11.2015г. - 02.2016г.: "П.И.Чайковский - великий русский композитор. 175 лет",
проект на тему

Михеева Марина Николаевна

Мировое культурное сообщество 7 мая 2015 году отмечает 175-летний юбилей великого композитора Петра Ильича Чайковского.

 Это событие натолкнуло меня на создание музыкального проекта главная цель - привлечь, заинтересовать детей и родителей творчеством и юбилейной датой великого композитора с использованием информационных технологий. Мультимедийные средства являются неотъемной часть процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для подрастающего поколения, но и удобно для современного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_175_let_p.i.chaykovskiy.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Петр Ильич Чайковский - ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР. 175 лет».

Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился в далекие времена расцвета романтизма: 25 апреля 1840-го года, в Воткинске, что в Вятской губернии Российской Империи. Сейчас он больше всего известен как композитор, но среди его амплуа следует также выделить дирижера, музыкального журналиста и педагога.

Величайший композитор в истории музыки сочинил не так уж и много, всего восемьдесят произведений, среди которых три оперы и семь симфоний (шесть пронумерованных и одна именная), знаменитые балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», которые сами по себе являются крайне ценным вкладом в мировую культуру.

Актуальность проекта:

Мировое культурное сообщество в 2015 году отмечает 175-летний юбилей великого композитора Петра Ильича Чайковского.  Это событие натолкнуло меня на создание музыкального проекта - привлечь, заинтересовать детей и родителей творчеством и юбилейной датой великого композитора с использованием информационных технологий. Мультимедийные средства являются неотъемной часть процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для подрастающего поколения, но и удобно для современного педагога.

В современном обществе, дети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки. В семье восприятие классической музыки происходит спонтанно, звучит редко и не связана с жизнью семьи, её традициями, интересами родителей (если только родители музыканты).

Классическая музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует нравственному, интеллектуальному развитию. Целенаправленно, систематически занимаясь развиваем музыкальности - формируется музыкальная культуру, музыкальные способности. Накапливается представление о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах сочиняющих музыку. Со временем воспитанники полюбят и научатся понимать и ценить классическую музыку. Обогащая их духовный мир, музыка поможет стать гармонично развитой личностью.  Данный проект - способствует началу осмысленного восприятия музыкальных произведений и в дальнейшем вызовет желание слушать более глубокую и серьёзную классическую музыку.

 Цель проекта:

«Я хочу увидеть музыку»: Развитие эстетического восприятия музыки П.И. Чайковского у детей старшего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий и нового технического оснащения.

Задачи:

- Знакомство с творчеством П.И.Чайковского;

- вызвать интерес к различным жанрам музыки;

- развитие музыкально-познавательной деятельности воспитанников;  

      - активизировать умение передачи эмоционального состояния    

           музыкального образа, через танцевальную импровизацию и рисунок;  

      -  познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом», балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский.

Характеристика проекта:

Вид проекта: краткосрочный, творческий, детский.

Участники проекта: Дети средней группы 14 человек; подготовительной группы 19 человек.

Продолжительность: ноябрь 2015г. – февраль 2016г..

Количество детей: 33 человек.

Результат:

1. Занятие по творчеству П.И.Чайковского с мультимидийной презентацией: «Жизнь и творчество композитора П.И.Чайковского».

2. Занятие: «Детский альбом» П.И.Чайковский.

3.Постановка музыкального спектакля: «Новогодняя история Щелкунчика и Мари» по сказке Э.Т.А.Гофмана и балету П.И.Чайковского.

4.Участие в 1-м городском фестивале «Ступени Олимпа» - номинация классическая хореография из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». «Китайский танец – танец чая», «Танец маленьких пастушков – танец зефирчиков».

Ожидаемые результаты:

Дети:

- Осознанное отношение детей к классической музыке, знание творчества П.И.Чайковского;

- продуктивное творчество – музыкальный руководитель, воспитанники, родители;

- устойчивый интерес к различным формам музыкальной деятельности;

- сформированное эмоционально-оценочное отношение к музыке;

- проявление творческого самовыражения.

Родители:

- Повышенный уровень музыкальной культуры;

- информационность родителей;

- ориентация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в семье;

- заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, музыкального руководителя в процессе музыкально-эстетического воспитания.

Педагог - музыкальный руководитель:

- Проявление интереса к классической музыке и использование в разных видах музыкальной деятельности;

- компетентность и профессионализм в музыкальной деятельности;

- пополнение фонотеки произведениями классической музыки и видио -пособиями по творчеству композитора П.И.Чайковского.

