Конспект занятия по теме: «Вербное Воскресенье»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект занятия по теме: «Вербное Воскресенье» Материал к занятию 1. Икона праздника Входа Господня в Иерусалим. 2. Букетик вербы. Ход занятия – За неделю до праздника Святой Пасхи, к которому мы с вами, дети, готовимся, в воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Какие же события вспоминаются в этот день? Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придёт ли Он в столицу к празднику ветхозаветной Пасхи? У священников ветхозаветной церкви, полных зависти и злобы ко Христу, было уже решено отыскать и убить Его. Спаситель знал об этом. Он шёл со Своими учениками к Иерусалиму. В небольшом селении у ворот столицы Он велел ученикам найти и привести молодого ослика для того, чтобы въехать на нём в город. – Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня? В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира. Вот как повествует об этих событиях Евангелие. Воспитатель читает или пересказывает детям евангельское повествование о Входе Господнем в Иерусалим. Об этом событии пишут все евангелисты: Ученики привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Спаситель сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых. «И когда вошёл Он в Иерусалим, – говорит нам Евангелие, – весь город пришёл в движение». Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа. Воспитатель предлагает детям рассмотреть икону Входа Господня в Иерусалим. – Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа. – Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди? Люди в праздничных одеждах встречают Христа у городских ворот с ветвями финиковых пальм в руках, некоторые дети забрались на дерево и срывают ветки, другие дети постилают эти ветки и свои одежды на дороге перед шагающим осликом. Встречая Спасителя, народ радовался и не знал о тех скорбных событиях, которые должны были вот-вот наступить. Только Самому Богу было открыто грядущее, Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий. Евгений Санин Одеждою и пальмами Украшена дорога. Какое ликование! Какая благодать! Торжественно, со славою Встречают люди Бога, Чтобы потом Его... Распятию предать! – А знаете ли вы, почему праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем? В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть веточки вербы. Принесённый букетик после занятия можно будет поставить в православном уголке группы. Татьяна Шорыгина Нет в России пальм зелёных, Лишь берёзоньки да клёны, Да пушится над водой Верба веткой молодой. Верба ветки дарит нам – Отнесём их в Божий храм, И под колокольный звон Их положим у икон. С букетиками вербных веточек приходят люди в храм в праздник Входа Господня в Иерусалим, стоят на службе с зажжёнными свечами. Потом освящённые веточки приносят домой и хранят их у икон целый год, до следующего Вербного воскресенья. А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и постарайтесь, вспомнив всё, о чем мы говорили с вами на занятии, составить короткий рассказ о событиях Входа Господня в Иерусалим и особенностях празднования этого дня православными людьми. Светлана Высоцкая Вербное воскресенье Мерно пост к концу стремится, И перед Страстной седмицей В воскресенье в храм идём, Вербочки в руках несём. Вербы в храме освятим, Дома у икон поставим. Ныне Вход Господень славим В город Иерусалим. Шёл Господь в священный град, Шёл навстречу муки крестной. Знал, что будет Он распят, Знал, что в третий день воскреснет. В заключительной части занятия дети рассказывают то, что запомнили о празднике Входа Господня в Иерусалим и о традициях его встречи. Воспитатель уточняет и обобщает рассказы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
verbnoe_vosskesenie.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая неделя «Вербное воскресенье»
Авторы:
старший воспитатель: Жукова Наталья Григорьевна,
воспитатели: Мурко Елена Викторовна, Данильченко Татьяна Григорьевна, Белая Анна Борисовна, Свитунова Анна Николаевна, Глазкова Надежда Николаевна, Дитятьева Валентина Петровна
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Цель: Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Вербное воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.
Задачи:
Познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника.
Развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Вербное воскресенье»
Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования «Вербного воскресенья».
Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Ожидаемые результаты:
Расширение знания детей о христианском празднике «Вербное воскресенье» (дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника,
познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными «Вербному воскресенью»
Дети научились играть в народные игры, проводимые в канун пасхи),
формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности;
Расширение связей ДОУ с социумом;
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию
(старший дошкольный возраст)
Мероприятия | Цель | Участники |
Беседа « Вербное воскресенье» | приобщение детей к русской национальной культуре, знакомство с многообразием обычаев на Руси, праздником Вербное воскресенье; расширение знаний о фольклоре; развитие активности, любознательности, любви к истории своей страны; создание праздничного радостного настроения; формирование духовно-нравственного воспитания. | Воспитатели, дети |
Развлечение «Вербное воскресение» | Приобщить к истокам культурных традиций русского народа, познакомить детей с евангельскими событиями, подготовить к встрече Пасхи. | Воспитатели, дети |
Подвижные игры «Дедушкин рожок», «Верба – вербочка». | Познакомить с народными играми ,создать хорошее настроение. | Воспитатели, дети |
Весенняя поделка с детьми «Пушистая верба» | Познакомить детей с праздником – Вербное воскресенье. Доставить детям радость от совместного творчества. Совершенствовать творческие умения детей, воображение, фантазию. | Воспитатели, дети |
Работа с родителями: «Что должны знать дети о Вербном воскресенье»-консультация для родителей | Помочь родителям и детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях. | Родители, воспитатели |
Выставка поделок к вербному воскресенью. | Доставить детям радость от совместного творчества. Совершенствовать творческие умения детей, воображение, фантазию. | Родители, воспитатель |
Конспект занятия по теме: «Вербное Воскресенье»
Материал к занятию
1. Икона праздника Входа Господня в Иерусалим.
2. Букетик вербы.
Ход занятия
– За неделю до праздника Святой Пасхи, к которому мы с вами, дети, готовимся, в воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Какие же события вспоминаются в этот день?
Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придёт ли Он в столицу к празднику ветхозаветной Пасхи? У священников ветхозаветной церкви, полных зависти и злобы ко Христу, было уже решено отыскать и убить Его. Спаситель знал об этом. Он шёл со Своими учениками к Иерусалиму. В небольшом селении у ворот столицы Он велел ученикам найти и привести молодого ослика для того, чтобы въехать на нём в город.
– Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня?
В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.
Вот как повествует об этих событиях Евангелие.
Воспитатель читает или пересказывает детям евангельское повествование о Входе Господнем в Иерусалим.
Об этом событии пишут все евангелисты:
Ученики привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Спаситель сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.
«И когда вошёл Он в Иерусалим, – говорит нам Евангелие, – весь город пришёл в движение». Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть икону Входа Господня в Иерусалим.
– Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа.
– Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?
Люди в праздничных одеждах встречают Христа у городских ворот с ветвями финиковых пальм в руках, некоторые дети забрались на дерево и срывают ветки, другие дети постилают эти ветки и свои одежды на дороге перед шагающим осликом.
Встречая Спасителя, народ радовался и не знал о тех скорбных событиях, которые должны были вот-вот наступить. Только Самому Богу было открыто грядущее, Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий.
Евгений Санин
Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
– А знаете ли вы, почему праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем?
В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть веточки вербы. Принесённый букетик после занятия можно будет поставить в православном уголке группы.
Татьяна Шорыгина
Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.
С букетиками вербных веточек приходят люди в храм в праздник Входа Господня в Иерусалим, стоят на службе с зажжёнными свечами. Потом освящённые веточки приносят домой и хранят их у икон целый год, до следующего Вербного воскресенья.
А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и постарайтесь, вспомнив всё, о чем мы говорили с вами на занятии, составить короткий рассказ о событиях Входа Господня в Иерусалим и особенностях празднования этого дня православными людьми.
Светлана Высоцкая
Вербное воскресенье
Мерно пост к концу стремится,
И перед Страстной седмицей
В воскресенье в храм идём,
Вербочки в руках несём.
Вербы в храме освятим,
Дома у икон поставим.
Ныне Вход Господень славим
В город Иерусалим.
Шёл Господь в священный град,
Шёл навстречу муки крестной.
Знал, что будет Он распят,
Знал, что в третий день воскреснет.
В заключительной части занятия дети рассказывают то, что запомнили о празднике Входа Господня в Иерусалим и о традициях его встречи.
Воспитатель уточняет и обобщает рассказы детей.
Сценарий развлечения для старших дошкольников по теме: Вербное воскресенье
Дети заходят в зал и удобно размещаются.
Музыкальный руководитель. Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева? Правильно, верба. С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В Ярославской губернии в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине: чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми».
