Дифференцированный подход с учетом гендерной составляющей
статья по теме
Дифференцированный подход с учетом гендерной составляющей. Поматериалам лекции асс. Яфизовой Р.И,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход с учетом гендерной составляющей
Гендер – социальная составляющая пола, пол выступает как продукт культуры. Все современные исследования опираются на исследования доктора биологических наук В. А. Геодакяна, который утверждает, что в эволюции всегда борются две противоположности – мужская и женская.
Для мужского начала существует необходимость постоянного прогресса, изменения, поиска, а для женского – необходимо сохранять то, что уже создано. Для мужского пола желательно разнообразие потомков, среди которого обязательно появится тот, который придаст эволюции новое направление и позволит расширить среду обитания. Для женщины – закрепить признаки, которые выгодно передать по наследству, создавая потомков как можно более похожими на родителей.
Для взрослого мужчины самое главное в жизни – это работа (70%), ему необходимо открыть, добыть, но не довести до идеала. Для женщины – самое главное – семья (70%), важно довести до совершенства, то что открыто или добыто мужчиной.
Для мужчины важно что он говорит, для женщины – важно как.
Мужчины более способны к ориентации в пространстве, легко ориентируются по картам, навигаторам, но абсолютно не ориентируются в своих собственных вещах, ориентированы на «дальне» зрение, не видят «под носом». Женщина же ориентируется только учитывая свое собственное направление. У женщин развито ближнее и периферическое зрение лучше.
Мужчины реформаторы, отождествляют с собой прогрессивное начало. Женщины же консерваторы, стабилизаторы.
Мужской пол легко может потерять приобретаемое столетиями качество, но и с легкостью присваивают новое, необходимое «сейчас» качество. Природа склонна экспериментировать над мужским началом – именно среди новорожденных мальчиков наибольшее количество мутаций.
Мужской разум больше склонен к синтезу, т.е. к обобщению, а женский – к анализу.
Мужчины достаточно плохо приспосабливаются, сложно адаптируются, по этому мальчиков отдавать в детский сад лучше до 2х лет. Девочки же легко приспосабливаются, адаптивны. Лучше отдавать девочку в детский садик – с 2,6 до 2,8 лет.
Мужской пол склонен к риску, определенность им не важна. А женский пол ориентирован на постоянство и уверенность.
Мозг мужчины больше женского, среди мужчин больше одаренных и талантливых людей, однако из-за мужской склонности все преобразовывать и «ломать» границы и правонарушителей среди мужчин значительно больше.
Проблема воспитания и обучения заключается в ряде противоречий:
- Первичная феминизация ребенка с матерью (феминная идентификация).
- Феминизация воспитания
- Фемининные базовые ориентации для ребенка.
Благоприятным ребенком считается спокойный, послушный, а эти качества более характерны для девочек, чем для мальчиков. Затрудняется также социализация мальчиков в большей степени, чем девочек, т.к. существуют условные, но очень конкретные требования социума к мужчине, высмеивание проявление у мужчины женских качеств. Следовательно у мальчиков присутствует повышенный уровень тревоги с страха сделать что-то по-женски и не то, при этом отсутствует возможность проявить свою мускулинность. Все это снижает статус мужчины. Затрудняется ориентация на культивирование мужских качеств у мальчиков.
Половые различия начинаются на 6-8 недели беременности, на 8-10 неделе формируются внутренние половые органы, именно они продуцируют половые гормоны, от которых зависит формирование мозга по мускулинному или феминному типу. Вредные воздействия от 6й до 32й недели могут нарушить процесс правильной дифференциации мозг, что может отражаться на психо-сексуальных и социальных качествах личности. Первой причиной является применение медикаментов на этом сроке. Вторая по распространенности причина – это стресс. В третью причину входят разнообразные вредные привычки матери.
На 4й неделе жизни девочки начинают опережать мальчиков в развитии. Хоть в первые месяцы мальчики растут активнее девочек (и это преобладание сохраняется до 5ти летнего возраста. Девочки начинают ходить раньше на 2-3 месяца, на полгода раньше начинают говорить. Созревание скелета происходит быстрее (опережение до 18 месяцев). Острота слуха у мальчиков гораздо выше и дифферецированней, девочки же более чувствительны шуму. Кожная чувствительность также развита лучше. Болевой порог у мальчиков выше, чем у девочек. Зрение как и у взрослых – мальчики ориентированы на дальнее зрение, а девочки – на ближнее. Девочки лучше различают запахи. И раньше и легче различают сенсорные эталоны.
