Совместный педагогический проект в рамках наставничества - "Русские композиторы-классики - детям"
проект (средняя группа)

Шелундова Светлана Геннадьевна

Данный проект как вариант совместной работы опытного и начинающего музыкальных руководителей, где есть возможность передать накопленный опыт и где-то раскрыть возможности музыкальной педагогики. Взята на мой взгляд самая фундаментальная (наиболее отвечающая за музыкальное развитие) образовательная деятельность музыкального занятия - восприятие. Современное восприятие перестало быть статичным - оно интегрируется с другими видами деятельности: ритмопластикой, музыцированием, упражнениями на мелкую и крупную моторику и др. Проект небольшой, построенный  на детской музыке трёх замечательных композитов - П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского, С. С. Прокофьева. Взята музыка, доступная для комплексного восприятия (на слух, для передачи образов словом и действием, для озвучивания)  детьми среднего дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1

Совместный проект музыкальных руководителей 2 корпуса

«Русские композиторы-классики - детям»

Авторы и исполнители:

музыкальные руководители

Шелундова С. Г.,

Суворов Д. И.

р/п Дрожжино

Весна 2021 г

Актуальность педагогического проекта:

Классическая музыка – одна из областей музыкального искусства. Наименование «классическая» подразумевает, что произведение устремляется к вопросам жизни человека, заключает в себе глубокое содержание. Классическая музыка позволяет осознавать их не только разумом, но и сердцем, не только рассуждать, но и сопереживать.

Когда мы слышим сочетания слов «русская классическая музыка», то в голове появляются фамилии известных композиторов: М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, С. Прокофьев, Д. Кабалевский и многие другие.

Ранний возраст - период, особенно благоприятный для становления музыкальности. Воспитание слушателя должно начинаться в самом раннем детском возрасте, потому что именно этот детский возраст является временем быстрого развития музыкальной восприимчивости.

Музыкальное развитие только тогда имеет смысл, когда оно обращено к внутреннему миру ребенка. Музыка русских композиторов - классиков в полной мере соответствует этим требованиям. Она:

  • развивает музыкальное воображение, восприятие, обогащает детскую речь;
  • знакомит детей с композиторами-классиками, с музыкальными инструментами,
  • дает возможность сопоставлять произведения по жанру, по характеру; помогает различать в музыке смену настроений.

Именно поэтому появилась   необходимость реализации проекта «Русские композиторы-классики - детям», внедрение которого позволяет приобщить детей к музыкальному классическому искусству нашей Родины.

Проект «Русские композиторы-классики - детям» предполагает проведение тематических занятий, на которых дети поближе смогут познакомиться с творчеством и музыкой трех наших знаменитых композиторов П. Чайковским, Д. Кабалевским и С. Прокофьевым для приобщения детей среднего дошкольного возраста к музыкальной классике.  

Вид проекта: среднесрочный, групповой, творческий.

Цель проекта: Познакомить детей среднего дошкольного возраста с программными детскими музыкальными произведениями композиторов-классиков П. Чайковского, Д. Кабалевского и С. Прокофьева для фортепиано.

Задачи проекта:

  • дать возможность эмоционально почувствовать классическую музыку в живом исполнении;
  • развивать интерес к музыкальным произведениям композиторов – классиков: П. Чайковского, С. Прокофьева и Д. Кабалевского;
  • различать в музыке смену настроений;
  • помочь проявлению положительных эмоций у детей во время прослушивания, развитию более глубокого детского восприятия классической музыки.
  • Развивать творческую активность и музицирование на заданную музыку.

Тип проекта: информационно-коммуникативно-творческий.

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, музыкальные руководители.

Продолжительность проекта: март-май 2021 года.

Материалы и оборудование: ноты произведений для детей П. Чайковского, С. Прокофьева и Д. Кабалевского, портреты композиторов, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации и фотографии, видео-аудиоматериалы, соответствующие теме занятия, учебная литература, ресурсы интернета.

Формы реализации проекта:

  • игровые тематические занятия.

Дорожная карта реализации проекта

Этапы

Формы работы

Сроки

Участники

Подготовительный этап

Организованная работа по подготовке внедрения данного проекта:

Обсуждение цели и задач проекта, формирование плана работы.

Подбор необходимых материалов и литературных источников по темам проекта, материала для реализации проекта.