Даже в народной медицине не забыли о вербе - ее почки дают пожевать от зубной боли и лихорадки.
На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары, или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы, всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки, пищалки и другие детские забавы. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляний целыми семьями. Вербные базары устраивались на центральных площадях, в Москве, например, на самой Красной площади. (Дети рассматривают иллюстрацию.) На вербных базарах проходили различные выставки, например цветов. Здесь же можно было увидеть и выступления бродячих артистов, балаганы и пр.
Давайте, ребята, поиграем в такую ярмарку, сами будем и продавцами, и покупателями. Чтобы товар быстрее продался, нужно лучше расхваливать его, зазывать покупателей.
Педагог предлагает детям попробовать себя в роли продавцов. Ребята выбирают «лучших продавцов». Торговцы зазывают покупателей.
Торговцы.
У нашего Якова - товару всякого!
Нитки, катушки, селедочные кадушки,
Красивые платочки, мелкие гвоздочки!
- Посуда наша - для щей и каши!
Не бьется, не ломается,
Порчи никакой не подвергается!
- А вот яблоки ранет - у кого своих нет!
- Подходи, бедный, подходи, богатый,
Подходи, тонкий, подходи, пузатый!
- Пряники печатные, конфеты сахарные!
Как куснешь, так уснешь,
Как вскочишь, еще захочешь!
- У нас без обману, материал без изъяну!
- Шелк, атлас, канифас, Весь девичий припас!
Дети покупают шарики, конфеты.
Музыкальный руководитель. А помните, ребята, я говорила вам, что на базары заходят и бродячие артисты. И у нас сегодня в гостях скоморохи!
Несколько заранее подготовленных детей показывают коротенькую сценку.
Тюха.
Ах, честной народ, распотешим мы вас!
Мы скакать пойдем с колокольцами,
С колокольцами, болобольцами!
Матюха.
Вот идет по дороге Ероха!
Полюбуйся-ка, народ, на скомороха!
Петрушка.
За Ерохой, кто с хвостом, кто с рогами,
А один-то, погляди, вверх ногами!
Ероха.
Ну а этот разве плох,
Косолапый скоморох?
Топнул, рявкнул
Да по струнам брякнул!
«Медведь» изображает игру на балалайке.
Покажи-ка, Мишенька, как девки на работу ходят. (Идет еле- еле.) А с работы. (Бежит быстро.) Молодец, Мишенька, молодец.
Тюха.
Вот потеха, так потеха,
Люди падают от смеха!
Наш Петрушка - длинный нос
Ухватил коня за хвост!
Матюха.
Тише, дудки, тише, домры.
До свиданья, люди добры!
Умолкает барабан,
Закрываем балаган!
Дети смотрят сценку театра Петрушки.
Петрушка. Доброго здравия, господа почтенные! Я прибыл сюда господ повеселить, посмешить, позабавить!
Тра-та-та! Ту-ту!
Появляется и марширует солдат под пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и поет песенку.
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Вдоль плетней, заборов и град,
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Марширует бравый наш отряд.
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Марширует бравый наш отряд,
Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,
Командир ведет нас на парад.
Солдат. Что ты здесь шумишь? Вот я тебя сдам в солдаты.
Петрушка (плачет). Пропала моя головушка не за копеечку.
Солдат. Полно плакать. Вот тебе ружье. (Дает палку.)
Петрушка. Это, барин, палка - не ружье.
Солдат. Сперва обучают с палками, потом с ружьем. Бери!
Петрушка. Давай!
Солдат. На плечо!
Петрушка. Горячо!
Солдат. Ты молчи!
Петрушка. Молчи ты тоже.
Солдат. Ровно!
Петрушка. Марья Петровна!
Солдат. Какой ты бестолковый!
Петрушка. Давай целковый!
Солдат. Смирно! Слушай команду!
Петрушка. Слушаю!
Солдат. Молчать! Как я скажу «раз», так и ты говори «раз». Раз!
Петрушка. Два!
Солдат. Не так! Надо раз-раз, два-два. Понял? Ну, давай. Раз!
Петрушка. Раз-раз! Два-два! Солдат. Ну какой ты бестолковый. Налево - круг! Петрушка. Направо вдруг! (Бьет палкой солдата, оба убегают под веселую музыку.)
