Театрализованная деятельность
материал (старшая группа) на тему
Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pechati.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
А.А. Петрова
МБДОУ «Детский сад №6 «Сказка», г. Цивильск
Аннотация. Проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный и грамматический строй, улучшается диалогическая речь.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, речевое развитие.
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи.
Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия[3].
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Содержание театрализованных НОД включает в себя[1]:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с языковой культурой русского народа.
В развитии театрализованной деятельности я использую следующие формы и методы работы: чтение и рассказывание сказок; серии занятий по сказкам; заучивание пословиц, стихов; НОД по изо - деятельности: лепка, аппликация, рисование; дидактические игры: «Узнай сказку», «Узнай героя», «Хорошо – плохо», «Добро – зло», «Найди пару», «Кто я?»; сюжетно – ролевые игры: «Волшебная палочка», «Ковёр – самолёт»; подвижные игры: «Вежливый ручеёк», «Кривое зеркало», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Кот и мыши»; игры – драматизации: инсценировка «Мешок яблок», «Теремок», «Зимовье зверей», игровая ситуация «Что я умею», пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»; оформление альбома с детскими рисунками «Моя любимая сказка»; проблемные ситуации «Как бы ты поступил?»; игры – беседы «Если бы у тебя была волшебная палочка», «Если бы ты попал в сказку», «Какие они сказочные герои?»; консультации для родителей; литературные праздники, викторины.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности, дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главную роль наиболее робких; распределение роли по карточкам; проигрывание ролей в парах[3].
При этом возникают две основные проблемы: что делать, если не хватает на всех ролей; кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую помогает решить подгрупповая организация, кроме того можно придумать дополнительные роли.
Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то и дети, хотят исполнять роль положительного героя и не хотят играть злодеев. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительных и отрицательных роли. Причём отрицательного героя сыграть намного сложнее.
Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театральной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребёнка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.
Каждый год в детском саду проходит тематическая неделя «В мире сказок», и традиционным итоговым мероприятием стало инсценировка понравившейся сказки. Детям старшей группы особо понравилась сказка В. Сутеева «Мешок яблок», сюжет сказки очень поучительный и наделен глубоким смыслом. Участвуя в сказке у детей сформировалось моральное представление о доброте, сочувствие к персонажам, к разыгрываемым ситуациям. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
ЛИТЕРАТУРА
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.. . – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528с.
- Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии : методическое пособие / Е. А. Антипина. - 2-е изд., перераб. - Москва : Сфера, 2009. - 128 с.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.
Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...
Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».
Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...
проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ "Формирование творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Этот проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, срок реализации шесть месяцев....
«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности
Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...