Разработка конспектов для организации образовательной деятельности с детьми

Февраль-Март

Музыкальные руководители Шелундова С. Г и Суворов Д. И

Основной этап

Проведение тематические занятий, согласно плану работы приложения 1.

Март - май

Музыкальные руководители Шелундова С. Г и Суворов Д. И, воспитанники 4- 5лет

Заключи-ный этап

Подведение итогов и анализ результатов по реализации проекта

Поиск оптимальных вариантов улучшения условий проведения мероприятий проекта

Май

Музыкальные руководители Шелундова С. Г и Суворов Д. И, педагоги групп

Предполагаемые результаты

Воспитанники ДОУ:

учатся слушать классическую музыку;

умеют определять музыкальный характер и передавать музыкальный образ с помощью слов.

Планируемые результаты: Реализация проекта «Русские композиторы-классики - детям» поможет глубже познакомить детей с нашим музыкальным наследием, расширить музыкальный кругозор и пробудить интерес к знакомству с классической музыкой. 

Ресурсное обеспечение проекта:

Методическое: 

  1. «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, ТС. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва, Мозаика-Синтез, 2019
  2.  «Про трех китов и многое другое» Д. Кабалевский, Москва, 1972
  3. «Музыкальные шедевры. Конспекты занятий с нотным приложением» О. П. Радыновой, Москва: ТЦ Сфера, 2016.

Интернет ресурс:

МААМ. RU;

nsportal.ru;

infourok.ru;

педпроект.рф.

Приложение 1

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

«Русские композиторы-классики - детям»

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ на март-май 2021 года

дата

название

программа мероприятия

участники

март

Тематическое занятие

«Персонажи музыки П. И. Чайковского»

Пьесы из «Детского альбома: «Баба Яга», «Вальс», «Новая кукла» и «Марш деревянных солдатиков»

Музыкальные руководители Шелундова С. Г, Суворов Д. И. и дети групп «Неваляшки» и «Мечтатели»

апрель

Тематическое занятие

«Кого изображает музыка Д. Кабалевского?»

Музыкальные образы и характеры музыки Д. Кабалевского: «Три подружки – Плакса, Злюка, Резвушка», «Клоуны», «Марш»

Музыкальные руководители Шелундова С. Г, Суворов Д. И. и дети групп «Затейники» и «Мечтатели»

май

Игровое занятие

«Путешествуем с музыкой С. Прокофьева»

Разные виды муз деятельности под музыку С. Прокофьева: «Утро», «Прогулка», «Марш», «Пятнашки», «Ходит месяц над лугами»

Музыкальные руководители Шелундова С. Г, Суворов Д. И. и дети групп «Кнопочки» и «Мечтатели»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1

Конспект тематического занятия

«Персонажи музыки П. И. Чайковского»

по проекту «Русские композиторы-классики - детям»

для детей среднего дошкольного возраста.

Подготовили и провели:

музыкальные руководители

Шелундова С. Г и Суворов Д. И.

р. п. Дрожжино

Март 2021 года

Конспект тематического занятия «Персонажи музыки П. И. Чайковского» по проекту «Русские композиторы-классики - детям»

для детей средней группы.

Цель: знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского, приобщая к русской классике и способствуя формированию основ музыкальной культуры дошкольников.

Задачи.

Образовательные: Формировать культуру слушания. Познакомить с понятием «композитор», знакомить с творчеством П. И. Чайковского. Сформировать представление об истории создания «Детского альбома». Вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать диалогическую речь. Учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.

Развивающие: развивать слуховое внимание и зрительное внимание, музыкальную память. Способствовать развитию у детей жанрового музыкального слуха, образного мышления.

Воспитательные: воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления. Воспитывать чувство сопереживания. Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, видео - аудиозаписи, слайды, портрет композитора, мультимедийная система, ноты.

Музыкальный материал:

1. «Марш деревянных солдатиков»;

2. «Баба Яга»;

3. «Вальс»;

4. «Новая кукла».

Роли: ведущий – музыкальный руководитель Шелундова С. Г., пианист – музыкальный руководитель Суворов Д. И.

Ход занятия

Дети входят в зал по фонограмму «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского. Музыкальные руководители приветствуют их, просят присесть на стульчики.

Муз. рук С. Г.:

Тихо, тихо рядом сядем.

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его…

На экране появляется видео «Марш деревянных солдатиков» (Фрагмент мультфильма «Детский альбом» И.Ковалевской.1976г.)

