РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЕПЫШ»
рабочая программа на тему
Известно, что среди неспецифических методов профилактики ОРЗ-, повышающих защитные свойства организма, ведущим является – закаливание. Это понятие определяется, как «комплекс оздоровительных мероприятий, повышающих устойчивость организма к неблагоприятным условиям среды и, в первую очередь, к метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции».
Общие закаливающие мероприятия постоянно присутствуют в повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный режим дня, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональную одежду, соответствующий температурный режим в помещении и т. д. к специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздушные и водные процедуры, плавание, рефлексотерапия, сауна и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabchaya_programma_krepysh.docx | 50.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Абакана «Детский сад комбинированного вида «Журавлик»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
На педагогическом Совете приказом заведующего
Протокол № 1 от «22» сентября 2014 г.
от «22» сентября 2014г. № 83/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «КРЕПЫШ»
Разработчик: Шикина Т. М.,
воспитатель
2015/16г
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел | |
1.1. Пояснительная записка | 2 |
1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста | 3 |
1.3. Планирование результатов освоения программы | 4 |
II.Содержательный раздел | |
2.1.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 6 |
III.Организационный раздел | |
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 8 |
3.2. Режим работы | 8 |
Приложение №1 | 9 |
Приложение №2 | 11 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Известно, что среди неспецифических методов профилактики ОРЗ-, повышающих защитные свойства организма, ведущим является – закаливание. Это понятие определяется, как «комплекс оздоровительных мероприятий, повышающих устойчивость организма к неблагоприятным условиям среды и, в первую очередь, к метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции».
Общие закаливающие мероприятия постоянно присутствуют в повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный режим дня, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональную одежду, соответствующий температурный режим в помещении и т. д. к специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздушные и водные процедуры, плавание, рефлексотерапия, сауна и т. д.
Одним из видов закаливания является использование гидромассажных ванн. Массаж стоп известен, как индийский массаж. Согласно учению йогов ноги - это «распределительный щит» организма: соответствующая точка (зона) подошвы связана с определенным органом. На подошве сконцентрирована масса кожных рецепторов: сюда входит 72 тыс. нервных окончаний, поэтому массаж стоп, вызывая общую реакцию организма, нормализует работу его функциональных систем. Данное обстоятельство заслуживает внимания в связи с тем, что часто болеющие ОРЗ дети, как правило, плохо спят, страдают отсутствием аппетита, имеют повышенную нервную возбудимость и т. п., поэтому одновременное влияние массажа и водных процедур для таких детей особенно является полезным. Не секрет также, что стопы находятся в рефлекторной связи со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей и других органов, что говорит о важной роли закаливания ног и соблюдении необходимой при этом.
Профилактические мероприятия, лечение и оздоровление помогут детям предотвратить обострение болезни или возникновение новых, а значит, успешно овладеть разными видами деятельности, быть эмоционально благополучными на других ступенях образования, успешно адаптироваться в социальном мире.
Сознательное отношение к собственному здоровью нужно формировать в первую очередь у родителей, так как в семье закладываются основы личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста с помощью гидромассажных ванн.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи.
Задачи:
- способствовать формированию у детей элементарного представления о здоровом образе жизни;
- повысить эффективность закаливающих мероприятий;
- разработать систему закаливающих процедур с использованием гидромассажных ванн .
Поэтому основу работы кружка «Крепыш» составляют тренировочные занятия с использованием тренажеров и гидромассажных ванн, так как на данном этапе такая форма работы является одной из современных и вполне эффективных.
Настоящая рабочая программа разработана на основе методики Л.С. Сековец «Комплексное закаливание детей с косоглазием и амблиопией».
Группа формируются из детей, посещающих старшие группы МБДОУ «Д/с «Журавлик» по желанию родителей. Непосредственная образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю (8 раз в месяц). Длительность непосредственной образовательной деятельности в соответствии с СанПиН: старшая группа – 25 минут,
1.2 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (5—6лет).
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу
В 5—7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—7 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
- Планирование результатов освоения программы
В результате реализации кружковой работы предполагается получить следующие результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста.
2. Укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.
Методика:Подготовительная часть состоит из упражнений на суше, которые проводятся с использованием ''дорожки 'Здоровья'':
- 2 ребристые доски, с различным углом наклона поперечных реек -''пешеходная дорожка'';
- коврики с различной степенью колкости и твердости;
- резиновые шипованные коврики;
- стандартная дорожка ''правильно шагаем''
- коврики с различным покрытием /пуговицы, пробки и т.д./;
- набивные мячи.