Этапы проекта:

1этап: Подготовительный (информационно накопительный).

- Подбор и изучение методической литературы и информационных источников в сети Интернет;

- подбор музыкальных произведений, иллюстраций, фотографий для презентации, видио;

- разработка и составление сценария – музыкальной сказки и музыкального занятия по «Детскому альбому» и творчеству П.И.Чайковского.

2этап: Организационный. 

- Беседа о композиторе П.И.Чайковском, биография – творчество (презентация), о характере музыкальных произведений, о музыкальной – выразительных средствах;

- беседа : «Детский альбом» П.И.Чайковский; просмотр мультфильма по пьесам «Детский альбом» - союзмультфильм 1976г.

 Режиссер -  Инесса Ковалевская;

- чтение сказки  – Э.Т.А.Гофман: «Щелкунчик и мышиный король»;

- просмотр мультфильма 1973г. – музыкальный рисованный мультипликационный фильм режиссера – Бориса Степанова по мотивам сказки Э.Т.А.Гофмана и балету «Щелкунчик» П.И.Чайковского;

- просмотр музыкальных фрагментов и обсуждение – балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Постановка – Юрия Григоровича, СССР 1976г., главная партия в исполнении –Екатерины Максимовой и Владимира Васильева.

3 этап:

-Постановка музыкального спектакля и показ в дошкольном учреждении: «Новогодняя история Щелкунчика и Мари» по сказке Э.Т.А..Гофмана и балету П.И.Чайковского.

- участие в 1-м городском фестивале «Ступени Олимпа» - номинация классическая хореография из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». «Китайский танец – танец чая», «Танец маленьких пастушков – танец зефирчиков».

Анализ результатов проекта:

Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.  Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога-музыканта, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к мероприятиям художественно-эстетического цикла.

СЦЕНАРИЙ:

«НОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ ЩЕЛКУНЧИКА И МАРИ».

Новогоднее сказочное представление по сказке Э.Т.А.Гофмана

и балету П.И.Чайковского.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Щелкунчик, Мари, часовщик-крестный; Солдатики; Мышильда, Мышиный король, мыши;

Фея Драже, принц Мармелад; Китайский чай – девочка и мальчик; Арабский кофе – девочка и мальчик; Испанский шоколад – девочка и мальчик; принц Зефир, принцесса Зефирка.

Звучит «УВЕРТЮРА» из балета П.И.Чайковского «ЩЕЛКУНЧИК».

Дети замирают, медленно передвигаются по залу; в движениях передают каждый свой образ.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ В ЧУДЕСНЫЙ НОВОГОДНИЙ ВЕЧЕР,

КОГДА КРУЖИЛ НА УЛИЦЕ СНЕЖОК.

ТАКОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЧИСТЫЙ, НЕЖНЫЙ,

ЛЕТЕЛ В ОКОШКО ЛЕГКИЙ, КАК ПУШОК.

А ЗА ОКОШКОМ ШЛИ ПРИГОТОВЛЕНЬЯ:

ПОДАРКИ, ЕЛКА И БОЛЬШОЙ ПИРОГ.

И ВПОЛНОЧЬ, ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ СЕГОДНЯ,

НИКТО ПРЕУГАДАТЬ НЕ МОГ.

Звучит: «ВАЛЬС СНЕЖНЫХ ХЛОПЬЕВ» из балета П.И. Чайковского «ЩЕЛКУНЧИК».

Дети под музыку кружатся, садятся на стульчики.

МАЛЬЧИК ЩЕЛКУНЧИК В МАСКЕ, ЗАМИРАЕТ ОКОЛО ЁЛКИ.

РАЗДАЕТСЯ СКРИП МАЯТНИКА И ТИКАНИЕ ЧАСОВ.

Входит ЧАСОВЩИК КРЁСТНЫЙ и МАРИ.

МАРИ –

МИЛЫЙ КРЁСТНЫЙ…

ГОВОРЯТ, ПОД НОВЫЙ ГОД

ЧТО НЕ ПОЖЕЛАЕТСЯ,

ВСЁ ВСЕГДА ПРОИЗОЙДЕТ

ВСЁ ВСЕГДА СБЫВАЕТСЯ! 

ЧАСОВЩИХ КРЕСТНЫЙ –

ЭТО ПРАВДА, МАРИ.

МАРИ –

Я ЖЕЛАЮ ВСЕЙ ДУШОЙ

ДРУГА ВЕРНОГО НАЙТИ.