Муз. рук С. Г.: Дети, знакома ли вам эта музыка, когда вы её слышали и что при этом делали? (Дети: знакома, мы под неё зашли в зал и маршировали.)

Правильно это марш, да не простой, а игрушечный, под него маршируют персонажи, которых вы видели на экране (Дети: это солдатики) Да это деревянные солдатики, в которых раньше играли мальчики. Легко ли вам было шагать под эту музыку? Давайте попробуем еще раз и по маршируем около стульчиков, а наш пианист - Дмитрий Игоревич сыграет нам эту замечательную музыку.

Исполнение пьесы «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского - муз. рук. Д. И.

Муз. рук С. Г.: Этой музыке очень много лет, но она до сих пор очень нам нравится. Чтобы она не забылась её давным-давно придумал и записал очень знаменитый русский композитор. Композитор – это такая профессия, как воспитатель, или учитель музыки, или пианист. Воспитатель – воспитывает, учитель музыки – учит детей петь и играть на музыкальных инструментах, пианист – играет на пианино, а композитор – придумывает, сочиняет и записывает музыку. Сегодня мы будем слушать музыку композитора Чайковского, а звали его Петр Ильич.

На экране слайд – портрет П. И. Чайковского

Муз. рук С. Г.: Посмотрите на портрет Петра Ильича Чайковского. Какое красивое, благородное лицо. Умные, добрые глаза смотрят на нас с любовью.  Я вспомнила интересную историю. Однажды, Петр Ильич гостил у сестры в большом красивом доме. У сестры были дети, которых Чайковский очень любил. К детям в гости приходили их друзья, поиграть, повеселиться. И Чайковский захотел, чтобы у ребят были свои музыкальные произведения, в которых бы рассказывалось, чем они занимаются в течение дня, в какие игрушки играют, какие нянины сказки и мамины песенки слушают. Петр Ильич сочинил целый альбом интересной музыки и назвал его «Детский альбом».

На экране слайд – «Детский альбом».

Муз. рук С. Г.: Как вы думаете, дети, почему Чайковский так назвал свою музыку? (Ответы детей.) И сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по «Детскому альбому». Мы выяснили, что мальчики играли в деревянные солдатики, а во что же играли девочки?

На экране видео «П. И. Чайковский – «Детский альбом» - «Новая кукла». (Ответы детей.)

Муз. рук С. Г.: Да, вы правы – это куклы. А как приятно получить новую куклу, наряжать её, заботиться о ней. Давайте всё это еще раз представим и послушаем музыку в исполнении нашего пианиста.

Исполнение пьесы «Новая кукла» П. И. Чайковского – муз. рук. Д. И.

Муз. рук С. Г.: Поиграли в игрушки? Я приглашаю вас танцевать парами – постройтесь в круг. Музыка будет плавной, изящной, красивой и мы будем делать в парах плавные движения: качание лодочками, шаги с «пружинкой», кружение. А танец у нас будет – вальс, ведь в переводе с французского слово «вальс» означает «кружиться».

Исполнение пьесы «Вальс» П. И. Чайковского - муз. рук. Д. И.

Муз. рук С. Г.: Молодцы, рассаживайтесь по местам и посмотрите на экран и послушайте этот вальс еще раз.

На экране видео «П. И. Чайковский Вальс из Детского альбома».

Муз. рук С. Г.: Наш вальс оказался сказочным, а вы любите сказки? Дети, вы знаете, что в сказках бывают добрые и недобрые персонажи? Давайте мы послушаем еще одну музыку из «Детского альбома» П. И. Чайковского, и вы попробуете определить характер персонажа.

Исполнение пьесы «Баба Яга» П. И. Чайковского - муз. рук. Д. И.

(Ответы детей.)

Муз. рук С. Г.: Какая это музыка? (Ответы детей.) Да, музыка энергичная, жесткая, сердитая. Как вы думаете, кто это может быть? Посмотрим на экран – может он поможет нам?

На экране видео «П. И. Чайковский. Детский альбом. Баба Яга».

Муз. рук С. Г.: Какая бы сердитая ни была Баба Яга, лесные звери её не испугались, а прогнали восвояси. В «Детском альбоме» еще много интересной музыки. Мы обязательно послушаем, поговорим о ней, постараемся понять. А сегодня наше путешествие закончилось. Давайте аплодисментами поблагодарим нашего пианиста и музыку Чайковского за те приятные минуты, что мы с ней провели.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1

Конспект тематического занятия

«Кого изображает музыка Д. Кабалевского?»