В эмоциональной сфере также существую различия. Мозг мальчиков реагирует на эмоциональное воздействие избирательно и активизируется только в первые моменты самого воздействия, затем восприятие блокируется – мозг перестает реагировать, ребенок не замечает ни поощрения, ни наказания. Мальчик быстро снимает эмоциональное напряжение путем перехода на другую деятельность, часто продуктивную. У девочки же в ситуации эмоционального напряжения резко нарастает общая активность коры головного мозга, в результате чего мозг девочки (а потом и женщины) как бы готовится к любой возможной неприятности. Женский пол обладает по этому большей стрессоустойчивостью.
В игровой деятельности мальчикам необходимо большее пространство для игр, они могут легко осваивать вертикальные плоскости, если горизонтальные заняты или недоступны. Мальчики могут обойтись минимальным количеством игрушек, а вот обилие игрушек – наоборот- тормозит развитие фантазии и воображения! Для мальчика с его повышенными исследовательскими потребностями нормально разобрать или сломать игрушку, ведь она для него не представляет эстетической ценности! Для девочек необходимо комфортное ограниченное пространство. Как раз девочка полезно иметь много игрушек. Девочкам важно соответствовать игровому правилу, схеме в игре и ничего не менять! У мальчиков же преобразующая деятельность в игре первична (изменений правил или условий в знакомой игре – полезно). Важен сюжет и его развитие. Для девочек же важна сама роль, сюжет при этом может быть довольно бедным. Девочки также больше склонны к групповым играм, они ориентированы на партнера по игре. Педагог в данном случае полезен для помощи в развитии сюжета.
Есть разница также и в донесении познавательной информации. Мальчики лучше обучаются при индивидуальном поощрении, девочки хорошо – при слуховом поощрении. Мальчики активно реагируют на яркие картинки и движущиеся предметы (при ослабевании интереса можно слегка потрясти или поводить картинкой из стороны в сторону – интерес на время возобновится). Девочки включаются в познавательную деятельность сразу – на 1-3 минуте, работоспособность угасает к 12й-13й минуте. Мальчики, наоборот, - включаются в процесс с опозданием на 7-8 минут. Мальчики воспринимают информацию сначала целостно, потом готовы подходить к деталям. А девочки воспринимают лучше через части, детали, а затем анализируют. В заданиях лучше что-то недообъяснять, давать неаналогичные задания. Девочкам же лучше давать задания по образцу с многократным повторением.
При оценке деятельности для мальчиков важно выделить конкретно что оценивается положительно или отрицательно. Для девочки важно как их оценивают и кто, какое они произвели впечатление. Девочки эмоционально реагируют и на положительную, и на отрицательную оценку, по этому их лучше сначала похвалить, а потом уже указывать на недостатки. Мальчики же реагируют избирательно только на значимые для них оценки.
Мальчики учатся успешно за счет мышления, а девочки- за счет памяти.
В среде ребенка желательно иметь предметы-архитипы, символы. Для мальчиков это в первую очередь:
- символы свободы и путешествий (мосты, месяц, солнце, горизонт, космический полет, любой транспорт)
- символы силы, мощи, воли
- символа врага (драконы, трансформеры, динозавры)
- символы стойкости (большое дерево, маяк, большой дом, треугольники, квадраты)
- символы борьбы (оружие, крепость, щиты)
- символы победы (флаг, медаль)
Для девочек важно наличие следующих символов:
- символы хранительницы и появления жизни (гнезда, яйца, колыбели, коляски, аист с малышом)
- символы духовного материнства (куклы, невесты, атрибуты для кукол-малышей)
- символы женственности (заколки, бантики, наряды, принцессы, птицы, воздушные шарики, венки)
- символы женской красоты (накрашенные красивые глаза, губы, цветы, шляпки, сумочки)
- символы очага и уюта (домики, сервизы, кроватки, ванные)
- символы достатка в доме (пирожные, сладости, ягоды, фрукты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста
Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков, мир девочек» Работа...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)
Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...
Физкультурная НОД с учетом гендерного подхода.
Гендерный подход в физкультуре с детьми подготовительной группы....
Памятка для воспитателей «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»
Термин «гендер» появился в трудах американского историка Д.Скотта(1991) Гендер по одним источникам – род, по другим – представление, презентация. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биоло...
Доклад "ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ СПОРТИВНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ" (ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА)
Проблема формирования гендерной идентичности современных детей и подростков является актуальной и получила широкое освещение в научной литературе. Однако результаты теоретическ...
Рекомендации к дифференцированному подходу в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Рекомендации к работе с дошкольниками по гендерному воспитанию...
" Содержание психолого - педагогической работы по реализации образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" раздел изобразительная деятельность в соответствии с ФГОС ДО и с учетом индивидуально - дифференцированного подхода к ребенку"
quot; Содержание психолого - педагогической работы по реализации образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" раздел изобразительная деятельность в соответствии с ФГОС ДО...