Адаптация ребёнка к детскому саду
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Адаптация ребёнка к детскому саду
Подготовила: Грицова М.А., педагог-психолог I кв. категории, МДОУ «Д/с № 125 к. в.» г. Магнитогорска
Психолог: «Здравствуйте, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить об адаптации детей к детскому саду. Но для начала давайте познакомимся».
- Игра – знакомство: «Расскажи о себе и своей семье»
Участники представляются, рассказывают немного о своей семье и своём ребёнке, которому предстоит пойти в детский сад.
После знакомства проводится анкетирование родителей по степени осведомленности об особенностях адаптационного периода, родители заполняют анкету о готовности ребенка к поступлению в детский сад.
- Опрос родителей
Цель – показать родителям возможные направления адаптации.
Опрос проводится в письменной форме.
Вопросы:
- Легко ли рассмешить вашего ребёнка?
- Как часто он капризничает? Реже одного-двух раз в неделю?
- Ложится ли спать спокойно, не выводя из терпения старших?
- Всё ли он ест, достаточно ли?
- Есть ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно играет?
- Умеет ли он контролировать своё поведение?
- Всегда ли нужно присматривать за ним?
- Удаётся ли ему ночью не мочиться в постель?
- Есть ли у него привычки сосать палец, часто хныкать или слишком много фантазировать?
- Можете ли вы оставить его одного, не опасаясь, что он расплачется, да так, словно вы покидаете его навсегда?
- Хорошо ли он ведёт себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре с вашей стороны?
- Есть ли у него какие-нибудь незначительные страхи?
Если вы можете дать положительный ответ на каждый из этих вопросов, ребёнок хорошо адаптирован к жизни. Стоит только порадоваться такому результату.
Если большинство ответов отрицательные, ребёнку необходима помощь специалиста.
Обсуждение данных вопросов поможет родителям обратить внимание на наиболее значимые стороны поведения их малыша и наметить направление его адаптации к детскому саду.
- Упражнение «Погружение в детство»
Цель – активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка в возрасте 2-3 лет.
Психолог. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.
Представьте себя в то время, когда вы были маленькими. Тёплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья такие высокие, что кажется, своими верхушками они достают до неба. Вам два или три года. Вы идёте по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствуете его тёплую нежную руку.
У вас получилось представить себя маленьким ребёнком? Расскажите, что вы чувствуете. Давайте запишем ваши чувства (в тетрадях или на доске).
- Упражнение «Я иду в детский сад»
Цель – прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка, пришедшего первый раз в детский сад.
Психолог. Снова закройте глаза. Представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский сад. Вы входите в ярко освещённую комнату, видите высокую тётю, незнакомых мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку… А мамы нет…
Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина в связи с данной темой всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к ребенку. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период — один из самых сложных в жизни малыша. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! И вот без всякой предварительной подготовки его приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых в новой для него обстановке. Попробуйте посмотреть на все случившееся глазами самого ребенка. В его жизни никогда подобного не было, он ничего не может понять, осознать. Его страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, в незнакомой обстановке трудно ориентироваться. Проявляется инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами. Он горько и с обидой на всех и вся рыдает, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать. Родители поражаются изменениям в поведении своего такого ласкового и милого дитяти.
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Попытки воспитателей хоть как-то успокоить его вызывают испуг. Ребенок настолько взбудоражен, что, вернувшись домой, не может успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходят второй, третий день. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных перегрузок: у ребенка может подняться температура, возможно появление сыпи или же первых признаков расстройства желудка, он может заболеть.
Страдает малыш, вместе с ним страдают и все домашние, нелегко и воспитателям группы видеть переживания крохотного человечка.
Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша.
- Упражнение «Теннисные мячики»
Цель – прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала посещения детского сада.
Психолог. Посмотрите на шарики в моей корзинке – это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам. (раздаёт теннисные шарики по кругу) Я раздаю вам:
- ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени» - и «неизвестно, заберут ли меня домой»;
- незнакомая обстановка;
- незнакомые взрослые, мальчики и девочки;
- недостаточно развитые навыки самообслуживание (не умеют ил неаккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т.д.);
- новый режим дня.
Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать?
Ответы участников.
Психолог. Друзья, давайте вместе назовём те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.
Отрицательные эмоции – неизбежные спутники психического состояния малыша при адаптации к детскому саду. Ребёнок то сидит как окаменевший, не отвечает на вопросы, не идёт на контакт, то вдруг начинает бегать по группе. Он вырывается из рук воспитателя и нянь, постоянно подбегая к дверям, дожидаясь прихода родителей.
Слёзы – неизменные спутники адаптации: от временного хныканья до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда малыш даже плачет «за компанию» с другими детьми.
Страх. Ребёнок боится многого: незнакомой обстановки, новых людей (воспитателей, а порой и сверстников), а больше всего боится, что мама не придёт за ним и не заберёт его обратно домой. И страхи эти служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций.
Гнев, агрессия – это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между новоиспечёнными воспитанниками в детсадовской группе. Нужно понимать, что в это тяжёлое для себя время ребёнок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются из ничего, без поводов. Поэтому разумнее будет их игнорировать, разбирая проблемные ситуации в спокойные моменты.
Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам – самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведённое для этого место, - совсем забывает о своих возможностях. И кормят его теперь с ложечки, и штанишки мокрые меняют.
Речевое развитие не только тормозится, но и временно деградирует. Вдруг выясняется, что ребёнок помнит только глаголы и междометия…
Познавательная активность и обучаемость новым знаниям затормаживаются. Лишь ненадолго воспитатели могут завлечь малыша чем-то новым, но интерес быстро проходит.
Что уж говорить о коммуникабельности! Даже если ребёнок ранее легко сходился со сверстниками, сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе «назойливых, невыносимых, вечно кричащих и не умеющих себя вести» детей. Только тогда он привыкнет к своему новому кругу общения – наладит новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдёт на убыль.
Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома, в саду во время адаптации сбивчив, порой ребёнок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.
Малыш, оказавшись в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребёнок переживает: «Как я без мамы? Не бросили ли меня?» Детям кажется, что если мама ушла, то это навсегда, ведь особенность детской психики в том, что дети живут текущим моментом. Привыкание к детскому саду – процесс непростой. Адаптивные возможности дошкольника ограниченны, и если привыкание протекает тяжело, ребёнок может заболеть. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, - на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребёнком.
Как организовать адаптацию ребёнка к детскому саду
В период адаптации в детском саду важно заслужить доверие ребёнка и обеспечить ему чувство уверенности и защищённости. Учитывая, что ключевой фигурой, обеспечивающей безопасность и защиту для маленького ребёнка, является взрослый, целесообразно при первом посещении дать малышу возможность познакомиться с воспитателями, которые возьмут на себя заботу о нём в детском саду. Совместная игра – та деятельность, которая сразу сближает ребёнка и взрослого. Также дети с удовольствием рисуют, лепят вместе с педагогом. Ребёнок должен убедиться, что в детском саду безопасно и интересно.
Для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно, ему необходимо иметь уголки «частной жизни». Так, хорошо, если собственный шкафчик ребёнок выбрал самостоятельно и прикрепил на него принесённую из дома наклейку или взял её из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдёт в сад к «своему» шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки. Надо показать новичку, что все дети могут приносить из дома игрушки, которые они берут с собой в постель во время тихого часа.
Если же малыш напуган и явно не хочет идти в детский сад, такие пробные встречи необходимо повторить ещё несколько раз.
Первую неделю ребёнок приходит в детский сад накормленным и остаётся в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы (бабушки, других родственников). За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Если малыш в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе одного на те же 2-3 часа уже со второго дня.
Держась за вашу руку, чувствуя вашу поддержку, он многое сможет. Не откажите ему во внимании и заботе!
Ухаживая за маленьким ребёнком, делайте всё ласково и терпеливо.