по проекту «Русские композиторы-классики - детям»

для детей среднего дошкольного возраста.

Подготовили и провели:

музыкальные руководители

Суворов Д. И и Шелундова С. Г.

р. п. Дрожжино

Апрель 2021 года

Конспект тематического занятия «Кого изображает музыка Д. Кабалевского?» по проекту «Русские композиторы-классики - детям»

для детей средней группы.

Цель: знакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского, приобщая к русской классике и способствуя формированию основ музыкальной культуры дошкольников.

Задачи.

Образовательные: Продолжать формировать культуру слушания. Закреплять понятие «композитор», знакомить с творчеством Д.Б. Кабалевского, дать представление о его жизненном и творческом пути. Учить различать форму музыкальных произведений, понимать смену частей, отображающих контрастные образы.

Развивающие: формировать у детей положительные эмоции при слушании музыки; развивать творческое воображение; желание передавать своей игрой на музыкальных инструментах образы музыки Д. Кабалевского.

Воспитательные: рассказать детям о том, что музыка может передавать не только настроение, но и черты характера. Воспитывать отзывчивость на музыкальные произведения, продолжать расширять музыкальные впечатления.

Материал и оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, слайды, мультимедийная система, ноты, металлофон, бубенчики и маракасы, карточки – эмоции (деревья).

Музыкальный материал:

  1. «Марш» (ф/г)
  2. «Плакса»
  3. «Резвушка»
  4. «Злюка»
  5. «Клоуны»

Роли: ведущий – музыкальный руководитель Шелундова С. Г., пианист – музыкальный руководитель Суворов Д. И.

Ход занятия

Дети входят в зал по фонограмму «Марш» Д.Б.Кабалевского. Музыкальные руководители приветствуют их, просят присесть на стульчики.

Муз. рук С. Г.: Сегодня мы познакомимся с ещё одним композитором, который много писал музыки для детей. Вы уже знаете, что композитор – это профессия. Вспомните, что делает композитор? (Дети: сочиняет, пишет музыку). Правильно. Под марш Дмитрия Борисовича Кабалевского вы сегодня зашли в музыкальный зал, и сейчас на экране его портрет (Слайд 1). Сегодня я хочу вас познакомить с ним и его музыкой.

Родился Дмитрий Борисович в городе Петербурге. Еще мальчиком любил играть на фортепьяно, но жизнь сложилась так, что с 16 лет, Дмитрию пришлось самому зарабатывать себе на хлеб.

Он служил почтальоном, рисовал плакаты. Одновременно учился в школе живописи и рисования. Но все-таки любовь к музыке оказалась сильнее, и Дмитрий начал серьезно заниматься музыкой.

Он очень любил писать музыку для детей, и юные пианисты с удовольствием исполняют его произведения. Так в 1973 году с США состоялся фестиваль, на котором более 200 детей и подростков играли сочинения композитора. Итак, Дмитрий Борисович Кабалевский был композитором (Слайд 2), пианистом (Слайд 3) и педагогом (Слайд 4).

Вы знаете, что музыка может выражать разные настроения человека, его переживания, чувства, эмоции, такие как нежность, веселье, грусть, тревогу. Посмотрите на эти деревья – они чем-то отличаются? (Дети: настроением) Правильно, настроением или эмоциями. Какие эмоции передают деревья? (Дети: грусть, радость, злость).

Музыка может очень похоже передавать эмоции и черты характера человека. И это мы можем услышать в музыке Дмитрия Борисовича Кабалевского на примере произведений, которые называются: «Плакса», «Злюка», «Резвушка» (Слайд 5). Что такое плакса, вы, конечно знаете. (Ответы детей)

Помните и сказку про Царевну – Несмеяну, которая проливала слезы, чуть что не по ней. Такие царевны – несмеяны встречаются и в жизни. Сколько есть плаксивых девчонок и мальчишек, особенно если они еще маленькие. Послушаем нашего пианиста Дмитрия Игоревича, как плаксу изображает музыка Кабалевского.

Исполняется произведение «Плакса» Д. Б. Кабалевского.

Вы слышите, какие горькие слезы проливает плакса, иногда даже взвизгивая! Мелодия «Плаксы» звучит тихо, печально, жалобно, медленно. А кого мы называем злюкой? (Ответы детей) Человека, который злится и дерется. Послушайте теперь другое произведение «Злюка»

Исполняется произведение «Злюка» Д. Б. Кабалевского.