ЧАСОВЩИК КРЕСТНЫЙ –

МИЛАЯ МАРИ.

Я ВИЖУ У ТЕБЯ ДОБРОЕ СЕРДЦЕ!

ВОТ ТЕБЕ МОЙ НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК.

Показывает на Щелкунчика.

ЕГО ЗОВУТ ЩЕЛКУНЧИК.

СМЕШНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕК.

С ОГРОМНЫМ РТОМ

УМЕЕТ ЩЁЛКАТЬ ТВЁРДЫЕ ОРЕХИ.

ОН ПРИНЕСЁТ ТЕБЕ СЧАСТЬЕ!

МАРИ –

СПАСИБО ТЕБЕ, КРЁСНЫЙ.

ТЕПЕРЬ У МЕНЯ ЕСТЬ НАСТОЯЩИЙ ДРУГ!

МАРИ КРУЖИТСЯ ВОКРГ ЩЕЛКУНЧИКА.

ГАСНЕТ СВЕТ. МАРИ И ЩЕЛКУНЧИК ПРИСАЖИВАЕТСЯ ОКОЛО ЁЛКИ.

ЧАСЫ ОТЩИТЫВАЮТ 12 РАЗ.

ЧАСОВЩИК КРЁСТНЫЙ –

КАК ТОЛЬКО 12 ПРОБИЛО, ВОКРУГ

ПИСК И ШИПЕНИЕ ПОСЛЫШАЛОСЬ ВДРУГ…

Звучит фрагмент из балета (картина 1, сцена «НОЧЬ»). Выход МЫШЕЙ и МЫШИЛЬДЫ.

ТАНЕЦ – «МЫШЕЙ И МЫШИЛЬДЫ».

МЫШИ –

ЭТО ЧТО ЗА ВЕСЕЛЬЕ?

КАКОЙ НОВЫЙ ГОД?

ВЫ ЧТО ПОЗАБЫЛИ, КТО В ЗАМКЕ ЖИВЕТ?

МЫШИЛЬДА –

Я МЫШИЛЬДА – КОРОЛЕВА МЫШЕЙ!

И ЗДЕСЬ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПО ВОЛЕ МОЕЙ!

ЩЕЛКУНЧИК –

НУ, НЕТ, ХОТЬ СМОГЛА ТЫ НА ПРАЗДНИК ПОПАСТЬ,

МЫ ЗДЕСЬ НЕ ДОПУСТИМ МЫШИНУЮ ВЛАСТЬ!

МАРИ –

СЕГОДНЯ ЗДЕСЬ ПРАЗДНИК, ЗДЕСЬ СТОЛЬКО ГОСТЕЙ,

И ЁЛКА НАС МАНИТ ГИРЛЯНДОЙ СВОЕЙ.

ВОЗЬМИ ВОТ КОНФЕТУ, ОТВЕДАЙ СКОРЕЙ,

ПОПРОБУЙ, МЫШИЛЬДА, ТЫ СТАНЕШЬ ДОБРЕЙ.

МЫШИЛЬДА берет конфету, пытается укусить – ломает зуб.

МЫШИЛЬДА –

ВЫ МНЕ ЗАПЛАТИТЕ ЗА МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЗУБ!

МЫШИ –

ОБИДЕЛИ, КОРОЛЕВУ МЫШИЛЬДУ! ВОТ МЫ ВАМ!

УСТРОИМ СЕЙЧАС МЫ СВОЙ КАРНАВАЛ…

НИКТО НЕ ПОСМЕЕТ, ЕСТЬ НАШ МАРМЕЛАД!

МЫШИЛЬДА –

МЫШИНОЕ ВОЙСКО! ВПЕРЕД, ПОБЕДИМ!

ВЕСЬ ЗАМОК ЗАЙМЕМ, А КОНФЕТЫ СЪЕДИМ!

МЫШИЛЬДА и МЫШИ наступают на МВРИ и ЩЕЛКУНЧИКА, они в страхе пятятся назад, мыши ТАНЦУЮТ.

ЩЕЛКУНЦИК –

СОЛДАТЫ МОИ! ВЫХОДИТЕ СКОРЕЙ!

Выходят СОЛДАТЫ.

СОЛДАТЫ -

РАЗГОНИМ ПО НОРАМ ПРОТИВНЫХ МЫШЕЙ…

ИХ МЕСТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ПОДВАЛЕ СЫРОМ…

ВПЕРЕД! НЕПРИЯТЕЛЯ МЫ РАЗОБЬЁМ!

