Авторская Программа "Занимательная математика"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Караченцева Наталья Ивановна
Авторская Программа "Занимательная математика", направленная на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_karachentseva.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №3»

Авторская Программа

 “Занимательная математика”,

направленная на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста      

                                             

Подготовил воспитатель: Караченцева Наталья Ивановна

Сосновоборск

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажных роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Разработанная программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в интеллектуальном (в частности математическом) развитии детей.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Образовательная программа «Занимательная математика» имеет направление на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

НОВИЗНА

Образовательная Программа «Занимательная математика»:

предполагает решение проблем интеллектуальных способностей на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

– содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

– отрабатывать арифметические и геометрические навыки;

– развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Программа ориентирована на детей от 5 до 7-и лет.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕУЛЬТАТ

        К концу обучения по программе «Занимательная математика» у детей должны быть развиты:

  • арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
  • произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
  • основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
  • навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
  • желание заниматься математической деятельностью.

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Объектами контроля являются:

– математические умения;

– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

ДИАГНОСТИКА

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение, в ходе которого определить степень освоения ребенком программы образования и разработки плана индивидуальной работы с каждым ребенком.

    Диагностическая методика:

        Диагностика интеллектуальных способностей в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных интеллектуальных способностей в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательного математического развития проводится в ходе образовательной и свободной деятельности детей.

Критерии наблюдения.

  1. Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.

  1. Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала..., затем..., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

  1. Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.

                                

Ф.И.

ребенка

Восприятие математической задачи и ориентировочная

основа деятельности

Практические

и умственные

 учебные действия

Состояние

самоконтроля

а

б

а

б

в

г

д

а

б

в

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:

Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: математический КВН, математическая викторина, мини-олимпиада.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план для старшей группы

 

Сроки

проведения          

Тема занятий

Сентябрь

1. Чудесный мешочек

2. Головоломки

3. Кукольная одежда

4. Мастерская форм

Октябрь

5. Картинки - вкладки

6. Спортсмены строятся

7. Обед для матрешек

8. Построим дом

Ноябрь

9. Зоопарк

10. Лото «Цвет и форма»

11. Разноцветная вода

12. Цветные дома

Декабрь

13. Разрезные картинки

14. Что изменилось?

15. Рыба, птица, зверь

16. День рождения куклы

Январь

17. Запомни картинки

18. Какая сегодня погода?

19. Расставь мебель

20. Куда залетела пчела?

Февраль

21. Кукла Маша купила пианино

22. Найди игрушку

23. Делаем зарядку

24. Повторяй друг за другом

Март

25. Кто в домике живет?

26. Рисунок-постройка

27. Кто кем будет?

28. Покажи одинаковые предметы

Апрель

29. Говори наоборот

30. Поможем художнику

31. Шкатулка со сказками

32. Угадай, что получится»

Май

33. Чье число больше?

34. Спортсмены в лодках

35. На что это похоже?

36. Волшебные кляксы

Учебно-тематический план подготовительной к школе группы

Сроки

проведения

Тема занятий:

Сентябрь

1. Волшебная палитра

2. Выложи сам

3. Магазин ковров

4. Архитектор

Октябрь

5. Что такое длина, ширина, высота

6. Коврик для куклы

7. Угадай что спрятано

8. Угадай, как нас зовут

Ноябрь

9. Водители

10. Пляшущие человечки

11. Дома зверей

12. Пары картинок

Декабрь

13. Запишем сказку

14. Трудные виражи

15. Собери пирамиду

16. Что значат знаки?

Январь

17. Говорящие рисунки

18. Где ошибся Буратино?

19. Бывает - не бывает

20. Нарисуй и построй»

Февраль

21. Что плавает, что тонет?

22. Перевертыши

23. Четвертый лишний

24. Волшебник

Март

25. Волшебный лес

26. Задом наперед

27. Поезд

28.Изобретатель

Апрель

29. Назови соседей

30. Угадай

31. Чудесные превращения

32. Разноцветные цепочки»

Май

33. Найди ошибки

34. Звезды в небе

35. Разные дома

36. Секреты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методическое сопровождение

– консультация для родителей «Занимательная математика дома»;

– видео-презентации.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

  • геометрические фигуры и тела;
  • палочки Х. Кюизинера;
  • блоки Дьенеша;
  • сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
  • полоски, ленты разной длины и ширины;
  • цифры от 0 до 9;
  • игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка;
  • фланелеграф, мольберт;
  • чудесный мешочек;
  • наборы разрезных картинок;
  • пластмассовый и деревянный строительный материал;
  • счетный материал;
  • счётные палочки;
  • предметные картинки;
  • знаки – символы;
  • игры на составление плоскостных изображений предметов;
  • обучающие настольно-печатные игры по математике;
  • мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
  • наборы цифр;
  • занимательные книги по математике;
  • задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
  • простые карандаши; наборы цветных карандашей;
  • линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
  • небольшие ножницы;
  • наборы цветной бумаги;
  • геометрическая мозаика;                                
  • геометрические мозаики и головоломки.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра    Для...

Конспект НОД по ФЭМП по теме "Путешествие в страну математики" авторская разработка

Познавательное развитие: обобщить знания детей о разнообразии ландшафта Земли, особенностях реки, поля, гор, леса.Математическое развитие: закреплять умение детей считать в пределах десяти, пользовать...

Авторская программа " Занимательная Математика"

кружковая работа по матиматике для средней группы....

Авторская программа " Занимательная Математика"

перспективный план кружковой работы по позновательному развитию для средней группы....

Авторская сказка «Сказка о Маше и Веселой точке в стране Великой Математики»

Сказка с использованием мультимедийной презентации направлена на привлечение детей к математическим понятиям....

Авторская игра "Путешествие в страну Математики"

Чтобы поддержать интерес у детей к математике, зная специфику работы с детьми и имея большой опыт работы в дошкольном учреждении, я разработала развивающую игру «Путешествие в сказочную страну математ...

авторская программа кружка "Занимательная математика для будущих первоклассников"

эта программа для дополнительного образования дошкольников в д.с...