В пьесе «Злюка» похожая мелодия звучит громче, быстрее, но музыка звучит так резко и некрасиво. Резвушкой называют девочку - непоседу, попрыгунью, которой трудно усидеть на одном месте. Музыка рассказывает о девочке с характером непоседы, озорницы. Послушайте, как она звучит.

Исполняется произведение «Резвушка» Д. Б. Кабалевского.

Музыка пьесы «Резвушка» - подвижная; живая, веселая, шаловливая, легкая и стремительная. Вот как похоже музыка может передать черты характера человека, его портрет: плаксы, злюки или резвушки. А теперь вы попробуйте передать эти эмоции своими движениями, мимикой, жестами.

Проводится подвижная игра под музыку прослушанных пьес - «Угадай и передай». (По окончании дети возвращаются на свои места.)

Муз. рук С. Г.: Под какую музыку вам больше понравилось танцевать? (Ответы детей) А сейчас внимательно послушайте загадку:

В цирке он смешнее всех.

У него большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовется?  (Дети: Клоун.) Правильно!

Грустный клоун громко плачет

А веселый клоун скачет.

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить! (Слайд 6)

Дмитрий Борисович Кабалеский написал и про них музыкальное произведение, которое называется «Клоуны». Послушайте ее и скажите, какая по настроению музыка этой пьесы.

Исполняется произведение «Клоуны» Д. Б. Кабалевского.

Правильно, вначале эта музыка шутливая, бойкая, забавная. А вы заметили, что потом музыка изменилась, стала потише, зазвучала неуверенно? А в конце снова повеселела, как вначале? Если эту музыку поделить на части, то сколько получится частей? (Дети: три.) Музыка этой пьесы рассказывает о двух разных клоунах: веселом и грустном. В 1-й и 3-й частей музыка звучит шутливо, игриво и изображает веселого клоуна, а музыка 2-й части- клоуна, у которого ничего не получается, клоуна- неумеху. Он пытается все делать, так как первый, но каждый раз терпит неудачу.

У меня в руках музыкальный инструмент - металлофон. Он называется так потому, что звуки получаются от удара молоточком по этим металлическим пластинкам. Сейчас я на нем сыграю вам интонации веселого клоуна. Звуки все время идут вверх, звучат весело. А теперь послушайте интонацию второго клоуна. Звуки идут вниз, как бы спотыкаясь, робко.

Давайте попробуем озвучить музыку этой пьесы на наших детских музыкальных инструментах. Какие инструменты помогут нам подчеркнуть веселое звучание первого клоуна? (Дети: бубенчики) На них мы будем играть громко и весело. А для 2-й части возьмем маракасы и сыграем тихо и осторожно. Давайте попробуем стать клоунами и передать их характер.

Оркестровка произведения «Клоуны» Д. Б. Кабалевского.

И так с какими сегодня пьесами мы с вами познакомились? Какие персонажи вам понравились? Какая музыка Д. Б. Кабалевского вам запомнилась? (Ответы детей) А на прощание я снова включу вам «Марш» Кабалевского, чтобы вы могли построиться и организованно пойти в свою группу. До свидания, до новых встреч с музыкой!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Адрес:142718 Московская область, Ленинский городской округ, р.п. Дрожжино, Новое шоссе, д.4, к.1

Конспект музыкального тематического занятия для детей средней группы 

«Путешествие по творчеству С. Прокофьева» в рамках совместного проекта

музыкальных руководителей

«Русские композиторы-классики – детям»

Подготовили и провели:

музыкальные руководители

Шелундова С. Г. и Суворов Д. И.

р. п. Дрожжино

Май 2021 года

Конспект музыкального тематического занятия для детей средней группы «Путешествие по творчеству С. Прокофьева» в рамках совместного проекта музыкальных руководителей

«Русские композиторы-классики – детям»

 

Цель: Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения выражать музыкальные впечатления на музыку композитора С. С. Прокофьева, отношение к её эмоционально-образному содержанию.

Задачи:

1. Закреплять умение воспринимать классическую музыку.

2. Учить детей чувствовать настроение музыки, различая ее изобразительность, жанровость, контрастное звучание

3. Оркестровать музыку, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующих характеру музыки;

4. Выразительно передавать характер музыки в танцевальных композициях и творческих импровизациях.

 

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран для проектора, микшерный пульт, колонки, электронное фортепиано, для оркестра – трещотки, ложки, металлофоны, маракасы «яйцо» по количеству детей.

