Авторская Программа "Занимательная математика"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_karachentseva.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №3»
Авторская Программа
“Занимательная математика”,
направленная на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Подготовил воспитатель: Караченцева Наталья Ивановна
Сосновоборск
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажных роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Разработанная программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в интеллектуальном (в частности математическом) развитии детей.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа «Занимательная математика» имеет направление на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
НОВИЗНА
Образовательная Программа «Занимательная математика»:
– предполагает решение проблем интеллектуальных способностей на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
– отрабатывать арифметические и геометрические навыки;
– развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа ориентирована на детей от 5 до 7-и лет.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕУЛЬТАТ
К концу обучения по программе «Занимательная математика» у детей должны быть развиты:
- арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
- произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
- основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
- навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
- желание заниматься математической деятельностью.
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Объектами контроля являются:
– математические умения;
– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
ДИАГНОСТИКА
Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение, в ходе которого определить степень освоения ребенком программы образования и разработки плана индивидуальной работы с каждым ребенком.
Диагностическая методика:
Диагностика интеллектуальных способностей в математической деятельности.
Цель: выявление обобщенных интеллектуальных способностей в математической деятельности.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательного математического развития проводится в ходе образовательной и свободной деятельности детей.
Критерии наблюдения.
- Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:
а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;
б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.
- Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:
а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;
б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;
г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала..., затем..., после этого...);
д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.
- Состояние самоконтроля:
а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);
б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;
в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).
Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.
№ | Ф.И. ребенка | Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности | Практические и умственные учебные действия | Состояние самоконтроля | |||||||
а | б | а | б | в | г | д | а | б | в | ||
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:
Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: математический КВН, математическая викторина, мини-олимпиада.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план для старшей группы
Сроки проведения | Тема занятий |
Сентябрь | 1. Чудесный мешочек |
2. Головоломки | |
3. Кукольная одежда | |
4. Мастерская форм | |
Октябрь | 5. Картинки - вкладки |
6. Спортсмены строятся | |
7. Обед для матрешек | |
8. Построим дом | |
Ноябрь | 9. Зоопарк |
10. Лото «Цвет и форма» | |
11. Разноцветная вода | |
12. Цветные дома | |
Декабрь | 13. Разрезные картинки |
14. Что изменилось? | |
15. Рыба, птица, зверь | |
16. День рождения куклы | |
Январь | 17. Запомни картинки |
18. Какая сегодня погода? | |
19. Расставь мебель | |
20. Куда залетела пчела? | |
Февраль | 21. Кукла Маша купила пианино |
22. Найди игрушку | |
23. Делаем зарядку | |
24. Повторяй друг за другом | |
Март | 25. Кто в домике живет? |
26. Рисунок-постройка | |
27. Кто кем будет? | |
28. Покажи одинаковые предметы | |
Апрель | 29. Говори наоборот |
30. Поможем художнику | |
31. Шкатулка со сказками | |
32. Угадай, что получится» | |
Май | 33. Чье число больше? |
34. Спортсмены в лодках | |
35. На что это похоже? | |
36. Волшебные кляксы |
Учебно-тематический план подготовительной к школе группы
Сроки проведения | Тема занятий: |
Сентябрь | 1. Волшебная палитра |
2. Выложи сам | |
3. Магазин ковров | |
4. Архитектор | |
Октябрь | 5. Что такое длина, ширина, высота |
6. Коврик для куклы | |
7. Угадай что спрятано | |
8. Угадай, как нас зовут | |
Ноябрь | 9. Водители |
10. Пляшущие человечки | |
11. Дома зверей | |
12. Пары картинок | |
Декабрь | 13. Запишем сказку |
14. Трудные виражи | |
15. Собери пирамиду | |
16. Что значат знаки? | |
Январь | 17. Говорящие рисунки |
18. Где ошибся Буратино? | |
19. Бывает - не бывает | |
20. Нарисуй и построй» | |
Февраль | 21. Что плавает, что тонет? |
22. Перевертыши | |
23. Четвертый лишний | |
24. Волшебник | |
Март | 25. Волшебный лес |
26. Задом наперед | |
27. Поезд | |
28.Изобретатель | |
Апрель | 29. Назови соседей |
30. Угадай | |
31. Чудесные превращения | |
32. Разноцветные цепочки» | |
Май | 33. Найди ошибки |
34. Звезды в небе | |
35. Разные дома | |
36. Секреты |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методическое сопровождение
– консультация для родителей «Занимательная математика дома»;
– видео-презентации.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
- геометрические фигуры и тела;
- палочки Х. Кюизинера;
- блоки Дьенеша;
- сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
- полоски, ленты разной длины и ширины;
- цифры от 0 до 9;
- игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка;
- фланелеграф, мольберт;
- чудесный мешочек;
- наборы разрезных картинок;
- пластмассовый и деревянный строительный материал;
- счетный материал;
- счётные палочки;
- предметные картинки;
- знаки – символы;
- игры на составление плоскостных изображений предметов;
- обучающие настольно-печатные игры по математике;
- мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- наборы цифр;
- занимательные книги по математике;
- задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
- простые карандаши; наборы цветных карандашей;
- линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
- небольшие ножницы;
- наборы цветной бумаги;
- геометрическая мозаика;
- геометрические мозаики и головоломки.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра Для...
Конспект НОД по ФЭМП по теме "Путешествие в страну математики" авторская разработка
Познавательное развитие: обобщить знания детей о разнообразии ландшафта Земли, особенностях реки, поля, гор, леса.Математическое развитие: закреплять умение детей считать в пределах десяти, пользовать...
Авторская программа " Занимательная Математика"
кружковая работа по матиматике для средней группы....
Авторская программа " Занимательная Математика"
перспективный план кружковой работы по позновательному развитию для средней группы....
Авторская сказка «Сказка о Маше и Веселой точке в стране Великой Математики»
Сказка с использованием мультимедийной презентации направлена на привлечение детей к математическим понятиям....
Авторская игра "Путешествие в страну Математики"
Чтобы поддержать интерес у детей к математике, зная специфику работы с детьми и имея большой опыт работы в дошкольном учреждении, я разработала развивающую игру «Путешествие в сказочную страну математ...
авторская программа кружка "Занимательная математика для будущих первоклассников"
эта программа для дополнительного образования дошкольников в д.с...