Опросник «Готовность родителей к обучению детей» (ГРОД) (Автор И.А.Хоменко)
материал (подготовительная группа) на тему
Просим Вас искренне ответить на наши вопросы. Это поможет нам выявить трудности, которые могут возникнуть у Вас в процессе обучения Вашего ребенка в школе.
В каждой строчке Вам необходимо отметить баллы, которые в наибольшей степени соответствуют развитию у Вас того или иного умения.
(1 балл – умение развито минимально, 10 баллов – умение развито максимально) Подсчитывать баллы НЕ НУЖНО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprosnik.docx | 46.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник «Готовность родителей к обучению детей» (ГРОД)
(Автор И.А.Хоменко)
Уважаемый родитель!
Просим Вас искренне ответить на наши вопросы. Это поможет нам выявить трудности, которые могут возникнуть у Вас в процессе обучения Вашего ребенка в школе.
В каждой строчке Вам необходимо отметить баллы, которые в наибольшей степени соответствуют развитию у Вас того или иного умения.
(1 балл – умение развито минимально, 10 баллов – умение развито максимально) Подсчитывать баллы НЕ НУЖНО
А-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
№№ | Критерий | Баллы |
Скажите пожалуйста, насколько хорошо Вы: | ||
Знаете психологические законы обучения и развития человека (особенности адаптации) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Знаете свои психологические особенности (тип темперамента, уровень тревожности, уровень саморегуляции, комплексы, установки, амбиции и т.д.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Знаете стиль общения со своим ребенком | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Знаете психологические особенности своего ребенка | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Умеете определить наличие психологической проблемы у своего ребенка | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Насколько хорошо Вы владеете: |
| |
Методами релаксации и саморегуляции | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Способами установления контакта с ребенком | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Способами мотивации ребенка к обучению | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Методами решения конфликтных ситуаций с ребенком и учителем | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Методами самообразования | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Итого баллов: |
Б-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Насколько хорошо Вы знаете: |
| |
В чем заключается Ваша роль в образовании и развитии ребенка | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Свои ожидания от ребенка и системы образования | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Свои жизненные ценности и приоритеты | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Образовательные цели своего ребенка | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Критерии поиска и выбора школы (или центра развития ребенка) и учителя (педагога, репетитора) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Специфику разных образовательных программ и педагогических систем (Занков; Эльконин-Давыдов т.д.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Требования школы (учебные материалы и инструменты, режим, внешний вид ребенка и т.д.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Критерии готовности ребенка к систематическому обучению | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Уровень готовности других членов семьи к обучению вашего ребенка в школе | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Насколько хорошо Вы умеете: |
| |
Самостоятельно подготовить ребенка к обучению в школе | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Организовать процесс обучения ребенка (режим, питание и т.д.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Развивать самостоятельность и ответственность ребенка | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Организовать (перестроить) свой образ жизни после того как Ваш ребенок пойдет в школу | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Подобрать литературу, учебные пособия и школьные принадлежности для обучения ребенка | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Помочь ребенку в выполнении домашних заданий | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Оценить результаты обучения ребенка | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Организовать досуг ребенка (устроить праздник, провести экскурсию, отобрать фильмы, ТВ-передачи и т.д.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Обучить ребенка этике деловых отношений в школе (использование моб.связи, общение с одноклассниками и персоналом школы и т.д.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Обучить ребенка безопасному поведению дома, в школе и на улице | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Согласовывать свои требования к ребенку с другими членами семьи | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Итого по уровням | ||||
Итого баллов |
С-СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
№ | Насколько хорошо Вы знаете: |
|
Основные законы, касающиеся здоровья, обучения и соблюдения прав ребенка - Закон РФ «Об образовании» | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Семейный кодекс РФ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Гражданский кодекс РФ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Конвенция о правах ребенка | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Закон РФ «О здравоохранении» | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
«Закон РФ о защите прав потребителей» | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Организации, помогающие семье и ребенку в разных сферах (психологические центры, медицинские и юридические консультации, центры досуга и т.д.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Информационные источники (Интернет-сайты, периодическая печать и т.д.) по образованию и воспитанию | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Насколько хорошо Вы владеете: | ||
Навыками поиска необходимой информации | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Навыками по отстаиванию своих прав и прав ребенка в образовании, здравоохранении, торговле и т.д. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Итого по уровням | ||||
Итого баллов |
Д-МАТЕРИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Насколько хорошо Вы знаете: |
| |
Свои реальные материальные возможности и ресурсы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Основные материальные потребности ребенка-первоклассника | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Уровень первичных финансовых затрат за обучение первоклассника (сколько стоит собрать ребенка в школу) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Требования к безопасности детских товаров | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Насколько хорошо Вы продумали систему финансовых взаимоотношений с ребенком (карманные деньги, расходы на завтраки, транспорт и т.д.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Насколько хорошо Вы умеете: | ||
Ориентироваться в современных товарах и услугах для детей | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Создать образовательное пространство для обучения ребенка (дизайн комнаты/уголка; мебель; технические средства; школьные принадлежности и т.д.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Приобретать по оптимальной цене необходимые товары для ребенка-школьника | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Распоряжаться бюджетом и планировать финансовые перспективы образования своего ребенка | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Организовать быт ребенка-ученика | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Итого по уровням | ||||
Итого баллов |
ВСЕГО по уровням | ||||
ВСЕГО баллов |
В каждом вопросе родителям предлагается отметить количество баллов, которое в наибольшей степени соответствовало развитию у них того или иного умения, где 1 балл – умение развито минимально, 10 баллов – умение развито максимально. Затем подсчитывается общее количество баллов и по каждому виду готовности, что и являлось критерием для оценки готовности родителей к школьному обучению детей. На основе данных критериев выделены следующие уровни:
Высокий – 80-100 баллов (160-200 - для педагогической готовности).