Музыкальный материал ноты и фонограммы: «Индийский галоп» и пьесы из цикла «Двенадцать легких пьес» С. Прокофьева - «Марш», «Утро», «Прогулка», «Вальс», «Ходит месяц над лугами».

Исполнители: ведущий – музыкальный руководитель Светлана Геннадьевна Шелундова, пианист – музыкальный руководитель Дмитрий Игоревич Суворов.

Ход занятия

Дети входят в зал под фонограмму «Марш» С. Прокофьева. Садятся на стульчики. Музыкальные руководители приветствую детей.  

(Слайд 1)

Муз. рук.: Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами поговорим о замечательном русском композиторе, Сергее Сергеевиче Прокофьеве, под чьей марш вы зашли в зал. Мы отправимся в удивительное путешествие по музыкальным произведениям этого композитора. Но прежде вспомним, что делает композитор? (Дети: сочиняет музыку). Сергей Сергеевич Прокофьев один из самых известных русских композиторов. А каких мы еще русских композиторов с вами знаем? (Дети: Пётр Чайковский, Дмитрий Кабалевский).

(Слайд 2)

Сергей Сергеевич Прокофьев был очень музыкальным мальчиком, и уже в 6 лет написал свое первое произведение, называется оно «Индийский галоп». А в 9 лет первую оперу «Великан». Опера звучит на сцене, и все герои в ней поют свои песни – партии, весь сюжет раскрывается через пение.

Дети, сейчас мы послушаем музыкальное произведение «Индийский галоп», а исполнит нам его наш пианист (Дети: Дмитрий Игоревич).

Исполняется пьеса «Индийский галоп» С. С. Прокофьева.

(Слайд 3)

Муз. рук.: Серёжа с детства очень любил природу, лес, поле, восхищался заходом солнца, узорами облаков, пение птиц, поэтому он очень часто в своей музыке изображал её чудесные звуки и образы:

(Стихотворение С. Погореловского «Всем подарочек найдётся»)

Чуть утро загорается, как я уже в саду.

Для всех кто повстречается, подарочек найду.

Для Аленки-сказку.

Собачонке-ласку

Шутку- клену и дубку

Прибаутку-ветерку

Всем улыбку и привет

Ничего дороже нет! 

Звучит фонограмма пьесы «Утро» С. С. Прокофьева.

Муз. рук: Дети понравилась вам эта музыка? (Ответы детей). Что изображала эта музыка, как она звучала? Наш пианист Дмитрий Игоревич сыграет нам пьесу «Утро», а мы под эту музыку пофантазируем, как просыпаются разные лесные зверушки, и подвигаемся:

Нас музыка в чащу лесную зовет,

Минута- и солнце над тучей взойдет.

Согреются солнцем лесные зверушки

И бабочки будут кружить над опушкой.

Исполнение пьесы «Утро» С. С. Прокофьева - творческая импровизация детей «Пробуждение».

Муз. рук.: Расскажите, пожалуйста, кого вы изображали? (Ответы детей.) Проснулись наши зверушки и хотят погулять. Для этого нам нужна другая музыка. Как вы думаете, как она может называться? (Дети придумывают название пьесы.) У Сергея Сергеевича Прокофьева она есть, так и называется – «Прогулка». Каждый вспомнил про своего героя, как он двигается – прыгает, ползает, шагает. Готовы? Тогда оправляемся на прогулку!

(Слайд № 3)

Исполняется пьеса «Прогулка» - двигательная импровизация детей.

Муз. рук. Самое время отдохнуть на полянке (Приглашает детей сесть на ковёр) Девочки, мальчики, где же ваши пальчики? (дети прячут за спину руки)

Пошли пальчики с утра (шевелят пальцами)

В гости к тёте Разыгра (хлопают в ладоши)

На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым

пальцем правой руки.)

Да в окошечко глядели, (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)

Напились чаю, чаю разыграю, (чередуют хлопки и показ больших пальцев)

Солнышку ладошки погладили немножко, (гладят ладошки, слегка массируя

их)

Пальчики подняли лучиками стали. (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук)

(Слайд 4)

Муз. рук.: Хорошо размяли свои пальчики! Скажите, пожалуйста, что мы делаем под марш? (Дети: маршируем.) Верно, под марш мы можем, маршировать. Какой характер у марша? (Ответ детей). Правильно, бодрый, чёткий. Но под марш можно не только маршировать, но и играть на музыкальных инструментах, мы их вам приготовили- будем оркестровать с вами «Марш» Сергея Прокофьева. А кто самый главный в оркестре? (Дети: дирижёр.) Для чего нужен дирижёр? (Дети: показать, кто за кем играет.) Молодцы! (Детям раздаются музыкальные инструменты.)