Разыгрывается сцена «СРАЖЕНИЯ».

«ТАНЕЦ – БОЙ» на музыку из балета.

МАРИ –

ЩЕЛКУНЧИК, ВЕДЬ МЫШИ ТЕБЯ ОКРУЖАЮТ!

Оборачивается.

НЕ СЛЫШИТ МЕНЯ, О БЕДЕ ОН НЕ ЗНАЕТ!

ЧАСОВЩИК КРЁСНЫЙ –

И ТУФЕЛЬКУ БЫСТРО СНЯВ С НОЖКИ СВОЕЙ

БРОСАЕТ ЕЁ В ЭТИХ СЕРЫХ МЫШЕЙ.

Звучит музыкальная тем из балета.

МАРИ снимает туфельку – бросает и закрывает глаза.

ЩЕЛКУНЧИК побеждает. МЫШИЛЬДА и МИШИ в страхе убегают.

ЩЕЛКУНЧИК снимает маску. СОЛДАТЫ вокруг Щелкунчика.

СОЛДАТЫ –

ГЛАЗА ПРИОТКРОЙ, ДОРОГАЯ МАРИ!

И НА ЩЕЛКУНЧИКА ТЫ ПОСМОТРИ.

МЫШИЛЬДА БЕЖАЛА, ВОЗВРАТА ЕЙ НЕТ!

ЩЕЛКУНЧИК ОТКРОЕТ ДЛЯ ВАС СВОЙ СЕКРЕТ…

ЩЕЛКУНЧИК –

РАЗВЕЯЛИСЬ ЧАРЫ МАСКИ МОЕЙ,

И СНОВА Я ПРИНЦ КОРОЛЕВСТВА СЛАСТЕЙ.

ТЫ ЖИЗНЬ МНЕ СПАСЛА И БЕДУ УНЕСЛА

НАС ЖДУТ ВО ДВОРЦЕ НА БОЛЬШОЙ МАСКАРАД.

Звучит музыкальный фрагмент: «ФЕЯ ДРАЖЕ» из балета.

Под музыку выходит ФЕЯ ДРАЖЕ и ПРИНЦ МАРМЕЛАД.

ФЕЯ ДРАЖЕ –

МЫ РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ МИЛЫХ ГОСТЕЙ.

В КОРОЛЕВСТВЕ ЧУДЕС, В КОРОЛЕВСТВЕ СЛАСТЕЙ.

ЗДЕСЬ ЖДУТ ВАС ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ,

И КАЖДЫЙ ПО ВКУСУ НАЙДЕТ УГОЩЕНИЯ.

ПРИНЦ МАРМЕЛАД –

КОНФЕТЫ, ЗИФИР, ЛЕДЕНЦЫ, ШОКОЛАД –

ВСЕ ЖДУТ ВАС СЕГОДНЯ НА БАЛ – МАСКАРАД.

ЛЮБИМОМУ ПРИНЦУ, ГОСТЯМ – НАШ ПРИВЕТ!

А ЁЛКА ЗОВЕТ ТАНЦЕВАТЬ МЕНУЭТ.

«МЕНУЭТ» - фрагмент из балета (картина 1, «Танец родителей»).

ЩЕЛКУНЧИК –

ДОРОГИЕ ГОСТИ, Я ВАС ПОЗНАКОМЛЮ С ЖИТЕЛЯМИ МОЕГО КОРОЛЕВСТВА.

ВСТРЕЧАЙТЕ!..

Звучит музыкальный фрагмент из балета. Выходит мальчик и девочка в китайских костюмах.

ВСТРЕЧАЙТЕ!

 АРОМАТНЫЙ ЗОЛОТИСТЫЙ ЧАЙ.

КРАСИВ, ПАХУЧ И ТАК ХОРОШ,

ТАКОГО В ЦЕЛОМ МИРЕ НЕ НАЙДЁШЬ…

«ТАНЕЦ ЧАЯ» -

фрагмент из балета («КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ»).

Звучит музыкальный фрагмент из балета. Выходит мальчик и девочка в испанских костюмах.

В НАШЕМ КОРОЛЕВСТВЕ ДОБРА НЕ СЧЕСТЬ.

ЧТО НЕ ПОЖЕЛАЕ - ВСЕ ЕСТЬ!

НАПРИМЕР, ЕСТЬ ШОКОЛАД – ИСПАНСКИЙ.

