Статья на тему: "Особенности развития самосознания детей в дошкольный период"
статья по теме

В данной статье представлены понятие и структура самосознания дошкольного возраста и ее схематичное изображение с описанием. А также возрастные особенности, влияющие на становление самосознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Иноземцева Елена Борисовна

Особенности развития самосознания  детей в дошкольный период

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения.[1]

Структура самосознания личности - совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентации и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе. Структура самосознания личности, предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, строится внутри порождающей ее системы - той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность.[2]

Самосознание личности представляет такое в самой себе понятное единство, которое находит свое выражение в каждом из пяти следующих звеньев.

1.Имя собственное - первое звено структуры самосознания, имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека.

2.Тело – второе звено, организм человека в его внешних физических формах и проявлениях. В человеке телесное и духовное неразрывно связаны. Тело является носителем психических и духовных свойств человека. В то же время личность включает в себя не только духовное начало, но и свои телесные особенности.[3]

Тело человека может быть неизменным, но может быть и возвышенно-целомудренным. Все телесные проявления неизменно отражаются на личности человека, внутреннее отношение к себе телесному творит одновременно и соответствующую личность. Собственно, с осознания себя телесного и с отношения к себе телесному в онтогенезе начинается развитие личности.[4]

3.Притязание на признание – третье  звено структуры самосознания.

В онтогенезе потребность в признании формируется благодаря пристрастному отношению взрослого к проявлениям ребенка. С раннего возраста ребенок открывает, что все его поступки делят на «хорошие» и «плохие». Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка возникает стремление быть хорошим, начинается развитие активного стремления научиться тому, что одобряется окружающими его людьми. При этом ребенок прочно усваивает положительную самооценку: «Я хороший».

Притязание на признание - предъявление человеком своих прав на общественное уважение со стороны людей. Потребность в признании является характеристикой человека как существа социального и как уникальной личности.

4.Половая идентификация - четвертое звено структуры самосознания. Несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.

Половая идентификация — единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль.

5. Психологическое время личности - пятое звено структуры самосознания. Человек в своем самосознании относительно своей персоны мыслит в трех временах: в индивидуальном прошлом, в настоящем и будущем. Вместе с тем он исходит из прошлого, настоящего и будущего его этноса, его государства, и, наконец, он может быть включенным в прошлое, настоящее и будущее человечества.

Психологическое время личности - индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни.

В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. [5]

У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года-внешнее "Я сам", 6 лет-личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее.[6]

В качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделяется возникновение личного сознания , т. е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности . [7] Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?», он ответит: «Я большой». Если же спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

Очень важен в становлении самосознания диалог. Отметим, что на то, как рано в индивидуальном развитии самосознания ребенка возникнут элементы диалога, влияет сам стиль отношений взрослых и детей, который не есть, естественно, нечто раз и навсегда данное. Об этом свидетельствуют, в частности, исследования Е.В.Субботского.  В них показано, что предоставление ребенку-дошкольнику права контролировать взрослого по тем же параметрам, которые применимы к его деятельности, и одновременный отказ взрослого от социального контроля за действиями ребенка (в игровой ситуации детского сада) приводят к быстрому развитию независимого поведения, т.е. поведения, при котором ребенок может, опираясь на ранее разработанную программу, противопоставить свой поступок мнению взрослого. [8]Другими словами, речь идет о предпосылке возникновения диалога со взрослым и, следовательно, диалога в самосознании ребенка.

Отсюда вытекает и необходимость общения.

Потребность в общении как стремление к самопознанию и самооценке:

1. стремление к самопознанию и самооценке впервые возникает у ребенка только в процессе общения с близким взрослым.

2. на протяжении первых семи лет развивается потребность в общении

3. в контакте со взрослым ребенок оценивает себя путем сравнения с идеалом.[9]

Особенности самосознания детей шестилетнего  возраста

         В формировании самосознания у ребёнка особое значение имеет шестой год жизни. Л.С.Выготский, исследуя характерные черты этого возраста, отмечал, что ребёнка, находящегося в преддверии школьного обучения, отличает прежде всего утрата детской непосредственности, возникновение сознательного отношения к самому себе, к своим действиям и поступкам. Это означает, что появляются новые, высшие формы регуляции действий. Важнейший личностный смысл для ребёнка приобретает предстоящая ему учебная деятельность.


[1] Кулагина. Возрастная психология, стр. 78

[2] Мухина В.С. Возрастная психология, стр.56

[3] Мухина В.С. Возрастная психология, стр.58

[4] Мухина В.С. Возрастная психология, стр.59

[5] Мухина В.С. Возрастная психология, стр.168

[6] Обухова Л.. Детская (возрастная) психология, стр.155

[7] Л. В. Финькевич, К вопросу о теоретических основаниях  отбора и структурирования содержания ЭУМК по психологическим дисциплинам .

[8] Столин В.В. Самосознание личности, стр.114

[9] Лисина, стр 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"

Тема:"Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте"...

Статья на тему "Особенности произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте".

Этот материал поможет воспитателям в понятии и принятии актуальности проблемы развития памяти у дошкольников. Мы знаем, что  мнемотехнические процессы это одни из важнейших процессов человеческой...

Статья на тему:"Особенности речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"

Данный материал раскрывает тему речевого развития у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Он поможет педагогам  подойти к проблеме речи. Со стороны речевых игр и разных методов решений той ил...

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель старшей группы № 11 Фалина Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов...

Статья на тему: «Особенности познавательного развития дошкольников 3-4 лет»

С переосмыслением приоритетов, целей и задач развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста актуальной становится проблема становления детской личности, выявления и развитие ее способносте...

Статья на тему «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Чаще всего они выделяют одно свойство предмета, которое бросается в глаза, не замечая других свойств. В этом возрасте ребенок ...

Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья о  сенсорном развитии детей дошкольного возраста и о его особенностях, о значении сенсорной культуры для развития ребенка....