Основная часть включает в себя упражнения в воде – это наиболее эффективное воздействие, так как сопротивление и давление воды естественным образом производит массаж, а применение специальных упражнений усиливает благотворное профилактическое действие. Упражнения в воде устраняют вредное воздействие тяжести тела на коленные и голеностопные суставы, одновременно способствуют развитию и укреплению мышечно-связочного аппарата ног. Кроме того, любая физическая активность: упражнения в виде увлекательной игры, подвижные игры будут способствовать укреплению и развитию всей опорно-двигательной системы, Здесь мы так же применяем нестандартное оборудование, придумываем названия упражнений. С удовольствием ребята играют в ''подводный футбол'' /мяч, наполненный водой/, катаются на роликах /пластмассовые бутылочки, наполненные песком/, ''веселые канатоходцы'' смело идут по дну по палкам /утяжеленные пластмассовые палки/, ''водолазы'' достают клады со дна /пальчиками ног поднимают мелкие предметы, цветные камешки со дна бассейна./
Заключительный этап ''Морское дно''- топтание в емкости с мелкой галькой, с добавлением в воду цветной морской соли, температура воды не менее +20С.
Проводить закаливающие мероприятия в исходном положении только сидя, чтобы ребенок не напрягался.Учитывать правила проведения закаливающих мероприятий, разработанных Г. Н. Сперанским:
- начинать закаливание предпочтительнее в теплое время года;
- возобновление занятий после перерыва следует проводить с начальных степеней воздействия;
- необходимость постепенного нарастания интенсивности закаливающих процедур;
- систематичность закаливания;
- учет индивидуальных особенностей организма и возраста ребенка;
- проводить закаливающие мероприятия только при положительных эмоциональных реакциях ребенка.
Проводить в течение первой недели массаж в сухой ванне, затем с использованием воды. Время нахождения ног в воде 8-10 мин. Начальная температура воды была 35 градусов. За неделю она понижалась на один градус.Вытирать ноги после принятия ванн сухим полотенцем для ног.Фиксировать результаты работы по таким критериям: посещаемость детского сада, эмоциональный фон во время процедуры, дневная двигательная активность, заболеваемость ОРЗ.Уменьшать температуру воды в ваннах с 35 до 25 градусов в течение 3 месяцев постепенно. Увеличить охлаждение поверхности ноги за счет большого количества подъемов ее из воды (если ребенок вынимает ногу из воды и держит ее на весу (или ставит на бортик ванны), от нее происходит повышенный теплоотвод, так как вместе с теплоотдачей происходит испарение, следовательно, влажная нога на воздухе сильнее охлаждается).
Для этого использовать гимнастику для стоп Мишуковой В. П., способствующую одновременно закаливанию, развитию мышц стопы, ног. Во-первых, повышается закаливающий эффект; во-вторых, увеличивается двигательная активность за счет упражняемости мышц ног; в-третьих, с уменьшением площади опор на рельефное дно ванны; в-четвертых, усиливается эмоциональный фон занятия и активизируется зрение.
Повышать эффективность ножных ванн с помощьюспециальных добавок,которые для каждого ребёнка подбираются индивидуально:
с морской солью - ванны с морскими солями оказывают тонизирующее, общеукрепляющее и закаливающее действие, снимают усталость и психологические нагрузки. Соль для ванн действует профилактически при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, мышц. Насыщая кожу и мышцы уникальными микроэлементами, способствует профилактике и лечению плоскостопия;
с ароматическими маслами – ванны с ароматическими маслами: «Анис», «Можжевельник», «Лимонник», «Сосна» применяются как противовирусное и антибактериальное средство в период повышенной заболеваемости, нормализуют дыхательную систему, оказывают иммуномоделирующее действие, положительно воздействуют на нервную систему, сферу эмоций и психическое здоровье (в зависимости от масла - успокаивающий или возбуждающий эффект), некоторые из масел нормализуют моторную и секреторную активность системы пищеварения.
II.Содержательный развел
2.1.Особенности образовательной деятельности и культурных практик
Данная программа рассчитана для детей 5-6 лет
Занятия проводятся по подгруппам (для наилучшего усвоения материала в группе не более 8детей).
