родительское собрание Тема: «Роль отца и матери в воспитании и развитии ребенка»
методическая разработка (средняя группа) по теме
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности и ориентиры на построение разумного образа жизни.
Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы:
· не поучать, а приглашать к сотрудничеству;
· находиться в партнерской позиции с родителями;
· показать родителям свое положительное отношение к их ребенку;
· вести конструктивный диалог с родителями.
В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
· Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
· Педагогические беседы с родителями;
· Круглый стол с родителями;
· Тематические консультации;
· Совместные досуги;
· Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
· Организация “уголков для родителей”;
· Проведение тематических недель;
· Дни открытых дверей;
· Работа с родительским активом группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
родительское собрание Тема: «Роль отца и матери в воспитании и развитии ребенка» | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Высокогорский детский сад №2
Конспект проведения родительского собрания
Тема: «Роль отца и матери в воспитании и развитии ребенка»
11ноября 2016 г.
Подготовили:
Воспитатели группы
Шалакова Г.А Кривонос М.А.
п.Высокогорский 2016г.
Пояснительная записка
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности и ориентиры на построение разумного образа жизни.
Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы:
- не поучать, а приглашать к сотрудничеству;
- находиться в партнерской позиции с родителями;
- показать родителям свое положительное отношение к их ребенку;
- вести конструктивный диалог с родителями.
В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
- Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
- Педагогические беседы с родителями;
- Круглый стол с родителями;
- Тематические консультации;
- Совместные досуги;
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
- Организация “уголков для родителей”;
- Проведение тематических недель;
- Дни открытых дверей;
- Работа с родительским активом группы.
Такие формы работы способствуют привлечению внимания родителей к детскому саду, установлению неформальных контактов с педагогами, познанию родителями своего ребенка. Благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве, родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями.
Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Родительское собрание
Тема: «Роль отца и матери в воспитании и развитии ребенка»
Цель:
Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка.
Задачи:
- Обсудить вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей раннего возраста в семье.
- Рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка.
Предварительная подготовка:
- Провести и обработать среди родителей анкету «Что, на Ваш взгляд, важнее для развития ребенка в раннем возрасте»
- Подготовить тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»
- Тест для родителей «Каково ваше влияние на процесс воспитания ребенка»
- Подготовить памятки для родителей
- Приготовить плакат «10 ошибок в воспитании»
- Литература для родителей
- Чистые листы для индивидуальной работы родителей
- Макет солнышка, тучки
Ход проведения собрания:
По мере прихода родителей в группу, им предлагается написать 2-3 добрых слова, которые они используют при общении с ребенком: чем вы согреваете своего ребенка; написать ошибки в воспитании, которые они когда-либо совершали (2-3).
Воспитатель:
Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, добрых и злых ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером. Важно развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности, делая это так, чтобы в его жизни было как можно больше радости.
Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Ученые доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интеллекта.
Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. Эта педагогическая мудрость известна наверное всем.
Вопросов о воспитании детей возникает очень много. В частности, не все родители умеют так общаться с ребенком, чтобы между ними складывались дружеские и доверительные отношения. Не все могут объяснить, почему ребенок ведет себя по-разному с мамой, папой, бабушкой, от кого это зависит – от малыша или от взрослого? Как сочетать требовательность взрослых к ребенку с вниманием, чуткостью, уважением.
Прежде всего важно знать, каково Ваше влияние на процесс воспитания ребенка.
Сейчас Вам будет предложен тест, нужно внимательно прочесть предлагаемые вопросы и постараться ответить на них откровенно. Ведь Вам, я думаю, важно знать, насколько умеете Вы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование личности ребенка
Тест для родителей «Ваше влияние на процесс воспитания ребенка»
Посчитайте очки:
ответ «А» — оценивается в 3 очка,
ответ «Б» —оценивается в 2 очка,
ответ «В» — оценивается в 1 очко.
ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 30 ДО 90 ОЧКОВ: это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии повеления. Другими словами вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
ОТ 16 ДО 30 ОЧКОВ: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект.
Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
ЧИСЛО ОЧКОВ МЕНЕЕ 16: у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостаточно либо знаний, либо желания и стремления воспитывать ребенка личностью, а, возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — педагогов, воспитателей, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
.Надеюсь, что данный тест дополнил Ваше представление о себе, как о родителе, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Для маленького ребенка важно – развивать речь.
Вопросы родителям:
Кто из вас дома разучивает с детьми стихи?
Какие стихи можно учить с ребенком? Это должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться ребенку. Интеллект ребенка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, при этом важно вызвать у ребенка интерес, а не принуждать его. Задача родителей – подготовить ребенка к обучению.