Средний – 40-79 баллов (80-159 - для педагогической готовности).
Низкий – 0-39 баллов (0-79 - для педагогической готовности
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании Ваших ответов мы могли бы оказать Вам педагогическую помощь в воспитании Ваших детей.
- Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?
- Взаимоотношения между детьми – 15%
- Организация здорового образа жизни – 30%
- Подготовка ребенка к школе - 45%
- Приобщение к культурным ценностям – 10%
- Читаете ли Вы педагогическую литературу (газеты, журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников)?
- Читаю регулярно – 35%
- Читаю иногда – 50%
- Не читаю – 15%
- Какие формы получения информации Вы считаете наиболее удобными?
- Родительские собрания – 25%
- Семинары – 15%
- Лекции – 5%
- Клубы по интересам – 25%
- Индивидуальные консультации – 20%
- Наглядная информация в родительских уголках – 15%
- Желаете ли вы участвовать в работе с детьми Вашей группы?
- Да – 75%
- Нет – 25%
- Кого Вы считаете ответственными за воспитание ребенка?
- Семья – 80%
- Социальная среда – 0%
- Детский сад – 20%
Анкета для педагогов
- Считаете ли Вы необходимой работу с родителями воспитанников в ДОУ?
- Да – 100%
- Оцените интенсивность вашего общения с родителями
- Общаемся часто – 80%
- Общаемся эпизодически – 20%
- Почти не общаемся – 0%
- Испытываете ли Вы трудности в организации общения с родителями?
- Да – 15%
- Нет – 85%
- Каковы причины этих трудностей?
- Недостаток знаний – 3%
- Неумение вступать в диалог – 0%
- Излишняя застенчивость –2%
- Непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства – 10%
- Какие формы работы с родителями Вы наиболее часто используете в своей работе?
- Родительские собрания – 40%
- Наглядная информация – 25%
- Индивидуальные консультации – 20%
- Круглый стол – 10%
- Открытые занятия – 5 %
- Каким, на ваш взгляд, должно быть сотрудничество родителей и педагогов?
- Родители должны в точности следовать советам педагогов – 5%
- Желательно, чтобы родители и педагоги учитывали точки зрения друг друга – 95%
- Родители могут и должны воспитывать своего ребенка так, как они считают нужным – 0%
Консультация для родителей
Место и роль семьи в подготовке ребенка к школе.
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным учреждением в подготовке к школе.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.
Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.
И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.
Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.
Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.
Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения.
Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.
Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.
Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.
Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.
Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места формированию коллективизма. А жаль. Я уверена, что сегодня практически каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это что-то и есть сущность коллективизма: я могу самовыразиться, реализовать себя, если чувствую признание со стороны своего окружения.
Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке, можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно говорить о первых проявлениях коллективистической направленности.
В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.
Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.
Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных и дорогих. Этим они думают доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.
Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.
Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать его достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
От нас, взрослых, зависит успешность ребенка в школе и помощь в комфортном переходе от дошкольного детства к обучению должны предложить ребенку самые близкие люди - его родители.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей?
- Где они работают и кем?
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- Какая река протекает в нашем городе?
- Назови свой домашний адрес.
- Есть ли у тебя сестра, брат?
- Сколько ей (ему) лет?
- Насколько она (он) младше (старше) тебя?
- Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
- В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
- Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
- Сколько времён года ты знаешь?
- Сколько месяцев в году и как они называются?
- Где правая (левая) рука?
- Прочти стихотворение.
Знания математики:
- счёт до 10 (20) и обратно
- сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
- решение задач на сложение и вычитание
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:
- Хочешь ли ты пойти в школу?
- Зачем нужно ходить в школу?
- Чем ты будешь заниматься в школе?
- Что такое уроки? Чем на них занимаются?
- Как нужно вести себя на уроках в школе?
- Что такое домашнее задание? \
- Зачем нужно выполнять домашнее задание?
- Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-опросник для родителей при поступлении детей в детский сад.
Мини - опросник для родителей поможет воспитателям лучше узнать и понять детей, поступающих в детский сад....
"ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ»
Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже. Готовы ли Вы:•помочь, не рассердившись;•не кричать, принимать спокойно все так, как есть;•не унижать;•не обижать;•не сравнивать с другими своего...
Готовность к школьному обучению детей с ОНР. Консультация для родителей.
Материал поможет родителям сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах хорошей адаптации детей к обучению в школе, в установлении тес...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ИХ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ"
В современной науке широко изучается готовность к школе ребенка, этому посвящено много исследований. Однако мы считаем, что сегодня нужно говорить о готовности семьи к началу регулярной образова...
Программа по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе
Автором разработана и опробирована на практике программа по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе...
Деловая игра « Готовность родителей к обучению своих детей в школе»
Цель игры: Выявить интеллектуальные возможности родителей во время блиц - опроса....
Консультация для родителей: «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...