Содержит 7 основных разделов, каждый из которых состоит из 7 занятий, плюс дополнительное занятие на повторение и закрепление материала раздела.
Структура разделов:
1 - введение в тему, новое упражнение на развитие двигательных навыков.
2 - развитие речевых навыков, игры.
3 - отработка упражнений на развитие двигательных навыков
4 - повторение и закрепление изученного.
В процессе работы используются различные формы и методы:
• словесные (устное изложение, беседа, рассказ.)
• наглядные (наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• групповой – организация работы в группах.
•индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию, следует назвать:
- активизация и индивидуализация обучения;
- игры и игровые ситуации.
Тематическое планирование
№ | Тема | Цель | К-во часов |
ноябрь | Дорожки здоровья Вода помогает здоровью Закаляйся и будь здоров | Повышать закаливающий эффект; увеличивать двигательную активность за счет упражняемости мышц ног. | 8 |
декабрь | Путешествия в страну «Здоровья» Здоровым быть хорошо Каменная дорожка (знакомство) Закаляйся и будь здоров | Усиливать эмоциональный фон занятия и активизировать зрение. | 8 |
январь | Спасатели вперед! В здоровом теле, здоровый дух. Спасатели вперед! Закаляйся и будь здоров | Повышать эффективность ножных ванн с помощьюспециальных добавок,которые для каждого ребёнка подбираются индивидуально | 8 |
февраль | Мы служим России. Наш друг мяч (с пупырышками) Мы веселые ребята. Закаляйся и будь здоров | Насыщать кожу и мышцы уникальными микроэлементами, способствовать профилактике и лечению плоскостопия. | 8 |
март | Мы мамины помощники. Волшебная веревочка(ходьба по канату) Спорт – это хорошо. Закаляйся и будь здоров | Увеличивать охлаждение поверхности ноги за счет большого количества подъемов ее из воды | 8 |
апрель | Мы силачи. Гимнастика В.П. Мишуковой. Колючий лужок(массажный коврик для ног) Мы желаем всем здоровья. Закаляйся и будь здоров | Использовать гимнастику для стоп Мишуковой В. П., способствующую одновременно закаливанию, развитию мышц стопы, ног | 8 |
май | Вместе весело шагать. Наш друг мяч (с пупырышками) Мы веселые ребята. Закаляйся и будь здоров | Повышать закаливающий эффект; увеличивать двигательную активность за счет упражняемости мышц ног | 8 |
Итого: | 56 ч. |
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методические материалы:
- СековецЛ.С. «Комплексное закаливание детей с косоглазием и амблиопией»,2002
- Сековец Л. С. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе физического воспитания / Л. С. Сековец // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2001. - № 2. - С. 11-18.
Используемое оборудование:
Магнитофон
Гидромассажные ванны
Водные термометры
Диски и кассеты
Спортивный инвентарь
Приложение №1
Специальные упражнения массаж стоп “Поиграем с ножками”
Закаливающий массаж подошв ''Поиграем с ножками'':
1.Подготовительный этап
а/ удобно сесть и расслабиться,
б/ смазать подошвы ног смягчающим кремом.
2.Основная часть
а/ одной рукой, образуя ''вилку'' из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу, другой погладить стопу от пальцев до щиколотки;
б/ сделать разминание стопы всеми пальцами;
в/ погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам;
г/ похлопать подошву ладонью;
д/ согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз;
е/ покатать ногами /подошвами/ палку, несильно нажимая на нее;
ж/ растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап.а/ погладить всю стопу от пальцев до щиколотки,
б/ посидеть спокойно, расслабившись,
Приложение №2
Стихи для сопровождения комплекса занятий.
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем-
На каждую ножку
Крема понемножку.
Хоть она и не машина,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно и приятно
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они.
Потом попробуй - догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз – сгибай, два - выпрямляй
Ну, активнее давай!
Палочку катать охота,
Веселее ты катай,
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть!
Скажем все ''Спасибо!''
ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда жалеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Крепыш" для малышей
Актуальность данной программы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового ребенка. Забота о всестороннем развитии подрастающего поколе...
Рабочая программа кружка Крепыш
рабочая программа физического развития (младшая группа)...
Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»
Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...
Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»
Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, со...
Программа дополнительногообразования художественно-эстетической направленности
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.Актуальность...
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш», реализующего образовательную программу дошкольного образования
Программа определяет содержание и организацию воспитательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их ...