ПОСМОТРИТЕ НА ЕГО ПРЕКРАСНЫЙ ТАНЕЦ.

«ТАНЕЦ ШОКОЛАДА» -

фрагмент из балета («ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ»).

Звучит музыкальный фрагмент из балета. Выходит мальчик и девочка в арабских костюмах.

ПРИВЕДСТВУЕМ, ЛЮБЕЗНЫЕ ДРУЗЬЯ,

МЫ ЧЕРНЫЙ КОФЕ – ДАР ВОСТОКА.

ПРИБЫЛИ ИЗ АРАВИИ ДАЛЕКОЙ.

«ТАНЕЦ КОФЕ» -

фрагмент из балета («АРАБСКИЙ ТАНЕЦ»).

Звучит музыкальный фрагмент из балета. Выходит принц зефир и принцесса ЗЕФИРКА.

ЩЕЛКУНЧЕК, ВСПОМНИ НАКОНЕЦ И О ЗЕФИРЕ.

МЫ ТОЖЕ ЗНАМЕНИТЫ В ЦЕЛОМ МИРЕ.

АРОМАТНЫ, ПЫШНЫ, БЕЛОСНЕЖНЫ,

И НА ВКУС НЕОБЫЧАЙНО НЕЖНЫ.

ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ ЗЕФИРОК -

фрагмент из балета («ТАНЕЦ ПАСТУШКОВ»).

ЩЕЛКУНЧИК –

ВИЖУ Я, ЧТО КОРОЛЕВСТВО ПРОЦВЕТАЕТ,

ВСЕ ЗДЕСЬ РАДУЕТ МЕНЯ И УДИВЛЯЕТ…

МАРИ –

КАК ЧУДЕСЕН НОВОГОДНИЙ ВЕЧЕР:

ТАНЦЫ, ШУМ, ВЕСЕЛЫЙ ДЕТСКИЙ СМЕХ…

ХОЧЕТСЯ, ЧТОБ СЧАСТЬЕ ДЛИЛОСЬ ВЕЧНО

И ЕГО ХВАТИЛО БЫ НА ВСЕХ.

Звучит: «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» - герои кружатся в танце и в конце замирают.

ГАСНЕТ ЁЛКА.

МАРИ просыпается, на коленях у нее лежит корона и плащ.

МАРИ –

КАКОЙ ПРЕКРАСНЫЙ ВИДЕЛА Я СОН:

Я ТАНЦЕВАЛА НА БАЛУ У ПРИНЦА.

ТАМ БЫЛО ТАК ПРЕКРАСНО, ТАК СВЕТЛО,

НЕ ЗНАЛА Я, ЧТО ВСЕ МНЕ ТОЛЬКО СНИТЬСЯ…

ВСЕ ХОРОМ -

А МОЖЕТ ЭТО ВОВСЕ И НЕ СОН?

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ –

БЫВАЕТ ТАК, ЧТО НАШИ СНЫ –

ЕСТЬ ОТРАЖЕНИЕ МЕЧТЫ.

ЧТО Ж, ПУСТЬ МЕЧТАЮТ ЧАЩЕ ДЕТИ

ПУСТЬ СВЕТЯТСЯ У НИХ ГЛАЗА…

СЕГОДНЯ СКАЗОЧНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ ПРАЗДНИК,

ПУСКАЙ ДЛЯ НАС НЕ БУДЕТ СНОМ!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного возраста.

   Предлагаю вашему вниманию модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного...

Портреты русских композиторов

красочные иллюстрации портретов русских композиторов...

Проект: «Русские композиторы – сказочники»

В проекте представлен материал, который позволяет , с помощью доступной для детей формы восприятия - сказки - развить у детей любовь и интерес к класической музыке....

Краткосрочный проект " Детям о русском композиторе П.И.Чайковском

Предлагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребёнка, через развитие его музыкальных способностей. по средствам слушания кла...

Великие русские композиторы

Великие русские композиторы. Детская музыка окружает юное поколение повсюду. Доказано, что классическая музыка плодотворно влияет на творческие и умственные способности ребёнка.Детская музыка в творче...

Совместный педагогический проект в рамках наставничества - "Русские композиторы-классики - детям"

Данный проект как вариант совместной работы опытного и начинающего музыкальных руководителей, где есть возможность передать накопленный опыт и где-то раскрыть возможности музыкальной педагогики. Взята...

Великие русские композиторы

Великие русские композиторыВ XIX веке Россия стала свидетелем эпохи великих музыкантов — Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Сергея Рахманинова. Их произведения ...