Жизнь малыша достаточно однообразна, в ней преобладают различные бытовые процессы: он только пришёл в детский сад и разделся, как надо готовиться к завтраку, только поел – надо одеваться на прогулку, только разделся – надо мыть руки обедать, только поел – опять надо раздеваться, ложиться спать и т.д.
Дневной сон очень нужен дошкольнику. Ведь запас его энергии невелик, он быстро устаёт и нуждается в отдыхе. Часто капризы, раздражение, слёзы ребёнка связаны прежде всего с недосыпанием.
Итак, главное, к чему вы должны стремиться в первые недели пребывания ребёнка в детском саду, - чтобы он освоился в новой обстановке, привык, решил для себя, что воспитатель – совсем как мама.
Родителям не следует проявлять излишнюю настойчивость – пусть помогают малышу во всём, о чём он просит. Однако тех детей, которые не умеют что-то делать, надо терпеливо учить, одновременно помогая. Ребёнок должен чувствовать: вы учите его для того, чтобы он мог всё делать сам, как большой. Каждое прикосновение ваших рук должно быть приятно ему. Одевать, кормить, причёсывать детей надо ласковою желательно при этом разговаривать с ребёнком.
Среди задач родителей можно выделить: постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у малыша, стремление поддерживать ребёнка, вселять в него уверенность, чувства спокойствия и эмоционального благополучия. Хвалите его за любое достижение, оцените те усилия, которые потребовались от него для того, чтобы убрать что-то, снять, поработать ложкой во время обеда и т.п. Пусть он постоянно чувствует, что вы радуетесь его успехам, поддерживаете его, уверены в его силах и возможностях.
Проговаривайте вслух не то, что ребёнок не сделал, а то, что он скоро сможет сделать сам.
Найдите возможность при ребёнке обсудить его успехи и достижения. Не бойтесь перехвалить! Если похвала за дело – она пойдёт только на пользу. Малышу она даёт уверенность в вашей любви, в своих силах, помогает преодолеть трудности, побуждает делать что-то самому.
Роль мамы и папы – быть помощниками, союзниками, друзьями в любой ситуации, которая возникает у их ребёнка.
Что должен уметь ребёнок, который идёт в детский сад
Ребёнок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определёнными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут ему справиться с пуговицами и шнурками.
Надо сказать, что 3 года – замечательный возраст для обучения самостоятельности. На стороне родителей сейчас сама природа с её законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром четвёртый год жизни ребёнка называют периодом, который проходит под девизом «Я сам!». Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самого – он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая своё право делать всё без помощи взрослых и получая огромное удовольствие от достижения цели. Как правило, родителям часто приходится ограничивать себя, чтобы не мешать ребёнку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас ребёнок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с лёгкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать стол, аккуратно складывать одежду.
Трудно в это поверить? Но это так, более того: для достижения таких успехов вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного – не мешать! Не хватать его за руки, не одёргивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться всё сделать за него, потому что он «маленький и ничего не умеет»!
На практике это, конечно, не так уж просто. Прежде чем дитя научится умываться, пол в ванной комнате не раз и не два окажется залит водой. Самостоятельно одевание карапуза легко может расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик или сангвиник. И всё-таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребёнком осознанно, а не под влиянием импульса.
Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребёнка) «на самостоятельность». Не делайте за ребёнка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (причём эта помощь должна быть обучающей: не «давай я сделаю сама!», а «посмотри, это делается так», «посмотри, как это сделает твой друг Медвежонок»). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определённо не может справиться: постарайтесь, чтобы малыш пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.
Домашнее задание. Заочное знакомство ребенка с детским садом. Предлагается дома посмотреть вместе с ребенком альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы.
Литература:
- Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: «Скрипторий 2003», 2010.
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ
- Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Готовим ребенка к детскому саду....
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....
Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация ...
Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.
Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.Первый день Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть нескольк...
Консультация для родителей.Успешная адаптация ребёнка в детском саду. Успешная адаптация ребёнка в детском саду.
Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...