Консультация для родителей.
Что должны знать дети о Вербном воскресенье.
В воскресенье вербное верба расцвела,
От луча весеннего, первого тепла.
Прокатился с грохотом ледоход речной,
Отозвался колоколом праздник над землёй.
И слезами капает парафин свечей,
От огня священного солнце горячей.
Бледными листочками верба прорастёт,
Лопнувшею почкою сердце оживёт!
(Т. Ларина
Если вы увидели на улице людей с веточками вербы в руках, значит, скоро наступит праздник, который называется Вербное воскресенье. После долгой зимы и шести недель поста наступает этот светлый праздник.
С чего все началось? Этот праздник христианская Церковь ввела в IV веке, а у нас на Руси он начал отмечаться в X веке. Перед Вербным воскресеньем, в субботу, Иисус воскресил Лазаря, которого очень любил: однажды, когда Иисус был далеко от Вифании, две сестры Лазаря, Марфа и Мария, послали сказать Иисусу, что Лазарь тяжело заболел. Узнав об этом, Иисус сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Иисус пришел в Вифанию через два дня, зная, что Лазарь уже умер. Сестра Марфа пошла навстречу Ему и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус ответил: «Воскреснет брат твой». Когда они пришли в Вифанию, Иисус подошел к пещере, в которой был похоронен Лазарь, и велел отвалить камень. Камень отвалили, и Иисус возвел очи к небу и воскликнул: «Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Иисус воскликнул: «Лазарь, иди вон! » И умерший тотчас поднялся из гроба и вышел из пещеры.
На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли пешком, но когда дошли до селения Вифания, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу, привязанную, и молодого осла с нею. И взявши, приведите ко мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики привели ослицу и осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в город предшествуемый толпой с пальмовыми ветвями в руках. Когда Он подъезжал к Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа. Одни постилали пред Ним свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали ими дорогу. Они радостно кричали: «Осанна! Осанна! », что у нас означает: «Ура! Да здравствует! » Все думали, что пришло их земное спасение, так как устали от жестокого владычества римлян. Но только Иисус знал, что несет им гораздо больше — не земное царство, а Царство небесное.
Когда вошел Иисус Христос в храм Божий, первым делом он выгнал оттуда торговцев, опрокинул столы меновцев. Он был возмущен тем, что Дом Божий был превращен в дом торговли. Люди в восхищении слушали все то, что говорил им Господь. Но это был единственный день, когда Иисус был всенародно признан.
Во всем ликующем Иерусалиме Он один знал, что уже завтра начнется неделя Его страданий. Что эта же самая толпа вместо, — Слава Сыну Давидову! — Уже через неделю будет кричать, — Возьми, распни Его! Но это уже следующая история.
Все происходящее не понравилось местным священникам. Почитание новой веры грозило старым устоям. Необходимо было предпринимать какие-то меры, причем незамедлительно. Решаясь отдать Спасителя на суд римскому прокуратору, они понимали, что обрекают Иисуса на смерть. Скорый приговор и казнь не заставили себя ждать.
У нас, на Руси, этот праздник очень почитаем. Он называется - Вербное воскресенье и олицетворяет пробуждение природы после долгой зимы. Недаром северные славяне выбрали символом этого дня - вербу. Дерево является предвестником весны. Как только солнце прогревает воздух, проклевываются на свет пушистые комочки. Именно они дарят веру в скорые теплые дни.
Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.
(Т. Шорыгина)
Как празднуют этот день в России
Люди любого возраста отправляются в воскресное утро в ближайшую церковь, чтобы освятить веточки вербы. Прихожане стоят службу, совершая молитвы и участвуя в песнопении. Придя домой, освященные ветки ставят рядом с иконами, заплетают в косы, делают из них обереги, прибивают на хозяйственные постройки.
Через год, в преддверии нового праздника, вербу сжигают.
Объясните детям, как нужно вести себя в церкви: «Когда ты будешь стоять с веточками вербы в Церкви, думай о Христе, о том, что ему пришлось ради тебя вынести. Представляй, что ты встречаешь Его и радуешься Ему».