вопрос родителям
Знаете ли Вы, какой у детей ведущий вид деятельности?
Это игра. В этом возрасте важно научить его играть. Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребенком дома. Ведь через игру ребенок развивается, познает окружающий мир, учится вести себя в этом мире.
Высказывание воспитателя о том, как играют дети в группе.
Для ребенка важно воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, обогащать его разнообразными сенсорными впечатлениями.
За то время, как ваши дети посещают д/с, вы видите, что все дети сами моют руки, они знают свое полотенце, стали аккуратней есть, сами практически все снимают и надевают носочки, обувь. А некоторые и платье.
Общение с ребенком, в частности тактильное очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать малыша на руки. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым – его нужно семь раз в течение дня погладить его по голове, обнять, ободрить, т.е. через телесное прикосновение подтвердить «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ»
Родители, которые много разговаривают с малышом, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные языковые навыки не сформируются.
Предлагаем Вам еще один тест, который подскажет Вам, какой стиль воспитания вы используете.
Тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»
Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;
в) накажите ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть. Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в.
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки. “В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
? родителям
Как вы считаете, что лучше для ребенка – вседозволенность или строгость в воспитании?
В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, - ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В тоже время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются в обществе, они более уравновешенны и добры.
Все хорошее в детях и плохое – результат воспитания с самого их рождения. Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала – это создать приятную психологическую атмосферу дома.
? родителям
Влияют ли взаимоотношения родителей на ребенка? И как?
Безусловно, на формирование личности оказывает влияние, как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, как разговаривают. Ребенок, воспитанный небрежным человеком, будет небрежен, угрюмым – неразговорчивым. Но даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить, поэтому следует быть осторожным в своем поведении. Если мы простудились, стараемся не подходить к ребенку, но не все заботятся о том, чтобы не передавать ребенку свои недостатки. Помните об этом, контролируйте свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все: жесты, манеру говорить, походку и т.д. эта склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка.
? родителям
Из двух методов воспитания – поощрение и наказание – какой вам кажется наиболее действенным?
Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться его убедить. Однако лучше не предоставлять ребенку полную свободу. Для него опасно как замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния – аутизм), так и разбрасываться из-за неспособности сосредоточиться на чем-то. В результате может вырасти легковесный человек.
Тем не менее, давайте поразмышляем, в чем ваши удачи в воспитании, а где вы ошибаетесь.
Перед собранием мы попросили вас написать, какие ошибки вам когда-либо приходилось совершать. Посмотрите, что получилось. (на доске выкладываю ошибки родителей в виде капелек под тучкой, зачитываю их.
На самом деле педагоги выделяют 10 ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.(показать готовый плакат). Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов.
Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрали свои ошибки. К сожалению, все родители время от времени их совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках.
Давайте же теперь рассмотрим ваши достоинства в воспитании. На лучиках вы написали, чем вы согреваете своего ребенка. (выкладываю лучики к кругу).
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий.
Таким образом, подведем итог:
- Необходимо создать в семье необходимые условия для правильного развития и воспитания ребенка.
- Развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности. Не увлекаться ранним обучением чтению и письму.
- Поддерживать в семье хороший психологический климат. Стараться не ссориться в присутствии ребенка.
- Выделять как можно больше времени для общения и игр со своим ребенком.
Список литературы:
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника.- М., 1994г.
- Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. – М., 1991г
- Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2001г.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1992.
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.
- Фесюкова Л.Б. От трех до семи. (Семейный альбом) – СПб, 1996.
7.Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. “Работа с родителями в ДОУ”//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Роль отца и матери в воспитании и развитии ребенка»
Родительское собрание...
Роль отца и матери в воспитании ребенка раннего возраста
Консультация по вопросам значимости каждого из родителей...
Родительское собрание.Тема: «Роль матери и отца в воспитании ребёнка».
Сообщение воспитателя «Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?»Памятка для родителей. ...
Родительское собрание - тренинг "Роль отца в воспитании ребёнка"
Значимость педагогического воздействия отца на формирование личности ребенка; поднятие роли и авторитета отца в семейном воспитании ребенка....
Родительское собрание «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка» Воспитатель Белокурова Л.М. МБДОУ «Детский сад № 40» г. Ачинск
Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но ...
Родительское собрание. Тема: «Кинетический песок. Возможностями использования кинетического песка для развития ребенка».
Родительское собрание. Тема: «Кинетический песок. Возможностями использования кинетического песка для развития ребенка»....
Родительское собрание Тема: «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»
Родительское собрание Тема: «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста» Форма проведения: круглый стол Цель и задачи Повысить уровень педагогической культуры родителей; Да...
- Мне нравится (1)