Исполнение пьесы «Марш» С. С. Прокофьева – оркестровка.

Муз. рук.: Молодцы, отлично поиграли. А на каких инструментах вы играли? (Ответы детей). Дети, а что мы ещё сегодня не делали на нашем занятии? (Ответы детей) Я знаю, что наш пианист приготовил для вас танец композитора…(Дети: Сергея Прокофьева), который называется «Вальс».

(Слайд 5)

На прошлом занятии я вам говорила, что «вальс» означает «кружение». Для этого вы должны встать парами – мальчики приглашают девочек, а движения в парах вы придумаете сами!

Исполнение пьесы «Вальс» С. С. Прокофьева – танцевальная импровизация в парах. (Дети садятся на стульчики.)

Муз. рук.: Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит. И будет долго звучать для каждого из нас. А на память о нашем сегодняшнем путешествии я хочу, чтобы вы послушали ещё одно прекрасное произведение С.С. Прокофьева.

Исполняется пьеса «Ходит месяц над лугами» С. С. Прокофьева.

Муз. рук.: Я надеюсь, что музыка С. Прокофьева вам очень понравилась. И вы еще не раз вернетесь к ее прослушиванию. А сейчас нам пора прощаться. До свидания.

(Дети уходят под марш С. Прокофьева – фонограмма.)

Источники:

1.Сборник стихов «Вместе со всеми» С. Погореловского, Речь СПб., 2015г.;

2.Прокофьев С. С. «Детство», Музыка, 1971г.;

3.Maam.ru;

4.Инфоурок;

5. Дошколёнок.ru.



Предварительный просмотр:

Тематическое занятие «Персонажи музыки П. И. Чайковского» для детей групп «Кнопочки», «Неваляшки» и «Мечтатели» по совместному проекту муз. руководителей 2го корпуса «Русские композиторы-классики - детям» (30.03.2021г.)

   

    C:\Users\kowka\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\116db7ab-20a3-4c84-9616-88c957497e64.jpg



Предварительный просмотр:

Тематическое занятие «Кого изображает музыка Д. Кабалевского?» по совместному проекту муз. руководителей 2го корпуса «Русские композиторы-классики - детям» для детей групп «Неваляшки» и «Мечтатели» (22.04.2021г.)



Предварительный просмотр:

Музыкально-тематические занятия для детей средних групп №№ 19, 20, 22, 23, 24 «Путешествие по творчеству С. Прокофьева» в рамках совместного проекта музыкальных руководителей «Русские композиторы-классики – детям» (20.05.21г.)

D:\Света\Работа дошколка\20-21\Проект Композ-класс\Прокофьев\фото\24 гр\45343f11-5afc-4c44-9c07-4c42e94fd78e_cr.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного возраста.

   Предлагаю вашему вниманию модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного...

Совместный педагогический проект тематической недели «Мы-патриоты нашей Родины» для детей 6 – 7 лет (с учётом интеграции образовательной деятельности инструктора по физической культуре и воспитателя подготовительной группы)

Формирование гражданственности и патриотизма через игру. Развитие у детей интереса к различным видам игр и поддержка их свободной творческой самореализации в игре...

«Композиторы- классики для детей» Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Досуг для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Занятие из цикла "Композиторы - классики для детей" в веселой и увлекательной форме познакомит детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра.Живой интерес к музыке  С....

Проект педагогической технологии развития интереса к русской традиционной культуре детей 5-7 лет на материале народного календаря

  Русский народный календарь представлен разными аспектами  и каждый из них является богатейшим источником познания культурных традиций народа. Благодаря народному календарю дети могу...

Методическая разработка совместного педагогического проекта по развитию речи и формированию художественно – эстетического развития на тему «Приобщение детей к сказке» воспитателя МБДОУ Д/С N41 п. Приморский Есипко Антонины Александровны.

       Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Детская сказка - это перва...

Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»

Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...

Педагогический проект во второй группе раннего возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуре"

Проблема: В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это, нельзя быть равнодушным к истории – национальной культуре. Именно сейчас, возникает необход...