На Вербное воскресенье на Руси устраивали вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить кроме вербы всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и пищалки. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляния целыми семьями. Их устраивали на больших площадях. Здесь же можно было увидеть выступления бродячих артистов.
Приметы Вербного воскресенья
Если в этот день дует ветер, то погода будет ветреной весь год.
Если в Вербное воскресенье светит солнце, то урожай будет богатым.
Освященная верба, брошенная против ветра, останавливает бурю, воткнутая в поле — оберегает посевы, а брошенная в пламя останавливает его действие.
Если верба распускается сначала на макушке – первый посев будет хороший, сеять пораньше нужно, если верба сплошная – к хорошему урожаю.
Обрядовые действия с вербой
С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными.
Родители, придя из церкви с освященной вербой, начинали шутливо стегать ею своих детей, при этом приговаривая:
«Верба – хлест, бьет до слез,
Верба красна, бьет не напрасно».
Взрослые кроме детей хлыстали освещенной вербой и себя, чтобы пополнить здоровьем, при этом приговаривая:
«Не я бью, верба бьет».
Освещенной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось немало здоровых детей.
В Вербное воскресенье был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая:
«Как вербочка растет, так и ты расти».
Верили, что это добавит скоту здоровья и обережет от нечистой силы. Вербу давали съесть скоту перед первым выгоном на поле и веточки освещенной вербы клали в сараи и хлева.
Люди брали с освещенных веток вербы по девять шишечек и съедали их. Считая, что это обережет их от лихорадки.
Во время грозы брали освещенную вербу стоящую рядом с иконой и ставили на подоконник, так верили, что это спасет от попадания в дом молнии.
В честь праздника разрешается употреблять рыбные блюда, многие по старинке варят кашу, добавляя вербные сережки.
Хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходу из церкви, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.
Чего не нужно делать в Вербное воскресенье
Вербное Воскресение – значимый праздник для христиан. Любые работы в этот день нежелательны. Некоторые даже не рекомендуют приготовление пищи. В современном мире все намного упростилось. Есть такие службы и профессии, которые подразумевают ежедневное выполнение работы, вне зависимости от календарных дат. Но если нет особой нужды в каком-либо деле, то лучше, конечно, его отложить.
В старину женщинам запрещалось расчесывать волосы в этот день, так же, как и на Благовещенье. Понятно, что сейчас такое вряд ли возможно. Хотя обладательницам длинных локонов можно и соблюсти запрет. Заплетенные в косу волосы, прикрытые сверху косынкой, вполне могут обойтись сутки без расчесывания.
Что делать совершенно недопустимо, так это предаваться чревоугодию. Конец шестой недели поста не подразумевает обильного застолья. Немного вина, постные блюда, приготовленные с растительным маслом, рыба – вот основа праздничного стола.
Категорически запрещается использование искусственных ветвей вербы. Их не приносят в церковь и не окропляют святой водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: «Вербное Воскресенье»
Ход занятия – За неделю до праздника Святой Пасхи, к которому мы с вами, дети, готовимся, в воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Ка...
Мультимедийная разработка ООД с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Вербное Воскресенье"
Познакомить детей с праздником «Вербное Воскресенье», а также способствовать развитию интереса детей к православным традициям....
Обучаемся дистанционно Рекомендации родителям и фотоотчет по теме «Вербное воскресенье и Пасха»
Уважаемые родители! Пасха может стать очень ярким и интересным праздником для детей. Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и...
Конспект открытого занятия по духовно- нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Вербное воскресенье»
Конспект открытого занятия по духовно- нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Вербное воскресенье»...
Конспект занятия «Пасха. Светлое Христово Воскресенье»
Конспект занятия «Пасха. Светлое Христово Воскресенье»Пасха-праздник самый светлыйСамый лучший и большойДолгожданный и желанныйСамый добрый и родной!Цель:Приобщение дошкольников к национал...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группе по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Вербное воскресенье"
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Познакомить детей с православным праздником Вербное воскресение, с традициями праздника.Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию, эстетический вкус, творческие способнос...
Занятия по ознакомлению детей с русским народным календарно обрядовым праздником в старшей группе. Тема: «Вербное воскресенье»
Приобщение детей к истории и традициям русского народа через знакомство детей с русским народным праздником «Вербное воскресенье»....